Социально-трудовые отношения в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2015 в 18:51, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования обусловлена необходимостью теоретического осмысления феномена социальных технологий в сфере трудовых отношений. При этом следует учитывать транзитивность современного российского общества, кризисное состояние экономики, нищенское положение основной массы населения страны, наличие глубоких противоречий во всех сферах жизнедеятельности общества.
В этих условиях обращение к экономическим аспектам функционирования общества, к проблемам труда и занятости, эффективности деятельности различных форм экономических отношений и организаций, внедрению в них инновационных технологий, состоянию человеческого капитала приобретает особое экономическое, организационное, политическое и идеологическое значение.

Файлы: 1 файл

ГОТОВЫЙ ДИПЛОМ (2).docx

— 169.62 Кб (Скачать файл)

Социальную работу на промышленном предприятии следует основывать на следующих принципах:

1) опоры на  собственные силы – предполагает  активную позицию работника в  разрешении своих проблем;

2) гарантированности  – обязательное оказание социальной  помощи лицам, стремящимся максимально  использовать собственные внутренние  резервы;

3) адресности  – оказание помощи конкретному  человеку с учетом его конкретной  ситуации;

4) социального  реагирования – выявление социальных  проблем работников и принятие  мер по их решению;

5) профилактической  направленности – необходимость  принимать усилия по предупреждению  возникновения социальных проблем  и жизненных затруднений человека;

6) выделения социальных  ресурсов – выделения для оказания  помощи своим работникам средств, реальная величина которых зависит  от социально-экономических возможностей  предприятия;

7) включения механизмов  социальной помощи в ситуациях, когда исчерпаны другие способы  поддержки (психологические, моральные, договорные, законодательные).

Для осуществления социальной работы на высоком научно-практическом уровне в соответствии с названными целями и задачами необходимо создание на предприятии отдела социальной работы. Данный отдел должен представлять собой подструктуру службы социального развития промышленного предприятия, осуществляющую свою деятельность в области социальной защиты и поддержки работников в соответствии с данными целями, задачами и принципами, причем существенным в деятельности отдела будет интеграция всех форм и направлений социальной работы в единую систему, способную к гибким и эффективным изменениям. С этой точки зрения системный подход в деятельности социальной службы предприятия занимает основополагающее место.

Основными направлениями отдела социальной работы следует считать:

- социальную  защиту, социальное обеспечение  и социальную поддержку работников  предприятия;

- медико-социальную  работу;

- культурно-просветительскую, образовательную и спортивную  работу.

Отдел социальной работы предприятия должен выполнять следующие функции:

- планово-организационную  – планирование и организация  социальной работы на предприятии, разработка социальных программ, создание системы информационного обеспечения социальной работы, контроль деятельности служб, участвующих в решении социальных вопросов предприятия;

- аналитическую  – оценка социальных последствий, планируемых экономических, технических  и управленческих нововведений, анализ взаимоотношений руководителей  и подчиненных, проведение социальных  и мониторинговых исследований, осуществление анализа социальных  ресурсов трудового коллектива;

- информационно-просветительскую  – информирование работников  предприятия о возможности службы, проведение массовой пропаганды  идеологии, философии, корпоративной  культуры предприятия, организация  обучения руководителей и специалистов;

- консультативную  – консультирование руководителей  и рядовых членов коллектива  по вопросам разрешения конфликтов, социально-психологических проблем, возникающих в коллективе.

В кадровый состав отдела социальной работы должны входить:

- специалисты  по социальной работе;

- психологи;

- социологи.

В качестве критериев эффективности отдела социальной работы на предприятии можно рассматривать:

- наличие базы  данных и карточек персонифицированного  социального учета клиентов отдела;

- количество  мероприятий, проводимых при участии  отдела;

- удовлетворение  работников предприятия социальной  политикой организации, работой  отдела, выявленное путем специальных  опросов;

- корреляцию  произведенных затрат на отдельного  работника с результатами его  производственной деятельности.

Специалист отдела выполняет множество функций, осуществляя которые он непременно прибегает к помощи психологии. Именно психология выступает основой социально-педагогических приемов, используемых для решения задач социальной работы.

