Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2015 в 16:07, курсовая работа
Цель исследования: организация социальной работы с неблагополучной семьей.
Задачи:
1. Изучить содержание социальной работы с неблагополучными семьями.
2. Рассмотреть правовое регулирование социальной помощи семье.
3. Проанализировать опыт работы с неблагополучными семьями.
Введение
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧАСТКОВОГО СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
Сущность социальной работы как вида социальной деятельности
Основные модели участковой службы в системе государственных учреждений социальной защиты населения
Правовое регулирование деятельности участкового специалиста по социальной работе по социальному обслуживанию семьи и детей и профилактике семейного неблагополучия
Зарубежный опыт организации социальной участковой службы
ГЛАВА II. УЧАСТКОВАЯ СОЦИАЛЬНАЯ СЛУЖБА КАК СОЦИАЛЬНАЯ СЛУЖБА НОВОГО ТИПА
2.1. Цель, задачи и принципы деятельности участковой социальной службы
2.2. Технология и механизм деятельности участковых социальных служб по раннему выявлению случаев семейного неблагополучия
2.3. Формы и методы работы с семьёй
ГЛАВА III. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ СПЕЦИАЛИСТОВ УЧАСТКОВОЙ СОЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
3.1. Социальный патронаж – неотъемлемая составная часть участковой социальной службы
3.2. Анализ деятельности отделения профилактики безнадзорности и семейного неблагополучия ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Несмотря на то, что в нормативных актах подробно расписаны обязанности специалистов по оказанию помощи семье, защите прав и законных интересов детей, регламентировать все аспекты и детали данной работы принципиально невозможно. Поэтому большое значение в успешном осуществлении такой деятельности имеет профессиональное самосознание специалистов участковых социальных служб. Его основные принципы изложены в Кодексе социальной работы; их соблюдение контролируется профессиональными объединениями, которым передана государственная функция выдачи лицензий на соответствующую деятельность.
Так, люди, занимающиеся социальной работой, в западно-европейских странах получают такую лицензию от районного отделения ассоциации социальных работников. Лицензия, как правило, действительна на всей территории страны (а с началом процесса европейского объединения — во всех 25 странах, входящих в данную систему). Нарушение профессиональных норм, даже если оно не влечет за собой наказания по закону, может привести к аннулированию лицензии, что в свою очередь не позволит проштрафившемуся лицу заниматься социальной работой на всех указанных выше территориях. Такое строгое регламентирование профессиональной деятельности побуждает специалистов участковой социальной службы точно и неукоснительно выполнять свои обязанности.
Конечно, участковая социальная служба - не панацея. Она одна не способна разрешить серьезные социальные проблемы семей и детей в них. Но участковая социальная служба — проверенный временем и социальным опытом многих стран инструмент, при помощи которого наилучшим образом достигаются две цели: раннее выявление семейного неблагополучия и обеспечение взаимодействия всех ведомств и служб для выведения семьи из трудной жизненной ситуации.
ГЛАВА II. УЧАСТКОВАЯ СОЦИАЛЬНАЯ СЛУЖБА КАК СОЦИАЛЬНАЯ СЛУЖБА НОВОГО ТИПА
2.1. Цель, задачи и принципы деятельности участковой социальной службы
Участковая социальная служба как один из субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних выступает в качестве службы поддержки семьи. Семья на разных этапах своего функционирования сталкивается с рядом трудностей, создающих угрозу семейной системе. Задача специалистов участковой социальной службы - выявить семейное неблагополучие и помочь семье справиться с возникшими трудностями на самом раннем этапе.
Участковая социальная служба - служба, осуществляющая деятельность в системе социальной защиты населения по организации работы с семьями, находящимися в социально опасном положении и в трудной жизненной ситуации.
Участковая социальная служба - проверенный временем и социальным опытом инструмент, при помощи которого наилучшим образом реализуется основная цель: соблюдение и защита прав детей, предусмотренных Конституцией РФ, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случае нарушений.
