Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2015 в 18:27, дипломная работа
Целью дипломной работы является разработка программы коррекционной работы с детьми, имеющими нарушение зрения в условиях детского дошкольного учреждения.
Объект - дети дошкольного возраста с нарушением зрения.
В соответствии с целью в работе будут решены следующие задачи:
1. Подбор и изучение литературы по данной теме.
2. Практическое исследование социально-психологических особенностей детей с нарушением зрения.
3. Анализ социально-психологической работы с детьми с нарушением зрения.
Данные тестов, проведенные психологом ДОУ показывают, что в младшей группе у детей с нарушением зрения преобладают эмоциональные нарушения (3 ребенка) над дисциплинарными нарушениями, а в средней группе, несмотря на уменьшение количества детей (4 ребенка) - эмоциональные нарушения увеличились, стало 3 ребенка, а дисциплинарные проблемы – уменьшились (1 ребенок). Данные цифры говорят об увеличении количества эмоциональных нарушений у детей. Особенности восприятия слепых и слабовидящих детей ведет к снижению активности отражательной деятельности, сужению круга интересов, недостаточности чувственного опыта, а также к меньшему по сравнению с нормой эмоциональному воздействию объектов внешнего мира. Но учитывая, что эти дети общаются с детьми, без нарушения зрения, то происходит накопление психологических проблем, которые находят выход в нарушении эмоциональной сферы таких детей.
2.3. Особенности работы персонала в ДОУ с детьми, имеющими нарушения по зрению
Проанализировав нормативную базу по работе с детьми имеющими нарушения по зрению, столкнулась с определенными проблемами:
Первым шагом в решении этих проблем стал поиск и командировка в ДОУ, где уже есть опыт работы со слепыми дошкольниками. Познакомились с нормативной базой, оборудованием и пособиями, необходимыми для работы, методическими материалами.
Затем при непосредственном участии специалистов Управления образования, подобрали помещение для группы , которое хотя бы частично отвечало требованиям. Это кабинет полифункционального назначения, в котором работали учитель-дефектолог и педагог-психолог. Помещение переоборудовали, частично заменили мебель.
Далее заведующая и старший воспитатель разрабатывали необходимый пакет документов:
1. Положение о группе;
2. Учебный план;
3. Штатное расписание;
4. Договор с родителями (адаптировали);
5. Режим дня;
6. Приказ по ДОУ о создании группы;
7. Должностные инструкции;
А также при организации группы руководствовались:
Учитель-дефектолог отвечал за программное и методическое обеспечение. Была подобрана коррекционная программа (для учителей-дефектологов) и программа воспитания и обучения слепых дошкольников (для музыкального руководителя и инструктора физкультуры), приобретена программа для работы с детьми с интеллектуальными проблемами в развитии. Все программы были проанализированы, разработаны виды занятий, составлены карты обследования (диагностирования).
Определили педагогов-специалистов, которые будут привлечены к работе в группе . Это – учителя дефектологи, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор физкультуры, педагог-психолог (на данный момент педагог-психолог отсутствует), врач-офтальмолог и сестра-ортоптистка (для привлечения к работе с детьми с остаточным зрением);
Провели консультации со специалистами по теме «Особенности методики работы со слепыми детьми» (дефектологи, музыкальный руководитель, инструктор физкультуры); «Документация специалистов группы».
У учителей-дефектологов
новый вид работ вызвал
Документация специалистов:
Для приобретения необходимого оборудования и пособий впервые за последние 15-20 лет были выделены деньги в сумме 329.000 руб. (председатель постоянно комитета по социальной политике ТГД Смирнова Ирина Геннадьевна).
И было закуплено оборудование:
В мае 2013 года было
проведено организационное
Дети с родителями
были направлены на ПМПК (для
определения образовательного
После ознакомления с результатами ПМПК, получили следующие результаты: один тотально-слепой ребенок, один тотально слепой ребенок с тяжелыми нарушениями интеллекта, один ребенок с остаточным зрением и ДЦП, один ребенок с остаточным зрением и ДЦП, ЗПР. Все дети инвалиды детства и посещают ДОУ бесплатно.
Каждый ребенок был закреплен за учителем-дефектологом.
Перед началом работы учителя-дефектологи изучили заключения специалистов в медицинских картах детей группы КП (врача-офтальмолога, врача ЛФК, ЛОРа, невропатолога, психиатра и терапевта);
В сентябре 2013 года группа начала свою работу.
Основными задачами работы группы в дошкольном учреждении являются проведение коррекционной работы с детьми, обучение родителей педагогическим технологиям сотрудничества со своим ребенком, приемам и методам его воспитания и обучения в условиях семьи.
