Социальный патронаж – неотъемлемая составная часть участковой социальной службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2015 в 16:07, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: организация социальной работы с неблагополучной семьей.
Задачи:
1. Изучить содержание социальной работы с неблагополучными семьями.
2. Рассмотреть правовое регулирование социальной помощи семье.
3. Проанализировать опыт работы с неблагополучными семьями.

Содержание работы

Введение
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧАСТКОВОГО СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
Сущность социальной работы как вида социальной деятельности
Основные модели участковой службы в системе государственных учреждений социальной защиты населения
Правовое регулирование деятельности участкового специалиста по социальной работе по социальному обслуживанию семьи и детей и профилактике семейного неблагополучия
Зарубежный опыт организации социальной участковой службы
ГЛАВА II. УЧАСТКОВАЯ СОЦИАЛЬНАЯ СЛУЖБА КАК СОЦИАЛЬНАЯ СЛУЖБА НОВОГО ТИПА
2.1. Цель, задачи и принципы деятельности участковой социальной службы
2.2. Технология и механизм деятельности участковых социальных служб по раннему выявлению случаев семейного неблагополучия
2.3. Формы и методы работы с семьёй
ГЛАВА III. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ СПЕЦИАЛИСТОВ УЧАСТКОВОЙ СОЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
3.1. Социальный патронаж – неотъемлемая составная часть участковой социальной службы
3.2. Анализ деятельности отделения профилактики безнадзорности и семейного неблагополучия ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Копия Семья как социальный институт.docx

— 184.34 Кб (Скачать файл)

Учёба утвердила меня в правильности этого выбора. Я поняла, что в качестве специалиста по социальной работе для своих клиентов ежедневно должна «проживать» каждый день душевно: быть другом, советчиком, помощником, посредником, наставником. А также быть одновременно профессионалом: выступать как эксперт, адвокат, психотерапевт, общественный деятель, отстаивая права и защищая интересы своих клиентов.

Такие разные роли, которые я без репетиций должна «исполнять», накладывают большую ответственность за их воплощение. Могу сказать, хотя эти роли уже давно не премьерные, «играются» по-прежнему искренне и иногда заслуживают «бис».

И нет ничего дороже, чем счастливые глаза моих клиентов, нежные прикосновения рук, ласковые слова благодарности, радостные приветствия тебе, когда ты их где-то случайно повстречаешь.

Я счастлива, что свою жизнь отдаю любимой работе, и та пословица про меня: я пригодилась там, где родилась.

 

Про работу свою я с любовью скажу:

Ведь работа моя – это судьбы людей.

И просящих о помощи, мимо я не пройду.

Всем, что в силах моих, я всегда помогу.

 

 

ВЫВОДЫ

 

В нашей работе мы постарались наиболее полно отразить содержание социальной работы с неблагополучной семьей.

Мы подробно рассмотрели сущность социальной работы, правовые аспекты участковой социальной службы, особенности работы с неблагополучной семьей на примере работы Центра социальной помощи семье и детям «Вега».

Нами был проведен анализ эффективности деятельности отделения за 2011 – 2012 годы. Полученные результаты свидетельствуют о том, что работа специалистов с семьей с каждым годом становится наиболее продуктивной: эффективно идет работа по раннему выявлению неблагополучных семей, разработке индивидуальных программ реабилитации семьи, направленных на решение проблем данной группы населения. Внедряются новые формы и методы в работу с семьей. Организован ряд мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних; повышается количество и качество оказываемых услуг.

Приведен анализ работы, раскрывающий специфику деятельности участкового специалиста.

Результат нашей работы зависит не только от специалиста, но большей части от социальной ситуации, в которой оказываются семьи, будь, то по своей вине или в результате стечения каких-то неподконтрольных человеку обстоятельств. И личные качества людей представляют собой в каждом случае тоже сложные системы, в которых не всё и не всегда легко может быть понятно. Положительных результатов достигаешь лишь в том случае, когда специалист и клиент плывут в одной лодке, двигаясь в одном направлении: клиент желает исправить ситуацию, принимает помощь и выполняет рекомендации специалиста.

