Социальный патронаж – неотъемлемая составная часть участковой социальной службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2015 в 16:07, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: организация социальной работы с неблагополучной семьей.
Задачи:
1. Изучить содержание социальной работы с неблагополучными семьями.
2. Рассмотреть правовое регулирование социальной помощи семье.
3. Проанализировать опыт работы с неблагополучными семьями.

Содержание работы

Введение
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧАСТКОВОГО СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
Сущность социальной работы как вида социальной деятельности
Основные модели участковой службы в системе государственных учреждений социальной защиты населения
Правовое регулирование деятельности участкового специалиста по социальной работе по социальному обслуживанию семьи и детей и профилактике семейного неблагополучия
Зарубежный опыт организации социальной участковой службы
ГЛАВА II. УЧАСТКОВАЯ СОЦИАЛЬНАЯ СЛУЖБА КАК СОЦИАЛЬНАЯ СЛУЖБА НОВОГО ТИПА
2.1. Цель, задачи и принципы деятельности участковой социальной службы
2.2. Технология и механизм деятельности участковых социальных служб по раннему выявлению случаев семейного неблагополучия
2.3. Формы и методы работы с семьёй
ГЛАВА III. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ СПЕЦИАЛИСТОВ УЧАСТКОВОЙ СОЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
3.1. Социальный патронаж – неотъемлемая составная часть участковой социальной службы
3.2. Анализ деятельности отделения профилактики безнадзорности и семейного неблагополучия ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Копия Семья как социальный институт.docx

— 184.34 Кб (Скачать файл)

То же самое и в отношении детей: подросток, ворующий с целью самообеспечения, родители которого пьют и сами не имеют средств к существованию, требует совершенно другого подхода, нежели подросток из материально обеспеченной семьи, угнавший машину с целью самоутверждения перед сверстниками.

Таким образом, перед специалистом по социальной работе стоит задача не просто собрать факты, проявления дисфункциональности, но восстановить историю ее развития, проанализировать причины. Далее, специалист ищет в ситуации сохранные элементы. Для родителей это может быть профессия, более благополучные родственники, родительское чувство (любовь к детям), знакомые из прошлой, благополучной жизни, любые другие интересы. Для детей это творческие способности, расширение круга общения, интересы в различных сферах, желание вернуться в семью, помочь родителям и т.д.

Исходя из анализа проблемы семьи, специалистом разрабатываются реабилитационные мероприятия, направленные на улучшение ситуации. В сложных случаях, включающих слишком много переменных и требующих деятельности в различных направлениях (работа с семьей, работа с ребенком, с его окружением, со школой), составляется комплексная программа реабилитации. Для обсуждения сложных случаев Центром разработана процедура Реабилитационного совета специалистов, о которых вы подробно узнаете позже.

  1. 3 этап

- наблюдение (детско-родительские  взаимоотношения, психологический  климат в семье, социально-бытовые  условия и т.д.);

- беседа (предполагает  четкую постановку цели и продумывание  способа ее ведения);

- посещение семьи (способствует  проведению открытых, доверительных  бесед, освобождающих от страха  и неуверенности);

- убеждение (формирует  умения, навыки и рассчитано на  сознательное и критическое отношение  к внешним воздействиям).

Социальный патронаж – метод реабилитации, который предполагает восстановление нарушенных или утраченных связей с семей и окружением, форма вмешательства в конкретную ситуацию семьи, оказавшейся в ТЖС или переживающей кризис Как форма помощи и поддержки, позволяет вовлекать семью в специально-организованную работу, сочетающую социально-психологическое, социально-педагогическое, социально-медицинское, социально-правовое направление при сосредоточенности на преодоление ее проблем

Основанием патронирования служит угроза для жизни или здоровья ребенка в семье. В зависимости от причины, вызвавшей критическую для ребенка ситуацию, избираются методы оказания помощи и разрабатываются индивидуальные программы реабилитации, выполнение которых требует не только периодического (в зависимости от вида патронажа) посещения семьи, но и неповторимого индивидуального подхода.

Патронаж дисфункциональных семей позволяет держать ситуацию на контроле и принимать своевременные меры для стабилизации обстановки, либо для изъятия ребенка из семьи.

