Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2015 в 16:07, курсовая работа
Цель исследования: организация социальной работы с неблагополучной семьей.
Задачи:
1. Изучить содержание социальной работы с неблагополучными семьями.
2. Рассмотреть правовое регулирование социальной помощи семье.
3. Проанализировать опыт работы с неблагополучными семьями.
Введение
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧАСТКОВОГО СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
Сущность социальной работы как вида социальной деятельности
Основные модели участковой службы в системе государственных учреждений социальной защиты населения
Правовое регулирование деятельности участкового специалиста по социальной работе по социальному обслуживанию семьи и детей и профилактике семейного неблагополучия
Зарубежный опыт организации социальной участковой службы
ГЛАВА II. УЧАСТКОВАЯ СОЦИАЛЬНАЯ СЛУЖБА КАК СОЦИАЛЬНАЯ СЛУЖБА НОВОГО ТИПА
2.1. Цель, задачи и принципы деятельности участковой социальной службы
2.2. Технология и механизм деятельности участковых социальных служб по раннему выявлению случаев семейного неблагополучия
2.3. Формы и методы работы с семьёй
ГЛАВА III. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ СПЕЦИАЛИСТОВ УЧАСТКОВОЙ СОЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
3.1. Социальный патронаж – неотъемлемая составная часть участковой социальной службы
3.2. Анализ деятельности отделения профилактики безнадзорности и семейного неблагополучия ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Педагоги-психологи участковой социальной службы используют в своей работе профессиональные методики, которые позволяют выявить достоверное психологическое состояние клиента, например:
Личностный опросник ММР1;
Цветовой тест Люшера;
Факторный личностный опросник Кеттела;
Тест детской апперцепции САТ;
Методика изучения родительских установок РАШ;
Методика диагностики родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина;
Проективные методики: «Рисунок семьи», «Несуществующее животное», «Дом, Дерево, Человек» и др.
Коррекционно-диагностический комплекс «Песочная магия» и др.
При проведении диагностической работы по выявлению особенностей эмоционального состояния ребёнка, эмоционально-личностного отношения ребёнка к членам его семьи; особенностей восприятия, переживания ребёнком внутрисемейных межличностных отношений психологами центра применяются следующие методы исследования:
диагностика на основе наблюдения;
диагностическая беседа с ребёнком;
проективная методика «Рисунок семьи»;
шкала привязанности ребёнка к членам своей семьи;
методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества (Д. Рассел, М. Фергюсон);
методика «Семантический дифференциал»;
проективная методика
«Межличностные отношения
В итоге, на основании полученных диагностических данных специалист по социальной работе и педагог-психолог подбирают или составляют коррекционные и развивающие программы, направленные на разрешение семейных проблем и вовлечение семьи в более благоприятное социальное окружение.
Реабилитационная деятельность
Данное направление предполагает комплекс поддерживающих мер, предлагаемых участковой социальной службой семье, находящейся в социально опасном положении, и сотрудничество с семьёй на основе установленного с ней соглашения о социальном патронаже/учёте.
Реабилитационная деятельность участковой социальной службы представлена в следующих формах работы с семьёй:
Реабилитационная деятельность является важнейшей в системе работы с семьёй. Реабилитация - это система мероприятий, имеющих целью быстрейшее и наиболее полное восстановление полноценного функционирования различных категорий населения.
Реабилитационная деятельность специалистами участковой социальной службы проводится в рамках социального патронажа.
Социальный патронаж - одна из универсальных форм работы с клиентом, представляющая собой оказание различной помощи на дому. Патронаж позволяет устанавливать и поддерживать длительные связи с детьми и семьями, в которых они проживают или проживали, своевременно выявляя проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь. Патронаж даёт возможность наблюдать семью в её естественных условиях, что позволяет выявить больше информации, чем лежит на поверхности.
В ходе патронажа можно осуществлять разные виды помощи: материальная, психологическая, социально-бытовая, образовательная и др. Патронажи могут быть единичными или регулярными, в зависимости от типа клиента и поставленных задач, от содержания патронажной помощи.
