Разработка программы коррекционной работы с детьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2015 в 18:27, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является разработка программы коррекционной работы с детьми, имеющими нарушение зрения в условиях детского дошкольного учреждения.
Объект - дети дошкольного возраста с нарушением зрения.
В соответствии с целью в работе будут решены следующие задачи:
1. Подбор и изучение литературы по данной теме.
2. Практическое исследование социально-психологических особенностей детей с нарушением зрения.
3. Анализ социально-психологической работы с детьми с нарушением зрения.

Файлы: 1 файл

Diplomnaya_rabota_skorrektirovannaya_ot_20_05_15.docx

— 178.31 Кб (Скачать файл)

                                 Таблица 3. Проблемы поведения в средней группе

Данные тестов, проведенные психологом ДОУ показывают, что в младшей группе у детей с нарушением зрения преобладают эмоциональные нарушения (3 ребенка) над дисциплинарными нарушениями, а в средней группе, несмотря на уменьшение  количества детей (4 ребенка) - эмоциональные нарушения увеличились, стало 3 ребенка, а дисциплинарные проблемы – уменьшились (1 ребенок). Данные цифры говорят об  увеличении количества эмоциональных нарушений у детей. Особенности восприятия слепых и слабовидящих детей ведет к снижению активности отражательной деятельности, сужению круга интересов, недостаточности чувственного опыта, а также к меньшему по сравнению с нормой эмоциональному воздействию объектов внешнего мира. Но учитывая, что эти дети общаются с детьми, без нарушения зрения, то происходит накопление психологических проблем, которые находят  выход в нарушении эмоциональной сферы  таких детей.

2.3. Особенности работы персонала в ДОУ с детьми, имеющими нарушения по зрению

Проанализировав нормативную базу по работе с детьми имеющими нарушения по зрению, столкнулась с определенными проблемами:

  1. Невозможность найти в ДОУ помещение, соответствующее требованиям для группы;
  2. Нет соответствующего программно-методического обеспечения (отсутствие программ по обучению и слепых дошкольников и слепых дошкольников со сложными комбинированными дефектами);
  3. Отсутствие необходимого оборудования и пособий для работы со слепыми детьми;
  4. Необученность персонала методам работы со слепыми дошкольниками;

Первым шагом в решении этих проблем стал поиск и командировка в ДОУ, где уже есть опыт работы со слепыми дошкольниками. Познакомились с нормативной базой, оборудованием и пособиями, необходимыми для работы, методическими материалами.

Затем при непосредственном участии специалистов Управления образования, подобрали помещение для группы , которое хотя бы частично отвечало требованиям. Это кабинет полифункционального назначения, в котором работали учитель-дефектолог и педагог-психолог. Помещение переоборудовали, частично заменили мебель.

Далее заведующая и старший воспитатель разрабатывали необходимый пакет документов:

1.    Положение о  группе;

2.    Учебный план;

3.    Штатное расписание;

4.    Договор с  родителями (адаптировали);

5.    Режим дня;

6.    Приказ по  ДОУ о создании группы;

7.    Должностные  инструкции;

А также  при организации группы  руководствовались:

  1. Декларацией о правах ребенка;
  2. Конвенцией о правах ребенка;
  3. Декларацией о правах инвалидов;
  4. Декларацией о правах умственно отсталых лиц;
  5. Конституцией РФ;
  6. Законом об Образовании РФ;

Учитель-дефектолог отвечал за программное и методическое обеспечение. Была подобрана  коррекционная программа (для учителей-дефектологов) и программа воспитания и обучения слепых дошкольников (для музыкального руководителя и инструктора физкультуры), приобретена программа для работы с детьми с интеллектуальными проблемами в развитии. Все программы были проанализированы, разработаны виды занятий, составлены карты обследования (диагностирования).

Определили педагогов-специалистов, которые будут привлечены к работе в группе . Это – учителя дефектологи, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор физкультуры, педагог-психолог (на данный момент педагог-психолог отсутствует), врач-офтальмолог и сестра-ортоптистка (для привлечения к работе с детьми с остаточным зрением);

Провели  консультации со специалистами по теме «Особенности методики работы со слепыми детьми» (дефектологи, музыкальный руководитель, инструктор физкультуры); «Документация специалистов группы».

