Социальный патронаж – неотъемлемая составная часть участковой социальной службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2015 в 16:07, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: организация социальной работы с неблагополучной семьей.
Задачи:
1. Изучить содержание социальной работы с неблагополучными семьями.
2. Рассмотреть правовое регулирование социальной помощи семье.
3. Проанализировать опыт работы с неблагополучными семьями.

Содержание работы

Введение
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧАСТКОВОГО СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
Сущность социальной работы как вида социальной деятельности
Основные модели участковой службы в системе государственных учреждений социальной защиты населения
Правовое регулирование деятельности участкового специалиста по социальной работе по социальному обслуживанию семьи и детей и профилактике семейного неблагополучия
Зарубежный опыт организации социальной участковой службы
ГЛАВА II. УЧАСТКОВАЯ СОЦИАЛЬНАЯ СЛУЖБА КАК СОЦИАЛЬНАЯ СЛУЖБА НОВОГО ТИПА
2.1. Цель, задачи и принципы деятельности участковой социальной службы
2.2. Технология и механизм деятельности участковых социальных служб по раннему выявлению случаев семейного неблагополучия
2.3. Формы и методы работы с семьёй
ГЛАВА III. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ СПЕЦИАЛИСТОВ УЧАСТКОВОЙ СОЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
3.1. Социальный патронаж – неотъемлемая составная часть участковой социальной службы
3.2. Анализ деятельности отделения профилактики безнадзорности и семейного неблагополучия ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Копия Семья как социальный институт.docx

— 184.34 Кб (Скачать файл)

Можно выделить и смешанные модели участковой службы. Они сочетают в себе наличие признаков как экзотерриториальной, так и эндотерриториальной моделей. Например, модель (назовем ее «корпоративной»), когда одно из учреждений берет на себя функции координации социальной службы, если в муниципальном образовании учреждения находятся в различных населенных пунктах, а другие - территориально расположенные на участках - осуществляют непосредственную деятельность.

Особенность каждого муниципального образования может сформировать и иные организационные модели. Главная цель введения участковой социальной службы — снижение уровня социального неблагополучия семей за счет эффективного взаимодействия и решения наиболее острых и социально значимых проблем населения.

 Принципиальное отличие  социального обслуживания по  участковому принципу заключается  в максимальном приближении социальной  помощи к проживающему на участке  населению.

Участковые специалисты по социальной работе обследуют условия проживания семьи, диагностируют уровень ее социального неблагополучия, планируют индивидуальную программу реабилитации, организуют оказание своевременной квалифицированной помощи, осуществляют координацию деятельности всех субъектов системы профилактики по ее реализации.

Уникальность такой формы социальной работы заключается в том, что специалист по социальной работе осуществляет свою деятельность непосредственно на территориальном уровне клиента, что обеспечивает:

    • раннее выявление детей и семей и других категорий граждан, нуждающихся в социальной поддержке;
    • приближение сферы социального обслуживания к населению;
    • изучение инфраструктуры участка;
    • установление взаимодействия с предприятиями, учреждениями, функционирующими на данной территории.

Технология социальной работы с семьей и детьми содержит ряд обязательных компонентов, которые осуществляются в логической последовательности: получение информации, проверка достоверности информации, первичная диагностика социальных проблем семьи и детей, выявление внутреннего потенциала семьи, ребенка, сбор дополнительной информации о социальном и психологическом статусах, анализ выявленных проблем, постановка социального диагноза, систематизация разносторонней информации, разработка индивидуальной программы реабилитации семьи и ребенка, выработка рекомендаций по организации реабилитационных мероприятий с семьей и детьми, представление индивидуальной программы реабилитации семьи, ребенка на Реабилитационном Совете, отслеживание динамики реализации индивидуальной программы реабилитации, социальный патронаж, психолого-педагогическое сопровождение, оказание практической помощи, супервизия, корректировка программы реабилитации, анализ результативности.

 Работая непосредственно  на территориальном уровне клиента, специалист учреждения имеет  уникальную возможность в своевременном  получении (отправлении) информации  о семье (ребенке), нуждающейся в  социальной помощи и поддержке, так как на данном участке  также осуществляют свою деятельность  специалисты образовательных учреждений, Советов территориального общественного  самоуправления, участковые уполномоченные, инспекторы по делам несовершеннолетних.

 Стержневую, консолидирующую  роль в реабилитационном пространстве  занимает специалист по социальной  работе, который является координатором  между специалистами вышеназванных  учреждений.

