Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2015 в 16:08, дипломная работа
Цель исследования: раскрыть особенности парка культуры и отдыха как комплексного социально-культурного института.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть историю развития парко культуры и отдыха в России
. Выделить особенности типологии парков
. Обозначить используемые формы социально-культурной работы в парке, их содержание
. Проанализировать технологии проектирование социально-культурной деятельности в парках отдыха и выявить их особенности
. Изучить мировой, российский и региональный опыт работы парка отдыха как социально-культурного института
. Провести исследование и разработать проект
Совместно с учебными заведениями, спортивными организациями проводятся спортивные праздники и соревнования, способствующие пропаганде здорового образа жизни населения. Ежегодно для детей дошкольного и школьного возраста, подростков, проводятся детские праздники, игровые программы, конкурсы, викторины, спектакли, спортивные состязания. В дни зимних каникул в парке устанавливается елка, катальная горка, ледяные фигуры и проводятся праздники Новогодней елки. Ежегодно, 1 июня, в День защиты детей, проводится бесплатное катание детей-инвалидов и многодетных семей.
Далее хотелось бы остановить внимание на том, что, Пермь - это город с численностью населения миллион человек, соответственно он имеет хорошо развитую инфраструктуру. В связи с чем у жителей города гораздо больше выбор культурных учреждений для проведения своего досуга, нежели в малых городах Пермского края. Доказано и подтверждено на практике исследованиями Министерства культуры края, что потребность в парках культуры и отдыха первостепенна по сравнению с другими культурными учреждениями именно в малых городах и районных центрах. Одна из причин заключается в следующем: в культурной жизни малых городов, прилегающих сельских населенных пунктов парк культуры и отдыха, осуществляет экологическую и рекреационную функции, выполняет и особую задачу как центр культурных акций районного и городского масштаба.
Город Чусовой расположен на западном склоне Северного Урала. Город относится к категории малых: население его достигло чуть больше 50 тысяч человек. Чусовской парк культуры и отдыха создавался на месте лесопарка - городской зоны отдыха. И специфика города определила ведущие формы работы парка еще с первых лет его существования, которые сделали его излюбленным местом отдыха чусовлян. Прежде всего это массовые народные гуляния в дни общероссийских праздников и дней профессий. Есть и новое - День открытия паркового сезона, праздник начала Зимы и Лета, «Золотая Осень», День охраны окружающей среды. Парк проводит разнообразные конкурсы посетителей с целью изучения их интересов. Совместно с газетой «Чусовской рабочий» разрабатывается программа изучения интересов, пожеланий жителей города по работе парка.
Ведется и работа по созданию новых традиций. Так, День молодой семьи «От Я к Мы» происходит по следующему плану. Новобрачные после регистрации в городском ЗАГСе направляются в парк. Праздник начинается эстрадным концертом-подарком - час лирической поэзии «Дорожите любовью». Затем организаторы праздника приглашают молодоженов принять участие в развлекательной программе, конкурсах.
Особо необходимо отметить такое направление работы чусовского парка как целенаправленная пропаганда природы. Это, во-первых, пропаганда действием, то есть посадка деревьев и кустарников на аллеях, разбивка газонов, клумб, цветников руками жителей города. В парке отмечается Всемирный день охраны окружающей среды с демонстрацией выставок, фотографиями цветов и т.д.
Также парк ведет активную работу по направлению сохранения и передачи культурных традиций молодому поколению. Важное значений имеют праздники фольклора и ремесел.
Работа с детьми отличается комплексным характером и распространяется не только на детей, но и сопровождающих их родителей. Театрализованный праздник «Если бы дети всей земли за руки взяться смогли», утренник «Мир планете, счастье детям» и многие другие парк проводит совместно с дворцовыми клубами, школами города.
Парк уделяет должное внимание физическому воспитанию населения. Чусовой - спортивный город. Городской стадион «Металлург», стадион «Огонек» и парк органично дополняют друг друга. Прокат летнего и зимнего спортивного инвентаря, лыж и коньков, лыжная трасса, стадион и игровые мероприятия, соревнования - все взаимосвязано.