 У учителей-дефектологов  новый вид работ вызвал сначала  страх, а только потом интерес. Начали общение в социальных  сетях («Одноклассники», «Мой мир») присоединяясь к группам «Детство  на кончиках пальцев», «Малыши-слепыши». Идет обмен мнениями, опытом, фотографиями  с родителями, имеющими слепых  детей, специалистами.

Документация специалистов:

  1. Учетная карточка ребенка;
  2. Перспективно-календарный план;
  3. Карты диагностического обследования;
  4. Листок посещаемости детьми занятий;

Для приобретения необходимого оборудования и пособий впервые за последние 15-20 лет были выделены деньги в сумме 329.000 руб. (председатель постоянно комитета по социальной политике ТГД Смирнова Ирина Геннадьевна).

И было закуплено оборудование:

  1. Дидактический стол (с наполнением);
  2. Стол для работы с песком и водой;
  3. Рельефно-графические пособия (точки, линии, геометрические фигуры, сказки, различные предметы);
  4. Пособия для развития сенсорно-моторных умений и навыков;
  5. Пособия для развития осязания, тактильных ощущений;
  6. Пособия для развития сохранных анализаторов (слуха);
  7. Оборудование для физического развития;

 В мае 2013 года было  проведено организационное собрание  родителей, на котором познакомили  родителей с новой формой организации  детей в ДОУ. По итогам собрания, четверо родителей пожелали, чтобы  их дети посещали группу.

 Дети  с родителями  были направлены на ПМПК (для  определения образовательного маршрута), а также было рекомендовано  родителям оформить школьные  карты.

После ознакомления с результатами ПМПК, получили следующие результаты: один тотально-слепой ребенок, один тотально слепой ребенок с тяжелыми нарушениями интеллекта, один ребенок с остаточным зрением и ДЦП, один ребенок с остаточным зрением и ДЦП, ЗПР. Все дети инвалиды детства и посещают ДОУ бесплатно.

Каждый ребенок был закреплен за учителем-дефектологом.

 

Перед началом работы учителя-дефектологи изучили заключения специалистов в медицинских картах детей группы КП (врача-офтальмолога, врача ЛФК, ЛОРа, невропатолога, психиатра и терапевта);

В сентябре 2013 года группа  начала свою работу.

Основными задачами работы группы в дошкольном учреждении являются проведение коррекционной работы с детьми, обучение родителей педагогическим технологиям сотрудничества со своим ребенком, приемам и методам его воспитания и обучения в условиях семьи.

Основной формой коррекционной помощи стали индивидуальные занятия (с учителем-дефектологом, учителем - логопедом) или занятия  малыми подгруппами (с музыкальным руководителем и инструктором физкультуры) при обязательном присутствии родителей. Музыкальный руководитель и инструктор физкультуры так же консультируют родителей и подготавливают детей к участию в  праздниках.

Длительная индивидуальная работа с ребенком дает возможность более точно дифференцировать нарушения и позволяет рекомендовать родителям наиболее адекватный состоянию ребенка образовательный маршрут.

Продолжительность индивидуального занятия с учителем - дефектологом – 1 час, в ходе которого ведется коррекционно-педагогическая работа, как с ребенком, так и с его родителями. Занятия проводятся два раза в неделю. С каждым ребенком в день посещения проводится до 3-4-х занятий по 20 минут каждое. Одно из которых, обязательно физкультурное или музыкальное. Один раз в неделю дети с родителями посещают занятия у учителя-логопеда.

Организация работы специалистов в группе  отличается от работы в обычной специализированной группе. Практически у всех педагогов изменена форма и структура занятий. В большинстве случаев они носят комплексный  комбинированный характер, что позволяет перераспределить и уплотнить коррекционно-развивающие, образовательные и воспитательные задачи. Право выбора формы работы принадлежит педагогам и зависит от индивидуальных особенностей детей, целей, которые ставит специалист, а также стадии обучения.

Каждые 20 минут предусматривается смена деятельности, а между занятиями планируются минуты отдыха и психологической разгрузки: физкультурные паузы, разные виды специальных гимнастик, релаксационные упражнения, которые также проводятся совместно с родителями детей.

Занятия с детьми организуются группе , физкультурно-музыкальном зале, кабинете учителя-логопеда, а также часть занятий по ориентировке в пространстве  проводится и на улице.