Мы не преследуем цель – за определенный отрезок времени сделать проблему неблагополучия семей и детей менее актуальной. Мы хотим добиться, чтобы в нашей большой стране не было детей сирот, чтобы подростки не убегали из дома от голода, неустроенности и жестокости родителей, чтобы последние хотели и имели возможность воспитывать своих ребятишек. Все они – наши дети, потому что им предстоит создавать наше будущее. Разве можно его ограничить временными рамками?

Мы оказываем помощь другим людям и должны отличаться от других профессионалов не только специальными знаниями, но и особым отношением к окружающим. С одной стороны признавать и уважать их права как личностей, а с другой – учитывать неповторимость внутреннего мира каждого человека, что не терпит общего подхода. Для установления контакта мы должны научиться смотреть на мир глазами других людей.

В целях совершенствования социальной работы с неблагополучной семьей по участковому принципу необходимо:

- создание законодательной  базы, определяющей новые подходы  к системе профилактики безнадзорности  и правонарушений;

- организация деятельности  учреждений и укрепление межведомственного взаимодействия;

- создание условий для  предоставления социальных услуг  семье и детям;

- разработка перспективного  плана действий по ликвидации  социального неблагополучия;

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

  1. Павленок П.Д. Основы социальной работы: учебник / отв. ред. П.Д. Павленок.- Изд. 3-е, испр. и доп. – М.: ИНФАРА-М, 2007. – 560 с.
  2. Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы: Учебное пособие. – 7-е изд., доп. / П.Д. Павленок. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007 .
  3. Пантелеева Т.С. Особенности инноваций в сфере социальной работы // Отечественный журнал социальной работы / Т.С. Пантелеева. – 2003. - №2. – С.12-15.
  4. Курбатов В.И. Социальная работа / Под общей редакцией профессора В.И. Курбатова. Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов н./Д.: «Феникс», 1999.
  5. Холостова Е.И. Социальная работа: теория и практика: Учебное пособие Е.И. Холостова – М.: ИНФРА-М, 2001.
  6. Холостова Е.И. Социальная работа: учебное пособие / Е.И. Холостова. – 4-е изд., доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», - 2007.
  7. Холостова Е.И. Глоссарий социальной работы / Е.И. Холостова. – М.: «Дашков и К°», 2007г.
  8. Холостова Е.И. «Теория и методология исследования социальной работы» Е.И. Холостова/ Отечественный журнал социальной работы. - № 2. – 2005
  9. Буянов М.И. «Ребенок из неблагополучной семьи», записки детского психолога. / М.И. Буянов. - М.: Владос, 2005. - 346 с.
  10. Мельников А.М. Алкоголизм: Руководство по выздоровлению для пьющих людей и их близких. - М.: Полюс, 2001. - 192 с.
  11. Галагузова М.А., Мардахаев Л.В. Методика и технологии работы социального педагога. Учеб. пос. для вузов/ Под ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева. - М.: Академия, 2006. - 192с.
  12. Павленок П.Д. Основы социальной работы. Учебник / Под ред. П.Д. Павленок. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 395 с.
  13. Басов Н.Ф. Основы социальной работы. Учебное пособие для вузов /Под ред. Н.Ф. Басова. - М.: Академия, 2004. - 288 с.
  14. Гулина М.А. Психология социальной работы. Учебное пособие. /Под ред. М.А. Гулиной. - СПб.: Питер,2008. - 351 с.
  15. Холостова Е.И. Словарь-справочник по социальной работе /Под ред. Е.И. Холостовой. - М.: ЮристЪ, 2007. - 424 с.
  16. Холостова Е.И. Технологии социальной работы. Учебник /Под ред. Е.И. Холостовой. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 400 с.
  17. Зайнышев И.Г. Технология социальной работы. Учебник. /Под ред. И.Г. Зайнышева. - М.: Владос, 2002. - 240 с.
  18. Травина А.В. Алкоголь и потомство. - М.: Центральный научно-исследовательский институт санитарного просвещения Министерства здравоохранения, 2000. - 402 с.
  19. Холостова Е.И. Содержание и организация деятельности территориальных центров социальной помощи семье и детям / под ред. Е.И. Холостовой – М., 1997г.
  20. Шульга Т.И. Работа с неблагополучной семьей. Учебное пособие. Под. Ред. Т.И. Шульга. – М.: Дрофа, 2005.