Создание условий, при которых работники имели бы возможность самореализации своих сил, потенциала, энергии, является основным назначением социальной политики промышленного предприятия. Это происходит в том случае, когда имеются реальные предпосылки, материальные ресурсы, финансовые источники для создания и формирования достойного жизненного статуса человека.

Особое внимание специалисты по социальной работе должны уделять здоровью трудящихся. В развитых странах принято оценивать здоровье трудоспособного населения в экономических показателях. Определено, что интенсивность производственного процесса и производительность труда во многом зависят от состояния физического и психического здоровья работников. Существует взаимная заинтересованность предпринимателей и наемных рабочих в сохранении высокого показателя индекса здоровья, который позволяет оценить в балльной системе уровень здоровья отдельного человека, группы людей или предприятия в целом.

Улучшение условий труда и, следовательно, сохранение здоровья рабочих – одна из важнейших проблем социальных преобразований в нашей стране, так как тенденции к уменьшению числа работающих в неблагоприятных условиях труда и снижению уровня профессиональной заболеваемости, к сожалению, нет.  Как известно, эффективность производственного процесса определяется не только численностью работающих, уровнем их квалификации, организацией производства, но и состоянием здоровья каждого члена коллектива.

Следует воспитывать у рабочих установку на сохранение здоровья и личную ответственность за выполнение рекомендаций по оздоровлению, ослабляющих воздействие неблагоприятных производственных факторов на организм.

При рассмотрении социально-экономических подходов, формирующих здоровье трудящихся промышленных предприятий, необходимо решить следующие проблемы:

1) заинтересовать  самого работника в сохранении  и восстановлении своего здоровья. Для этого следует ввести какие-либо  поощрение сотрудников, редко болеющих  или не болеющих вообще, не  имеющих вредных привычек и  регулярно проходящих медосмотры; уменьшить размер денежной компенсации  в связи с заболеваемостью, связанной  с наличием вредных привычек; создать конкуренцию при приеме  на работу, отдавая предпочтение  здоровым лицам;

2) заинтересовать  руководителя предприятия в сохранении  и укреплении здоровья своих  сотрудников. Предприятие должно  нести материальную ответственность  за здоровье своих работников, что неизбежно приведет к усилению  мероприятий по улучшению условий  труда трудящихся;

3) решить вопрос  о социальной защищенности сотрудников, давно работающих на предприятии, где имеются неблагоприятные  факторы для здоровья: выплачивать  дополнительную компенсацию при  утрате здоровья или при получении  работником инвалидности по общему  заболеванию.

Сегодня медико-социальная работа преобразуется в самостоятельное направление профессиональной деятельности, и ее профилактическая составляющая включает в себя мероприятия по предупреждению социально зависимых нарушений соматического, психологического, репродуктивного здоровья, формирование установок на ведение здорового образа жизни, обеспечение доступа к информации по вопросам здоровья.

Главной задачей работников службы медико-социальной помощи промышленного предприятия является помощь людям, желающим контролировать и улучшать собственные жизненные позиции в целях долгосрочной профилактики функциональных расстройств и улучшения соматического здоровья. Для этого необходимо создать или активизировать следующие звенья медико-социальной работы на предприятии:

- усилить взаимодействие  между медицинскими учреждениями  и структурными подразделениями  предприятия оздоровительного, социального, профсоюзного и других профилей;

- разработать  комплексные медико-социальные мероприятия  с интеграцией медицинских, социальных, психологических, юридических, педагогических  подходов во все сферы профессиональной деятельности человека;

- организовать  широкую просветительскую работу  по укреплению резистентности  организма как основного условия  сохранения здоровья в условиях  неблагоприятного воздействия экологических, производственных, социальных, бытовых  и психологических факторов;

- информировать  официальные административные и  выборные органы о факторах, способствующих  утрате здоровья, переходу патологических  процессов в хронические, препятствующих  эффективному лечению, снижающих  ориентацию индивидуума на здоровый  образ жизни, нарушающих социальный  статус человека.

