Рекомендации воспитателям
при работе со слабовидящим детьми:
1. Воспитатель должен знать индивидуальные
особенности функционирования зрительной
системы ученика. Дети с нарушением зрения
при одинаковом состоянии зрительного
анализатора (при одинаковой остроте и
поле зрения) отличаются друг от друга
возможностями его использования: один
может выполнять задания с опорой на зрение,
другой - на осязание, третий - на осязание
и зрение.
2. В случае если у ребенка нет
светобоязни, и он нуждается в дополнительном
освещении, рабочее место должно быть
освещено настольной лампой с регулятором
степени освещенности, поскольку количество
света, необходимое для нормального функционирования
зрения, зависит как от общей освещенности
игровой комнаты, так и от функционального
состояния зрительного анализатора ученика.
Если у учащегося наблюдается сильная
светобоязнь, его нужно посадить спиной
к окну или закрыть окно шторой. При наличии
светобоязни на одном глазу, ребенку следует
сидеть так, чтобы свет падал с противоположной
стороны.
3. В процессе выполнения письменной
работы, необходимо следить за осанкой
ребенка с нарушением зрения. Расстояние
от глаз ребенка до рабочей поверхности
должно быть не менее 30 см. Для чтения можно
использовать подставки.
4. Воспитателю следует знать,
что оптимальная нагрузка на зрение у
слабовидящих детей составляет не более
15 - 20 минут непрерывной работы, для учеников
с глубоким нарушением зрения, в зависимости
от индивидуальных особенностей, она не
должна превышать 10 - 20 минут.
5. Воспитателю следует помнить,
что темп письма и чтения слепого или слабовидящего
ниже. В связи с этим используются диктофоны,
на которые записываются фрагменты урока.
6. На занятиях по счету необходимо
использовать, с одной стороны, компенсаторные
механизмы памяти (устный счет), с другой
стороны - прибор прямого чтения.
7. Речь воспитателя должна быть
выразительной и точной, необходимо проговаривать
все, что он делает, пишет, рисует или когда
проводит опыт.
8. Словарную работу следует проводить
на каждом занятии, а не только на занятиях
родного языка, т.к. для многих слабовидящих
характерен вербализм, который объясняется
обедненностью опыта и отсутствием за
словом конкретных представлений.
9. Необходимо проводить специальную
работу по ориентировке. Работу по обучению
ориентированию следует вести на всех
занятиях, где материал позволяет усвоить
и закрепить соответствующие знания. Это
возможно при работе с книгой, с планом,
на занятиях по рисованию и физической
культуре. При этом важно использовать
все сохранённые и нарушенные анализаторы.
Рекомендации родителям слабовидящего
ребенка:
1. Способствуйте формированию
коммуникативных навыков через
чтение, беседы, игры.
2. Информируйте ребенка
о трудностях, которые могут вызвать
затруднения при ориентировке
в пространстве.
3. Формируйте позитивные
свойства личности, мотивацию общения,
которая обеспечит успешную адаптацию.
4. Развивайте мимику
ребенка, учите контролировать ее
с помощью пения. В данном процессе
мышцы лица тренируются, и человек
учится ими обладать в большей
мере.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Анкета исссследования социально-бытовых
умений и навыков у детей с ОВЗ//Коррекционная
педагогика. - 2014. - № 3. - с. 73
- Архипенко Г.М. Социальная адаптация
младших дошкольников с нарушениями зрения
// Воспитание и обучение детей с нарушениями
развития - № 1. – 2007
- Белоглазова А.А. Образования и социализация
детей с нарушением зрения/А.А. Белоглазова//коррекционная
пдагогика. - 2015. - № 4. - с. 83
- Безух С., Лебедева С. "Психологическое
и социальное сопровождение больных детей
и детей-инвалидов. – М.: Речь, 2007
- .Бондаренко, М. П. Осваиваем окружающее
пространство : (советы родителям детей
с глубоким нарушением зрения) / М. П. Бондаренко
// Воспитание и обучение детей с нарушениями
развития. — 2011. — № 5. — С. 53–57
- Бондаренко, М. П. Советы тифлопедагогу
по взаимодействию с семьей, воспитывающей
ребенка с нарушением зрения / М. П. Бондаренко
// Воспитание и обучение детей с нарушениями
развития. — 2010. — № 3. — С. 41–47.
- Выготский, Л. С. Эмоции и их развитие
в детском возрасте / Л. С.