 

 

Приложение 1

 

Технология социальной работы с семьей и детьми содержит ряд обязательных компонентов, которые осуществляются в логической последовательности, условно разделенной на несколько этапов:

1 этап – информационно-диагностический (получение информации, проверка  достоверности информации, первичная  диагностика социальных проблем  семьи и детей, выявление внутреннего  потенциала семьи, ребенка, сбор  дополнительной информации о социальном и психологическом статусах, анализ выявленных проблем, постановка социального диагноза);

2 этап – прогностический (систематизация разносторонней  информации, разработка индивидуальной  программы реабилитации семьи, ребенка, выработка рекомендаций по организации  реабилитационных мероприятий с  семьей и детьми);

3 этап – активной работы  с семьей (реабилитационный) – (представление  индивидуальной программы реабилитации  семьи, ребенка на Реабилитационный  совет; отслеживание динамики реализации  индивидуальной программы реабилитации, социальный патронаж, психолого-педагогическое  сопровождение, оказание практической  помощи);

4 этап – контрольный (супервизорство, корректировка программы реабилитации, отслеживание результативности).

Таким образом, работа специалиста по социальной работе имеет структурные элементы: получение информации о семье, ребенке; установление контакта с членами семьи; выявление проблем и потребности семьи; постановка на учет; определение плана вывода семьи из трудной жизненной ситуации; оказание и содействие в получении необходимой помощи и поддержки; стимулирование родителей к самопомощи; реализация намеченного плана; привлечение специалистов, в компетенции которых разрешение проблем семьи; социальный патронаж семьи.

  1. 1 этап

Источники получения информации могут быть следующими: комиссия по делам несовершеннолетних, отделение по делам несовершеннолетних, Управление опеки и попечительства, детские дошкольные учреждения, средние образовательные учреждениия и личное заявление, родственники, знакомые, соседи и др.

Независимо от содержания информации (внутрисемейный или детско-родительский конфликт, соц. опасное положение несовершеннолетнего в семье, алкогольная или наркотическая зависимость, асоциальное поведение родителей или несовершеннолетнего уклонение от воспитания или содержания несовершеннолетнего, жестокое обращение и т.п.), если конечно это не социально-опасное положение несовершеннолетнего, при котором ребенок изымается из семьи инспектором ОДН либо УОиП, первый шаг – установление контакта с семьей.

  1. Проверка достоверности информации проводится путем обследования жилищно-бытовых условий проживания семьи в ходе первого визита в семью, опроса соседей, ближайшего окружения семьи, рейда с инспектором ОДН, запросов в компетентные инстанции (ОУ, ДДУ, УВД, МГБ др. по необходимости), беседы с семьей.
  2. Первичное посещение

Для установления контакта важнейшее значение имеет первая встреча. Общение начинается с представления. Представление специалиста по социальной работе при знакомстве с семьей зависит от источника информации, а также от цели посещения. Специалист может представляться как официальное лицо, сотрудничающее с органами местной власти и как представитель общественной организации, защищающий права детей.

Стандартная форма представления следующая:

«Здравствуйте, меня зовут ... Я специалист по социальной работе …(название организации) Мы работаем с семьями, в которых есть несовершеннолетние дети. Мы сотрудничаем с КДН, ОДН, УОиП, ОУ.

О вашей семье я узнал от (мне сообщили) ... и мне хотелось бы узнать о вашей ситуации подробнее (как это произошло). Возможно, Вам (Вашему ребенку) нужна наша помощь…».

Источник информации может не называться, если она получена от соседей, родственников, семей, с которыми уже ведется работа, школы и требует сохранения конфиденциальности.

