Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2015 в 18:27, дипломная работа
Целью дипломной работы является разработка программы коррекционной работы с детьми, имеющими нарушение зрения в условиях детского дошкольного учреждения.
Объект - дети дошкольного возраста с нарушением зрения.
В соответствии с целью в работе будут решены следующие задачи:
1. Подбор и изучение литературы по данной теме.
2. Практическое исследование социально-психологических особенностей детей с нарушением зрения.
3. Анализ социально-психологической работы с детьми с нарушением зрения.
- психогимнастические игры (направленные на формирование принятия своего имени, своих качеств характера, принятие своих прав и обязанностей);
- коммуникативные игры
(направленные на формирование
у детей умения увидеть в
другом человеке его
- игры и задания направленные на развитие произвольности;
- игры направленные на
развитие воображения (игры вербальные,
невербальные и «мысленные
- эмоционально – символические
игры (групповое обсуждение
- сказко-терапевтические игры (направленные на коррекцию страхов, застенчивости, умение общаться с другими детьми и умение выразить свои мысли и чувства)
- релаксационные методы
(упражнения, основанные на методе
активной нервно-мышечной
- игры с песком и водой;
- посещение сенсорной комнаты.
В ДОУ большое значение уделяется детям младшего дошкольного возраста. С детьми 3-4лет проводится кружковая работа, где реализуются следующие задачи:
- формировать первые нравственные эмоции, умение сопереживать, сочувствовать; умение действовать по правилам;
- развивать познавательные и психические процессы;
- способствовать
проявлению всех видов
- помогать в освоении
различных способов
Кружок проводится в рамках дополнительного образования 1 раз в неделю продолжительностью 15мин.
Поскольку в ДОУ есть 1-й класс охраны зрения с детьми этого возраста проводится комплекс коррекционно-развивающих занятий по социально-психологической адаптации в обществе. Необходимость проведения занятий связана с более сложной адаптацией детей имеющих нарушения зрения и речи к социальной жизни. Занятия проводятся 1 раз в неделю продолжительностью 40мин., в форме бесед, игр, творческих заданий, продуктивной деятельности и др.
Коррекционно-развивающие занятия с детьми начинаются после адаптационных и диагностических мероприятий. На заседании ПМП к ДОУ (октябрь) определяются направления психолого-медико-социального сопровождения детей, разрабатываются коррекционно-оздоровительные программы для детей, в том числе для детей инвалидов и детей, находящихся на динамическом наблюдении. Так же осуществляется индивидуальная работа с детьми как по запросу воспитателей и родителей, так и по результатам диагностики.
Содержание работы с педагогами в процессе реализации коррекционно-развивающей работы с детьми
Работа с педагогическим коллективом реализуется через интерактивные формы психологического просвещения: семинары-практикумы, «круглые столы», игротренинги, организация деловых игр, лекции, беседы, подготовка памяток, подбор и распространение психологической и педагогической литературы, групповые и индивидуальные консультации, анкетирование. Это позволяет:
- отработать содержание
и методы психологического
- отработать приёмы, направленные
на сплочение педагогического
коллектива, и сформировать у
воспитателей личностные
Основная тематика просветительской работы:
«Роль сюжетно-ролевых игр в развитии общения у детей дошкольного возраста»
«Готовность детей к школе в сфере общения»
«Роль взрослого в формировании у детей отзывчивого отношения к сверстникам в ситуации игрового взаимодействия и в повседневной жизни»
«Формирование игровой культуры ребенка»
«Развитие навыков общения у детей с нарушениями зрения»
«Становление нравственности в раннем дошкольном возрасте»
«Техники установления позитивных отношений с родителями и детьми. «Развитие коммуникативных навыков»
«Формирование доброжелательных отношений между маленькими дошкольниками»
«Роль психогимнастики в регуляции эмоционально-волевой сферы»
«Влияние эмоционального развития на когнитивные процессы детей».
Содержание работы с родителями в процессе реализации коррекционно-развивающей работы с детьми.
Комплексное «сопровождение» невозможно без участия родителей. Воспитатели групп и специалисты проводят индивидуальные и групповые консультации для родителей, семинары, игротренинги, круглые столы, открытые занятия, практические занятия для родителей и детей разной направленности, организуют выставки творческих работ, выполненных родителями и детьми.