На данный момент планирование специалисты ведут в свободной форме с учетом общих требований к планированию коррекционно-воспитательной работы:

  1. Вид занятия;
  2. Тема;
  3. Задачи;
  4. Методы и приемы;
  5. Материалы и оборудование;

После проведения первых занятий, специалисты пришли к общему мнению: вести дневниковые записи. В них фиксируется настроение ребенка, его реакция на тот или иной вид заданий, трудности  и успехи, замеченные в ходе занятия. А так же учителя-дефектологи прописывают рекомендации родителям.

Подготовка специалистов к проведению занятий требует большей тщательности при отборе содержания работы и требует больше времени на подготовку к занятию, чем в обычно специализированной группе.

В сентябре-октябре специалисты проводят комплексное обследование детей, по результатам которого будут составлены перспективные планы  работы с каждым ребенком. Планы будут периодически уточняться в зависимости от динамики индивидуальных достижений ребенка.

На данный момент один ребенок с остаточным зрением был проконсультирован врачом-офтальмологом и с 25.10.2013 г. получает ортоптическое лечение.

Одним из важнейших компонентов эффективной работы группы  является тесное взаимодействие всех специалистов, которые отбирают содержание коррекционно-образовательной работы, согласовывают планы. Поэтому был составлен план взаимодействия специалистов, работающих в группе.

Преимуществом группы является привлечение родителей в коррекционно-педагогический процесс. Обучение родителей доступным им методам оказания помощи детям в условиях семьи является частью технологического процесса группы .

План взаимодействия с родителями группы на данный период работы уточняется, совершенствуется с учетом запросов родителей и теми проблемами, которые были выявлены за небольшой период работы группы. В плане использовали различные формы с родителями – обсуждение результатов занятий, практические занятия, консультации, совместные праздники.

За небольшой период работы группы, специалисты заметили, что в некоторых случаях присутствие родителей на занятиях снижает нервно-психическое напряжение ребенка, а в других дети более капризны и избирательны в выполнении заданий. В таких случаях, предлагаем родителям подождать ребенка в раздевалке.

Перспектива работы группы :

  1. Закончить комплектование группы необходимой мебелью;
  2. В зимние каникулы произвести ремонт помещения группы ;
  3. Продолжить пополнение группы  необходимым оборудованием, пособиями  (магнитофон, аудиозаписи различных шумов, голосов птиц, животных, прибор «Тифлограф» или «Школьник» - для обучения рисованию слепых детей, специальное физкультурное оборудование);
  4. В конце года провести итоговое обследование, определить динамику развития детей, с целью определения дальнейшего образовательного маршрута;
  5. При необходимости направить детей на повторную ПМПК;
  6. Перед началом летних каникул познакомить родителей с методами расширения представлений у детей об окружающем мире и обогащении чувственного опыта (поездки, экскурсии, посещение музеев, и т.п.); Дать рекомендации для организации эффективного отдыха и оздоровления детей в летний период (Родительское собрание).

 

 

 

 

Глава III. Проект программы коррекционно-развивающей работы с детьми нарушением зрения

Коррекционно-развивающая работа с детьми строится на основе программ с учётом психологических особенностей детей, посещающих ДОУ. Это связано с  тем, что нарушение зрения и речи оказывает заметное влияние на психологическое развитие ребенка: замедленны процессы запоминания, затруднены мыслительные операции, ограничены движения, из-за неудач и трудностей в учебе, игре и общении со сверстниками, дети бывают порой агрессивны, раздражительны и замкнуты. Таким образом, дети, посещающие наше ДОУ нуждаются не только в лечебно-восстановительном лечении, но и психолого-социальном сопровождении.

С учетом рекомендаций СанПиНа занятия проводятся 1 раз в неделю. С детьми младших  групп длительность занятий составляет 15мин., средних – 20мин., старших - 25мин. и подготовительных - 30мин. Занятия проводятся  с ноября по март.

Формы работы, используемые  на занятиях:

- ролевые игры (т.к. отмечено, ролевая ригидность – неумение  переходить из роли в роль, ролевая аморфность – неумение  принимать любую роль, отсутствие  ролевой креативности – неумение  продуцировать новые образы, принятие  патологических ролей);

Информация о работе Разработка программы коррекционной работы с детьми