Разработка программы коррекционной работы с детьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2015 в 18:27, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является разработка программы коррекционной работы с детьми, имеющими нарушение зрения в условиях детского дошкольного учреждения.
Объект - дети дошкольного возраста с нарушением зрения.
В соответствии с целью в работе будут решены следующие задачи:
1. Подбор и изучение литературы по данной теме.
2. Практическое исследование социально-психологических особенностей детей с нарушением зрения.
3. Анализ социально-психологической работы с детьми с нарушением зрения.

Файлы: 1 файл

Diplomnaya_rabota_skorrektirovannaya_ot_20_05_15.docx

— 178.31 Кб (Скачать файл)

В процессе индивидуальных консультаций психолога с родителями прорабатываются многие личностные проблемы, в которые погружен родитель ребенка с особенностями развития. В результате работы психолога с семьей ребенка-инвалида должно измениться его положение в семье. Из требующего постоянного ухода и опеки, он превращается в ребенка, имеющего определенные обязанности бытового характера. Родители же, чувствуя поддержку коллектива детского сада и заинтересованность в судьбе их ребенка, приобретают надежду и уверенность в завтрашнем дне [11, с.55].

 

 Глава II. Анализ психолого-социальной работы с детьми с нарушением зрения в условиях ДОУ .

2.1. Организация и методы исследования социально-психологических особенностей детей с нарушением зрения.

       Актуальность. Действующее Российское законодательство практически не защищает права инвалидов на достойное и обеспеченное существование. Задача социальных работников - создать условия, в которых инвалиды смогут в максимальной мере, не смотря на свой физический и психический дефект, проявить свои способности, и достойно жить, сохраняя уважение к себе окружающих. Поэтому психосоциальная работа с инвалидами по зрению является важной задачей специалистов, сталкивающихся с такой категорией людей, в особенности детей.

       Умение ребенка войти в детское общество, действовать совместно с другими, уступать, подчиняться при необходимости, чувство товарищества - качества, которые обеспечивают ему безболезненную адаптацию к новым социальным условиям, способствуют созданию благоприятных условий для его дальнейшего развития.

Трудности эмоционального развития ребенка с нарушениями зрения в дошкольном возрасте становятся фактором, осложняющим его взаимодействие со сверстниками и адаптацию в дошкольном учреждении и в школе. Эмоциональные расстройства негативно влияют на психическое здоровье дошкольников с нарушениями зрения, а также ограничивает их социальные возможности в процессе адаптации и интеграции.

Анализ психологической и педагогической литературы показывает, что эмоциональная сфера – класс субъективных психологических состояний человека, в отношении которого среди психологов до сих пор нет согласия, хотя его исследования ведутся уже много веков. В исследованиях большинства специалистов эмоциональная сфера рассматривается как «важнейшая система психики, тесно связанная с когнитивной, волевой, мотивационной сферами, влияющая на любое проявление человеческой активности и обеспечивающая адаптацию к изменяющимся условиям окружающей действительности» [10, с.108].

В дошкольном возрасте эмоциональное развитие претерпевает значительные изменения в сторону своего усложнения, устойчивости, дифференциации характеристик и интеграции их в единую целостную систему. Возрастную динамику эмоционального развития определяют эмоциональные новообразования, последовательно формирующиеся на различных этапах онтогенеза: ситуативная вариативность эмоционального реагирования, расширение ряда эмоциональных модальностей (базовые - социальные, опознание эмоциональных состояний по выражению лица, социальное преобразование выражения эмоций, формирование структуры представлений об эмоциях, вербальное обозначение эмоций [1, с.48].

Развитие эмоций у детей с нарушениями зрения, по мнению Л. И. Фильчиковой, проходит особый путь: «… поскольку дети младенческого возраста с нарушениями зрения имеют врожденную патологию зрительного анализатора, то есть раннюю депривацию, то путь психического развития младенца с дефектом зрения является своеобразным как по темпу психического развития, так и по качественной его характеристике» [16, с.108].

В своих исследованиях Л. И. Плаксина отмечает, что значительному количеству детей с нарушениями зрения старшего дошкольного возраста присущи невротические проявления, которые имеют свою специфику и причины. Можно наблюдать подавленность в настроении, частые слезы, огорчения. В отдельных случаях проявляется повышенная возбудимость, раздражительность, быстрая утомляемость, рассеянность внимания, эмоциональная неустойчивость и конфликтность [8, с.58].