Выготский. – Т. 2. – М. – 1982
- Гаджиева, Д. Гендерная тифлопсихология
дошкольного и младшего школьного возраста:
Монография / Д. Гаджиева, П. Омарова, Д.
Маллаев. - 2012. - 128 с.
- Голубева, Е. В. Оборудование лечебного
офтальмологического кабинета детского
сада / Е. В. Голубева // Воспитание и обучение
детей с нарушениями развития. — 2014. —
№ 8. — С. 10–20.
- Грачева Н.В. Выявление и сопровождение
учащихся «группы риска» // Матер. науч.
конф. Московского ин-та аналитической
психологии и психоанализа, 2012. - С. 45–46.
- .Денискина, В. З. Группы для дошкольников
со сложными нарушениями в образовательных
учреждениях для детей с нарушениями зрения
/ В. З. Денискина, Н. С. Комова // Воспитание
и обучение детей с нарушениями развития.
— 2013. — № 2. — С. 3–10.
- Денискина, В. З. Особые образовательные
потребности, обусловленные нарушениями
зрения и их вторичными последствиями
/ В. З. Денискина // Дефектология. — 2012.
— № 5. — С. 3–12.
- Денискина, В. З. Учимся улыбаться / В.
З. Денискина // Воспитание и обучение детей
с нарушениями развития. — 2010. — № 1. —
С. 66–73 ; № 2. — С. 74–79.
- Дошкольная педагогика: ребенок-дошкольник
как объект научного исследования и субъект
воспитания : методические рекомендации
/ авт.-сост. Н.В. Амасович. – Витебск : ВГУ
имени П.М. Машерова, 2012. – 48
- Дианова В.И. Роль социализации в системе
помощи детям-сиротам с ограниченными
возможностями здоровья // Воспитание
и обучение детей с нарушениями развития
- № 5. – 2008
- Жигорева М.В. О проблемах психолого-педагогической
помощи детям с комплексными нарушениями
в развитии // Коррекционная педагогика.
Теория и практика. - № 5. – 2007
- Закрепина А.В. Педагогическая помощь
семье в воспитании ребенка дошкольного
возраста с умеренной умственной отсталостью
// Дефектология - № 2. – 2004
- Зикратов, В.В., Макарова, Л.Н. Социально-педагогическое
сопровождение детей с ограниченными
возможностями здоровья // Профессиональное
образование в России и за рубежом 2 (4)
2011. – С. 113-118
- Зубкова, В. П. К проблеме изучения представлений
об эмоциях у детей в условиях зрительной
недостаточности / В. П. Зубкова // Коррекционная
педагогика: теория и практика. — 2015. —
№ 1 (63). — С. 30–34.
- Казакова Е.И., Жданова М.А., Шипицына Л.М.
Психолого-педагогическое консультирование
и сопровождение развития ребенка. – М.:
Владос, 2003. – 528 с.
- Козловская Е.В., Лапина Т.Д., Печникова
М.А. Алгоритм организации индивидуального
сопровождения воспитанников «группы
риска» // Фестиваль педагогических идей
«Открытый урок», 2012
- Кокосова И.В. Организация психологического
сопровождения детей с отклонениями в
развитии // Воспитание и обучение детей
с нарушениями развития. - № 3. – 2005
- Колпакова М. А. Зрительная гимнастика/М.
А. Колпакова//Коррекционная педагогика.
- 2012. - № 6. - с. 64-69
- Коробейников, И. А. Терминологические
аспекты модернизации образования лиц
с ограниченными возможностями здоровья
: (на примере современной тифлопедагогики)
/ И. А. Коробейников, А. А. Любимов // Воспитание
и обучение детей с нарушениями развития.
— 2015. — № 2. — С. 3–8.
- Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р.,
Либлинг М.М. Эмоциональные нарушения в
детском возрасте и их коррекция. — М.,
2009
- Малкова, Т. П. К вопросу о надомном обучении
детей-инвалидов по зрению с комплексными
нарушениями / Т. П. Малкова // Коррекционная
педагогика: теория и практика. — 2015. —
№ 1 (63). — С. 17–20.
- Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение
детей-инвалидов с умственной отсталостью
// Воспитание и обучение детей с нарушениями
развития - № 1. – 2007
- Малофеев Н.Н., Разенкова Ю.А., Урядницкая
Н.А. О развитии службы ранней помощи семье
с проблемным ребенком в Российской Федерации
// Дефектология – 2007. - № 6
- Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология
развития. – 4-е изд. – М, 2009. – 456 с.
