Социальный патронаж – неотъемлемая составная часть участковой социальной службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2015 в 16:07, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: организация социальной работы с неблагополучной семьей.
Задачи:
1. Изучить содержание социальной работы с неблагополучными семьями.
2. Рассмотреть правовое регулирование социальной помощи семье.
3. Проанализировать опыт работы с неблагополучными семьями.

Содержание работы

Введение
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧАСТКОВОГО СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
Сущность социальной работы как вида социальной деятельности
Основные модели участковой службы в системе государственных учреждений социальной защиты населения
Правовое регулирование деятельности участкового специалиста по социальной работе по социальному обслуживанию семьи и детей и профилактике семейного неблагополучия
Зарубежный опыт организации социальной участковой службы
ГЛАВА II. УЧАСТКОВАЯ СОЦИАЛЬНАЯ СЛУЖБА КАК СОЦИАЛЬНАЯ СЛУЖБА НОВОГО ТИПА
2.1. Цель, задачи и принципы деятельности участковой социальной службы
2.2. Технология и механизм деятельности участковых социальных служб по раннему выявлению случаев семейного неблагополучия
2.3. Формы и методы работы с семьёй
ГЛАВА III. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ СПЕЦИАЛИСТОВ УЧАСТКОВОЙ СОЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
3.1. Социальный патронаж – неотъемлемая составная часть участковой социальной службы
3.2. Анализ деятельности отделения профилактики безнадзорности и семейного неблагополучия ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Копия Семья как социальный институт.docx

— 184.34 Кб (Скачать файл)

Удовлетворительный уровень: (семья социального риска)

Существуют некоторые трудности, но семья в состоянии с ними справиться самостоятельно или с небольшой поддержкой; существующие трудности семьи не оказывают существенного влияния на ребенка; отсутствует риск того, что ребенок окажется в социально опасном положении. Ребенку в семье ничего не угрожает и вмешательство органов профилактики сиротства не требуется. Это означает, что в семье активно и последовательно применяются конструктивные схемы поведения, содействующие нормальному воспитанию и развитию. Однако, консультирование или информирование семьи по решению трудной жизненной ситуации в данном случае наиболее эффективно.

Благополучный уровень:

Семья полностью справляется со своими задачами и предоставляет все для полноценного развития и воспитания ребенка.

Таким образом, наиболее целесообразной для раннего выявления рисков социального сиротства является классификация по уровню неблагополучия семьи.

Органы опеки и попечительства работают только с кризисной семьей, когда необходимо вмешательство в проблемы семьи с целью защиты от нее ребенка, и, чаще всего, изъятия его из семейной среды. В соответствии с законодательными актами, неблагополучные семьи и семьи социального риска не требуют особого вмешательства органов защиты детства. Однако, ранняя диагностика и помощь семьям такого рода могла бы предотвратить углубление "семейного кризиса" и перехода семьи из категории неблагополучной для ребенка в категорию опасной для его жизни и благополучия. Кроме критериев "трудная жизненная ситуация" и "мотивация родителей выполнять свои родительские обязательства" необходима оценка социального риска, которая позволила бы более точно классифицировать уровень семейного неблагополучия.

Механизм оценки риска семейного неблагополучия

Поэтому раннее выявление социально неблагополучных семей является одной из важнейших форм первичной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. С целью определения уровня социального неблагополучия используются различные методы социальной диагностики. Использование метода определения факторов социального риска позволяет сделать первый шаг в социальной диагностике с целью отнесения семьи к определенной группе - кризисной, неблагополучной или группе социального риска.

Факторами риска может быть трудная жизненная ситуация, отсутствие мотивации родителей  выполнять свои воспитательные функции, структура семьи, низкая педагогическая компетенция, проблемы межличностных отношений и социальные, личностные и социальные причины. Многие из них связаны между особой и являются следствием, например, трудной жизненной ситуации или личностных особенностей родителей. Так, например, отсутствие надлежащего присмотра за ребенком может быть связано с:

-отсутствием мотивации  родителей (ОМР);

- личностными особенностями  и проблемами членов семьи;

- педагогической неграмотностью  родителей (ПН);

- трудной жизненной ситуацией (ТЖС).

