Понятие лидерства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 08:24, реферат

Описание работы

Лидерство – это способность руководителя влиять на других людей таким образом, чтобы они работали на достижение целей организации саамы эффективным способом.
Лидер влияет на окружающих главным образом по 2м социально-психологическим каналам: по каналу авторитета, по каналу харизматических свойств.

Файлы: 1 файл

ответы к зачету по соц..doc

— 388.50 Кб (Скачать файл)

    Подчиненный, ориентированный на цель, с энтузиазмом  принимает вызов постоянно изменяющейся среды и воспринимает себя как агента перемен.

    Подчиненный второго типа предпочитает получить от управленческого лидера детальную инструкцию по выполнению задания, включающую сроки выполнения, описание ресурсов и т.д. Такой подчиненный отличается следующими характерологическими особенностями:

  • Предпочитает демократичного босса.
  • Избегает обратной связи, оценки. Нуждается в одобрении на личностной основе.
  • Деньги, которые может заработать, воспринимает как несправедливые.
  • Предпочитает рутинную и «не улучшаемую» работу. Не проявляет творчества и получает удовлетворение от завершения задания.
  • Выбирает цели с высоким риском или с низким риском. Нуждается в оправдании, сопротивляется измерениям качества его труда.
  • Не фокусирует индивидуальную энергию на цели.
  • Следует директивам.
  • Имеет высокую или низкую степень стремления к результату.

     Подчиненный, ориентированный на задание, комфортно  ощущает себя в стабильной обстановке, при устоявшихся правилах и процедурах. 

     Типы  подчиненных и  особенности управления 

Особенности управления:
подчиненным, ориентированным на цель подчиненным, ориентированным  на задание
  • Демонстрировать статус и власть
  • Предоставлять право свободного графика работы
  • Находить обратную связь и проводить оценки деятельности подчиненного по результатам работы
  • Обеспечить материальное стимулирование и выработать критерий оценки эффективного достижения цели
  • Поручать задания, требующие творческого подхода и самостоятельности
  • Дать право на ошибку
  • Избегать подчеркивания статуса и власти
  • Обеспечить нормированный рабочий день
  • Демонстрировать одобрение индивидуальных усилий по работе над заданием
  • Дать ясные критерии стимулирования, разработать систему материального и нематериального поощрения за выполнение задания
  • Поручать рутинную работу, не предполагающую инновационные решения. Обеспечить обсуждение деталей выполнения задания
 
 

27.Общая характеристика команды. Типы команд. 

       Основные  понятия: команда, функциональная команда, мультидисциплинарная команда, самоуправляемая команда, позитивная взаимозависимость, фасилитация. 

    1. Современная практика показывает, что зачастую командный метод решения организационных задач является наиболее эффективным. Хорошо организованная командная работа позволяет находить инновационные и наиболее оптимальные решения, максимально рационально использовать потенциал организации.

    Команда — это особый вид небольшой группы, которая характеризуется наличием специальных черт, определяющих эффективность ее деятельности.

Исследователи особо подчеркивают такую отличительную  особенность команды, как взаимозависимость  при сохранении различий между ее членами. Команда оказывает сильное влияние на организационную деятельность и организационную культуру. Это влияние создает ряд организационных преимуществ:

  • Совершенствуется организационная коммуникативная сеть, Она становится более эффективной и открытой, обеспечивая всем сотрудникам доступ к информации, определяющей качество работы.
  • Формирование и деятельность команд, особенно много функциональных, приводит к налаживанию более крепких связей между внешними и внутренними структурами, заинтересованными в результативной работе организации. Их роль и значение повышаются.
  • Членам команды свойственно более широкое видение их собственной миссии и они острее ощущают ответственность за конечный результат организационной работы.
  • Командная работа основана на коллективных принципах принятия управленческих решений и командной ответственности за результат, что побуждает ее членов внедрять соответствующие методы управления и стили управленческого лидерства.
  • Члены команды получают дополнительные возможности развития своих профессиональных навыков, оказывая, друг другу помощь и взаимную поддержку, а также осваивая новые функции и роли.
  • Команды устанавливают и поддерживают более справедливую систему стимулирования и поощрения результативной деятельности.
  • Особенности командной деятельности определяют важное значение организационных и командных ценностей как фактора поведения членов команды.
  • Совершенствование качества работы в команде является по вседневной задачей всех и каждого ее члена в отдельности, что закономерно приводит к повышению эффективности деятельности.
 