- Основы специальной психологии / Под
ред. Л.В. Кузнецовой. - М.: Изд. центр «Академия»,
2003
- Павлий Т.Н. Актуальные вопросы создания
службы комплексного сопровождения аутичного
ребенка // Воспитание и обучение детей
с нарушениями развития. - № 4. – 2008
- Подколзина, Е. Н. Дидактические игры
в работе с дошкольниками, имеющими нарушения
зрения / Е. Н. Подколзина // Воспитание
и обучение детей с нарушениями развития.
— 2012. — № 6. — С. 24–32.
- Подугольникова Т.А. Тифлопсихолоческое
исследование объема кратковременной
зрительной пмяти с использованием компьютерных
технологий/Т.А. Подугольникова//Дефектология.
- 2010.-№ 1. - С.7-14
- Подугольникова Т.А. Эффективность использования
интерактивных компьютерных игр для развития
кратковременной зрительной памяти при
индентификации объектов/Т.А. Подугольникова//Дефектология.
- 2010.-№ 2. - С. 47-56
- Плаксина, Л. И. Теоретические основы
коррекционной работы в детском саду для
детей с нарушением зрения/ Л. И. Плаксина.
– М. : ГороД, 1998. – 262 с.
- Психолого-педагогическая диагностика:
учеб. пособие для студентов ВУЗов / Под
ред.И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. - 5-ое
изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия»,
2008. - 320 с.
- Психолого-педагогический практикум:
Учебное пособие / Авт.-сост. А.К. Быков.
— М.: ТЦ Сфера, 2006. — 128 с.
- Психолго-педагогическое сопровождение
[Электронные ресурсы] // http://ext.spb.ru/index.php/2011-03-29-09-03-14/76-psychological/822-2011-11-25-15-14-52.html.
(Дата обращения 15.02.2015)
- Репринцева Е.Г. Ресурсное обеспечение
деятельности службы ранней диагностики
и помощи детям с отклонениями в развитии
// Воспитание и обучение детей с нарушениями
развития - № 6. - 2008
- Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии
/ С. Л. Рубинштейн. – СПБ. : Питер, 2007. –
713 с
- Савина Е.А., Максименко О.В. Психологическая
помощь родителям в воспитании детей с
нарушениями развития. - В.: ВЛАДОС, 2008
Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии
/ С. Л. Рубинштейн. – СПБ. : Питер, 2007. –
713 с.
- Семенова И.С. Психолого-педагогическая
помощь семье, воспитывающей «особого»
ребенка»// Справочник старшего воспитателя
дошкольного учреждения. – 2008. - №7. – С.10-13
- Семенович А.В. Введение в нейропсихологию
детского возраста. – М.: Генезис, 2005
- Содержание и методика психосоциальной
работы в системе социальной работы: Составители:
Щенникова С.В., Алешенькина Е.Е.: Учебное
пособие. - Арзамас: Арзамасский филиал
ННГУ. – 2013. - 106 с.
- Специальная психология / Под ред. В.И.
Лубовского. - М.: Изд.центр «Академия»,
2003.
- Татарова С.П. Реабилитация детей-инвалидов
посредством организации совместной деятельности
и общения с их здоровыми сверстниками
// Журнал Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной
работы. - 2009. - № 2.
- Ткачева В.В. Особенности диагностической
работы с семьями, воспитывающими детей
с отклонениями в развитии // Коррекционная
педагогика. Теория и практика. - № 5. –
2007
- Цветкова И.В. Социализация и адаптация
детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях
интегрированной группы детского сада
// Теория и практика общественного развития,
2011. - № 1.
- Фильчикова, Л. И Нарушения зрения у детей
раннего возраста: Диагностика и коррекция
/ Л. И. Фильчикова, М. Э. Бернадская, О. В.
Парамей. – М. : Полиграф сервис, 2003. – 176
с.
- 17. Фильчикова, Л. И. Объективные методы
диагностики нарушения зрения и слуха
у детей раннего возраста / Л. И. Фильчикова,
З. С. Алиева // Дефектология. — № 6. — С.
77–82.
- Шамарина Е.В. Основы специальной педагогики
и психологии: Учебное пособие. - М.: Книголюб,
2007. - 248 с.
- Шаповаленко И.В. Возрастная психология.