Наличие того или иного фактора социального риска не означает обязательно возникновения социального неблагополучия, но указывает на большую степень его вероятности, которая возрастает по мере увеличения числа факторов социального риска семьи (например, семья неполная, многодетная, малообеспеченная).

Для выявления семейного неблагополучия кроме факторов социального риска необходима информация о негативном влиянии семейного неблагополучия на ребенка. Диагностика негативного влияния семьи на благополучие и жизнь ребенка является вторым обязательным условием выявления семейного неблагополучия с целью профилактики социального сиротства.

Оценка слабых и сильных сторон жизни ребенка может проводиться по следующим разделам:

1.  Внешний вид ребенка. Его ухоженность (чистая одежда), наличие одежды, соответствующей  сезону, сведения о стабильности  питания.

2. Здоровье и безопасность: сведения об обеспечении безопасности  и необходимой заботе о здоровье  ребенка. Наличие травм и ссадин, хронических заболеваний, проблем  с психически здоровьем, задержки  психического развития.

3. Навыки самообслуживания  и социальные навыки ребенка.

4. Образование. Сведения  о том, посещает ли ребенок  учебное заведение, как члены  семьи относятся к образованию, наличие необходимых игр, учебных  материалов; соответствие образовательного  уровня ребенка его возрасту; способы преодоления семьей имеющихся  учебных трудностей.

5. Идентичность. Сведения  о том, что ребенок думает о  самом себе, осознает ли историю  семьи и собственное место  в окружающем мире, положение и роль в семье; отождествляет ли себя со сверстниками, знает ли общественные и семейные обычаи и традиции.

6. Эмоциональное состояние. Сведения о том, каково эмоциональное  состояние и развитие ребенка.

7. Социальное развитие. Его  общение со сверстниками. Социальный  статус в группе и удовлетворенность  им. Наличие поддержки различных  социальных институтов.

8. Отношения в семье. Сведения  о наличии/отсутствии привязанности  ребенка к кому-либо из взрослых  членов семьи, доверительных отношениях  в семье, существовании совместных  семейных занятий. Сведения о  конфликтах ребенка с членами  семьи.

9. Поведение. Сведения об  отклоняющемся поведении ребенка: воровстве, побегах их дома, бродяжничестве, агрессивном поведении и прочее.

Характеристики детей по этим разделам могут в полной мере представить трудную жизненную ситуацию в семье или недостаточность (отсутствие) мотивации родителей выполнять свои воспитательные функции.

В процессе первичной диагностики используется метод наблюдения. Вспомогательными методами при оценке риска является психологическая и социальная диагностика, предполагающая наличие диагностических инструментов.

Перечень показателей неблагополучия позволяет целенаправленно проводить наблюдение и опрос специалистом участковой социальной службы в процессе сбора информации о семье и ребенке и использоваться в качестве основных критериев диагностики социального статуса семьи и ребенка (Приложение № 8).

Источниками информации могут быть специалисты системы образования, здравоохранения, внутренних дел, КДН и ЗП и другие. Для служб образования источниками информации о семейном неблагополучии являются воспитатели детских садов, классные руководители, специалисты учреждений дополнительного образования. Дополнительными источниками информации являются документы, например, медицинские карты, материалы психодиагностики, жалобы и заявления граждан. Источником информации могут быть также соседи и другие родственники.

Диагностическим инструментом также может быть матрица определения обобщенного показателя социального неблагополучия семьи (Приложение № 1), которую специалист участковой социальной службы заполняет, используя методы беседы, анализа документов, наблюдения на этапе, предшествующем постановке диагноза и формулирования основной проблемы. Информация может быть получена от воспитателей детских садов и классных руководителей (вопросы 6-9), медицинских работников, участковых милиции, родственников, соседей и прочее.

Матрица заполняется самим специалистом также на основании беседы с членами семьи.

Таким образом, используя инструменты для выявления неблагополучия семьи и уровня безопасности и благополучия ребенка, можно сделать заключение о категории семьи и степени необходимого вмешательства в решение проблем семьи и ребенка с целью профилактики социального сиротства.