В рамках просветительской работы в учреждении выстроена система взаимодействия с семьей. Родители должны осознать, что только совместными усилиями возможно добиться положительных результатов в намеченной работе. На базе ДОУ проводятся заседания семейного клуба для родителей «Мы вместе», целью которого является развитие перспективных форм сотрудничества с родителями, для подключения их к активному участию в жизни ДОУ. Основными формами работы с родителями в рамках клуба являются: практические занятия, «круглые столы», вечера встреч, творческие мастерские, консультации, выставки совместного творчества и др. Клуб строит свои отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В работе клуба принимают участие все специалисты ДОУ.
Таким образом - через сотрудничество в рамках клуба «Мы вместе» координируются усилия воспитателей, специалистов и родителей, что необходимо для полноценного развития каждого ребенка. Наряду с достижением этой цели клуб служит осуществлению профилактических, культурно-просветительских задач. Важнейшим, на наш взгляд, следствием участия родителей в работе клуба является повышение психологической культуры пап и мам в аспекте понимания особенностей психики и регулирования отношений с ребенком.
Понимая степень занятости родителей, используется такая форма общения с семьей как «Родительская почта». Такой способ помогает осторожным и недоверчивым родителям анонимно выяснить какие-либо значимые для них проблемы или записаться на прием к специалисту. Эта формы работы дает хорошие результаты в становлении доверительных отношений с определенной категорией родителей.
Основная тематика просветительской работы с родителями:
«Факторы, влияющие на психологическое благополучие ребенка в семье»
«Если отношения с ребенком вышли из - под контроля»
«Общение – это искусство»
«Эмоциональные проблемы в период адаптации к ДОУ»
«Станем ближе друг другу»
«Психологическое здоровье в семье»
«Влияние семейных отношений на общение детей»
«Удовлетворение потребности в любви как фактор личностного развития»
«На пороге школы: мелодия душевной жизни ребенка»
«Психологические особенности детей дошкольного возраста».
Имеющийся опыт работы показывает, что в условиях ДОУ целесообразно вести работу с детьми не только по запросам родителей, воспитателей, по результатам диагностики, но и главным образом, работу с каждой группой в целом.
Итоги работы ДОУ дают основание утверждать, что наиболее результативной формой взаимодействия с детьми является сочетание индивидуальной и групповой форм работы.
Говорить о каких-либо реальных результатах пока преждевременно, однако прослеживается важный вклад в разработку содержания, методов и организации психолого-медико-социального сопровождения дошкольников.
Предлагаемая модель сопровождения включает изменения не только в содержании образования, но и охватывает организацию всего процесса жизнедеятельности детей и вопросы управления ДОУ.
Проблемы коррекции детей с детьми, имеющими нарушение зрения неотделимы от вопросов практики социальной и социально-психологической адаптации. Процесс адаптации ребенка, имеющего зрительную патологию, в обществе - это, прежде всего процесс его социально-психологической реабилитации. В теории и практики социальной реабилитации сформулирован принцип, который рассматривает реабилитацию, как реабилитацию личности и ее дальнейшую социализацию. Социально-психологическая реабилитация рассматривается, как восстановление психических функций, процессов целостного адекватного поведения личности, имеющей врожденную патологию и осуществляемую психологическими средствами и методами.
В связи с этим актуальное значение приобретает разработка соответствующей программы, адаптированной к социальному окружению ребенка в условиях дошкольного образовательного окружения, приобретение опыта общения в социальном пространстве детского сада. В дошкольный период развития детской психики общение выступает как ведущий фактор, обуславливающий накопление и усвоение новых знаний, навыков и умений, так как все новообразования психики этого периода формируются в процессе ведущей деятельности, которая является мотивационно-смысловым видом, проходящим по схеме: ребенок - общение – взрослый.
Таким образом, отсутствие четкой программы развития ребенка с нарушением зрения, дающей представлений о социальных законах бытия, человеческого общежития, недостаточное развитие эмоционально-выразительных средств осложняют овладение такими детьми с навыки коммуникативной деятельности.
В этой связи актуальной проблемой современной тифлопсихологии и тифлопедагогики является развитие навыков общения у детей с нарушением зрения. Учитывая, что зрительный дефект обедняет способность детей к подражанию, то в связи с этим перед педагогом стоит серьезная задача довести до ребенка необходимую коммуникативную информацию, определенные чувства и эмоции, нравственные и этические понятия на доступном дошкольникам уровне. Таким образом мы выходим на то что воспитатели и психологи детского сада должны владеть базовыми навыками коррекционной работы с детьми ,имеющими нарушения зрения , а так же уметь разрабатывать такие программы.
