Социальные процессы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 22:18, контрольная работа

Описание работы

Социальный процесс (лат. – продвижение) – это последовательная смена состояний, стадий развития социальных систем, социальных явлений. Под социальным процессом также понимают совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата. Например, учебный процесс представляет собой последовательную смену отдельных видов учебных занятий: лекция – самостоятельная работа – семинарское занятие – индивидуальное собеседование. Результатом этого процесса является та или иная степень усвоения темы обучающимися.

Содержание работы

Введение.
1.Социальные процессы: определение, виды.
2.Социальные инновации.
а). Традиции и инновации в семье.
б). Диффузия инноваций в студенческой субкультуре.
в). Виртуальный культуротип личности на примере инноваций.
3.Особености социальных процессов в современной России.
Заключение.
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

социология моя.docx

— 42.91 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки РФ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Национальный исследовательский  технологический университет «МИСиС»

Новотроицкий филиал

 

Кафедра гуманитарных и социально-экономических наук

 

 

 

 

Контрольная работа

 по Социологии

по теме №34 «Социальные процессы»

 

 

 

 

 

 

 

 

Студент факультета З.О.

Группа 

№ зач.кн.10-058з

Преподаватель

 

 

 

 

Новотроицк 2013г

План.

Введение.

1.Социальные процессы: определение, виды.

2.Социальные  инновации.

а). Традиции и инновации в семье.

б). Диффузия инноваций в студенческой субкультуре.

в). Виртуальный культуротип личности на примере инноваций.

3.Особености  социальных процессов в современной  России.

Заключение.

Список  используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Социальные  процессы: определение, виды.

Социальный процесс (лат. – продвижение) – это последовательная смена состояний, стадий развития социальных систем, социальных явлений. Под социальным процессом также понимают совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата. Например, учебный процесс представляет собой последовательную смену отдельных видов учебных занятий: лекция – самостоятельная работа – семинарское занятие – индивидуальное собеседование. Результатом этого процесса является та или иная степень усвоения темы обучающимися.

Структура социального процесса включает в себя следующие элементы:

  1. субъект социального действия (личность, социальная группа, социальная организация);
  2. объект социального действия (социальное явление, на которое направлено социальное действие);
  3. ) условия протекания социального действия (социальный процесс характеризуется не только воздействием субъекта на объект, но и характером социальной среды);
  4. само целенаправленное социальное действие;
  5. результат социального действия (изменения в социальном объекте в результате воздействия на него субъекта).

Социальные процессы многообразны. Существует множество классификаций социальных процессов по различным основаниям:

  1. по сфере проявления – экономические, политические, экологические и т.д.;
  2. по механизму возникновения – стихийные, сознательные, естественно- исторические;
  3. по степени управляемости – управляемые, слабо управляемые, неуправляемые;
  4. по функциям объекта социального воздействия – функциональные и дисфункциональные;
  5. по направленности качественного состояния социального объекта – прогрессивные, регрессивные, нейтральные;
  6. по интенсивности качественных изменений объекта – эволюционные и революционные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Виды социальных процессов

1. Однолинейные (однонаправленные) процессы следуют одной-единственной траектории или проходят через схожую последовательность необходимых стадий.

Например, большинство социальных эволюционистов считают, что все  человеческие культуры – одни раньше, другие позже – должны пройти через  определенный набор стадий. Те, кто  начал раньше или, шел по этому  пути быстрее, показывают остальным, медлительным, как будет выглядеть их будущее; а те, кто отстает, демонстрируют  впереди идущим, как выглядело  их прошлое.

2. Мультилинейные процессы следуют по нескольким альтернативным траекториям, добавляют в своем движении нетипичные стадии.

3. Нелинейные процессы предполагают качественные скачки или прорывы после продолжительных периодов количественного роста.

Например, с точки зрения марксистов, общественно-экономические формации последовательно проходят через  революционные эпохи, когда все  общество после длительных периодов накопления противоречий, конфликтов, обострений и напряженностей претерпевает неожиданные, фундаментальные, радикальные  трансформации.

4. Ненаправленные (или текучие) процессы имеют чисто случайный, хаотический характер, не опираются на какой-либо образец.