Особенность социального развития предприятий в последнее время состоит в разработке и реализации различных социальных программ, которые можно рассматривать в качестве механизма социальной защиты работников предприятия: негосударственных пенсионных, социального и медицинского страхования, подготовки и переобучения работников, включая финансирование подготовки специалистов высших и средних профессиональных учебных заведений на контрактной основе, а также программ поощрительной туризма с использованием средств фонда социального развития предприятий, программ по  улучшению условий труда и охраны здоровья, организации досуга, борьбы с алкоголизмом, наркоманией, преступностью, поддержки материнства и детства, ветеранов и др. Создаются фонды для финансирования социальных программ. Отличительная черта современных социальных программ на уровне предприятий – их свободный выбор. Масштабы социальных программ и степень охвата ими трудящихся зависят в первую очередь от возможностей их финансового, материально-технического, организационного обеспечения на предприятиях.

Итак, экономическая м социальная составляющие предприятия взаимосвязаны между собой: чем лучше развита первая, тем эффективнее развивается вторая. Здесь действует «маятниковый эффект». Совершенствование социально-трудовых отношений на предприятии требует укрепления правовой, организационной, финансовой основ социальной защиты. Содержание социальных мероприятий предприятия, как уже отмечалось, фиксируется в коллективных договорах и тарифных соглашениях.

Социальная работа на предприятии должна осуществляться согласно системе стандартов оказания услуг.

Стандартизация как форма регулирования процессов и результатов деятельности все больше проникает во все сферы жизни общества. Не составляет исключения и социальная сфера, в частности такой специфический вид деятельности, как социальная работа.

В России законодательную и нормативную правовую основу проведения работ по стандартизации составляют законы РФ «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ, «О защите прав потребителей» от 07 февраля 1992 года № 2300-1, основополагающие международные стандарты и стандарты Российской государственной системы стандартизации, а также соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации. В 1998 году была принята Концепция национальной системы стандартизации, положения которой должны использоваться при выполнении всего комплекса работ по стандартизации.

В Концепции определены функции стандартизации: экономическая, социальная и коммуникативная.

Экономическая функция охватывает следующие аспекты:

- представление  информации о продукции и ее  качестве;

- распределение  в промышленности информации  о новой технике, материалах и  методах измерений и испытаний;

- повышение производительности  труда и снижение себестоимости;

- содействие  конкуренции;

обеспечение совместимости и взаимозаменяемости;

- рационализация  управления производственными процессами  и обеспечения заданного уровня  качества продукции.

Социальная функция стандартизации предусматривает фиксацию высокого уровня параметров и показателей продукции, который соответствует требованиям здравоохранения, санитарии и гигиены, обеспечивает охрану окружающей среды и безопасности людей при производстве, обращении, использовании и утилизации.

Коммуникативная функция стандартизации предусматривает создание базы для объективизации различных видов человеческого восприятия информации, а также фиксацию терминов и определений, классификаторов, методов измерений и испытаний, чертежей, условных знаков и т.п., обеспечивая необходимое взаимопонимание с учетом международных регламентов. Регулирование терминологии становится одной из основных задач реализации коммуникативных функций стандартизации.

В социальной работе имеется достаточно широкий спектр проблем и задач, которые могут быть решены с привлечением средств стандартизации. Это касается в первую очередь стандартизации и качества различных видов услуг населению, работникам конкретных предприятий, которые оказываются социальными службами. К ним относятся и специальные программы по оказанию помощи детям, семьям, различным социальным группам, пожилым людям, молодежи, инвалидам, женщинам, дезадаптированным детям и подросткам, мигрантам, военнослужащим и т.д.

Стандартизация в социальной работе предполагает совершенствование законодательных основ, установление приоритетных направлений и объектов стандартизации, перспективное и текущее планирование, внедрение современных информационных технологий как в систему информационного обеспечения, так и непосредственно в процедуры разработки стандартов.

Нормативное обеспечение содержания, качества, оценки социальных услуг предполагает разработку стандартов вида и методов контроля этих услуг, стандартизацию создания и совершенствования технологий социальной диагностики, социальной экспертизы, социального прогнозирования и моделирования и т.д.

На более высоких уровнях стандартизация в социальной работе может быть отдельной отраслью деятельности, профессионально осуществляемой сотрудниками социальных служб. Естественно, обучение вопросам стандартизации, метрологии и оценки должно стать частью общей системы образования. Можно не только создавать программы и проводить обучение студентов – будущих социальных работников, но и осуществлять подготовку и переподготовку сотрудников социальных служб.

Информация о работе Социально-трудовые отношения в современной России