Понятие лидерства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 08:24, реферат

Описание работы

Лидерство – это способность руководителя влиять на других людей таким образом, чтобы они работали на достижение целей организации саамы эффективным способом.
Лидер влияет на окружающих главным образом по 2м социально-психологическим каналам: по каналу авторитета, по каналу харизматических свойств.

Файлы: 1 файл

ответы к зачету по соц..doc

— 388.50 Кб (Скачать файл)

    В дальнейшем возник другой, поведенческий  подход, который создал основу для  более точного определения: стиль  лидерства это относительно устойчивая система способов, методов и форм практической деятельности менеджера, привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, нацеленная на влияние и побуждения их к достижению целей организации. Степень, до которой руководитель делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и его забота, прежде всего, о человеческих отношениях или о выполнении задачи отражает стиль, характеризующий данного лидера.

    Но  и такой подход оказался не полным. Дальнейшие исследования показали, что в эффективности руководства значительную роль играют ситуационные факторы, которые, например, включают потребности и личные качества подчиненных, характер задания, требования и воздействие среды, имеющуюся у руководителя информацию. На практике это означает, что руководитель-лидер должен по-разному вести в различных ситуациях.

    Первыми исследовали стили лидерства  К. Левин и его коллеги. Они  исследовали авторитарный, демократический и либеральный стили лидерства, наблюдая в лабораторных условиях за группами подростков, которыми с помощью этих стилей руководили взрослые.

    Автократический лидер определял политику группы, диктовал правила и последовательность действий; он проявлял субъективность в оценках и критицизм, но без открытой враждебности.

    Демократический лидер позволял группе участвовать в определении политики и предлагать альтернативы; члены группы могли свободно выбирать тех, с кем они хотят выполнять задания. Лидер демонстрировал объективность оценок.

    Либеральный лидер нарочито самоустранялся от участия в делах группы, которая имела полную свободу действия по выполнению определенного задания. Этот стиль не может быть присущ истинному лидеру и характерен для формального руководства.

    Выбор авторитарного или демократического стиля лидерства во многом определяется оценкой характеристик подчиненных. Так, инфантильность подчиненных, их нежелание брать ответственность за свои судьбы и результаты труда на себя вынуждают лидера прибегать к авторитарному стилю руководства. Также недостаток добротной информации, ее недоступность или неспособность ею воспользоваться снижают возможности подчиненных самостоятельно принимать эффективные решения, постепенно создают совокупность проблем в организации и предопределяют большую эффективность авторитарного стиля руководства.

    К.Левин  провел сравнительный анализ характеристик авторитарного и демократического стилей лидерства. 

    Сравнительные характеристики стилей лидерства 

Авторитарный  стиль Демократический стиль
  • руководство/ подчинение
  • закрытый контроль
  • контроль и ответственность
  • отсутствие участия подчиненных в управлении
  • отсутствие обратной связи
  • слабая информированность подчиненных
  • неприятие советов и предложений
  • низкий уровень мотивации к труду
  • открытая и положительная коммуникация
  • частые  и конструктивные диалоги
  • оценка предложений
  • наличие обратной связи
  • консенсус и политика компромиссов
  • саморуководство и самоконтроль
  • положительная атмосфера, располагающая к выражению эмоциональных переживаний
  • предупреждение конфликтов
  • групповое решение проблем
  • влияние на основе технической экспертизы
  • согласованность индивидуальных и организационных целей
 

    Исследования  Розенбаумов показали, что авторитарное лидерство более эффективно в  стрессовой ситуации, а демократическое - в нормальной. А исследования Шоу  доказали, что легче стать хорошим авторитарным руководителем, чем хорошим демократическим. При этом, отмечался значительный разрыв между лучшими и наихудшими показателями эффективности групповой деятельности при демократическом лидерстве, в то время как показатели авторитарного лидерства мало зависели от его качества.

    Выбор авторитарного или демократического стиля лидерства во многом определяется оценкой характеристик подчиненных. Так, инфантильность подчиненных, их нежелание брать ответственность за свои судьбы и результаты труда на себя вынуждают лидера прибегать к авторитарному стилю руководства. Также недостаток добротной информации, ее недоступность или неспособность ею воспользоваться снижают возможности подчиненных самостоятельно принимать эффективные решения, постепенно создают совокупность проблем в организации и предопределяют большую эффективность авторитарного стиля руководства. 
 
 
 

       16.Теории ситуационного лидерства. Основные понятия: ситуационность, ориентация на отношения, ориентация на задание, тип готовности, участвующий стиль, продающий стиль, делегирующий стиль, директивный стиль. 

    1. "Ситуационность" означает, что действия людей определяются контекстом, в котором они осуществляются. Это понятие лежит в основе ситуационной теории лидерства.

    Нет двух совершенно одинаковых организаций. Попытки руководить на основании каких-то общих принципов, игнорируя все, что делает учреждения или фирмы непохожими друг на друга, неизбежно оборачиваются серьезными проблемами. Ситуационный подход возник как помощь лидерам, ищущим ответ на вопрос о том, какая стратегия будет наиболее эффективной в тех уникальных условиях, в которых находится их организация.

    Ситуационная  теория лидерства была предложена в 1967 г. Фредом Фидлером. Вскоре эта тема оформилась в самостоятельную область исследований, в которой возникло несколько новых теорий.