Основной формой коррекционной помощи стали индивидуальные занятия (с учителем-дефектологом, учителем - логопедом) или занятия малыми подгруппами (с музыкальным руководителем и инструктором физкультуры) при обязательном присутствии родителей. Музыкальный руководитель и инструктор физкультуры так же консультируют родителей и подготавливают детей к участию в праздниках.
Длительная индивидуальная работа с ребенком дает возможность более точно дифференцировать нарушения и позволяет рекомендовать родителям наиболее адекватный состоянию ребенка образовательный маршрут.
Продолжительность индивидуального занятия с учителем - дефектологом – 1 час, в ходе которого ведется коррекционно-педагогическая работа, как с ребенком, так и с его родителями. Занятия проводятся два раза в неделю. С каждым ребенком в день посещения проводится до 3-4-х занятий по 20 минут каждое. Одно из которых, обязательно физкультурное или музыкальное. Один раз в неделю дети с родителями посещают занятия у учителя-логопеда.
Организация работы специалистов в группе отличается от работы в обычной специализированной группе. Практически у всех педагогов изменена форма и структура занятий. В большинстве случаев они носят комплексный комбинированный характер, что позволяет перераспределить и уплотнить коррекционно-развивающие, образовательные и воспитательные задачи. Право выбора формы работы принадлежит педагогам и зависит от индивидуальных особенностей детей, целей, которые ставит специалист, а также стадии обучения.
Каждые 20 минут предусматривается смена деятельности, а между занятиями планируются минуты отдыха и психологической разгрузки: физкультурные паузы, разные виды специальных гимнастик, релаксационные упражнения, которые также проводятся совместно с родителями детей.
Занятия с детьми организуются группе , физкультурно-музыкальном зале, кабинете учителя-логопеда, а также часть занятий по ориентировке в пространстве проводится и на улице.
На данный момент планирование специалисты ведут в свободной форме с учетом общих требований к планированию коррекционно-воспитательной работы:
После проведения первых занятий, специалисты пришли к общему мнению: вести дневниковые записи. В них фиксируется настроение ребенка, его реакция на тот или иной вид заданий, трудности и успехи, замеченные в ходе занятия. А так же учителя-дефектологи прописывают рекомендации родителям.
Подготовка специалистов к проведению занятий требует большей тщательности при отборе содержания работы и требует больше времени на подготовку к занятию, чем в обычно специализированной группе.
В сентябре-октябре специалисты проводят комплексное обследование детей, по результатам которого будут составлены перспективные планы работы с каждым ребенком. Планы будут периодически уточняться в зависимости от динамики индивидуальных достижений ребенка.
На данный момент один ребенок с остаточным зрением был проконсультирован врачом-офтальмологом и с 25.10.2013 г. получает ортоптическое лечение.
Одним из важнейших компонентов эффективной работы группы является тесное взаимодействие всех специалистов, которые отбирают содержание коррекционно-образовательной работы, согласовывают планы. Поэтому был составлен план взаимодействия специалистов, работающих в группе.
Преимуществом группы является привлечение родителей в коррекционно-педагогический процесс. Обучение родителей доступным им методам оказания помощи детям в условиях семьи является частью технологического процесса группы .
План взаимодействия с родителями группы на данный период работы уточняется, совершенствуется с учетом запросов родителей и теми проблемами, которые были выявлены за небольшой период работы группы. В плане использовали различные формы с родителями – обсуждение результатов занятий, практические занятия, консультации, совместные праздники.
За небольшой период работы группы, специалисты заметили, что в некоторых случаях присутствие родителей на занятиях снижает нервно-психическое напряжение ребенка, а в других дети более капризны и избирательны в выполнении заданий. В таких случаях, предлагаем родителям подождать ребенка в раздевалке.
Перспектива работы группы :
Глава III. Проект программы коррекционно-развивающей работы с детьми нарушением зрения
Коррекционно-развивающая работа с детьми строится на основе программ с учётом психологических особенностей детей, посещающих ДОУ. Это связано с тем, что нарушение зрения и речи оказывает заметное влияние на психологическое развитие ребенка: замедленны процессы запоминания, затруднены мыслительные операции, ограничены движения, из-за неудач и трудностей в учебе, игре и общении со сверстниками, дети бывают порой агрессивны, раздражительны и замкнуты. Таким образом, дети, посещающие наше ДОУ нуждаются не только в лечебно-восстановительном лечении, но и психолого-социальном сопровождении.
С учетом рекомендаций СанПиНа занятия проводятся 1 раз в неделю. С детьми младших групп длительность занятий составляет 15мин., средних – 20мин., старших - 25мин. и подготовительных - 30мин. Занятия проводятся с ноября по март.
Формы работы, используемые на занятиях:
- ролевые игры (т.к. отмечено,
ролевая ригидность – неумение
переходить из роли в роль,
ролевая аморфность – неумение
принимать любую роль, отсутствие
ролевой креативности –
Информация о работе Разработка программы коррекционной работы с детьми