Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 08:24, реферат
Лидерство – это способность руководителя влиять на других людей таким образом, чтобы они работали на достижение целей организации саамы эффективным способом.
Лидер влияет на окружающих главным образом по 2м социально-психологическим каналам: по каналу авторитета, по каналу харизматических свойств.
В дальнейшем возник другой, поведенческий подход, который создал основу для более точного определения: стиль лидерства это относительно устойчивая система способов, методов и форм практической деятельности менеджера, привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, нацеленная на влияние и побуждения их к достижению целей организации. Степень, до которой руководитель делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и его забота, прежде всего, о человеческих отношениях или о выполнении задачи отражает стиль, характеризующий данного лидера.
Но и такой подход оказался не полным. Дальнейшие исследования показали, что в эффективности руководства значительную роль играют ситуационные факторы, которые, например, включают потребности и личные качества подчиненных, характер задания, требования и воздействие среды, имеющуюся у руководителя информацию. На практике это означает, что руководитель-лидер должен по-разному вести в различных ситуациях.
Первыми исследовали стили лидерства К. Левин и его коллеги. Они исследовали авторитарный, демократический и либеральный стили лидерства, наблюдая в лабораторных условиях за группами подростков, которыми с помощью этих стилей руководили взрослые.
Автократический лидер определял политику группы, диктовал правила и последовательность действий; он проявлял субъективность в оценках и критицизм, но без открытой враждебности.
Демократический лидер позволял группе участвовать в определении политики и предлагать альтернативы; члены группы могли свободно выбирать тех, с кем они хотят выполнять задания. Лидер демонстрировал объективность оценок.
Либеральный лидер нарочито самоустранялся от участия в делах группы, которая имела полную свободу действия по выполнению определенного задания. Этот стиль не может быть присущ истинному лидеру и характерен для формального руководства.
Выбор
авторитарного или
К.Левин
провел сравнительный анализ характеристик
авторитарного и демократического стилей
лидерства.
Сравнительные
характеристики стилей
лидерства
Авторитарный стиль | Демократический стиль |
|
|
Исследования Розенбаумов показали, что авторитарное лидерство более эффективно в стрессовой ситуации, а демократическое - в нормальной. А исследования Шоу доказали, что легче стать хорошим авторитарным руководителем, чем хорошим демократическим. При этом, отмечался значительный разрыв между лучшими и наихудшими показателями эффективности групповой деятельности при демократическом лидерстве, в то время как показатели авторитарного лидерства мало зависели от его качества.
Выбор
авторитарного или
16.Теории
ситуационного лидерства.
Основные понятия: ситуационность, ориентация
на отношения, ориентация на задание, тип
готовности, участвующий стиль, продающий
стиль, делегирующий стиль, директивный
стиль.
1. "Ситуационность" означает, что действия людей определяются контекстом, в котором они осуществляются. Это понятие лежит в основе ситуационной теории лидерства.
Нет двух совершенно одинаковых организаций. Попытки руководить на основании каких-то общих принципов, игнорируя все, что делает учреждения или фирмы непохожими друг на друга, неизбежно оборачиваются серьезными проблемами. Ситуационный подход возник как помощь лидерам, ищущим ответ на вопрос о том, какая стратегия будет наиболее эффективной в тех уникальных условиях, в которых находится их организация.
Ситуационная теория лидерства была предложена в 1967 г. Фредом Фидлером. Вскоре эта тема оформилась в самостоятельную область исследований, в которой возникло несколько новых теорий.
Теория
Фидлера является ситуационной моделью
эффективности лидерства, определяющей,
что «производительность группы
зависит от взаимодействия стиля
лидерства и степени
Основой
характеристики лидера служит оценка
им НПС, которая, как предполагается, характеризует
его личностные качества и положение.
Эта оценка получается следующим путем:
лидера просят подумать обо всех сотрудниках,
которые у него когда-либо были, и описать
(с помощью определенного набора критериев)
того человека, с которым он менее всего
был бы способен успешно работать, т.е.
своего наименее предпочитаемого сотрудника.
Высокую оценку получает тот лидер, который
характеризует своего НПС в относительно
позитивных терминах. Крайне отрицательное,
неприязненное отношение к НПС дает низкую
оценку. Чем выше показатели шкалы, тем
в большей степени лидер нуждается в одобрении
окружающих. Фидлер описал этого лидера
как человека, который получает наибольшее
удовлетворение от успешного межличностного
взаимодействия. И, наоборот. Лидер с низкой
шкалой не придает особого значения отношению
окружающих к своей деятельности, он извлекает
максимум удовлетворения от выполнения
задания. Т.О. было выделено два стиля лидерства:
ориентированный на задание и ориентированный
на отношения.
Ориентированный на задание | Ориентированный на отношения |
|
|
Благоприятность ситуации зависит от степени, в которой ситуация облегчает контроль за поведением группы. Ситуационный контроль может быть высоким и низким.
Система контроля лидера включает три основных фактора:
Перечисленные
факторы имеют разное значение для
лидерства. Самым сильным фактором
является (3), затем следует (2), и лишь затем
(1). Однако вывод о том, что наиболее благоприятными
условиями лидерства являются прекрасные
отношения лидера с подчиненными, высокая
структурированность задания и сильная
статусная позиция лидера не верен.
Характеристики ситуации | Лидер, ориентированный на задание | Лидер, ориентированный на отношения |
Ситуация благоприятствует лидерству, члены группы справляются с заданием, лидер может управлять и контролировать без особого прессинга | Большая эффективность | |
Ситуация препятствует осуществлению лидерства, выполнение задания под угрозой, подчиненные дезориентированы, требуется директивное руководство | Большая эффективность | |
Ситуация имеет средние характеристики благоприятствования | Большая эффективность |
Для лидера, ориентированного на задание, и лидера, ориентированного на отношения, необходимы разные условия для проявления эффективности. Фидлер показал, что жесткие лидеры достигают наибольших результатов или в очень благоприятных, или в очень неблагоприятных условиях, в то время как в умеренно благоприятных обстоятельствах предпочтителен мягкий стиль руководства. Эффективность, таким образом, определяется не свойствами личности начальника, а степенью его соответствия сложившейся ситуации.
17.Власть
и сила лидера: понятие, источники.
Основные понятия: власть, сила, влияние,
ресурсы силы, каналы влияния, тактика
влияния, рационализация, стратегия влияния
1. Лидеры и руководители в силу своего социального положения обладают некоторой властью над окружающими их людьми. Одни издают приказы, другие обращаются с просьбой, третьи советуют или предлагают новую идею. В любом случае в результате воздействия лидера происходят изменения: меняются условия, настроения, ход мыслей, оценки и самооценки.
Эффективное лидерство определяется:
Власть можно определить как способность влиять на поведение других людей в соответствии со своими желаниями и целями. Власть ситуативна, предметно обусловлена и относительна. Исследователи давно интересовались источниками личной власти. Американские исследователи Дж. Френч и Б. Рейвен предложили классификацию, основанную на выделении пяти основных источников власти.
Источники
личной власти1
Источник власти | Описание |
Вознаграждение | Лидер обладает ресурсами, необходимыми, для вознаграждения последователей |
Принуждение | Источник власти – страх (например, потерять работу) |
Легитимность | Поведение лидера согласуется с разделяемыми ценностями последователей, поэтому они передают лидеру полномочия |
Экспертиза | Основа власти – знания и опыт, относящиеся к заданию |
Харизма | Черты личности, делающие лидера привлекательным в глазах последователей |