На основе цели деятельности участковой социальной службы были поставлены следующие основные задачи:
1. предупреждение безнадзорности,
беспризорности, правонарушений и
антиобщественных действий
2. раннее выявление и
устранение причин и условий,
приводящих к нарушению прав
и законных интересов
3. проведение комплексной
работы по социальной
Организация участковой социальной работы обусловлена наличием семей, в которых снижена способность к осуществлению основных функций жизнеобеспечения. Поэтому в рамках действующего законодательства по профилактике безнадзорности и беспризорности детей и подростков специалистами участковой социальной службы осуществляется целый комплекс мероприятий, направленных на предупреждение асоциальных проявлений, улучшение семейной обстановки, жилищных условий, охраны здоровья.
При активном участии участковых специалистов по социальной работе в устойчиво проблемных семьях и в семьях, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, осуществляется самоорганизация этих семей с привлечением специальных усилий, стимулирования, мотивирования, оказания содействия в предоставлении социальных услуг:
социально-медицинских (содействие в лечении от всех видов зависимости, заболеваний, получение медицинских полисов, справок, организация консультаций узких специалистов и др.);
социально-бытовых (содействие в трудоустройстве родителей и подростков, устройство и возвращение детей в образовательные учреждения, оформление в детские дошкольные учреждения и др.);
социально-психологических (услуги психолога, коррекция внутрисемейных отношений, обучение психолого-педагогическим навыкам, возрастным особенностям несовершеннолетних и др.);
социально-педагогических (мотивация участников реабилитационного процесса к изменению образа жизни, содействие обучению детей и подростков и др.);
социально-правовых (восстановление документов, организация консультаций юриста и др.);
социально-экономических (содействие населению в получении полагающихся льгот, пособий, компенсаций и других выплат, содействие в решении вопросов занятости, консультирование по вопросам самообеспечения граждан и их семей).
В рамках сотрудничества участковой социальной службы с семьёй предусматриваются также консультационная помощь специалистов (психолога, специалиста по социальной работе, социального педагога, юриста и др.); обучающие и развивающие занятия для детей; помощь в организации семейного досуга и отдыха детей; участие в организации праздников и культурно-массовых мероприятий; содействие физическому оздоровлению членов семьи. Кроме того, деятельность участковой социальной службы включает содействие в случае необходимости в получении материальной и натуральной помощи; социальный патронат; оказание посильной помощи в сборе документов.
При этом конкретное содержание социальной поддержки и помощи неблагополучной семье в каждом отдельном случае обусловлено наличием определённых проблем, а также индивидуальными особенностями данной семейной ситуации. Однако в целом работа специалиста по социальной работе с семьями имеет схожие направления.
Осуществляя свою деятельность непосредственно на закреплённом участке, совершая подомовые и поквартирные обходы, участковый специалист по социальной работе имеет уникальную возможность получения своевременной информации о семье. Домашняя обстановка способствует установлению таких контактов, которые невозможны в официальной обстановке. Работа специалистов в домашней обстановке позволяет членам семьи прямо или косвенно поделиться со специалистом некоторыми проблемами в жизни семьи, воспитании ребёнка, отношению к нему. Полученные данные помогают специалисту оперативно решать вопросы, связанные с оказанием социальной поддержки гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Раннее выявление семейного неблагополучия составляет важное направление работы всех органов и организаций системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Поэтому важным принципом работы участковой социальной службы является межведомственное взаимодействие.
Межведомственное взаимодействие по выявлению детей, нуждающихся в государственной защите, на ранней стадии семейного неблагополучия предусматривает объединение усилий и ресурсов социальных партнёров, обеспечивает неразрывность работы с семьёй и детьми. Взаимодействие социальных партнёров способствует выработке общей стратегии и тактики, помогает максимально расширить профилактическое и реабилитационное пространство, позволяет наиболее эффективно решать вопросы раннего выявления детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, защиты их прав и законных интересов.
В межведомственное взаимодействие по выявлению детей, нуждающихся в государственной защите, на ранней стадии семейного неблагополучия принимают участие учреждения социальной помощи, учреждения культуры и досуговые учреждения, общеобразовательные школы, детские дошкольные учреждения, детские поликлиники, больницы, женские консультации, правоохранительные органы, комиссии по делам несовершеннолетних, общественные организации и местные администрации.
Важное для успешной и эффективной работы любой социальной службы межведомственное взаимодействие имеет специфику на различных этапах деятельности. Так, оно помогает не только оптимизировать процесс сбора первичной информации, но и важно на реабилитационном этапе, когда учреждения различной ведомственной принадлежности включаются в работу по решению конкретных проблем семьи.