Следующим примером для анализа регионального опыта социально-культурной деятельности парков культуры и отдыха послужил парк в городе Чайковский (Приложение 18). В настоящее время учредителем Чайковского парка культуры и отдыха является комитет по культуре, искусству и молодёжной политики администрации Чайковского городского поселения. Городской парк включает городок аттракционов и зелёную зону общей площадью около 17 га. Основной целью деятельности учреждения является организация массового отдыха жителей. Парк культуры и отдыха предоставляет услуги на весь южный куст поселений Пермского края, востока Удмуртии и всего туристического потока, проходящего по Камско-Волжской водной артерии. Чайковский парк культуры и отдыха является единственным учреждением подобного рода на этой территории.
Основными задачами деятельности учреждения являются:
удовлетворение культурных потребностей населения (прокат на аттракционах);
организация и проведение праздников, выставок и других мероприятий;
реализация творческой продукции, проведение мероприятий по договорам с государственными и общественными организациями.
Ежегодно в течение летнего сезона администрацией парка организуется культурно-досуговая деятельность. За 2011 год проведено 16 праздничных, календарных и тематических мероприятий. В Год семьи парком при содействии чайковского загса была инициирована новая традиция для новобрачных - посещение водопада в парке. В этом году для молодожёнов будут предложены ещё 4 дополнительных ландшафтных объекта. Сдерживающим фактором развития социально-культурной работы чайковского парка, как и любого другого является сезонность работы - короткий летний период. В зимний период остро стоит задача сохранения территории и рабочих мест. Поэтому администрацией было принято решение об организации зимнего отдыха. Зимой 2010 года на территории парка построили каток, ледовый и снежный городки.
В ходе написания данного параграфа выпускной квалификационной работы автором было проведено социологическое исследование, проблема которого заключалась в том, что парк культуры и отдыха, как уже не раз упоминалось в работе, занимает лидирующее место среди всех учреждений культуры в организации досуга населения, поскольку носит многофункциональный характер. Для того, чтобы не потерять статус лидера, парку необходимо использовать инновационные формы работы с населением, так как уровень культуры, в связи с экономическим ростом страны стал намного выше, нежели в советское время, у населения появилось больше свободного время и материальных средств для проведения своего досуга. Таким образом, проблема состоит именно в том, что парк должен постоянно совершенствоваться, как социально-культурный институт, удовлетворяющий потребности посетителей в их досуге и культурной развитии, чтобы его посещаемость росла.
Основная цель исследования - анализ потребительских предпочтений посетителей парков культуры и отдыха города Перми.
Задачи: 1. определить уровень удовлетворенности посетителей парками города, причины и частоту посещений. 2. выявить недостатки в работе местных парков, по мнению потребителей их услуг.
Гипотеза исследования - если парк как учреждение культуры и досуга не удовлетворяет потребности населения в отдыхе, то посетители будут ходить в него редко.
Исследование проводилось с использованием метода анкетирования (Приложение 19).
Количество респондентов 200 человека, 30℅ (60 человек) из которых являются учащимися, а 70℅ (140 человек) работают или являются безработными. Исследование проводилось в городе Перми. В анкетировании принимало участие 110 человек мужского пола и 90 женского.
Таблица 1.
Пол |
Количество |
Мужской |
110 |
Женский |
90 |
Рис 1. Диаграмма «Деление респондентов по половому признаку».
Проведенное исследование показало следующие результаты
1. Возраст респондентов
Таблица 2.
Возраст |
Количество респондентов |
15-17 лет |
40 |
18-25 лет |
76 |
26-45 лет |
53 |
46 лет и больше |
31 |
Рис 2. Диаграмма «Возраст респондентов».
По данным таблицы видно, что набольшее число респондентов вошли в возрастную группу 18 - 25 лет - 76 человек, 40 человек из 200 вошли в возрастную группу от 15 до 17 лет. 53 человека вошли в группу 26 - 45 лет. Наименьшее количество респондентов - это люди, вошедшие в возрастную группу от 46 лет и больше - 31 человек.
Таким образом, из порошенных респондентов выделяется 2 целевые возрастных группы - это молодежь от 18 до 25 лет и чуть меньшее количество опрошенных в возрасте 26-45 лет.
2. Социальный статус
Таблица 3.