Негативные факторы семьи являются факторами риска жестокого обращения в семье. Сочетание нескольких факторов риска может спровоцировать причинение вреда ребенку в семье. Данная ситуация должна быть под контролем у специалиста участковой социальной службы по работе с неблагополучными семьями и семьями "группы риска".

 

2.3. Формы и методы работы с семьёй

 

За время своего существования участковая служба претерпела много изменений, внедрялись новые методы работы с неблагополучными семьями, вводились новые услуги. Анализ опыта работы участковой социальной службы позволяет сделать вывод, что данные изменения были эффективными и привели к положительным результатам.

К достижению таких результатов привело использование как отработанных временем, так и инновационных форм и методов работы. Их можно разделить на несколько групп:

    • изучение и формирование запроса семьи,
    • реабилитационная деятельность;
    • профилактическая деятельность.

Изучение и формирование запросов семьи

Необходимыми условиями эффективной работы с семьёй являются всесторонний сбор информации о семье, выявление причин возникновения её неблагополучия, оценка развития семейного кризиса, а также определение характера и объёма необходимой помощи и условий комплексной реабилитации семьи.

Изучение и формирование запроса семьи осуществляется путём:

    • социальной диагностики (основы проведения социального патронажа семьи; включает оценку её кризисного состояния и создание общего контекста предстоящей реабилитации);
    • психодиагностики (проводятся для уточнения проблемы в рамках семейной структуры, индивидуальных особенностей членов семьи и реабилитационных мер в соответствии с конкретной ситуацией);
    • консультирования (предполагает первичное выявление запроса семьи в ходе беседы и оказание помощи, а также предоставление (разъяснение) возможностей реабилитации в рамках службы).

Диагностика - общий способ получения исчерпывающей информации об изучаемом объекте или процессе. Обязательными этапами диагностики являются: сбор информации, анализ информации и постановка социального диагноза.

Диагностика - длительный этап, требующий неоднократных встреч с семьёй и её социальным окружением, а также специалистами учреждений и организаций. Диагностика служит отправной точкой дальнейшего взаимодействия с семьёй.

Проведение диагностики предполагает соблюдение определённых принципов. Выделим наиболее важные из них.

Методологические принципы:

 объективность в сборе  фактов и их интерпретации;

 множественность источников  информации;

 достоверность информации;

 клиентоцентризм (смотреть на проблему исходя из интересов клиента).

Этические принципы:

 конфиденциальность;

 степень открытости - право клиента;

 невмешательство в  частную жизнь.

На данном этапе специалисты участковой социальной службы могут использовать следующие диагностические методы:

    • наблюдение (метод, который используется при изучении внешних проявлений поведения человека, по которым можно составить представление о нём; позволяет определить пол, возраст, национальность, материальное положение, черты характера, уровень интеллектуального развития и состояние психики клиента);
    • беседа (метод получения и корректировки информации на основе вербальной коммуникации; равноправный диалог или интервью, устный опрос по заранее обдуманному плану);
    • анализ документации (изучение документов - важная часть работы специалиста участковой социальной службы, которые являются составителями многих документов, необходимых для дальнейшей работы с семьёй);
    • анкета (письменный опрос);
    • тесты (стандартизированный набор заданий, позволяющий определить уровень знаний человека, состояние его личностных, психологических характеристик);
    • метод социальных биографий (сбор информации об истории жизни человека и его семьи; исследуются личные беседы, опросы родственников, переписка, семейные альбомы, приём генограммы семьи).

В ситуациях, когда различные недостатки в семье тщательно скрываются, может помочь опрос соседей, школьных учителей, разговор с самим ребёнком. Определить, есть ли проблема физических наказаний в семье (если родители скрывают её наличие), можно по состоянию ребёнка.

Широко используются в работе участковой социальной службы психологические методы диагностики:

 а) проективные методики - разновидность тестов, нацеленных  на определение неосознаваемых  клиентом состояний (бессознательное  влечение, скрытая агрессия, переживание);

 б) ассоциативные проективные  методики, построенные на словесных  ассоциациях, системе незаконченных  предложений;

 в) экспрессивные методики (основаны на рисовании: рисунок  семьи, рисунок себя в виде  растения, животного).

Информация о работе Социальный патронаж – неотъемлемая составная часть участковой социальной службы