Проведение патронажа требует соблюдения добровольности принятия помощи, конфиденциальности, поэтому следует находить возможности информировать семью о предстоящем визите и его целях.
В настоящее время специалисты участковой социальной службы в своей работе с семьёй применяют один из видов патронажа - сопровождение неблагополучной семьи.
Сущностной характеристикой сопровождения в психологическом плане является создание условий для перехода личности к самопомощи. Условно можно сказать, что в процессе комплексного сопровождения специалист создает условия и оказывает необходимую и достаточную (но ни в коем случае не избыточную) поддержку для перехода от позиции «Я не могу» к позиции «Я могу сам справляться со своими трудностями».
Методический анализ позволяет утверждать, что на сегодняшний день сопровождение - это особая и приоритетная форма осуществления социальной, психологической, педагогической помощи. В отличие от коррекции, оно предполагает не «исправление недостатков и переделку», а поиск скрытых ресурсов развития человека или семьи, опору на его (её) собственные возможности и создание на этой основе психологических условий для саморазвития. Ещё одной важной особенностью сопровождения является принцип активности самого субъекта. Таким образом ответственность за принятие того или иного решения всегда лежит на самих родителях, а не на специалистах.
Одним из результативных методов работы с семьёй и детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, на этапе социального патронажа семьи, является метод «Сеть социальных контактов». Сеть социальных контактов - это форма социально-психологической реабилитации, которая ориентируется на использовании ресурсов социального окружения для выхода семьи из кризисной ситуации. Работа с сетью социальных контактов – это решение проблем отдельно взятого человека через его взаимоотношения с людьми.
Данный метод позволяет оказать помощь клиенту в восстановлении или создании новых контактов в своём окружении, т. е. в создании и развитии эффективного окружения. В ходе работы необходимо заставить клиента задуматься и возможно переосмыслить сложившуюся ситуацию, найти пути выхода из неё. Специалисты, используя «Сеть социальных контактов», получают возможность работать не просто с ребёнком, а с ребёнком в контексте системы отношений и взаимодействий с ближайшим окружением.
Суть технологии сетевой работы заключается в привлечении к помощи семье всех ресурсов её социальной сети: родственников, друзей, соседей, друзей, учителей школы, воспитателей дошкольного учреждения, специалистов органов и учреждений, имеющих отношение к решению проблем данной семьи и обеспечению прав и интересов ребёнка, в координации усилий всех заинтересованных сторон. Главная цель, которую преследует технология, - помочь семье укрепить свою роль в обществе, найти тех людей, которые могут реально повлиять на ситуацию в семье и помочь ей найти скрытые резервы, ресурсы, помогут найти выход из сложившейся ситуации.
Метод применяется в случаях:
кризис в семье,
конфликты в семье,
уходы ребёнка из дома,
конфликты в школе,
при оформлении опеки над несовершеннолетними,
при открытии семейной воспитательной группы.
Сетевая встреча представляет собой встречу между членами семьи и специалистами, а также с теми, кому не безразлична судьба семьи. Обсуждение проблемы проходит в тесном кругу, где общими усилиями рассматриваются пути выхода из кризисной ситуации.
При успешно организованном сотрудничестве специалиста с клиентами, у последних появляется возможность к позитивным изменениям. Они начинают планировать и предпринимать действия, направленные на решение проблем.
Главное, не допустить самоустранения родителей и ослабления связей ребёнка с внешним миром, а укрепить детско- родительские отношения и создать устойчивую сеть социальной поддержки для ребёнка и его семьи.
Еще одной формой социально-психологической реабилитации является метод «Интенсивная семейная терапия». Он ориентирован на семьи с детьми и подростками, имеющими серьёзные проблемы поведенческого характера или находящихся на грани изъятия из семьи и помещения их в детские государственные учреждения.
Цели метода интенсивной семейной терапии:
В программу семейной терапии на дому входят все члены семьи, так как устойчивые изменения возможны только в том случае, если все участники являются частью одной системы (семьи) и осознают свою необходимость. Если изменение поведения затруднено, это может означать, что недостаточно внимания было уделено семье как единому целому.
