Социально-трудовые отношения в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2015 в 18:51, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования обусловлена необходимостью теоретического осмысления феномена социальных технологий в сфере трудовых отношений. При этом следует учитывать транзитивность современного российского общества, кризисное состояние экономики, нищенское положение основной массы населения страны, наличие глубоких противоречий во всех сферах жизнедеятельности общества.
В этих условиях обращение к экономическим аспектам функционирования общества, к проблемам труда и занятости, эффективности деятельности различных форм экономических отношений и организаций, внедрению в них инновационных технологий, состоянию человеческого капитала приобретает особое экономическое, организационное, политическое и идеологическое значение.

Файлы: 1 файл

ГОТОВЫЙ ДИПЛОМ (2).docx

— 169.62 Кб (Скачать файл)

Основными проблемами развития социального партнерства являются медленное формирование организационных структур работодателей, недостаточно развитие системы коллективно-трудового регулирования социально-трудовых отношений на предприятиях всех форм собственности. Результатом этого являются снижение мотивации к высокопроизводительному труду, формальный подход к заключаемым коллективным договорам.

Согласно управленческим канонам залог устойчивости любой системы, в том числе социального партнерства, - паритетность ее элементов. Система, существующая сегодня, скорее диспаритетна, поскольку безусловным изначальным преимуществом обладает работодатель, в арсенале которого – все решающие аргументы для выигрыша трудовых споров. Он защищен множеством законов федерального и регионального уровней, в его распоряжении находятся материальные ресурсы, кадровая и юридическая службы. Даже экономический кризис усиливает прочность его позиций, вынуждая наемных работников – социальных партнеров быть более сговорчивыми и терпеливыми. В отличие от них работодатель регулярно (нередко вне зависимости от итогов финансово-хозяйственной деятельности) получает зарплату, размер которой, как правило, в десятки раз превышает ее средний уровень на предприятии. Отношения между работодателем и работником нередко строятся по новым принципам бесплатного труда. Социальная аморальность этого явления очевидна: работодатель перестает считать свои обязательства безусловными для выполнения, игнорируя права и требования наемных работников. В этих условиях возможности наемного работника как субъекта системы социального партнерства по защите своих интересов выглядят гораздо менее выраженными. Кроме того, за последние годы окрепла убежденность наемного работника в том, что «начальник всегда прав».

Общая стратегия развития социального партнерства должна базироваться на таких ведущих принципах, как взаимная экономическая ответственность, социальная справедливость, стимулирование высокопроизводительного труда, добросовестность в поведении сторон, солидарность.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Последствия проводимых в обществе реформ привели к изменению социально-трудовых отношений во всех областях их формирования - от непосредственно процесса трудовой деятельности до конечного потребления (присвоения) результатов труда. Долгие годы в России при регулировании социально-трудовых отношений господствовали принципы государственного патернализма, а население, в том числе работающее, рассматривалось не как цель, а как средство развития экономики. Лишь в последние годы в российском обществе произошло изменение концепции развития социально-трудовых отношений. Социальная сфера подверглась коммерциализации и социальные услуги стали осуществляться на платной основе. Экономически активное население получило возможность для развития собственной предпринимательской инициативы и самозанятости. Государство, приняв новый Трудовой кодекс Российской Федерации, предприняло попытку делегирования собственных полномочий в области регулирования социально-трудовых отношений работодателям, причем ответственность работодателей за соблюдение трудового законодательства резко возросла. Однако, как показывает практика социально-трудовых отношений, многие направления государственной политики до настоящего времени остаются нереализованными, что, по нашему мнению, обусловлено психологической неготовностью общества в целом, работников и работодателей, как сторон трудового процесса, к резкому изменению самой концепции социально-трудовых отношений и предлагаемых государством механизмов ее реализации.

Социальные отношения понимаются в работе как система упорядоченных, устойчивых и прогнозируемых социальных взаимосвязей между участниками трудового процесса, формируемых на основе социальных контактов, действий и взаимодействий, и жестко регламентированных со стороны организации, в которой происходит процесс труда.

В свою очередь, трудовые отношения трактуются как совокупность взаимодействий работников в коллективном трудовом процессе, определяемых мотивами к труду, формируемых в процессе трудовой деятельности работников, формирования и изменения социальных отношений между ними. Трудовые отношения возникают между участниками трудового процесса и воспроизводятся посредством трудового поведения работников, их поступков, ценностных ориентаций, трудовой ситуации в целом.

Под социально-трудовыми отношениями в работе понимается совокупность отношений, складывающихся между субъектами трудовой деятельности, в процессе их трудового взаимодействия и за пределами рабочего времени в рамках существующей организационной культуры, регламентируемых установленными государством правовыми нормами в социально-трудовой сфере.

Конкретизация сущности социально-трудовых отношений позволила уточнить состав слагаемых их элементов и обосновать взаимосвязи между ними. В работе раскрыты типы (патернализм, социальное партнерство, конкуренция, солидарность, субсидиарность, дискриминация, конфликт), субъекты (государство, предприниматели, профессиональные союзы, работодатели, наемные работники) и предметы социально-трудовых отношений (занятость, организация и оплата труда, условия и содержание труда, социальные трансферты, социальная защита, социальное страхование).