Исследования ученых показывают, что нарушение зрения вносит специфику в развитие всей личности ребенка и особенно велико его влияние на эмоциональную сферу ребенка. У детей со зрительным дефектом наблюдается своеобразие восприятия и недостаточность овладения компенсаторными навыками по созданию наглядно-чувственного образа, приводящие в свою очередь, к обеднению эмоционального опыта. Развитие эмоций у детей с нарушением зрения имеет ряд особенностей: преобладание отрицательных эмоций, повышенная тревожность, одиночество, повышенный уровень страхов. Анализ литературных источников показывает, что специальных психологических исследований, посвященных изучению особенностей страхов детей с нарушениями зрения крайне мало.

Целью исследование является социально-психологические особенности детей с нарушением зрения и коррекционная работа с ними.

Задачи:

1. Практическое исследование  социально-психологических особенностей  детей с нарушением зрения.

2. Анализ социально-психологической  работы с детьми с нарушением  зрения.

3. Разработка проекта  коррекционно-развивающей программы  социально-психологической работы  с детьми с нарушением зрения.

Предметом исследования является коррекционная работа с детьми. Исследование психолого-социальной работы с детьми было проведено на базе Детского сада №95 Калининского района для детей с нарушением зрения (Государственное дошкольное учреждение для детей с нарушением зрения), находящегося по адресу: ул. Тимуровская, д. 12, корп. 2, литер А. E-mail: dou95spb@yandex.ru. 

В ходе исследования было рассмотрено 2 группы: группа №1 -20 детей  из младшей группы и группа №2 -20 детей из средней группы.

В своей работе данное учреждение опирается на Устав и локальные акты («Положение о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений ГБДОУ детского сада N 95 Калининского района г. Санкт-Петербурга», «Положение о системе внутреннего мониторинга качества образования ГБДОУ детского сада N 95 Калининского района г. Санкт-Петербурга»).

Согласно этим документам, основной обязанностью это ДОУ выбрало обеспечение стандарта по уровню знаний детей, сохранение и укрепление психофизического здоровья дошкольников, с учетом коррекции и компенсации нарушения развития. Основной задачей психолого-социального сопровождения в ДОУ является создание условий для полноценного развития и становления успешной совершенствующейся личности ребенка в соответствии с его возможностями и потребностями.

В  ДОУ № 95 Калининского района функционирует 9 групп, которые посещает 114 воспитанников:

- открыты группы и  класс для детей, имеющих зрительную  патологию, такую как амблиопия, миопия различных степеней, косоглазие, астигматизм, частичная атрофия  зрительного нерва и др. (в текущем  учебном году ДОУ посещает 6 детей  инвалидов по зрению);

- открыты группы для  детей  с нарушением речи, которые  посещают воспитанники с общим  недоразвитием речи II – III уровня, а так же дети со сложными формами детской речевой патологии: моторная алалия, дизартрия, ринолалия.

Дети с нарушениями в развитии – особая категория детей. Поступающие в ДОУ дети испытывают ряд трудностей, отражающих разную природу, связанную как с соматическим здоровьем, так и нарушениями в эмоционально-волевой сфере, общении и поведении. Для ДОУ очень важно было построить такое сопровождение, при котором ребенку максимально комфортно в условиях сада, где бы он мог реализовывать себя в различных видах деятельности, испытывать успешность и радость общения со сверстниками и взрослыми, получить квалифицированную помощь специалистов (врача-окулиста, учителей-логопедов, педагогов-психологов). Такие дети нуждаются в создании специальных условий (предметно-развивающая среда, материально технические условия – лечебное оборудование, современные ТСО (Лого-БОС, БОС коррекции зрения) и специальном психолого-социальном и медико-социальном сопровождении.

В комплексное сопровождение воспитанников  ДОУ включены следующие участники образовательного процесса: родители, администрация ДОУ, медицинский персонал (медсестра, медсестра-ортоптист, массажист, медсестра по бассейну), воспитатели, учителя-логопеды, музыкальные руководители, инструктор по физической культуре, инструктор по физической культуре  с обучением плаванию, воспитатели по изо деятельности и ручному труду, педагоги-психологи.

За годы работы в учреждении наработаны и сформированы  основные принципы организации воспитательно-образовательного и коррекционного процессов

*  учет общих, специфических  и индивидуальных особенностей  развития детей с нарушением  речи и зрения;

*  комплексный подход  к диагностике и коррекционной  помощи детям;

*  модификация учебных  планов и программ в соответствии  с познавательными возможностями  детей;

*  дифференцированный  подход  детям, включая применение  специальных форм и методов  работы, в том числе индивидуально-подгруппового  воспитания и обучения с учетом  интересов, способностей и потребностей  воспитанников;

*  создание офтальмологических  условий в предметно-развивающей  среде ДОУ;

*  обеспечение условий  для длительной психолого-медико-социальной  реабилитации детей с нарушением  зрения и речи.