Начиная работу, необходимо выбрать команду специалистов, тесное сотрудничество и согласованность которых станет условием для эффективной работы с семьёй.
Важным в терапии на дому является то, что у членов семьи, заметивших непосредственный результат терапии в привычной им домашней обстановке, увеличивается мотивация к изменениям. Впоследствии изменения, произошедшие в семье, выходят за её границы и приводят к более серьезным и продолжительным результатам.
В процессе реабилитации семьи, находящейся в социально опасном положении, специалистами по социальной работе и педагогами-психологами участковой социальной службы проводятся групповые тренинговые занятия ииндивидуальные коррекционные занятия, на которых они учат детей и родителей любить и понимать себя и других людей, знакомят с приёмами регуляции эмоционального состояния и методами решения конфликтов. Тренинги способствуют появлению у клиентов позитивной жизненной перспективы, развитию представлений о жизненных ценностях, нормах морали. В ходе тренинговых занятий используются многие приёмы индивидуальной и групповой форм работы: мини-лекция, диспут, беседа, используются видеоматериалы, приёмы игротерапии, арт-терапии, мозгового штурма и т.д. Во время тренинговой работы параллельно проводится психологическое консультирование. В ходе консультаций семьи получают поддержку и помощь в преодолении трудных жизненных ситуаций и в решении своих проблем.
Главное, для достижения наибольшего успеха в работе с семьёй, оказавшейся в социально опасном положении или трудной жизненной ситуации - активное участие всех членов команды специалистов участковой социальной службы.
Профилактическая деятельность
Профилактическое направление деятельности участковой социальной службы включает в себя различные программы, направленные на предупреждение кризиса: образовательные и развивающие для детей и подростков, программы подготовки к родительству, различные формы обучения родителей и создания разнообразных возможностей помощи семье.
Профилактическая деятельность участковой социальной службы представляет собой:
Профилактика - комплекс мероприятий, направленных на предупреждение развития или на ликвидацию (полную или частичную) уже возникших состояний.
Большое внимание специалисты участковой социальной службы уделяют просвещению, которое позволяет выстраивать планомерную, целенаправленную работу по профилактике. В этом случае предотвращается семейное неблагополучие, деградация семей, социальное сиротство.
Один из путей к улучшению состояния - разработка таких специальных программ педагогического образования и просвещения родителей, которые способствовали бы полноценному функционированию семьи и предотвращению проблем во взаимоотношениях детей и родителей.
Одной из действенных форм просвещения, активно используемой в работе участковой социальной службы, призванной улучшить качество воспитания в семьях, является Родительский клуб. Занятия клуба основаны на творческом усвоении педагогических знаний, с тем чтобы они стали руководством к действию и способствовали повышении эффективности воспитания детей. Здесь родители имеют возможность поделиться опытом в воспитании своих детей, получить консультацию педагога-психолога, поучаствовать в коллективной творческой деятельности и самое главное взглянуть на своё чадо новыми глазами.
Психолого-педагогическая просвещённость позволяет родителям прогнозировать возможность появления проблем и трудностей в воспитании детей и своевременно проводить работу, направленную на их предупреждение. Такие родители, становясь компетентными в области семейной и детской психологии, исключают вероятность нанесения ущерба психическому развитию ребёнка в процессе его воспитания и обучения. Результат работы по просвещению приводит к более полному раскрытию воспитательного потенциала семей, созданию единого воспитательного пространства.
Одно из направлений профилактической деятельности участковой социальной службы - «Школа успеха». Занятия «Школы успеха» ориентированы на подростков и молодые семьи.
Главная цель в работе с ними - формирование мотивации достижения успеха, а так же создание возможности оценки своих личностных качеств, которые помогут стать успешным человеком, состояться как личности.
Задачи «Школы успеха» многообразны:
Информация о работе Социальный патронаж – неотъемлемая составная часть участковой социальной службы