Социально-трудовые отношения в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2015 в 18:51, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования обусловлена необходимостью теоретического осмысления феномена социальных технологий в сфере трудовых отношений. При этом следует учитывать транзитивность современного российского общества, кризисное состояние экономики, нищенское положение основной массы населения страны, наличие глубоких противоречий во всех сферах жизнедеятельности общества.
В этих условиях обращение к экономическим аспектам функционирования общества, к проблемам труда и занятости, эффективности деятельности различных форм экономических отношений и организаций, внедрению в них инновационных технологий, состоянию человеческого капитала приобретает особое экономическое, организационное, политическое и идеологическое значение.

Файлы: 1 файл

ГОТОВЫЙ ДИПЛОМ (2).docx

— 169.62 Кб (Скачать файл)

 

4.3. Социальная  защита работников промышленного  предприятия в контексте социального  партнерства

 

В отечественной научной литературе под социальной защитой понимается система приоритетов и механизмов по реализации законодательно закрепленных социальных, правовых и экономических гарантий граждан, органов управления всех уровней, иных институтов, а также система социальных служб, призванных обеспечить определенный уровень социальной защищенности, помогающих достичь социально приемлемого уровня жизни населения в соответствии с конкретными условиями общественного развития. Социальная защита – это экономические, социальные, правовые гарантии соблюдения и реализации прав и свобод человека. Социальная защита обеспечивает гражданам достойный уровень и качество жизни. Механизм социальной защиты в России, складывающийся в условиях формирования рыночных отношений, включает комплекс мер по обеспечению гарантий в области занятости, вознаграждения и оплаты труда, компенсации потерь от инфляции, помощи престарелым и инвалидам и т.д. К сожалению, этот механизм крайне несовершенен, он не обеспечивает полную и постоянную защиту населения.

В России существует целая система социальных институтов, осуществляющих социальную защиту населения.

Важнейшим и наиболее мощным социальным (социально-организационным) институтом является государство, которое представляет собой сложную институциональную систему, т.е. состоит из множества разных институтов. С точки зрения социальной защиты их делят на три группы: страховые компании и различные специализированные фонды; благотворительные организации; различные общественные, политические организации, которые осуществляют социальную защиту представляемых ими социальных групп и слоев. Кроме того, государство берет на себя ответственность за обеспечение населения социальной поддержкой и социальной помощью.

Социальная поддержка – система мер по оказанию помощи некоторым категориям граждан, временно оказавшимся в тяжелом экономическом положении (частично или полностью безработные, учащаяся молодежь и др.), путем предоставления им необходимой информации, финансовых средств, кредитов, обучения, права защиты и введения других льгот.

Социальная помощь – система социальных мер в виде содействия поддержки и услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения социальной службой для преодоления или смягчения жизненных трудностей, поддержания их социального статуса и полноценной жизнедеятельности, адаптации в обществе.

Наряду с социально-организационными институтами в обществе имеется множество нормативных систем, которые не являются организациями, а существуют и развиваются самостоятельно. Но, поскольку эти системы выступают средствами организации совместной деятельности людей, определяют их роли и статусы, они тоже являются социальными институтами (это определенные нормы, ценности и т.д.). Каждая отрасль права представляет собой систему таких социально-нормативных институтов. Большое значение для обеспечения социальной защиты прав и интересов трудящихся как раз имеют такие институты, как трудовое право, институты трудового законодательства.

Важным социально-нормативным институтом в системе социальной защиты наемных работников стали в настоящее время тарифные соглашения, контракты, коллективные договоры и т.д.

Распространяясь на более низкие уровни иерархической организации общества, институциональная система социальной защиты достигает такой низовой структуры, как предприятие. Предприятия, учреждения, фирмы, кооперативы и другие трудовые организации тоже являются социальными институтами и играют важную роль в обществе. Если же их рассматривать с точки зрения оказания социальной защиты, то их роль и деятельность оказываются довольно сложными и противоречивыми, что не позволяет дать им однозначную характеристику.

Основная производственная деятельность сама по себе не предусматривает осуществление социальной защиты прав и интересов занятых на этих предприятиях работников. Стремление к достижению основных целей – повышению эффективности производства, снижению себестоимости, повышению качества производимой продукции и т.д. – может даже приводить к нарушению прав и интересов работников. Поэтому необходимы специальные институты социальной защиты работников на предприятии. Главным таким институтом, деятельность которого охватывает весь коллектив предприятия и который располагает для этого необходимыми правами и возможностями, является профсоюзная организация. Профсоюз – добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

В настоящее время наряду с традиционными профсоюзами, претерпевшими существенное обновление, появились новые рабочие организации – «независимые» профсоюзы. Однако считать только их защитниками работников наемного труда, а традиционные профсоюзы квалифицировать как «официальные» и отказывать им в праве выступать в качестве защитника было бы несправедливо. Профсоюзы, которые по праву стали именоваться независимыми, так как выступают представителями работников наемного труда, ведут борьбу за реализацию их требований и не зависят от государственных структур.

Основная деятельность как «зависимых», так и «независимых» профсоюзов на данном уровне социально-экономических реформ – использование (для защиты прав и интересов трудящихся) форм и механизмов социального партнерства. Данный подход был разработан и хорошо зарекомендовал себя в странах развитой демократии. Чуть этого подхода заключается не в конфронтации, а в проведении переговоров с представителями работодателей и государства, нахождении компромисса и выработке на этой основе приемлемых решений.