Таковы, например, процессы возбуждения, охватывающие революционную толпу, мобилизации и демобилизации  в социальных движениях или в  детских играх.

5. Волнообразные процессы. Их течение подчиняется определенным повторяющимся или схожим моделям, причем каждая следующая стадия либо идентична, либо качественно напоминает предыдущие (представляют собой некое подобие кривой на экране осциллографа).

6. Цикличные процессы возникают в том случае, когда существует возможность повторения.

К подобным процессам можно отнести, например, типичный рабочий день секретаря, сезонную работу фермера или –  в более длительной временной  перспективе – рутинную деятельность ученого, начавшего писать очередной  труд.

7. Спиралевидные процессы возникают в случае, если наблюдается сходство процессов, но при этом они различаются уровнем сложности.

Таково, например, последовательное продвижение  школьника из класса в класс или  студента с курса на курс университета, когда занятия, лекции, каникулы, экзамены имеют место на каждой стадии, но всякий раз на все более высоком  уровне образования. Аналогично, хотя и по другой шкале, проходят определенные циклы экономики в условиях всеобщего  роста (как в пословице: два шага вперед, шаг назад).

Если после каждого цикла  достигается более высокий уровень, то можно говорить о развивающемся (прогрессивном) цикле; если же уровень после каждого поворота оказывается по соответствующей шкале более низким, то процесс должен квалифицироваться как регрессивный цикл.

8. Случайные процессы. Частный случай процессов, когда изменения не следуют какому-либо известному образцу.

9. Стагнация (застой). Другой частный случай процессов, когда в состоянии системы в течение какого-то времени не происходит никаких изменений.

Социальные процессы находятся  во всех обществах и выступают  как упорядоченная форма социального взаимодействия. Ничто не может происходить в обществе вне социальных процессов. Функционирование и развитие общества происходят в различных формах социальных процессов, характеризующих субъектно-объектные связи и отношения во всех сферах деятельности людей.

2.Социальные инновации.

 

Социальная инновация (англ. social innovation) - новые идеи, которые помогают в решении существующих социальных, культурных, экономических задач таким образом, чтобы эти решения принесли пользу как человечеству, так и планете. К социальным инновациям, относятся новые социальные системы, системы образования, здравоохранения, системы общественных коммуникаций, использующие инновационные подходы и/или технологии.

К социальным инновациям относятся новые стратегии, концепции, идеи и организации, которые удовлетворяют любые социальные потребности – от условий труда и образования до развития сообществ и здравоохранения, способствуя расширению и упрочению гражданского общества.

Данное понятие имеет  множество пересекающихся значений. Социальные инновации могут быть связаны с инновационными социальными процессами, такими, как  методы и технологии источников открытого доступа. С другой стороны, они ассоциируются с такими социально-ориентированными новшествами, как микрокредиты и дистанционное обучение. Концепция «социальные инновации» применима к социальному предпринимательству (предпринимательство не обязательно должно быть инновационным, но оно может быть проводником инноваций), имеет отношение к процессам модернизации государственной политики и управления. Социальные инновации могут иметь место в государственном секторе, в коммерческом, некоммерческом и общественном секторах, а также в сферах взаимодействия между ними. Большое количество исследований посвящено созданию условий для межсекторального сотрудничества, нацеленного на социальные преобразования. Социальные инновации приобретают все большую значимость в научно-образовательной среде.

Различные примеры  социальной сферы инноваций

Исследования  социальных инноваций приобрели  популярность в 20 веке. Джозеф Шумпетер, например, изучал инновационные процессы в свете созданной им теории  «креативного разрушения» и предложил рассматривать  деятельность предпринимателей, как использование существующих вещей для создания новых продуктов и услуг новыми способами. Начиная с 1980-х годов,  в трудах, посвященных технологическим изменениям, все больше внимания уделяется социальным факторам и их влиянию на распространение технологий.

Для периода 2000-х характерны такие проявления социальных инноваций, как блоги и веб-сайты, а также организации, ведущие свою деятельность на стыке академических исследований и практической реализации.