В случае, когда имеются конфликтные отношения между семьей и государственными структурами (УВД, ОДН, КДН, школа), не стоит называть и официальные источники информации, т.к. это может обострить конфликт и вызвать негативное отношение к Вам. Наоборот, следует подчеркнуть независимость от этих структур. В ходе дальнейшей работы с семьей эта информация может быть упомянута, без риска испортить отношения с клиентами.

Целью первого посещения семьи может быть: прояснение ситуации (если была получена нечеткая информация), установление сотрудничества, обследование жилищно-бытовых условий проживания семьи, составление акта обследования по поручению КДН. Обычно, для родителей более безопасна ситуация, когда основной акцент общения направлен на ребенка, а не на них самих. Социальный работник может поддержать эту позицию при первых контактах. Гораздо лучше, если в ходе общения, родитель, под влиянием наводящих вопросов социального работника, сам свяжет ситуацию своего ребенка со своими проблемами. К сожалению, это происходит достаточно нечасто. Но в любом случае, при первых контактах важно установить доверительные отношения, что поможет в дальнейшей работе.

Случаи полного непринятия специалистов так же имеются. В таких случаях выбор способа действия производится исходя из степени угрозы для ребенка. В случае, если ситуация действительно угрожающая, социальный работник должен занять жесткую позицию защитника прав несовершеннолетнего, еще раз предъявить удостоверение и сообщить о своих возможностях (сообщения в КДН, ОДН, УОиП) и о возможных последствиях таких действий для семьи. Тон обращения должен быть уверенным, при этом не агрессивным, но практически не допускающим возражения. Недопустимы попытки применения силы, а также агрессивные вербальные высказывания. Для силовых действий существуют соответствующие органы. Социальный работник должен сохранить свой позитивный, непредвзятый образ, чтобы сделать возможным продолжение контактов впоследствии. Если сотруднику может угрожать опасность (угрозы со стороны клиента), он должен немедленно уйти (при затруднениях – сообщить, что о его местонахождении известно руководству Службы и инспектору милиции, и если он через определенное время не свяжется с ними, у клиента могут возникнуть очень большие проблемы).

Повторный визит в такую семью имеет смысл совершить с милицией и, по возможности, быстро. Кстати, нередко после такого визита отношение к социальному работнику меняется, признается его статус, устанавливается определенное сотрудничество.

  1. 2 этап

Установление конструктивных отношений с клиентом и информация, полученная специалистом из разных источников, а также его собственные наблюдения, позволяют принять решение о ситуации в данной семье и формах работы с ней.

Конечно, работа с клиентом уже началась с момента первой встречи. Нередко само появление социального работника приводит к улучшению ситуации, т.к. родитель начинает чувствовать внешний контроль, оценивать адекватность своих действий, вспоминать о родительском долге. Другие семьи нуждаются в информации (где можно получить медицинскую, психологическую помощь и т.д.), некоторые – просто в человеке со стороны, который смог бы помочь разрешить конфликт с сыном или дочерью.

Для принятия решения о форме дальнейшей работы с клиентом, специалист должен найти истоки, корни дисфункциональности, восстановить историю ее развития. Одно и то же явление может иметь совершенно различное происхождение и, следовательно, требует дифференцированного подхода. Так, алкоголизм, берущий начало в родительской семье (когда пили и дедушка, и бабушка), существенно отличается от «травматического» алкоголизма (относительно успешная женщина начинает пить вследствие развода, смерти мужа, увольнения и т.д.). Во втором случае мы можем найти сохранные личностные механизмы, позитивный прошлый опыт, на котором можно строить процесс реабилитации. В первом же случае личностное развитие самих родителей часто не продвинулось дальше подросткового возраста, и алкоголизм (кроме зависимости на физиологическом уровне) выполняет компенсаторную функцию, замещая недостатки личностного развития (неуверенность в себе, заниженная самооценка и т.д.).

Информация о работе Социальный патронаж – неотъемлемая составная часть участковой социальной службы