Принципы социального партнерства и трехстороннего сотрудничества нашли свое институциональное воплощение при создании в Российской Федерации различных постоянно и временно действующих, двух- или трехсторонних органов, формируемых представителями работников, работодателей, исполнительной власти и осуществляющих взаимодействие между ними на различных уровнях (федерация, регионы, отрасли, территории, предприятия). Эти институты на основе взаимных консультаций, переговоров, договоренностей между сторонами могут принимать ряд совместных документов (коллективные договоры, соглашения, решения и др.), осуществляющих функции социальной защиты трудящихся. Они могут рассматриваться как особая разновидность институтов и именоваться институтами социального согласия.

Повышение защитной роли профсоюзных организаций особенно необходимо в условиях рынка. Важно обеспечить социальную защиту работников в случае банкротства, закрытия или перепрофилирования предприятия. Впрочем, и при более или менее нормальном функционировании предприятия в условиях рынка требуется резкое усиление социально-защитной функции профсоюзных организаций.

Другой важный социально-нормативный институт, который все шире входит в практику предприятий и различных организаций и который при определенных условиях может выступать средством социальной защиты, - трудовой контракт. Его нельзя однозначно и безусловно рассматривать как институт социальной защиты, но он может выступать таковым при следующих условиях: если контрактная система на предприятии (трудовой организации) отрегулирована таким образом, что специально предусматривает систему обеспечения прав работников; если в нем четко оговаривается ответственность работодателя за несоблюдение обозначенных социально-экономических гарантий.

Все перечисленные социальные институты в той или иной степени включены в механизм социальной защиты. Процесс формирования механизма социальной защиты в России идет непрерывно, и уже сегодня можно говорить о трех его компонентах:

1) институциональном, включающем весь перечень социальных  институтов социальной защиты;

2) инструментальном, включающем используемые средства  для решения задач социальной  защиты;

3) деятельном, когда  используются различный формы  деятельности институтов по выполнению  функций социальной защиты –  нормотворческая, организационная, переговоры  социальных субъектов и т.д.

Действующий в настоящее время в России институт социальной защиты характеризуется совокупностью различных видов и используемых организационно-правовых форм социальной защиты (приняты Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 1997 года № 222 «О программе социальный реформ в Российской Федерации»).

 

Таблица 2. Виды и организационно-правовые формы социальной защиты

Виды социальной защиты

Организационно-правовые формы социальной защиты

Социальное страхование

Социальная помощь

Государственное обеспечение

Обязательные накопления

Частные формы

Болезнь (медицинская помощь и обеспечение по временной нетрудоспособности)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Старость

         

Инвалидность

         

Смерть кормильца

         

Материнство

         

Содержание семьи

         

Безработица

         

Несчастные случаи на производстве

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 

 

Кроме перечисленных видов социальной защиты она предусматривается также в отношении семей с низкими душевными доходами, не обеспечивающими общественно необходимого прожиточного минимума.

Социальное партнерство как разновидность социально-трудовых отношений сформировалось только в Новейшее время.  Оно направлено на то, чтобы в условиях преобладания рыночной экономики обеспечивать баланс интересов основных социальных групп общества, сотрудничество участников общественного производства путем достижения разумного компромисса между ними. Субъектами социального партнерства являются предприниматели и наемные работники, связанные вопросами спроса и предложения рабочей силы, регулирования занятости и рынка труда. Субъекты системы социального партнерства – это непосредственно взаимодействующие стороны, выразители мнений и интересов как работников и работодателей, так и органов государственной власти.

Опыт многих стран свидетельствует о том, что механизм функционирования системы социального партнерства включает в себя достижение посредством переговоров разного рода соглашений и договоренностей.

В Российской Федерации система социального партнерства имеет свои особенности – оно рассматривается как двустороннее, так и трехсторонне сотрудничество по решению проблемы занятости, оплаты труда, социального обеспечения, соблюдения и защиты прав работников.

Федеральный закон «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» от 01 мая 1999 года призван обеспечить должное регулирование социально-трудовых отношений, совершенствование и развитие системы социального партнерства, содействие урегулированию коллективных трудовых споров.

С 01 февраля 2002 года вступил в действие Трудовой кодекс Российской Федерации, статьи 23-25 части второй которого регламентируют социальное партнерство сфере труда.

Представителями работников в социальном партнерстве являются профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей или их представителей, уполномоченных на представительство законодательством или работодателями, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Целью социального партнерства признается согласование интересов работников и работодателей, т.е. принятие решений, которое в равной степени должны учитывать необходимость обеспечения эффективной деятельности организации и создания системы гарантий трудовых прав работников.

Таким образом, субъектами социального партнерства в России, как и в других странах, являются наряду с государством профессиональные союзы, представляющие наемных работников, и ассоциации (союзы) предпринимателей, как правило объединяющих работодателей.

Большая доля ответственности в осуществлении социального партнерства возлагается на ассоциацию предпринимателей (работодателей) – добровольное объединение отдельных граждан или юридических лиц, занимающихся прежде всего хозяйственной деятельностью. Такого рода союзы создаются с целью согласования, представительства и защиты интересов предпринимателей. Они различаются по принадлежности к той или иной отрасли экономики и по предмету своей деятельности (промышленное производство, торговля, банковское дело и т.п.), а также по уровню организации, представляющей интересы предпринимателей одного региона или страны в целом.

Основой складывающегося в России социального партнерства стали заключаемые раз в два года генеральные соглашения между правительством, общероссийскими профсоюзами и работодателями. Они определяют согласованные позиции сторон по основным принципам регулирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне и совместным действиям по их реализации.

На основе генерального соглашения на федеральном уровне заключаются трехсторонние региональные соглашения на уровне субъектов Федерации. Региональное соглашение предусматривает заключение городских, отраслевых соглашений, которые формулируют принципы заключения коллективных договоров на предприятиях и в организациях, а также права, обязанности и ответственность договаривающихся сторон.

Информация о работе Социально-трудовые отношения в современной России