Социальный статус |
Количество респондентов |
Учащийся |
50 |
Рабочий |
128 |
Безработный |
22 |
Рис 3. Диаграмма «Социальный статус респондентов».
Из 200 респондентов, участвующих в анкетировании 25% (50 человека) являются учащимися каких-либо учебных заведений (школ, ВУЗов, колледжей, лицеев, институтов, училищ). А 64 % (128 человек) респондентов являются работающими и безработными 11% (22 человека). Таким образом, наибольшее количество респондентов - учащиеся.
. Парк культуры и отдыха
Таблица 4.
Парк культуры и отдыха |
Количество респондентов |
Центральный парк развлечений им. М. Горького |
130 |
Парк культуры и отдыха Кировского района |
55 |
Парк культуры и отдыха Балатово |
15 |
Рис. 4. Диаграмма «Предпочитаемый парк культуры и отдыха»
На вопрос «Какой парк культуры и отдыха Вы предпочитаете?» лидирующее место у большинства респондентов занял «Центральный парк развлечений им. М. Горького» - 130 человек. По мнению автора, это связано, прежде всего, с тем, что парк находится в центре города, парк постоянно предлагает новые формы проведения досуга для всех возрастов населения, а также большой выбор аттракционов. 55 человек порошенных предпочитают проводить свой досуг в парке культуры и отдыха Кировского района. Их выбор, по мнению автора, связан с местоположением данного парка и местом проживания респондентов. 15 человек опрошенных отдали предпочтение парку культуры и отдыха Балатово.
. Частота посещения парков
Таблица 5.
Частота посещений |
Количество респондентов |
1 раз в неделю |
30 |
1 раз в месяц |
75 |
Только по праздникам |
95 |
Рис. 5. Диаграмма «Частота посещений парка культуры и отдыха»
Таким образом, мы видим, что большее количество респондентов ходят в городские пари культуры и отдыха только в праздничные дни - 95 человек (47.5%), 75 человек (37.5%) посещают парки 1 раз в месяц и 30 (15%) человек опрошенных являются частыми гостями парков культуры и отдыха, посещают его 1 раз в неделю.
. Причины посещения парков культуры и отдыха как места проведения досуга
Таблица 6.
Причины посещения парка |
Количество респондентов |
парк - уютный тихий уголок в центре города, где можно насладиться природой |
30 |
парк - место проведения городских мероприятий и праздников |
80 |
парк - игровое пространство для детей |
30 |
парк - территория развлечения и катания на аттракционах для всей семьи |
80 |
Рис. 6. «Основные причины выбора парка культуры и отдыха как места проведения досуга»
По данным приведенной выше диаграммы мы видим, что основные причинами выбора такого места проведения досуга как парк большинство опрашиваемых респондентов выделили такие причины как: парк - место проведения городских мероприятий и праздников - 80 человек, а также парк - территория развлечения и катания на аттракционах для всей семьи - 80 человек. Также 30 человек опрошенных выделили причину выбора парка отдыха в качестве места проведения досугового времени как тихий и уютный уголок в центре города, где можно насладиться природой и как игровое пространство для детей. Это еще раз доказывает тот факт, что парк культуры и отдыха - это многофункциональное учреждение культуры, где каждый посетитель может найти себе занятие по душе.
6. Участие в мероприятиях
Таблица 7.
Участие в мероприятиях |
Количество респондентов |
Да |
143 |
Нет |
15 |
Редко |
42 |
Рис. 7. Диаграмма «Участие в мероприятиях, проводимых парком»
Из 200 опрошенных респондентов больше половины дали положительный ответ на вопрос «Принимаете ли Вы участие в проводимых парком мероприятиях?» - 143 человека (71.5%), 15 человек (7.5%) ответили что нет не принимают и 42 человека (21%) ответили, что редко. По приведенным результатам можно сделать вывод, что мероприятия в парках пользуются популярность у населения города и оно активно принимает в них участие.
7. Потребительские предпочтения
Таблица 8.
Мероприятия |
Количество респондентов |
Детские праздники |
29 |
Праздники городского и общероссийского масштаба |
74 |
Флеш-мобы и социально-культурные акции |
53 |
Event-мероприятия парка |
44 |
Информация о работе Парк культуры и отдыха как комплексный социально-культурный институт