Сравнение традиционной организации  и организации, основанной на командах 

Традиционная  организация Организация, основанная на командах
  • Конфиденциальность информации
  • Руководитель определяет деятельность организации.
  • Персонал ориентирован на внутренние проблемы
  • Работа организована по функциональному принципу и по отделам. Общий девиз: «Что мое, то мое. Что твое, то твое»
  • Менеджер принимает ключевые решения и контролирует работу
  • Задания и работа точно определены. Каждый имеет конкретное задание и минимум ответственности
  • Поощрение и признание осуществляются на основе индивидуальных результатов. Менеджер разделяет успех группы, но не рядовых членов
  • Поведение определяется правилами, процедурами и политикой
  • Менеджер контролирует качество
  • Методы и процессы выполнения работ определяет руководитель
  • Прозрачная и открытая система доступа к информации
  • Деятельность организации определяется требованиями внешней среды (потребности клиентов, партнеров и т.п.)
  • Многофункциональная организация работы, ориентированная на клиента и конечный продукт
  • Коллективная ответственность и лидерство
  • Задание и работа определены более широко. Команды выполняют совокупность работ и обучаются синхронно
  • Поощрение и признание осуществляется на основе организационной и командной деятельности
  • Поведение определяется организационным видением миссии и ценностями
  • Контроль качества осуществляют все
  • Команда выбирает методы и процесс выполнения задания
 

   Однако  наряду с преимуществами командная  работа имеет некоторые недостатки, которые обусловлены особенностями командной деятельности и отличительными чертами команды.

Сравнение сильных и слабых сторон командной  работы 

Сильные стороны Слабые  стороны
Создание  условий для высокой конкурентоспособности Сложность управления
Расширение  возможностей сбора многоплановой  информации Сложность оказания поддержки
Широкий набор альтернатив решения Сложность оценки
Быстрое принятие решений  
Развитие  инновационной атмосферы  
Снижение  уровня иерархии  
Повышение качества работы  
Развитие  чувства удовлетворенности результатами труда  
 

   В соответствии с особенностями состава  команды и направлением ее деятельности выделяются следующие типы команд:

  1. Функциональная команда
  2. Мультидисциплинарная команда.
  3. Самоуправляемая команда
 

28.Модель эффективной команды. 

   2. Эффективность командной работы оценивается по трем измерениям:

              1. Степень эффективности каждого из членов команды в выполнении закрепленных за ним функций и социальных ролей. Эта эффективность также связана со способностью индивида управлять собой, развивая необходимые для команды качества и навыки. Эффективный член команды демонстрирует гибкость в выборе моделей поведения и адаптивность к меняющейся среде.
              2. Степень эффективности команды как совокупности индивидов. Эффективность команды обусловлена ее способностью использовать совокупный потенциал своих членов, преобразуя его в нечто большее, чем просто сумму потенциалов.
              3. Степень эффективности взаимодействия команды с внешней средой. Эта эффективность связана со способностью команды создавать, поддерживать и использовать потенциал сотрудничества с внешними по отношению к команде индивидами и структурами для оптимального достижения целей командной деятельности.

   Характеристики эффективной команды:

  • Высокая степень согласия и доверия между членами команды.
  • Четкая самоидентификация индивидов с командой.
  • Общность видения миссии команды и ее целей.
  • Профессиональная компетентность и высокая мотивация членов команды.
  • Взаимодополняющие способности и взаимозависимость членов команды.
  • Небольшое число членов команды.
  • Высокая степень участия и удовлетворенности от членства в команде.

   Управление  эффективными командами предполагает:

  • Установление единства видения цели.
  • Оказание содействия проведению изменений, соответствующих восприятию цели.
  • Культивирование ответственности членов команды за свои действия.
  • Делегирование полномочий по выполнению заданий. (Правила делегирования полномочий: всегда оставлять управленческую ответственность за собой, по возможности передавать подчиненному исполнительскую ответственность)
  • Предоставление команде свободы действий и обеспечение их в рамках определенных полномочий.
  • Совершенствование организационной и командной систем мотивации к достижениям и коммуникации (с целью повышения эффективности организационной деятельности).

    Эффективная команда формируется, если существуют и взаимосвязаны следующие факторы:

  • Позитивная взаимозависимость.
  • Индивидуальная ответственность.
  • Межличностное общение.
  • Навыки сотрудничества.
  • Групповые процедуры.
 

29Технология построения команды.

    3. Управленческий лидер может создать команду, в которой он станет членом, выполняющим четко определенные роли и функции. Управленческий лидер также может инициировать формирование команды или команд, в которых он сам непосредственного участия принимать не будет.

    Особенность роли управленческого лидера определяет круг задач, стоящих перед ним  по формированию команды. В случае, если управленческий лидер планирует  принять участие в деятельности команды в качестве ее члена, он сосредоточивает свои силы на создании условий, приемлемых для ее функционирования, и процессах командного строительства. Следует иметь в виду, что эффективная команда, как правило, состоит из членов, между которыми нет большой разницы в квалификации, статусе, оплате труда и ресурсном обеспечении.

Информация о работе Понятие лидерства