    Теория  Фидлера является ситуационной моделью  эффективности лидерства, определяющей, что «производительность группы зависит от взаимодействия стиля  лидерства и степени благоприятности ситуации». Более точно, производительность группы людей, работа которых характеризуется взаимной зависимостью, есть функция взаимодействия между уважением лидера к его наименее предпочитаемому сотруднику (НПС) и ситуационными переменными.

    Основой характеристики лидера служит оценка им НПС, которая, как предполагается, характеризует его личностные качества и положение. Эта оценка получается следующим путем: лидера просят подумать обо всех сотрудниках, которые у него когда-либо были, и описать (с помощью определенного набора критериев) того человека, с которым он менее всего был бы способен успешно работать, т.е. своего наименее предпочитаемого сотрудника. Высокую оценку получает тот лидер, который характеризует своего НПС в относительно позитивных терминах. Крайне отрицательное, неприязненное отношение к НПС дает низкую оценку. Чем выше показатели шкалы, тем в большей степени лидер нуждается в одобрении окружающих. Фидлер описал этого лидера как человека, который получает наибольшее удовлетворение от успешного межличностного взаимодействия. И, наоборот. Лидер с низкой шкалой не придает особого значения отношению окружающих к своей деятельности, он извлекает максимум удовлетворения от выполнения задания. Т.О. было выделено два стиля лидерства: ориентированный на задание и ориентированный на отношения.  

Ориентированный на задание Ориентированный на отношения 
  • поощряет взаимодействие с целью успешного выполнения задания;
  • самооценка лидера зависит от успешности реализации поставленных целей и выполнения задания;
  • направлен на развитие межличностных контактов для улучшения отношений с группой;
  • самооценка лидера зависит от степени его признания окружающими;
 

    Благоприятность ситуации зависит от степени, в которой  ситуация облегчает контроль за поведением группы. Ситуационный контроль может быть высоким и низким.

    Система контроля лидера включает три основных фактора:

  1. статусная власть лидера, т.е. степень в которой положение руководителя обеспечивает лидеру выполнение его желаний и воли подчиненными. Власть лидера оценивалась его полномочиями продвигать или понижать по службе, его положением в организации, или рангом. Чем более сильные позиции у лидера, чем выше его социальный статус, тем более благоприятна ситуация для осуществления лидерства.
  2. Особенности структуры задания (степень его осознания, ясность, понятность и выполнимость требований задания). Задание структурировано, если цель ясна, существует только одно правильное решение (выбранное на основе анализа многих возможностей), нет противоречия между отдаленными и ближайшими целями, решение исполнимо. Чем более структурировано задание, тем более благоприятны условия лидерства.
  3. Личностные отношения между лидером и членами группы.

    Перечисленные факторы имеют разное значение для  лидерства. Самым сильным фактором является (3), затем следует (2), и лишь затем (1). Однако вывод о том, что наиболее благоприятными условиями лидерства являются прекрасные отношения лидера с подчиненными, высокая структурированность задания и сильная статусная позиция лидера не верен.  

Характеристики ситуации Лидер, ориентированный  на задание Лидер, ориентированный на отношения
Ситуация  благоприятствует лидерству, члены группы справляются с заданием, лидер может управлять и контролировать без особого прессинга Большая эффективность  
Ситуация препятствует осуществлению лидерства, выполнение задания под угрозой, подчиненные дезориентированы, требуется директивное руководство Большая эффективность  
Ситуация  имеет средние характеристики благоприятствования   Большая эффективность
 

    Для лидера, ориентированного на задание, и лидера, ориентированного на отношения, необходимы разные условия для проявления эффективности. Фидлер показал, что жесткие лидеры достигают наибольших результатов или в очень благоприятных, или в очень неблагоприятных условиях, в то время как в умеренно благоприятных обстоятельствах предпочтителен мягкий стиль руководства. Эффективность, таким образом, определяется не свойствами личности начальника, а степенью его соответствия сложившейся ситуации.

       17.Власть и сила лидера: понятие, источники. Основные понятия: власть, сила, влияние, ресурсы силы, каналы влияния, тактика влияния, рационализация, стратегия влияния 

    1. Лидеры и руководители в силу своего социального положения обладают некоторой властью над окружающими их людьми. Одни издают приказы, другие обращаются с просьбой, третьи советуют или предлагают новую идею. В любом случае в результате воздействия лидера происходят изменения: меняются условия, настроения, ход мыслей, оценки и самооценки.

    Эффективное лидерство определяется:

  • Реальной властью лидера над окружающими, степенью его силы и влияния, которое он оказывает на подчиненных, вышестоящее руководство и окружающих в целом;
  • Результативным использованием этой власти для реализации организационных и индивидуальных целей и задач.

    Власть  можно определить как способность  влиять на поведение других людей  в соответствии со своими желаниями  и целями. Власть ситуативна, предметно  обусловлена и относительна. Исследователи  давно интересовались источниками личной власти. Американские исследователи Дж. Френч и Б. Рейвен предложили классификацию, основанную на выделении пяти основных источников власти.

    Источники личной власти1 

Источник  власти Описание
Вознаграждение  Лидер обладает ресурсами, необходимыми, для вознаграждения последователей
Принуждение Источник власти – страх (например, потерять работу)
Легитимность  Поведение лидера согласуется с разделяемыми ценностями последователей, поэтому они передают лидеру полномочия
Экспертиза  Основа власти – знания и опыт, относящиеся  к заданию
Харизма Черты личности, делающие лидера привлекательным в  глазах последователей

Информация о работе Понятие лидерства