Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 08:24, реферат
Лидерство – это способность руководителя влиять на других людей таким образом, чтобы они работали на достижение целей организации саамы эффективным способом.
Лидер влияет на окружающих главным образом по 2м социально-психологическим каналам: по каналу авторитета, по каналу харизматических свойств.
В том случае, если управленческий лидер не планирует стать членом команды, но рассчитывает остаться лидером и руководителем создаваемой группы, он концентрируется на создании условий, обеспечивающих максимально эффективное использование потенциала командной деятельности, а также оставляет за собой функции мониторинга и оценки результативности деятельности команды.
Управленческий лидер может выполнять обе роли одновременно. Он может быть членом команды единомышленников (к примеру, имеется в виду команда стратегического планирования высшего руководства организацией) и управленческим лидером ряда команд на низших уровнях управления.
Вне
зависимости от видения своей
роли в будущей команде
Деятельность управленческого лидера по формированию и управлению командой осуществляется в следующих направлениях:
Можно выделить три сферы деятельности управленческого лидера по формированию и управлению командой:
Совершенствование деятельности команды
Формированию команды способствует регулярное рассмотрение с членами группы следующих вопросов:
30.Оценка лидерства.
31.Лидерство и предпринимательский менеджмент.
32.Национальные особенности лидерства.
1. Чтобы быть действительно эффективными, современные лидеры должны добавить к своему эмоциональному разуму межкультурное измерение.
Национальная культура сродни организационной - это ценности и идеи, разделяемые представителями одной нации и направляющими их поведение. Это препрограммированное поведение часто называют национальным характером, под которым понимаются общие для представителей нации поведенческие установки.
Чертами (среди прочих) японского национального характера являются поиск группового консенсуса и долгосрочная временная ориентация, американского - индивидуализм и универсализм в отношениях, шведского - коллективизм и стремление к гармонии с окружающей средой.
Национальный характер передается из поколения в поколение в процессе воспитания формального и неформального образования и просто жизни в национальной культуре.
Национальный характер влияет на многие аспекты лидерства, поскольку народы отличаются по их отношению к распределению власти в обществе и организации, процессу анализа и принятия решений, временной ориентации и многим другим характеристикам. Попытки создать иерархическую организацию и сконцентрировать власть в руках ее руководителя вряд ли увенчаются успехом в эгалитарной и коллективистской голландской культуре, точно так же, как демократический и неформальный стиль взаимодействия лидера со своими последователями не принесет ему успеха в странах Ближнего Востока.
Каждая из национальных культур имеет свои представления о том, что приемлемо и недопустимо в отношениях между лидером и последователями, поэтому можно говорить о национальных лидерских стилях, которые проявляются в организационной архитектуре, коммуникации, системах управления.
В
США во главе организации стоит
харизматический лидер-одиночка (Вашингтон,
Слоун, Велш), указывающий своим
Французская организация напоминает пирамиду-крепость, на вершине которой также находится властный лидер, однако источник его авторитета не столько в индивидуальной харизме, сколько в политическом искусстве продвижения наверх. Исключительность положения лидера и его близость к небожителям подчеркивают такие детали, как его титул - PDC (президент и генеральный директор одновременно), наличие единственной в организации машины с водителем, а на государственном уровне - существовавший до предстоящих выборов семилетний президентский срок. Французская организация сложна и бюрократична, управленческие системы консервативны и часто непрозрачны, сотрудники скептически относятся к переменам, поэтому лидеры вынуждены прибегать к политическому процессу создания союзов и коалиций, постепенной вербовки сторонников и стратегии мелких шагов.
Скандинавы предпочитают коллективное лидерство индивидуальному и оставляют формальному руководителю роль координатора группового процесса принятия и реализации решений. Их организации отличаются небольшим числом иерархических уровней, часто построены по матричному принципу и спланированы в стиле открытого офиса. Системы управления отражают традиционные ценности равенства, гармонии, долгосрочной временной ориентации. Скандинавия знаменита наименьшим в мире разрывом в уровне вознаграждения первого руководителя и рядовых сотрудников и самым активным использованием внутрикорпоративной электронной почты. Процесс организационных изменений обычно принимает форму перманентной эволюции, а не кровавой революции.
Руководитель
китайской организации
Чтобы
эффективно управлять в сложной
и многообразной глобальной среде,
лидеры должны добавить к имеющимся
у них "стандартным" компетенциям
открытость, понимание других культур
и способность
2. Ряд характерных для отечественных лидеров черт, прежде всего огромное (диспропорциональное по сравнению с другими культурами) внимание к внешней среде и особенно к одному из ее элементов - власти.
Отечественные бизнес-лидеры ежедневно сканируют окружающую среду в поисках новых возможностей, а во власти видят важнейший потенциальный источник конкурентных преимуществ, уделяют управлению отношениями с ней львиную долю своей энергии и харизмы и добиваются в этом деле впечатляющих успехов.
Изменчивость и низкая предсказуемость внешней среды предопределяют и такие черты лидерства, как гибкость в отношении сферы деятельности и краткосрочная временная ориентация, хотя в последнее время стали проявляться признаки изменений в отношении временных горизонтов.
В отличие от внешней среды последователи занимают значительно меньшую часть лидерского внимания. Только немногие руководители всерьез задумываются над тем, как эффективно управлять своими сотрудниками. В этом ярко проявляется еще одна особенность лидерства - использование интуиции, как важнейшего инструмента принятия решений. Однако по мере того как объективно сокращается число предоставляемых внешней средой возможностей получения конкурентных преимуществ, внимание лидеров неизбежно начнет перемешаться в сторону людей внутри организации. Те, кто сделает это раньше, окажутся впереди вечной гонки за успехом.
Кажется, что мы знаем о себе все, однако когда пытаемся применить эти знания для управления другими, получается не очень успешно. Общим местом являются утверждения о том, что отечественные сотрудники не любят принимать решения, но обожают обсуждать их и не торопятся выполнять распоряжения; нуждаются в инструкциях, но предпочитают действовать по-своему; могут героически работать в течение двух суток, а затем бездельничать целый месяц. Переменчивость в настроении и поведении является, пожалуй, главной чертой национального характера. Как из года в год зима с длинными черными ночами сменяется коротким светлым летом, так и мы с завидным постоянством то любим, то ненавидим одних и тех же людей, боремся за универсальные правила для всех и тут же сами нарушаем их, боготворим вождей, чтобы потом смешать их с грязью. Во все века лидеры чувствовали важность и опасность этой национальной черты и пытались противопоставить ей карательно-устрашающую систему - "удержать народ в узде".
Есть несколько общих черт, характерных для современного российского лидерства, - "царское" положение лидера и значительная дистанция между ним и подчиненными, даже самыми близкими, составляющими еще один неотъемлемый атрибут отечественного лидера - узкую группу доверенных лиц, частную "Боярскую думу".
Лидеры очень эффективны в индивидуальной коммуникации и во взаимодействии в малых группах, однако избегают публичных выступлений и других контактов с неорганизованны ми массами своих последователей.
Наиболее важными элементами отечественной системы отношений между работником и организацией с точки зрения лидерства являются:
-
существование огромной
-
иерархическое управление с
-
почти полная зависимость
-
замкнутость и закрытость
-
привлечение, продвижение и
-
бюрократизация и формализация
как средство защиты от