– М.: Гардарики, 2005
Приложение 1.
Анкета для изучения мнения родителей
детей с нарушениями зрений, посещающих
ГБДОУ № 95
Уважаемые родители! Просим
вас принять участие в опросе, который поможет
в дальнейшей работе учреждения и повышении
качества предоставляемых услуг. Для этого
заполните, пожалуйста, эту анкету. Внимательно
прочитайте каждый пункт и отметьте наиболее
подходящий, по вашему мнению, вариант.
Возможен выбор нескольких вариантов
ответа.
- Вспомните, как Вы узнали об
этом детском садике?
а) из рекомендаций родных, знакомых;
б) посоветовали специалисты – врач,
педагог и др.;
в) случайно;
г) другое: __________________________________________ ______________
2. С какой целью (целями) Вы устроили
своего ребёнка в данный сад:
а) коррекция зрения;
б) качественная подготовка к школе;
в) пребывание ребёнка в лучших условиях
(по сравнению с предшествующим детским
садом) – психологический микроклимат,
санитарно-гигиеническая обстановка,
питание, материальная база и пр.
г) другое: __________________________________________________________
3. Охарактеризуйте особенности
общения сотрудников нашего детского
сада с Вашим ребёнком:
а) заинтересованное, доброжелательное
общение;
б) сдержанное, ровное общение;
в) конфликтное общение.
4. Вас устраивает частота занятий
с Вашим ребёнком?
а) да;
б) нет: нужно заниматься чаще/реже (нужное
подчеркнуть)
в). другое__________________________________________________________
5. Вы присутствовали на открытых
занятиях, родительских собраниях?
а) да;
б) нет
6. Приходилось ли Вам в течение
этого года прибегать к дополнительной
медицинской помощи (частный офтальмолог,
офтальмолог детской поликлиники и др.):
а) нет;
б) да; если да, то почему? ___________________________________________
8. 7. Как Вы занимаетесь с ребёнком
дома по заданиям сотрудников детского
сада, в т. ч. врача?
а) с желанием, ответственно, регулярно;
б) неохотно, нерегулярно, как получится;
в) чаще не занимаюсь вовсе;
г) другое: _________________________________________________________
8. Наблюдается ли у ребенка прогресс:
а). да, у ребенка улучшилось зрение
б). да, ребенок многому научился в детском
саду
в). нет
г). другое
Спасибо за уделенное время! Ваше мнению
очень важно для нас.
Приложение 2
Анкета для изучения мнения сотрудников
ГБДОУ № 95. работающих с детьми с нарушением
зрения
Уважаемые сотрудники ГБДОУ
№ 95! С целью повышения качества работы
учреждения просим вас заполнить анкету.
Внимательно прочитайте каждый пункт
и отметьте наиболее подходящий, по вашему
мнению, вариант. Возможен выбор нескольких
вариантов ответа.
- Считаете ли Вы, что ребенку
с нарушением зрения необходима постоянная
помощь и опека взрослых?
а). да
б). нет
- Достаточно ли, на Ваш взгляд,
занятий проводится в саду?
а). да
б). нет
в) затрудняюсь ответить
- Достаточно ли детям помощи
со стороны врача офтальмолога в детском
саду?
а). достаточно
б). нет, требуется внимание со стороны
специалистов государственных и частных
клиник
в).другое__________________________________________________________
4. Как можно достичь наилучшего
эффекта в решении проблем детей с нарушениями
зрения?
а). увеличив количество занятий
б). при поддержке родителей
в).другое__________________________________________________________
5. Активны ли родители таких детей?
а). активны
б). не всегда
в). нет
- Наблюдаете ли Вы прогресс у
детей, постоянно ходящих в Ваш сад?
а). да
б). нет
в).другое__________________________________________________________
Приложение 3
Анкета для родителей «Проблемы поведения»
Инструкция. Заполните первую
часть «Дисциплинарные проблемы», оценивая
каждую проблему в баллах от 1 до 5 (5 — максимальное
проявление проблемы).
Затем заполните вторую
часть «Эмоциональные нарушения»,
оценивая каждое нарушение таким
же способом.
Затем перечислите все проблемы
первой части, оцененные вами в 4 и 5 баллов,
а также все нарушения второй части, оцененные
вами в 4 и 5 баллов. Постарайтесь выявить
причинно-следственную связь между перечисленными
пунктами первой и второй частей.