Понятие лидерства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 08:24, реферат

Описание работы

Лидерство – это способность руководителя влиять на других людей таким образом, чтобы они работали на достижение целей организации саамы эффективным способом.
Лидер влияет на окружающих главным образом по 2м социально-психологическим каналам: по каналу авторитета, по каналу харизматических свойств.

Файлы: 1 файл

ответы к зачету по соц..doc

— 388.50 Кб (Скачать файл)
 

       Степень власти одного субъекта над другим определяется его силой. Сила – это способность оказывать влияние на поведение других.

    Многими сила воспринимается в негативном контексте. Она вызывает неприятные ассоциации, такие, как злоупотребление властью, стремление к превосходству, политиканство, давление или грубое проявление агрессии. Но сила имеет и положительные моменты:

  • способность к мобилизации ресурсов для достижения общих целей,
  • генерация позитивных идей,
  • расстановка компетентных кадров на ключевых постах,
  • возможность своевременного получения информации и оценка принятых решений.

    Сила  – это отношения зависимости. Ресурсы силы – это то, что  используется или может быть использовано как средство влияния и изменения поведения других для достижения поставленных целей. Чтобы создать ситуацию зависимости, сила ресурсов должна обладать важными качествами:

  • важностью или особенностью
  • незаменимостью
  • нехваткой или дефицитом какого-либо ресурса.

    Что-либо становится ресурсом только тогда, когда  оно возможно, желанно и способствует удовлетворению желания в условиях отсутствия альтернативы.

       Колин Хейлиз выделяет 4 вида ресурсов:

  1. физические ресурсы
  2. экономические ресурсы
  3. знания как ресурсы
  4. нормы (идеи, убеждения, ценности, чувства) как ресурсы. 

    Традиционно менеджеры полагаются только на силу своей позиции (статуса): «я – начальник…» - это примитивная формула использования  исключительно силы позиции. Однако в последнее время лидеры вынуждены комбинировать разнообразные ресурсы силы и влияния.  
 

       18.Влияние лидера: способы и каналы. 2. Влияние – процесс успешного воздействия, позволяющий человеку убеждать других следовать его советам и распоряжениям.

       Влияние может быть общим или специфичным, преднамеренным и непреднамеренным.

    Существует  три возможных результата влияния: согласие, уступка и сопротивление.

    Модель  влияния. Лидер, планируя воздействие на другого, оценивает и выбирает ресурсы, тактику влияния, которую впоследствии реализует в процессе взаимодействия. Если его влияние превышает обратное влияние партнера по взаимодействию, то он получает определенную власть над объектом влияния. Объект влияния подчиняется субъекту адекватно власти субъекта над собой.

    Влияние – это процесс воздействия на сознание другого человека. Эффект воздействия может быть кратким и длительным, глубоко меняющим человека и почти его не затрагивающим. Выбор способов влияния определяют следующие факторы:

  • предыстория взаимоотношений партнеров по взаимодействию, которая может способствовать или содействовать оказанию влияния;
  • наличие противоречия интересов и целей партнеров, что обусловливает ориентацию на противостояние и формирует взаимные предубеждения;
  • значительные различия в опыте и компетентности партнеров по взаимодействию, которые снижают возможности прогнозирования и моделирования взаимных реакций. В этом случае возрастает роль стереотипов и предубеждений в отношении друг друга;
  • различия культурных ценностей партнеров, которые могут привести к выбору неэффективных средств и способов влияния.

    Если  воздействие состоялось, то изменение  сознания партнеров по взаимодействию все равно произойдет. Однако эти ожидания не обязательно будут соответствовать ожиданиям лидера. 

    19.Тактики и стратегии влияния лидера.