Основные направления включают:

  • Инновации в сфере государственных услуг, впервые внедренные в ряде Скандинавских и Азиатских стран. Правительства все больше осознают необходимость модернизации в таких сферах, как здравоохранение, образование и развитие демократии.
  • Социальное предпринимательство, проявляющееся в создании новых социально-ориентированных организаций.
  • Бизнес – особенно в сфере оказания услуг.
  • Источники открытого доступа, благодаря которым интеллектуальная собственность становится всеобщим достоянием.
  • Комплексные адаптивные системы со встроенными механизмами, позволяющими адаптироваться к изменяющимся условиям.
  • Коллективный подход, позволяющий объединить усилия всех заинтересованных сторон, например, акционеры и менеджеры, совместно принимающие решения о развитии бизнеса, или бизнес, взаимодействующий с органами государственного регулирования в целях совершенствования законодательства.
  • Распространение (диффузия) инноваций, проявляющееся в открытии новых областей применения и совершенствовании инноваций, продолжающихся после их внедрения.
  • Локальные аспекты, создающие благоприятные местные условия для внедрения инноваций.
  • Институциональная поддержка:на правительственном уровне, политическими и общественными деятелями, фондами, партнерскими организациями, объединяющими средства, предоставляемые государственным, частным и корпоративным секторами.

В настоящее время многими исследователями отмечаются изменения, происходящие в семье. Предпосылки этих преобразований – новые общественные нормы, способствующие созданию иных путей не только формирования семьи, но и взаимоотношений между её членами. Многие исследователи видят направления выхода из кризиса в преодолении монопрофильности поселений, однако, у меня иная точка зрения. Верно проведенная диверсификация производства, налаживание необходимых связей с предприятиями других городов и стран способны сделать градообразующие предприятия прибыльными, а значит комфортной социально-экономическую обстановку.

а). Традиции и инновации в семье

Присутствие традиций и инноваций в среде  сельской молодёжи проявляется более  ярко. Анализ данных социологического исследования позволяет выявить  отношение молодёжи к такой значимой традиционной ценности, как дети. На вопрос «Хотите ли Вы иметь детей  в будущем» дали ответ «Да» 85,21% опрошенных. Однако, несмотря на развёрнутую государством пропаганду идеальной семьи с  тремя и более детьми, можно  судить, что для молодёжи предпочтительнее иметь двоих детей (53,63% от общего числа респондентов). В будущем  иметь троих детей, хотят 7,02%, а  общая доля респондентов желающих иметь более троих детей, составила лишь 2,50%. Очевидно, что в молодёжной среде многодетность ещё не встречает достаточной поддержки. Тем не менее, есть группа ещё неопределившихся (19,30% от всей совокупности) в отношении количества детей. На изменение установок молодёжи именно этой группы (не исключая остальную), необходимо ориентироваться, возрождая традицию многодетности.В регулировании деторождения значимую роль играют ценности, нормы, обычаи, в том числе традиционные (ребёнок может появляться только в законном браке, семья многодетная и многопоколенная, где главная роль принадлежит отцу семейства и мужу). В настоящее время социальные изменения, затрагивающие и институт семьи, заставляют современное общество задуматься о необходимости пересмотра концепции ребёнка. Реальность такова, что ребёнок может появиться не только в результате гетеросексуальных отношений, но и в результате искусственного оплодотворения (т.е. вариабельность вариантов деторождения). Во многих случаях потенциальные родители имеют возможность контролировать время, расу и другие желаемые характеристики ребёнка. Для многих семей результат новой реальности проявляется в мультидетности и мультиродительстве. Такое положение дел действует разрушительно на традиционные предположения о значении родительства как такового и об ответственности, им предполагаемой. Становятся актуальными вопросы, ранее не возникавшие в науке. Например, каково значение отцовства в условиях недавно появившейся возможности искусственного оплодотворения женщины, что делает возможным зачатие при отсутствии мужчины и будущего отца; как должно быть определено материнство, если всё большее распространение получает явление суррогатного материнства.Изменение института семьи связано с социальными, политическими и экономическими преобразованиями, происходящими в современном обществе. Миграционные процессы также отражаются на семье и приводят к возникновению новых образцов социального поведения (особенно для более мобильного сегмента)

в). Диффузия инноваций в студенческой субкультуре

Информация о работе Социальные процессы