На социальный патронаж ставятся семьи, имеющие на иждивении несовершеннолетних детей, находящихся в социально-опасном положении: родители не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию, и отрицательно влияют на поведение детей, либо жестоко обращаются с ними, где, вследствие безнадзорности, дети находятся в обстановке не отвечающей требованиям их воспитания или содержания, предоставляющей опасность для их жизни или здоровья.

Специалист по социальной работе осуществляет следующие виды социального патронажа семьи:

экстренный – когда семья посещается каждый день или когда в семье есть угроза для здоровья и жизни ребенка и требуется экстренное принятие мер;

срочный – посещение семьи не реже 2 раз в неделю;

периодический – посещение семьи не реже 2 раз;

контрольный – посещение семьи не реже 1 раз в месяц (обстановка в семье стабилизировалась, отношение родителей к детям изменилось, дети посещают школу, родители обеспечивают необходимые потребности для жизнедеятельности семьи, взаимоотношения между родителями и детьми налажены), т.е. предполагается снятие ее с патронажного учета.

 

 

В результате анализа работы отделения в целом, учитывая накопленный опыт отделения помощи семье и детям и отделения профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и новые возможности Центра, разработан проект «Семья», а также подпрограммы «Реабилитация асоциальных семей», «Маленькая мама». Целью программы является совершенствование помощи семьям с детьми, оказавшимся в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации. Надеемся, реализация этой программы приведет к еще большему развитию практики участковых социальных служб.

 

 

 

Приложение 2

 

ПОЛОЖЕНИЕ О КОНСУЛЬТАТИВНОМ ОТДЕЛЕНИИ

 

  1. Общие положения
  1. Консультативное отделение (далее Отделение) является структурным подразделением Бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа- Югры «Центр социальной помощи семье и детям «Вега» (далее Центр) и действует на основании Устава Центра, настоящего Положения и Правил внутреннего трудового распорядка.

Положение об отделении разработано на основании постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 20 августа 2008 года № 174-п «Об организации социальной работы по участковому принципу в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре», в соответствии с приказом Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры № 327-р от 14.06.2011г. «Об организации работы по участковому принципу», Устава Центра.

  1. В своей деятельности Отделение руководствуется Конституцией Российской Федерации, Конвенцией ООН о правах ребенка, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа — Югры в вопросах социальной политики, защиты прав, законных интересов граждан, требованиями Национальных стандартов Российской Федерации, Уставом, локальными правовыми Учреждения, настоящим положением
  2. Приоритетным направлением деятельности Отделения является выявление и организация работы с семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, с целью профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, семейного неблагополучия, а также с отдельными категориями граждан, нуждающихся в социальной помощи и поддержке.
  3. Отделение осуществляет свою деятельность на территории муниципального образования, взаимодействует с другими подразделениями Центра, с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в рамках установленной компетенции.

II. Цель и основные задачи

2.1. Целью отделения является выявление и учёт семей, отдельных категорий граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию, оказание им содействия в предоставлении социальной помощи в реализации законных прав и интересов, способствующих преодолению кризисной ситуации и восстановлению социального статуса.

2.2. Основные задачи отделения:

2.2.1. Приближение социальной  работы к месту проживания  семей, отдельных категорий граждан, оказавшихся в трудной жизненной  ситуации, социально опасном положении.

2.2.2. Выявление и ведение  персонифицированного учета семей, отдельных категорий граждан, оказавшихся  в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении.

2.2.3. Организация комплексной работы специалистов учреждения социального обслуживания в решении социальных проблем семей, отдельных категорий граждан.

2.2.4. Организация взаимодействия  и координация работы специалистов  других ведомств, привлеченных к  разрешению проблем конкретной семьи или граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

III.  Организация деятельности и управление Отделением

3.1. Специалисты отделения  работают согласно плану, циклограмме рабочего времени, утвержденным директором учреждения.

3.2. В отделение может обратиться любой гражданин: лично, по телефону, направить письменное заявление или просьбу. Допускается анонимное обращение лиц для получения отдельных видов помощи.

3.3. Отделение функционирует  на территории города Ханты-Мансийска, которая разбита на 10 социальных участков. Социальный участок является зоной обслуживания специалиста по социальной работе.