    3. В рамках одной группы или при межличностном взаимодействии лидеры, как правило, прибегают к одной из следующих тактик:

  • проявление уверенности в себе и своей позиции – обращение к другим индивидам с просьбами, которые сопровождаются четким определением времени выполнения просьбы; подчеркивание важности своего обращения; напоминания о своих просьбах и обязанностях других в отношении себя.
  • Проявление дружелюбия и личностного расположения – совокупность действий, направленных на то, чтобы сделать приятным для объекта воздействия выполнение своей просьбы;
  • Рационализация – детальное и логически выстроенное истолкование фактов для четкого понимания смысла просьбы и ее значимости для взаимодействующих индивидов. Это осознание сопровождается утверждением или заявлением относительно того, что следует сделать объекту воздействия. В этом случае используется принцип логической аргументации, предполагающий последовательность: тезис – система аргументов;
  • Применение или угроза применения санкций;
  • Оказание давления атрибутами статусной власти, которое выражается в усилиях по обеспечению формальной и неформальной поддержки подчиненными политики организационной иерархии;
  • Заключение сделок, договоренностей – обмен услугами и применение других способов удовлетворения интересов друг друга на основе переговоров;
  • Заключение коалиций – формирование и получение выгоды от временных или постоянных альянсов и коалиций как внутри организации, так и вне ее.

       Тактики различаются по их важности и частоте  использования управленческими  лидерами. Киприс и его коллеги провели исследование с целью определения популярности тех или иных тактик влияния среди лидеров при их взаимодействии с вышестоящим руководством и подчиненными.  

       Использование тактик влияния  

       Степень популярности        Оказание  влияния лидером на:
Вышестоящее руководство Подчиненных
Наиболее популярные тактики 
 
 
 

Наименее  популярные тактики

  • Рационализация
  • Создание коалиций
  • Проявление дружелюбия
  • Заключение сделок
  • Проявление уверенности в себе
  • Демонстрация атрибутов власти
  • Рационализация
  • Проявление уверенности в себе
  • Проявление дружелюбия
  • Создание коалиций
  • Демонстрация атрибутов власти
  • Санкции
 

    У лидера есть широкие возможности  приобретения личной власти, привлекательной  для последователей. В тоже время  воздействие лидера на них может  сильно возрасти при переходе от непосредственного применения власти к использованию различных форм влияния. Влияние позволяет добиваться от других нужных вам результатов даже в отсутствие какой-либо власти над ними. 

    Стратегии влияния2 

Стратегия Форма Вербальное выражение стратегии
Возмездие

(принуждение  и запугивание)

Общая форма Если вы этого  не сделаете, вы пожалеете
Угроза  Если вы не подчинитесь, я вас накажу
Социальное  давление Другие члены  вашей группы согласны; так какое  ваше решение?
Достаточно Я перестану  к вам придираться, если вы подчинитесь
Ощущаемый недостаток и давление времени  Если вы не начнете  действовать прямо сейчас, вы упустите возможность/создадите проблемы другим людям
Избегайте причинять боль другим Если вы не согласитесь, это причинит вред другим
Взаимодействие 

(обмен  и интеграция)

Общая форма Если вы сделаете Х, вы получите Y
Обещание  Если вы подчинитесь, я вас вознагражу
Уважение  Люди, мнением  которых вы дорожите, будут думать лучше (хуже) о вас, если вы подчинитесь (не подчинитесь)
«Кредит» Я сделаю для  вас что-нибудь, чего вы хотите; вы тогда  сделаете это для меня?
Обязательство Вы обязаны  подчиниться мне, поскольку в  прошлом я оказал вам услуги (Даже если я не беру на себя обязательства  в отношении будущего…)
Взаимный  компромисс Я снизил мое  первоначальное предложение/цену, и теперь я надеюсь, что вы ответите тем же (не важно, насколько неразумным было мое первоначальное предложение)
Рост  обязательств Я заинтересован  только в небольшом обязательстве  с вашей стороны (но потом я потребую больше)
Обоснование

(убеждение,  основанное на фактах, потребностях  и личных ценностях

Общая форма Я хочу, чтобы  вы сделали Х, поскольку это согласуется  с…(необходимо для…)
Доказательство  Эти факты (мнение экспертов) демонстрируют достоинства моей позиции (просьбы)
Потребность Вот, что мне  надо; вы поможете?
Достижение  цели Уступчивость  поможет вам достичь своей  личной цели
Схожесть  ценностей Это действие соответствует  вашей приверженности Х
Готовность  Мы бы предприняли эту попытку, если бы могли положиться на ваши способности (опыт)
Лояльность  Поскольку мы друзья, вы сделаете это?
Альтруизм Группе нужна  ваша поддержка, сделайте это для  общего блага
 

    Успешная  стратегия позитивного влияния  управленческого лидера предполагает использование не какой-то одной тактики, а их совокупности. Этот выбор зависит не только от личностных особенностей лидера. Но также от ситуации и тех задач, которые стоят перед лидером. 