Таким образом, социально-трудовые отношения выступают связующим звеном трудового процесса, обеспечивающим взаимодействие работников между собой, с руководством организации, с обществом. Ни одна группа работников, ни один работник, осуществляющий трудовую деятельность в рамках организации, не могут существовать вне социально-трудовых отношений, вне взаимных обязанностей относительно друг друга, вне взаимодействий, чем и обусловливается сложность самой трудовой деятельности как среды формирования социально-трудовых отношений.

Трудовая деятельность рассматривалась в данной дипломной работе как среда формирования социально-трудовых отношений, так как в процессе ее осуществления находят отражение социальные отношения и сама общественная сущность личности. Это позволило построить схему морфологической зависимости и раскрыть содержание понятий, характеризующих содержание трудовой деятельности как среды формирования социально-трудовых отношений.

В дипломе обосновано, что трудовая деятельность имеет социальную природу, выступая в качестве вида общественной деятельности людей, включающего в себя простой процесс труда как вид деятельности и трудовой потенциал как вид экономических ресурсов. Первая составляющая характеризует технико-экономические отношения, т.е. отношения работника со средствами производства, вторая — социально-экономические отношения, т.е. отношения между работниками в процессе труда, обусловленном его физиологическими, организационными, экономическими и управленческими аспектами. При трудовой деятельности проявляется диалектика содержания и социальной формы труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Трудовой кодекс  Российской Федерации: официальный  текст: (в ред. от 31 декабря 2014 года). – М.: Издательство «Омега-Л», 2015.

2. Popper Karl R/ The Logic of the Social Sciences//Popper Karl R. In Search of a Better World. Lectures and Essays from Thirty Years. Translated by Dennett Laura J. with additional material by Mew Melitta. Translation revised by Popper Karl, Sir. And Mew Melitta, London: Routledge, 1992, pp. 64-81[Электронный ресурс]//Центр гуманитарных технологий. – 2008.10.30. URL: http;\\gtmarket.ru/laboratory/basis/3959.

3. Porat M., Rubin M. The Information Economy: Development and Measurement. Wash., 1978; Masuda Y. The information Society as Post-Industrial Society. Wash., 1981; Stonier T. The Wealf of information. L., 1983; Katz R.L. The information Society: An International Perspective. N.Y., 1998.

4. Rokeach M. The Nature of Human Values. N.Y., 1973. Page 132.

5. Аббасов А.М., Мамедова М.Г. Методы организации баз знаний с нечеткой реляционной структурой. – Баку, 1997.

6. Андреев Э.М. Теория социального управления. Объективная необходимость и сущность социального управления//Социально-гуманитарные знания. – 2000. - № 6.

7. Андреева Н.А. Экономическая психология. – М., 2000.

8. Афанасьев В.Г. Социальная информация и управление обществом. – М.: Политическая литература, 1975.

9. Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом. – М.: Политиздат, 1977.

10. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. – М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994.

11. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. Репринтное воспроизведение издания YMCF-PRESS, 1995. – М.: Наука, 1990.

12. Вершинин М.С. Политическая коммуникация в информационном обществе. – СПб, 2001.

13. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. – М.: МГУ, 1995.

14. Воркачев С.Г. Методологические основания лингвоконцептологии//Теоретическая и прикладная лингвистика. Вып. 3: Аспекты метакоммуникативной деятельности. – Воронеж, 2002.

15. Гаврилов А.П. Локальные социально-экономические инновации (социологический аспект): автореф. дис. канд. социол. наук. - Саратов

16. Гагаев А.А. Лингвистические основания развития и гибели этноинтеллекта/Актуальные проблемы лингвистики в вузе и школе. – Москва; Пенза, 1998.

17. Герчиков В.И. Социальное планирование и социологическая служба в промышленности: Методология с позиций практики. – Новосибирск: Наука, Сиб отд-ние, 1984.

18. Гумилев Л.Н. География этноса в истрический период. – Ленинград: Наука, 1990.

19. Данакин Н.С., Дятченко Л.Л. Организационные технологии. – Белгород: БТИСМ, 1993.

20. Дейк ван Т.А. Язык. Познание. Коммуникация. – М., 1989.

21. Дмитриев А.В., Коницкая В.П. Социальная коммуникация. – М., 1997.

22. Дмитриев А.В., Латышев В.В., Хлопов А.Т. Неформальная политическая коммуникация. – М., 1997.

23. Дридзе Т.М. Социокультурная коммуникация: текст и диалог в семиосоциопсихологии//Социокультурное пространство диалога. – М., 1993.

24. Дудченко В.С. Инновационные технологии. – М., 1996.

25. Дыльнова З.М. Предпринимательство в транзитивном российском обществе (социологический анализ): диссертация д-ра социол. наук. – Саратов, 2006.

