Социальные аспекты танатологии в современном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 20:51, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломного исследования стало выявление социальных аспектов танатологии в современном обществе.
Достижение цели предполагало последовательное решение ряда задач:
- исследование проблем танатологии в социально-гуманитарном знании;
- выявление социальных аспектов смертности и продолжительности жизни;
- рассмотрение социально-биологического процесса умирания как завершение жизненного этапа человека;
- проведение эмпирического исследования, которое позволило бы сравнить отношение к смерти молодежи и пожилых людей.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………С. 4
Глава I. Теоретико-методологические подходы к исследованию проблем танатологии………………………………………………………С. 9
1.1. Проблемы танатологии в социально-гуманитарном знании С. 9
1.2. Социальные аспекты смертности и продолжительности жизни С. 33
Глава 2. Проблемы смерти и умирания: личностный уровень…………………………С. 57
2.1.Умирание как завершение жизненного этапа человека С. 57
2.2. Отношение к смерти: компаративное исследование молодежи и пожилых людей С. 67
Заключение ……………………………………………………………….С. 76
Список используемой литературы …………………………………С. 78

Файлы: 1 файл

Танатология.doc

— 592.00 Кб (Скачать файл)




Федеральное Агентство по образованию 

Тамбовский государственный  университет им. Г.Р. Державина

Кафедра теоретической и прикладной социологии

 

 

 

 

 

Чернышева Светлана Александровна

 

социальные аспекты танатологии в современном обществе

 

дипломная работа

 

 

«Допущено к защите»

Заведующий кафедрой,

профессор

 

_____________ И.А.Федоров

Научный руководитель:

доктор

философских наук,

профессор кафедры

И.В. Налетова


 

 

 

 

 

 

Тамбов 2007

РЕФЕРАТ

 

социологические аспекты танатологии в современном обществе / Чернышева Светлана Александровна. -  Тамбов, Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, кафедра теоретической и прикладной социологии, 2007. – 81 с., 2 главы, 4 параграфа, 3 иллюстрации, 51 использованный источник.

        Ключевые слова: смерть, смертность как социальное явление, танатология, социализация, продолжительность жизни

Целью дипломного исследования стало выявление социальных аспектов танатологии в современном обществе.

Достижение цели предполагало последовательное решение ряда задач:

- исследование проблем  танатологии в социально-гуманитарном  знании;

- выявление социальных  аспектов смертности и продолжительности  жизни; 

- рассмотрение социально-биологического  процесса умирания как завершение  жизненного этапа человека;

- проведение эмпирического исследования, которое позволило бы сравнить отношение к смерти молодежи и пожилых людей.

Предметом исследования стали социальные особенности смертности в современных условиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

Введение ……………………………………………………………………

С. 4

 

Глава I. Теоретико-методологические подходы к исследованию проблем танатологии………………………………………………………

 

 

С. 9

 

1.1. Проблемы танатологии в социально-гуманитарном знании

 

С. 9

 

1.2. Социальные аспекты смертности и продолжительности жизни

 

С. 33

 

Глава 2. Проблемы смерти и умирания: личностный уровень……………………………………………………..………………..                              

 

 

С. 57

 

2.1.Умирание как завершение жизненного этапа человека

 

С. 57

 

2.2. Отношение к смерти: компаративное исследование молодежи и пожилых людей

 

 

С. 67

 

 

 

Заключение ……………………………………………………………….

 

Список используемой литературы …………………………………  

 

С. 76

 

С. 78


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность  исследования

Рассматривая жизнь  человека как социокультурный феномен, в ней можно выделить три вехи: детскую игру в начале жизни, любовь на ее вершине, смерть в конце. Однако сам «естественный» процесс жизни человека предполагает не просто смерть как событие, но и «бытийное» постижение человеком своей смертности.

Соотнося смерть и  культуру общества, можно увидеть, что смерть есть природный, внекультурный феномен, поэтому в самой культуре такая внеположенность воспринимается в ауре непостижимой загадочности, а ее трагизм для отдельной личности начинает ощущаться лишь в связи с обострением чувства личного бытия, осознания ею себя как неповторимого существа.

Поскольку представления  о смерти не могут опираться на опыт, ибо еще никто не возвращался  из небытия, постольку долгое время  данный феномен анализировался на уровне фантастических построений. Современное время характеризуется попытками описать переживания людей, находящихся в пограничных со смертью ситуациях, что становится основой складывающейся науки танатологии – науки о смерти.