20.Составляющие имиджа лидера.

21.Понятие коммуникации.

22.Виды коммуникации.

23.Модели коммуникации в организации.

24.Понятие группы. Классификация групп.

25.Групповая динамика

    2. Возраст группы - важный показатель групповой динамики и объективной способности группы эффективно решать конкретные задачи.

    Групповая динамика непосредственно связана  со стадиями группового развития.

    Специалисты выделяют четыре стадии развития группы, каждая из которых имеет свои особенности, определяя способность группы решать стоящие перед ней задачи. Таковыми являются:

  1. Стадия формирования.
  2. Стадия взрыва недовольства.
  3. Стадия выработки групповых норм.
  4. Стадия выполнения задания.

    Первая  стадия формирования группы характеризуется доминированием индивидуальных мотивов поведении. Выявляя суть задания, свою роль в его выполнении и место в группе, члены группы ориентированы на личные потребности, они заинтересованы в появлении системы положительного и отрицательного подкрепления их предстоящей деятельности. Соизмерение индивидуальных потребностей с необходимостью взаимодействовать с другими членами группы и работать сообща находит различный отклик у членов группы.

    Стадия  взрыва недовольства, к сожалению, является обязательным элементом группового развития. Степень недовольства и продолжительность этой стадии могут варьироваться. Процесс обмена информацией между членами группы относительно их ожиданий и представлений по поводу групповой деятельности объективно характеризуется определенным несогласием друг с другом. Это несогласие обусловлено различиями в уровне профессионализма, личностных амбиций, индивидуальной силы и влияния, а также различиями в представлениях о цели задания и способах его выполнения.

    Конфликты и проявления индивидуальных мотивов (а в равной степени и неудовлетворительная оценка групповой результативности) подводят членов группы к пониманию важности согласия и групповой сплоченности как факторов эффективности групповой деятельности. В группе возрастает персональная ответственность членов за конечный результат групповой деятельности. В этой ситуации группа переходит к третьей стадии развития – выработке групповых правил взаимодействия и норм деятельности. Фиксируется сложившийся баланс силы и влияния членов группы, их социальные роли и статус в группе.

    Внимание  группы переключается с проблем  групповой динамики на проблемы выполнения задания.

    По  мере вовлечения членов группы в процесс  групповой динамики эффективная  группа обеспечивает выполнение ряда функций, в число которых включаются:

    1. Гармонизация взаимоотношений посредством  разрешения меж-личностных конфликтов и противоречий, достижение согласия и снижения напряжения при непосредственных контактах.

    2. Нахождение компромиссов. Эффективность  взаимодействия членов группы  достигается в том случае, если каждый из них признает правомерность интересов других членов и собственные ошибки, а также выражает отказ от чрезмерных притязаний.

    3. Свободное изъявление эмоциональных  переживаний, идей и отношений  членов группы друг к другу.

    4. Поощрение и поддержка. Оказание  помощи и поддержки друг другу,  формирование климата доверия и взаимоуважения. 
 

.

26.Типы подчиненных. 

     3. Специалисты выделяют два разных типа подчиненных:

  • подчиненных, ориентированных на цель;
  • подчиненных, ориентированных на задание.

    Сотрудник, относящийся к первому типу подчиненного, предпочитает совместно с управленческим лидером прояснить конечную цель, свои ресурсы и возможности (полномочия и ответственность) и оставляет за собой право самостоятельно доработать план мероприятий по выполнению задания. Характерологические особенности подчиненного данного типа выражаются в том, что он:

  • предпочитает авторитарного руководителя;
  • нуждается в обратной связи и оценке деятельности, основанной на результате;
  • воспринимает деньги как поощрение за хорошую работу охотнее, чем стимул работать больше;
  • лучше выполняет работу, которая может быть усовершенствована (в таком случае это творческий тип личности, который получает удовлетворение от решения проблемы);
  • выбирает цели со средним риском, несет ответственность за результат;
  • направляет энергию на достижение целей;
  • проявляет инициативу и не любит мелочной опеки;
  • регулирует степень стремления достичь цели в зависимости от реального успеха или неудачи.

Информация о работе Понятие лидерства