Применение межведомственного взаимодействия по выявлению детей, нуждающихся в государственной защите, на ранней стадии семейного неблагополучия увеличивает количество выявленных семей «группы риска», что в свою очередь позволяет начать работу с семьёй на ранних этапах неблагополучия. Это позволяет в значительном числе случаев нормализовать
ситуацию в семье, предотвратить необходимость принятия крайних мер, связанных с лишением родительских прав.
2.2. Технология и механизм
деятельности участковой
В связи с тем, что задачей специалистов участковой социальной службы является ранее выявление семейного неблагополучия, с целью предотвращения социального сиротства, необходимо определить степень выраженности риска семейной ситуации для благополучия и безопасности ребенка. Неблагополучие семьи и ребенка может быть связано с трудной жизненной ситуацией, когда родителям, желающим создать нормальные условия для развития ребенка, необходимо оказание определенной социальной помощи, а также оно может быть связано с отсутствием мотивации родителей обеспечить безопасность и благополучие ребенка и функционированием семьи.
Сочетание трудной жизненной ситуации с нежеланием родителей обеспечить безопасность и благополучие ребенка является высоким уровнем степени риска для ребенка и такую семью можно назвать кризисной, где, вероятно, изъятие ребенка из семьи может быть целесообразно.
Однако, трудная жизненная ситуация в сочетании с желанием родителей улучшить условия для ребенка, может иметь умеренный или низкий риск социального сиротства, и в этом случае, специалист участковой социальной службы может оказать раннее вмешательство и социальную помощь.
В связи с этим, все семьи можно поделить на кризисные, неблагополучные, семьи группы социального риска и благополучные.
Кризисный уровень (кризисная семья):
Семья или ребенок находится в социально-опасном положении: требуется немедленное вмешательство для обеспечения безопасности и благополучия ребенка. Например, физическое насилие или жестокие обращение с ребенком, отсутствие еды или питья, длительный голод, оставление ребенка без присмотра, создающее угрозу для ребенка (с учетом возраста ребенка), сексуальное насилие над ребенком. Отсутствие необходимого базового ухода за ребенком (особенно для детей до 3 лет), отсутствие необходимого медицинского ухода за ребенком, которое может привести к серьезным последствиям для здоровья, бездействие или невмешательство родителей при угрозе или наличии жестокого обращения со стороны третьих лиц, аварийное, непригодное для проживания жилье, представляющее непосредственную угрозу, при наличии опасной инфекции, игнорирование санитарно-гигиенических норм и правил безопасного поведения (создается риск инфицирования ребенка), наличие косвенных признаков жестокого обращения с ребенком (физического, психического, сексуального насилия, и/или пренебрежения нуждами). Психическое насилие и/или пренебрежение нуждами ребенка, эксплуатация ребенка, ранее в семье были факты жестокого обращения с ребенком, поведение родителя неадекватно и представляет угрозу для ребенка (в том числе вследствие алкогольного или наркотического опьянения).
Если органы защиты детства не вмешаются в ситуацию и ребенок будет оставлен в семье, то существует большая вероятность причинения ему серьезного вреда (вплоть до нанесения увечий и летального исхода). Конструктивные схемы поведения родителей не сформировались, либо семейные обстоятельства препятствуют их применению.
Неблагополучный уровень: (неблагополучная семья)
Существуют значительные трудности, с которыми семья сама не может справиться, и которые влияют на ребенка; если не оказать поддержку или вмешательство, есть риск, что ребенок окажется в социально опасном положении. Однако, родители мотивированы изменить эту ситуацию, и при оказании помощи, осуществлять родительские обязательства. Умеренный риск предполагает, что если ребенок останется в семье, то ему может быть причинен определенный вред. При этом отсутствуют признаки, указывающие на то, что ребенку грозит непосредственная опасность серьезных физических травм или смерти. Это означает, что, несмотря на присутствие факторов риска, в семье применяются конструктивные схемы поведения и наличествуют другие факторы безопасности, которые позволяют в определенной степени контролировать уровень риска.
Информация о работе Социальный патронаж – неотъемлемая составная часть участковой социальной службы