С другой стороны дихотомичность понятий «жизнь и смерть» неразделимы, поэтому в современном обществе на первый план в данном аспекте выходят проблемы улучшения качества жизни, увеличение продолжительности жизни и т.д. Одновременно социальная политика в современном обществе среди множества направлений имеет и направление, призванное облегчить пожилым или смертельно больным людям процесс ухода из жизни (уход за пожилыми людьми, психологические практики, открытие хосписов и других аналогичных организаций и т.д.).

Все это и определяет актуальность выбранной темы дипломного исследования. 

Степень научной  разработанности. Смерть как заключительная фаза жизни человека привлекала к себе пристальное внимание представителей разных областей исследования – философии, психологии, социологии.

Так, З.Фрейд выделил  два основных инстинкта человека – танатос (инстинкт смерти) и эрос (инстинкт жизни), а Ницше считал, что смерть является более значимым моментом, чем жизнь. М.Хайдеггер отказался рассматривать данный феномен как метафизический или биологический момент и рассмотрел смерть как конец человеческого бытия. Такая точка зрения вызвала множество споров, которые отразились в исследованиях Лёвита, Д.Штернберга, П.Л.Лансберга, К.Ясперса.

Противоположная Хайдеггеру точка зрения была сформирована и  в экзистенциализме. А.Камю, Ж.П.Сартр и др. понимают смерть не как смыслопораждающее явление человеческой активности, а как негация всякого смысла. В рамках Франкфуртской школы (Т.Адорно, Г.Маркузе и др.) проблематика смерти была переведена из онтологического в социологический план.

Позитивистская социология изгнала тему смерти из понятий социального и таким образом перевод конечности отдельного человека в бесконечность социального закрыло целое направление в понимании человека и его существования. В рамках же феноменологической социологии смерть понимается как одна из пяти основных экзистенциальных констант, определяющих линию существования человека в социальной среде (труд, любовь, доминация, игра и смерть).

В конце ХХ века широкое  распространение получили социально-исторические концепции смерти. Так, историческую вариативность отношения к смерти проанализировал Ф.Ариес. Ж.Бодрийяр историю человечества представляет как историю вытеснения смерти из процесса производства социальности. Современные направления психоанализа продолжают фрейдовскую концепцию и рассматривают бессознательное стремление к смерти как одно из глубинных оснований человеческого поведения.

В отечественной социально-гуманитарной мысли проблема смерти исследовалась  в работах С.Булгакова, Н.Федорова, Л.Карсавина, Э.Ильенкова, В.Налимова, М.Мамардашвили.

В современной танатологии  интерес представляют исследования Р.Моуди, который изучил людей, получивших предсмертный «опыт»  и вызвал целую  цепь описаний «жизни после смерти».

Эмпирические социологические  исследования на тему смерти в нашей стране появляются только в последние годы. Среди них можно выделить исследования С.Борисова, Л.Седова.

Отсутствие определенных социологических трактовок смерти в современной социологии, малое  количество эмпирических исследований, наряду с актуальностью проблемы, повлияли на выбор темы дипломной работы. 

Целью дипломного исследования является выявление социальных аспектов танатологии в современном обществе.

Достижение цели предполагало последовательное решение ряда задач:

- исследование проблем  танатологии в социально-гуманитарном знании;

- выявление социальных  аспектов смертности и продолжительности  жизни; 

- рассмотрение социально-биологического  процесса умирания как завершение  жизненного этапа человека;

- проведение эмпирического  исследования, которое позволило бы сравнить отношение к смерти молодежи и пожилых людей.

Объектом  исследования является смертность как социально-биологическое явление.

Предметом исследования стали социальные особенности смертности в современных условиях.

Гипотеза дипломной работы: смерть представляет собой внекультурный, социально-биологический феномен поэтому и воспринимается в ауре непостижимой загадочности.

Теоретико-методологической базой исследования стали положения М.Хайдеггера, который рассмотрел смерть как позитивную характеристику человеческого бытия: через осознание смерти осуществляется выход за пределы «несобственного», анонимного существования человека и открываются возможности поворота к смыслу бытия.

В дипломной работе были применены методы анализа литературы, анализ вторичных социологических данных, опрос.

Эмпирическую  основу дипломной работы составили данные авторского пилотажного социологического исследования «Отношение к смерти: компаративный анализ взглядов молодежи и пожилых людей», проведенного в городе Тамбове в феврале 2007 года. Выборка – случайная, выборочная совокупность составляет 66 человек.