Таким образом, определено участие каждого специалиста на разных этапах «сопровождения»: в период адаптации, при проведении диагностики, разработке рекомендаций, ортопитческого и плеоптического лечения, определения индивидуального образовательного маршрута (его изменении), реализации коррекционно-развивающей помощи.

Следовательно, задачи службы психологического сопровождения определяются с учетом годовых задач ДОУ: 

- способствовать гармонизации  эмоционального благополучия и  психологического здоровья детей  дошкольного возраста в условиях  непрерывного и преемственного  процесса образования через систему  специальных игр и упражнений;

- усовершенствование условий  для обеспечения полноценного  психического развития детей  дошкольного и младшего школьного  возраста с нарушением речи  и зрения в условиях ДОУ  и семьи.

Содержание сопровождения  направлено на:

- обучение положительному  самоотношению и принятию других  людей, формирование адекватных  форм поведения;

- обучение рефлексивным  умениям;

- формирование потребности  в саморазвитии, содействие росту  и развитию ребенка;

- развитие познавательных  и психических процессов;

- сближение детей и родителей, гармонизация семейных отношений

Распорядок дня:

c 8:00 до 9:00  Прием, осмотр, игры, утренняя гимнастика (обработка очков)

c 8 :05 до 8:30 Подготовка к завтраку, завтрак

c 8 :40 до 9:00 Игры. Подготовка к совместной деятельности

c 9 :10 до 9:40 Совместная деятельность (обработка очков)

c 9 :40 до 11:40 Игры, подготовка к прогулке, прогулка

c 11 :40 до11:50 Возвращение с прогулки, игры

c 11 :50 до 12:20 (Обработка очков) Подготовка к обеду, обед

c 12:20 до 15:00 Подготовка ко сну, дневной сон

c 15:00 до 15:20 Постепенный подьем, воздушные и водные процедуры

c 15:40 до 16:00 Подготовка к полднику , полдник

c 16:00 до 16:50 Игры, самостоятельная деятельность

c 17:00 до 18:00 Подготовка к прогулке, прогулка

 

Чтобы понять, как строится работа с детьми, имеющими нарушения зрения, в данном ГБДОУ, мною было проведено анонимное письменное анкетирование родителей и сотрудников учреждения. Им задавались вопросы, касающиеся обстановки в детском саду, частоты и  качества занятий, наблюдаемых тенденций.

У родителей (6 человек) также спрашивались причины, по которым они выбрали именно это учреждение (см. Приложение). По результатам анкетирования получилось, что большинству родителей данный сад порекомендовали специалисты — 3 человек, 2 нашли его через знакомых, 1 — случайно. С целью коррекции зрения в сад устроило 6 человек, с целью пребывания ребенка в лучших условиях — 4, для подготовки к школе -1. Довольны общением сотрудников с детьми — 4, 1 человек счел его ровным, 1 откровенно недоволен. Частота занятий устраивает 2, 1 считает, что нужно увеличить частоту занятий, 1 сказал, что устраивает, но хотелось бы дополнительных занятий с логопедом, 2 — с офтальмологом. На открытых уроках и родительских собраниях присутствовало 6 человек. К дополнительной медицинской помощи прибегало 6 человек. С детьми охотно занимается 3 человека, 1 не занимается, 2 в графе «другое» отметили, что не всегда занимаются охотно, но считают это своей обязанностью.    Прогресс видят 5.

Было опрошено 5 сотрудников. Из них 3 считают, что занятий в саду достаточно, 1 — нет, 1 — затруднился ответить.  4 считают, что детям потребуется дополнительная медицинская помощь, 1 кажется, что нет. 1 человек считает, что для достижения максимального эффекта в работе с детьми с нарушением зрения нужно увеличить количество занятий, 3 — больше подключать родителей, 1 высказался в графе «другое» за увеличение количества занятий при поддержке со стороны родителей. На вопрос «Активный ли родители?» - утвердительно ответило 4 человека, 1 — не всегда.

Также проводилось интервьюирование нескольких родителей и сотрудников, благодаря которым было озвучено несколько историй воспитанников учреждения, позволяющих сделать соответствующий анализ и получить более полную и объективную картину положения дел в ГБДОУ. Имена участников истории изменены по просьбе родителей.

Информация о работе Разработка программы коррекционной работы с детьми