3.4. Специалист по социальной  работе закреплен за определённым социальным участком.

3.5. Специалисты по социальной  работе выявляют на подведомственных  участках несовершеннолетних, семьи, отдельные категории граждан, которые  находятся в трудной жизненной  ситуации, социально опасном положении:

3.5.1. Семьи:

- малообеспеченные;

- имеющие на воспитании  детей-сирот и детей, оставшихся  без попечения родителей;

- неполные;

- имеющие в своем составе детей с отклонениями в умственном, физическом и психическом развитии;

- многодетные;

- с неблагоприятным психологическим  микроклиматом, эмоционально-конфликтными  отношениями или находящиеся в состоянии психологического стресса;

- семьи или отдельные  граждане, оказавшиеся в экстремальной  ситуации (пострадавшие от стихийных  бедствий или приравненных к  ним, беженцы или вынужденные  переселенцы, с безработными родителями  и т.д.);

- семьи, где дети, женщины, старики подвергаются любым формам  физического или психологического  насилия (жестокому обращению, оскорблению, унижению, приобщению к алкоголю, наркотикам и т. д.);

- семьи, где родители или  дети погибли (умерли) во время  несения воинской службы или выполнения других заданий;

- семьи, где родители являются  военнослужащими срочной службы;

- молодые семьи и семьи  с несовершеннолетними родителями;

- семьи с педагогической  несостоятельностью родителей, неблагоприятным  психолого-педагогическим микроклиматом, жестоким обращением с детьми;

- семьи, где отцы (матери) хотели бы получить любую доступную  им работу с учетом состояния  здоровья;

- семьи, в которых родители  уклоняются от воспитания детей, заботы об их здоровье и  развитии;

- семьи, имеющие в своем  составе лиц, ведущих аморальный, паразитический или криминальный  образ жизни;

- частично трудоспособные  граждане, желающие получить доступную  работу с учетом состояния  здоровья;

- граждане, находящиеся в  состоянии психологического стресса, длительного дискомфорта;

- безработные граждане (в  том числе и подростки);

- проживающие в одной  квартире бывшие супруги;

- граждане, испытывающие  сложности в отношениях с детьми, родственниками, коллегами по работе  и с другими людьми.

3.5.2. Дети:

- дети-сироты;

- оставшиеся без попечения  родителей;

- беспризорные;

- нуждающиеся в жизненном  устройстве в связи с отменой  или признанием недействительности  усыновления, опеки, попечительства;

- дети из малообеспеченных  семей;

- подвергшиеся по месту  жительства или учёбы физическому  или психическому насилию;

- проживающие с родителями, пренебрегающими родительскими  обязанностями, ведущими аморальный или паразитический образ жизни;

- дети-инвалиды;

- испытывающие негативное  воздействие по месту жительства, учёбы или работы (жестокое обращение, насилие, оскорбление, унижение, приобщение  к алкоголю и наркотикам, вовлечение  в противоправную деятельность);

- имеющие затруднения  во взаимоотношениях с окружающими  людьми, в профессиональном и  жизненном самоопределении;

- безнадзорные.

3.5.3. Отдельные категории граждан, нуждающиеся в социальном обслуживании.

3.6. Выявление семей, отдельных категорий граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации происходит по результатам исследований подведомственной территории, по данным, полученным от учреждений здравоохранения, образования, от участковых и сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних отдела внутренних дел, отдела опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних, защите их прав, общественных организаций, физических лиц (соседей, друзей, родственников, знакомых).

3.7. При получении информации  о детях, семьях, отдельных категориях  граждан специалист по социальной  работе посещает семью с целью  проверки достоверности и получения  дополнительной информации. Если  данные о членах семьи отсутствуют, специалист по социальной работе  направляет запросы по выявленным  адресам, либо в учреждения: органы  опеки и попечительства, ОВД, образование, здравоохранение и др.

3.8. В случае если при посещении семьи выявлено, что несовершеннолетний находится в социально опасном положении, специалист по социальной работе срочно сообщает в отдел опеки и попечительства, отделение по делам несовершеннолетних МОВД для принятия срочных мер по устранению социально опасного положения несовершеннолетнего.

Информация о работе Социальный патронаж – неотъемлемая составная часть участковой социальной службы