Понятие лидерства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 08:24, реферат

Описание работы

Лидерство – это способность руководителя влиять на других людей таким образом, чтобы они работали на достижение целей организации саамы эффективным способом.
Лидер влияет на окружающих главным образом по 2м социально-психологическим каналам: по каналу авторитета, по каналу харизматических свойств.

Файлы: 1 файл

ответы к зачету по соц..doc

— 388.50 Кб (Скачать файл)

    - непрозрачность принимаемых решений,  секретность, жесткий централизованный контроль над внутриорганизационной коммуникацией. 
 
 

33.Коалиции: понятие, управление. Типы коалиций.

       . Одним из слагаемых эффективности управленческого лидерства является управляемость и прогнозируемость взаимоотношений с внешними организациями. Эффективность управленческого лидера определяется результативностью его усилий по защите интересов своей организации при ее взаимодействии с внешней средой, а так же тем, как он использует возможности всей структуры для оптимального достижения организационных целей.

       Управленческий  лидер, представляя интересы своей  организации во внешней среде, вынужден вступать в коалиции с другими  лидерами, группами и организациями.

       Коалиция – это объединение двух и более субъектов для достижения ощутимых результатов своей деятельности. Коалиция возникает лишь в том случае, если возможности членов коалиции при координации усилий превосходят возможности каждого ее участника в отдельности.

       Для возникновения коалиции необходимо наличие ряда факторов:

  • Вовлечение в ситуацию взаимодействия трех и более субъектов;
  • Объединение двоих или более участников против других;
  • Совместные акции направлены на достижение результата, который невозможен в случае индивидуальной деятельности.

       Коалиции  создаются в процессе взаимодействия различных групп интересов. На создание и развитие коалиции оказывают влияние:

  • Изначальные ресурсы участников взаимодействия;
  • Отношения и ожидания членов групп;
  • Признаваемые участниками взаимодействия нормы;
  • Степень достижимости поставленных целей;
  • Восприятия участниками взаимодействия альтернатив решений проблемы.

     Деятельность  управленческого лидера по взаимодействию с коалициями включает:

     1. Мониторинг развития ситуации  и прогнозирование появления  различных коалиций, моделирование  вероятного характера их деятельности и степени важности этой деятельности для организации.

     2. Создание коалиций, направленных  на эффективное достижение организационных  целей, особенно в условиях  планирования разного рода изменений.

     3. Укрепление лидерства коалициями, имеющими тактическое и стратегическое значение для организации.

     4. Использование позитивного потенциала  всех коалиций, так или иначе  влияющих на эффективное функционирование  организации и определяющих возможности  достижения организационных целей.

     5. Оптимальное противодействие усилиям других коалиций, (если эти условия противоречат интересам и целям организации).

       Для того, чтобы коалиция работала, входящие в неё организации должны вкладывать значительные ресурсы и объединять их собственные приоритеты в приоритеты коалиции.

       Существуют  различные типы коалиций: внутренние и внешние.

       Внутренние  коалиции создаются членами одной  организации, чтобы обеспечить успех  в решении определенной проблемы, имеющей организационное значение.

       Внешние коалиции создаются представителями различных структур и социальных групп, которые заинтересованы в контроле над ресурсами и политикой конкретной организации.

     Существующие  коалиции и группы влияния можно  условно разделить на три типа:

    1. Коалиции и группы, деятельность которых объективно не зависит от деятельности управленческого лидера и его организации.
    2. Коалиции и группы, которые при определенных обстоятельствах подвластны влиянию управленческого лидера.
    3. Коалиции и группы, которые полностью находятся в сфере влияния управленческого лидера.

     Влияние внешних коалиций на организацию, как  правило, имеет положительный характер. Если у внешней коалиции отсутствует  возможность оказывать влияние  на организацию, она постепенно превращается в закрытую систему и таким  образом лишается конкурентных преимуществ.

     В том случае, если деятельность организации  противоречит интересам коалиции, та реализует совокупность действий, которые  направлены на ослабление объекта своего влияния. Существуют два основных метода внешнего влияния:

     1. Открытая атака на организацию или коалицию: критика в СМИ ее деятельности, методов руководства, дискредитация лидеров и проектов и т.п.

     2. Ослабление единства и сплоченности  рядов организации или коалиции.

     Внутренняя  интервенция (осуществляемая с целью  раскола организации изнутри) является более эффективной, хотя и не столь действенной, как открытая атака на организацию в целом. Она направлена на сегментацию организации по специфическим интересам и реализуется в следующей совокупности действий:

  • Апелляция не к группе или организации, а к конкретным индивидам – членам группы. Задача воздействия заключается в напоминании об индивидуальных интересах, потребностях и целях, которые не совпадают или частично совпадают с групповыми.
  • Изменение отношения руководителей и неформальных лидеров к проблеме взаимодействия коалиции с организацией. Создание условий для перетягивания лидеров организации в свой лагерь.
  • Изменение баланса силы и влияния в организации, поддержка оппозиционных сил.
  • Создание механизма изменения политики организацией, ее руководством, отдельными лидерами без потери «лица», т.е. с сохранением репутации и достоинства.