Практическая  значимость исследования заключается в возможности использования полученных результатов в учебном процессе, при подготовке к учебным занятиям по общей социологии, социологии личности, возрастной психологии, геронтологии, социальной антропологии, демографии, а также для сравнения результатов исследований аналогичной тематики.

Положения, выносимые на защиту:

- Смерть – одна из основных тем социально-философского размышления, которая долгое время рассматривалась в рамках религиозных традиций (христианства, буддизма, мусульманства и других религий) в контексте бессмертия души. Загадочность феномена смерти привлекала внимание к ее социально-философскому анализу множество философов, социологов, психологов. Интерес к проблемам танатологии заметно оживился в последние десятилетия по нескольким причинам. Прежде всего, в связи с развитием реаниматологии. Второй причиной оживления интереса к проблемам танатологии явились исследования американского доктора философии, психолога и врача Раймонда Моуди, опубликованные в его книге «Жизнь после смерти», в которой он поднял фундаментальные проблемы человековедения. И, наконец, вопросы танатологии стали активно изучаться в связи с проблемой эвтаназии.

- Умирание – один из этапов жизни человека, адаптацию к которому сегодня все чаще рассматривают как заключительную часть процесса социализации. В частности Э.Гидденс, Н.Смелзер и Дж. Масионис ссылаются на исследования Э.Кюблер-Росс, которая описала смерть как упорядоченный переход, вызывающий 5 отдельных реакций: отрицание, гнев, торг, смирение и принятие.

- Современное развитие  общества, культуры, медицины и здравоохранения  изменяют направления исследования  смерти как социально-биологического явления, анализ которого сегодня связывают с такими социальными процессами, как продолжительность жизни, жизнь как сопротивление смерти, здоровье человека, социальная политика, проблема эвтаназии и т.д.

-   Авторское социологическое исследование показало, что молодые люди не задумываются о смерти. Только в возрасте от 30 лет приходят мысли о том, что последние дни жизни можно провести с друзьями, в путешествиях, удовлетворяя свои потребности.  Респонденты в возрасте  от 55 лет и старше более остро воспринимают проблему смерти, полагают, что большинство людей испытывают по этому поводу эмоциональное переживание.

Апробация работы. Результаты дипломной работы докладывались на студенческой научной конференции в ТГУ им. Г.Р. Державина 5 апреля 2007 года.

Структура дипломной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

 

 

 

Глава I. Теоретико-методологические подходы к исследованию проблем танатологии

 

1.1. Проблемы танатологии в социально-гуманитарном знании

Говоря о проблеме смерти вообще, нельзя не коснуться проблемы танатологии. Понятие «танатология» (thanatos–смерть, logos–наука) было введено в медицинскую терминологию  в 1912 г. Рошелем Парком. Эта тема впоследствии изучалась институтом его имени. Многие врачи писали о проблеме умирания и  раньше, но Р.Парк был первым, кто признал, что   смерть  и процесс умирания могут стать предметом исследования и быть отдельной дисциплиной. Долгое время танатология представляла собой раздел медико-биологических и клинических дисциплин, изучавших причины смерти, динамику умирания. С конца 50 - начала 60-х годов термин «танатология» стал приобретать в западных (прежде всего в англоязычных) странах более широкий смысл. Начало этому положил американский психолог-клиницист и психиатр Г. Фейфел. В 1959 году под его редакцией в Нью-Йорке вышла книга «Значение смерти» («The meaning of death»). В этом сборнике были опубликованы статьи не только биологов и врачей, но и известных философов, психологов и богословов, давшие мощный импульс междисциплинарным исследованиям проблемы смерти. В 70-80-е годы наблюдался неуклонный рост публикаций на тему смерти. В 90-е годы исследования в области танатологии продолжали оставаться интенсивными и разноплановыми. В связи с прогрессом электронных средств информации и сети Интернет возникла и мощно развивается информационная база, посвященная теме смерти и умирания, расширяются международные контакты не только между отдельными исследователями, практическими работниками, людьми, пережившими опыт умирания, но и различными общественными организациями и фондами, поощряющими такого рода исследования. В настоящее время танатология представляет собой необозримый океан авторов, книг, статей, сайтов, тем, проблем, идей, гипотез, проектов, конференций, курсов, семинаров и практических мероприятий, которые очень трудно описать и тем более подвергнуть детальному анализу.

Информация о работе Социальные аспекты танатологии в современном обществе