Тестирование доказало, что отсутствие или ограничение зрительного восприятия приводит к нарушению всех компонентов перцепции независимо от модальности: снижению избирательности восприятия и апперцепции, недостаточности осмысленности и обобщенности воспринимаемых объектов, нарушению их константности и целостности. Особенности восприятия слепых и слабовидящих детей приводят к снижению активности отражательной деятельности, сужению круга интересов, недостаточности чувственного опыта, а также к меньшему по сравнению с нормой эмоциональному воздействию объектов внешнего мира.
Исследования особенностей мнестической деятельности детей показали, что нарушение зрительных функций отрицательно влияет на скорость запоминания, продуктивность сохранения и качество воспроизведения. Кроме того, у слепых и слабовидящих детей отмечаются недостаточная осмысленность запоминаемого материала, низкий уровень развития логической памяти, затруднения в припоминании.
Полная или частичная утрата функции зрения, ограничивая возможность чувственного отражения внешнего мира, отражается и на процессе развития мышления. У слепых и слабовидящих детей затруднены операции анализа и синтеза, отмечается недостаточная полнота сравнения. Наблюдаются нарушения классификации, обобщения, абстрагирования и конкретизации. Однако эти недостатки не делают мышление слепых неотвратимо неполноценным. В условиях специального обучения в значительной мере устраняется основная причина замедленного развития мышления – пробелы в сфере чувственных, конкретных знаний, и это способствует коррекции отклонений в развитии мышления слепых и слабовидящих детей.
Речь у незрячих детей, помимо своих основных функций, выполняет особую, компенсаторную функцию, так как о многих предметах и явлениях дети с нарушениями зрения могут получить представление только при помощи речи. Специфика речевого развития слепых и слабовидящих проявляется в сниженной динамике накопления языковых средств, своеобразии содержания лексики и соотношения слова и образа, а также в некотором отставании формирования речевых навыков и языкового чутья. Вместе с тем обогащение речевой среды, развитие слуховой памяти и слухового внимания способствуют развитию речи ребенка и достижению им нормативного уровня речевой деятельности, в том числе в овладении письменной речью, которую незрячие дети осваивают по системе Брайля (выпуклого шеститочия).
Таким образом, органический дефект, нарушая познавательную деятельность и ограничивая социальные контакты, может привести к целому ряду отклонений в формировании и развитии личности слепых и слабовидящих детей в целом. К личностным особенностям детей относятся изменения в динамике потребностей, связанные с затруднением их удовлетворения, сужение круга интересов, обусловленное ограничениями в сфере чувственного опыта, отсутствие или нарушение внешнего проявления внутренних состояний и, как следствие – недостаточность эмоциональной сферы.
Неблагоприятные условия воспитания (чрезмерная опека или, наоборот, недостаток внимания) детей рассматриваемой категории приводят к возникновению у них таких личностных качеств, как эгоизм, установка на постоянную помощь, равнодушие к окружающим и др. Ограниченные контакты с окружающими влекут за собой замкнутость, некоммуникабельность, стремление уйти в свой внутренний мир. Это затрудняет формирование деловых и личностных взаимоотношений с окружающими.
Основной задачей создания программ по реабилитационной работы в целях интеграции индивидов по зрению в общество является установление или восстановление социальных контактов как со сверстниками, так и значимыми взрослыми людьми, расширение сферы деятельности (общественно-полезный труд, занятия спортом, музыкальным искусством и т.д.), то есть социально-психологическая адаптация.
Разработка программ по работе с детьми строится на основе психологических особенностей и степени потери зрения у детей, посещающих ДОУ. Это связано с тем, что нарушение зрения оказывает заметное влияние на психологическое развитие ребенка: замедленны процессы запоминания, затруднены мыслительные операции, ограничены движения, из-за неудач и трудностей в учебе, игре и общении со сверстниками, дети бывают порой агрессивны, раздражительны и замкнуты. Таким дети нуждаются не только в лечебно-восстановительном лечении, но и психолого-социальном сопровождении, разрабатываемых под каждого ребенка индивидуально, наблюдающим его воспитателем-психологом.
Информация о работе Разработка программы коррекционной работы с детьми