     Если  воздействие оказывается на организацию, чья деятельность не противоречит целям  и интересам коалиции, то объединенная сила коалиции направляется на укрепление сплоченности и единства этой организации (которые необходимы для достижения ощутимых результатов). 

34.Партнерство: понятие, виды, условия возникновения. 

     2. Партнерство – такое взаимодействие субъектов, при котором совместная деятельность осуществляется на основе взаимных интересов и в соответствии с заранее согласованными правилами. Партнеры, или субъекты взаимодействия, вносят вклад в общее дело и получают адекватную своему вкладу отдачу в соответствии с достигнутой ранее договоренностью. Существуют разнообразные виды партнерских отношений:

  • равное партнерство владельцев одной организации;
  • долевое неравное партнерство владельцев одной организации;
  • партнерство, основанное на традиционных отношения между сотрудничающими организациями (вне зависимости от личностных отношений между руководством);
  • партнерство, основанное на личностных отношениях людей, представляющих сотрудничающие организации;
  • партнерство, основанное на личностных отношениях людей, представляющих несотрудничающие организации.

     Важными условиями возникновения партнерства являются:

  • наличие точек соприкосновения, общих целей и задач, общих интересов как основы совместной деятельности;
  • некоторые благоприятные факторы внешней среды, позволяющие выявить и осознать эти общие точки соприкосновения;
  • осознание собственного интереса в совместной деятельности по достижению общих целей;
  • наличие определенного опыта взаимодействия, который позволяет составить взаимные позитивные представления друг о друге, установить определенный уровень взаимопонимания и доверия;
  • наличие совместного плана действий, ориентированного на достижение взаимовыгодных целей;
  • установление и взаимное признание правил и процедур, определяющих взаимодействие, четкое следование им.

     Помимо  наличия перечисленных выше условий, для развития партнерских отношений нужна добрая воля (желание) и установка (психологическая готовность) действовать соответствующим образом, порой вопреки сиюминутным интересам.

     Партнерство как особый вид взаимодействия характеризуют  следующие черты:

     1. Высокий уровень доверия и взаимопонимания между субъектами взаимоотношений.

     2. Открытая коммуникация, которая  позволяет осуществлять взаимообмен  информации, необходимой субъектам  для эффективности деятельности  и поддержания сложившегося уровня  отношений.

     3. Свобода каждого субъекта взаимоотношений в продолжении партнерства или в его прекращении. Свобода субъектов в выборе направлений деятельности и взаимодействия, выходящих за рамки партнерских отношений.

     4. Взаимозависимость и взаимная  ответственность субъектов партнерских отношений в рамках достижения общих целей.

     5. Взаимное дополнение субъектами  друг друга, создающее основу  для эффективного взаимодействия  и повышения потенциала сотрудничества.

     6. Равноправные взаимоотношения между  партнерами, совместное принятие  решений, затрагивающих общие интересы, на основе коллективного лидерства.

     Управление  партнерством со стороны управленческого  лидера предполагает:

  • сознательный выбор характера отношений с конкретным субъектом (будь то организации или индивид);
  • индивидуальный контроль над направлением развития отношений и их результативностью;
  • влияние на содержательные и процедурные аспекты взаимодействия;
  • активное участие в принятии и реализации решений, затрагивающих общие интересы;
  • согласование и координацию работы организации и ее отдельных представителей с деятельностью партнеров;
  • получение конкретной выгоды от участия в партнерских отношения.
 

     35.Модели взаимодействия лидеров3. Регулярное взаимодействие в рамках решения организационных целей и задач, выполнения должностных обязанностей руководителей и управленческих лидеров различных организаций закладывает основу для развития сотрудничества и укрепления взаимоотношений между ними.

     В основе взаимодействия лидеров выделяют:

     - взаимодействие по поводу дела;

     - взаимодействие по поводу развития межличностных отношений.

     В зависимости от доминирующих мотивов  и выбранной тактики выделяют модели поведения лидеров.

 

     

  Социальное  партнерство  
     
С. Зона декларируемого сотрудничества и завуалированного противостояния
А. Зона эффективного сотрудничества
     
Личностное противостояние
  Личностное  партнерство
     
Д. Зона противостояния   В. Зона официального противостояния и завуалированного сотрудничества
     
  Социальное  противостояние  
 

     Согласно  предложенной схеме Е.С. Яхонтова выделяет следующие модели взаимодействия лидеров:

Информация о работе Понятие лидерства