26. Егоршин А.П. Управление персоналом: Учебник для вузов. – 4-е изд., испр. – Н. Новгород: НИМБ, 2003.

27. Екатеринославский Ю.Ю. Организация процессов управления производством. – М.: Экономика, 1982.

28. Зайцев А.К. Внедрение социальных технологий в практику управления/Социальное развитие предприятия и работа с кадрами. – М., 1989.

29. Иванов В.Н., Патрушев В.И. Инновационные социальные технологии государственного и муниципального управления. – М., 2004.

30. Иванов В.А. Социальные технологии в современном мире. – М. – Н. Новгород, 1996.

31. Иконникова Г.И. О понятии социальной технологии//Философские науки. № 5, 1984.

32. Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура. – М., 2000.

33. Ковалев В.Н. Социология управления социальной сферой: учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2003.

34. Колосницына М.Г. Экономика труда: Учебное пособие. – М.: ИЧП «Издательства Магистр», 1998.

35. Кофман А. Введение в теорию нечетких множеств. – М., 1982.

36. Крысько В.Г. Социальная психология: Курс лекций/Крысько В.Г. – 3-е изд. – М.: Омега-Л, 2006.

37. Ленжьел П. Элементы созидательной социально науки//Международный журнал социальных наук. Международные отношения (ЮНЕСКО), 1992.

38. Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. – М.: Книга по требованию, 2012.

39. Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. – М.: Либроком, 2009.

40. Майджер К. Ценностно-ориентированное управление. Революционный подход к достижению успехов в бизнесе и личному процветанию. – Ростов н/Д, 2005.

41. Макс Вебер. Основные социологические понятия. Избранные произведения. Перевод с немецкого и общая редакция Давыдов Ю.Н. – М.: Прогресс, 1990.

42. Мануйлов Г.М., Новиков В.В. Психологическое управление кризисном обществе. – СПб.: Алетейя, 1999.

43. Марков М. Технология и эффективность социального управления. – М.: Прогресс, 1982.

44. Марков М. Технология и эффективность социального управления. – М.: Изд-во «Мысль», 1983.

45. Мельникова Н.И. Социальные измерения инормационно-коммуникативной среды глобального образовательного пространства: теоретико-методологический подход. автореф. дисс. на соиск. уч. ст. д. социол. наук. – Саратов, 2004.

46. Отчуждение человека в перспективе глобализации мира. Сб. статей. Выпуск I/Под ред. Маркова Б.В., Солонина Ю.Н., Парцвания В.В. Изд-во «Петрополис», СПб, 2001.

47. Парсонс Т. Система координат действия и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем//Американская социологическая мысль. – М.: Наука, 1996.

48. Прохоров А.П. Русская модель управления. – М., 2002.

49. Радаев В.В. Экономическая социология: учебник для вузов. – М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2005.

50. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре//Культурология: ХХ век: антология. – М., 1995.

51. Рощин С.Ю., Разумова Т.О. Экономика труда: экономическая теория труда: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2000.

52. Сайко Э.В. О природе и пространстве «действия» диалога//Социокультурное пространство диалога. – М., 1993.

53. Синергетике – 30 лет. Интервью с профессором Хакеном Г.//Вопросы философии, 2000. № 3. С. 54.

54. Соболев Э.Н. Регулирование социально-трудовых отношений в России: генезис, механизмы, направления трансформации: диссертация на соис. уч. ст. д-ра эконом. наук. – М., 2010.

55. Современное общество и труд: сборник научных статей/ред. кол. Р.В. Карапетян (отв. ред.), А.А. Русалинова, О.А. Таранова. – СПб.: Издат. центр экономич. ф-та СПбГУ, 2014. – 909 с.

56. Современная экономика труда: Теория и гос. политика: Пер. с англ/Рональд Дж. Эренберг, Роберт С. Смит; Под науч. ред. Колосовой Р.П. и др. – М.: Изд-во Московского университета, 1996.

57. Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002.

58. Сорокин П.А. Система социологии. – М.: Астрель, 2008.

59. Социальные инновации в развитии трудовых отношений и занятости в XXI веке/Под общ. ред. проф. З.Х. Саралиевой. – Н. Новгород: издательство НИСОЦ, 2014. – 844 с.

60. Социология: курс лекций / Радугин А.А., Радугин К.А. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Центр, 1996. - 206 с.

61. Социология и общество: глобальные вызовы и региональное развитие [Электронный ресурс]: Материалы IV Очередного Всероссийского социологического конгресса / РОС, ИС РАН, АН РБ, ИСППИ. — М.: РОС, 2012. — 1 CD ROM. (http://www.ssa-rss.ru/iv_ovsk_full.html)

62. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. – М., 1997.

63. Стефанов Н. Общественные науки и социальная технология: монография. – М.: Прогресс, 1976.

64. Стефанов Н. Общественные науки и социальная технология. – М.:Мысль, 1976.

65. Тезисы докладов и выступлений Всероссийского социологического конгресса «Глобализация и социальные изменения в современной России». – М.: Альфа-М, 2006.

Информация о работе Социально-трудовые отношения в современной России