Работа специалистов во взаимодействии дает возможность: создать единое профилактическое и реабилитационное пространство, обеспечивающее оптимальные возможности для комплексной реабилитации семей и детей;

 

    1. Правовое регулирование деятельности участкового специалиста по социальной работе по социальному обслуживанию семьи и детей и профилактике семейного неблагополучия

 

Основополагающими документами в системе нормативно-правовой базы социального обслуживания семьи и детей является:

    • Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г.) – является источником права на социальное обеспечение, закрепляет основные социальные права граждан;
    • Семейный кодекс Российской Федерации (принят Государственной Думой и вступил в силу с 1 марта 1996 г.);
    • Конвенция ООН о правах ребенка (принятая Государственной ассамблеей 20 ноября 1989 г., вступившая в силу 2 сентября 1990 г.);
    • Федеральный закон: ФЗ № 442 «Об основах социального обслуживания населения РФ» от 28.12.2013г. - устанавливает правовое регулирование в области социального обслуживания населения.
    • Федеральный Закон №124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998г.;
    • Федеральный Закон №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999г.;
    • Федеральный закон от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве";
    • постановление Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 года № 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан";
    • Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан;
    • Закон Омской области от 8 октября 2001 года № 307-ОЗ "О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Омской области";
    • -постановление Правительства Омской области от09 июня 2015 года № 361-п "Об установлении государственных стандартов социального обслуживания на территории Омской области";
    • Постановление Правительства Омской области от 22 июля 2009 года № 126-п "Об утверждении Порядка формирования и использования единого банка данных о несовершеннолетних и семьях, находящихся в социально опасном положении";
    • Устав учреждения;
    • Положение об участковой социальной службе;
    • Положение о структурных подразделениях учреждения;
    • должностная инструкция участкового специалиста по социальной работе;

В процессе реализации Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» были приняты постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации и Омской области, регламентирующие социальное обслуживание населения, в том числе семьи и детей.

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения". В области разработан и внедрен механизм учета услуг, предоставляемых учреждениями социального обслуживания.

Перечень государственных услуг утверждает Правительство Российской Федерации. Он является обязательным для региональных органов власти и расширяется за счет финансовых возможностей местных органов власти.

 

    1. Зарубежный опыт организации социальной участковой службы

 

Участковый принцип в той или иной форме лежит в основе деятельности системы социальной поддержки семьи и детей практически в большинстве государств, обеспечивающих реализацию социальной политики в интересах семьи и детей. Исторически он является наследием длительной традиции развития местного самоуправления, в соответствии с которой вопросы местного значения, социального призрения и социального контроля решались самостоятельно населением каждой территориальной единицы, в качестве которой первоначально выступал церковный приход. Жители принимали решения по поводу организации местной жизни, школьного обучения детей, ремонта общественных зданий, помощи вдовам, воспитания осиротевших детей. Кроме того, к соседям, ведущим «неправильный» образ жизни, применялись меры осуждения и наказания. При этом в небольшом местном мирке, где все поколениями знали друг друга, социальный контроль был тотальным, а выявление общественных пороков и сообщение о них светским и духовным властям считалось моральным долгом каждого жителя.

Начало профессиональной социальной работы в нашей стране в 1991 г. было связано с определенным недопониманием демократических принципов.

Поэтому  в основу практически всех мер социальной поддержки и технологий социальной работы был положен заявительный механизм: помощь оказывается тому, кто запрашивает ее. Между тем зарубежный опыт социальной работы, так же, как и отечественный опыт участковой организации других видов деятельности, указывает на необходимость реализации, наряду с заявительным, выявительного подхода, когда нарушения прав граждан, трудная жизненная ситуация обнаруживаются не только в результате жалоб самих пострадавших, но и в результате целенаправленной деятельности уполномоченных органов и ведомств. Так, участковый уполномоченный милиции должен не только ждать заявлений граждан, но и знать ситуацию в каждой семье на подведомственной территории, выявлять латентные преступления и предпосылки противоправных деяний. Участковый врач и участковый педиатр не только лечат соответствующие категории жителей, но и наблюдают за состоянием их здоровья; они должны проводить выявительные профилактические осмотры.

Точно так же органы социальной защиты населения должны не только реагировать на обращения лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию, но и выявлять те семьи, в которых зреет социальное и психологическое неблагополучие, нарушаются права и жизненные интересы детей, формируется ситуация, которая может привести к их социальному сиротству.

Социальное законодательство европейских стран начало складываться еще в XVIIв., а в современном своем виде сформировалось на протяжении XX в. При этом защита детей от жестокого обращения всегда была в числе приоритетных направлений законодательного регулирования (определенный парадокс состоит в том, что в Великобритании, например, законодательно допускаются телесные наказания детей, хотя и проводится различие между наказанием и жестоким обращением).

Законодательство о защите детей пересматривается в тех случаях, когда существующими мерами не удается оградить жизнь, здоровье и неприкосновенность детей. Так, в Великобритании меры по изменению законодательства осуществляются по выявлении каждого непредотвращенного случая жесткого обращения с детьми. Нормативная база предусматривает ответственность каждого органа, входящего в систему организации органов социального управления и социального контроля, а также регламентирует те инструменты, которые имеются в их распоряжении.

Единая установка на обеспечение детям прав на нормальное развитие, свободное от голода и жестокого обращения, проявляется в общественном мнении: соседи, местная общественность считают своим долгом сообщить компетентным органам о случаях семейного неблагополучия, которые угрожают детям.

В Великобритании такая муниципальная единица называется neighborhood — «соседство», аналог нашего микрорайона, включающий несколько кварталов, улиц в большом городе. В каждой такой территориальной единице имеется центр социального обслуживания (агентство, бюро), клуб и кафе для местных мероприятий (встречи пенсионеров, собрания клуба матерей и пр.).

Микрорайон в свою очередь поделен на участки, каждый из которых обслуживает бригада, или команда, специалистов. Возможны варианты, когда для пожилых и инвалидов работает одна команда, для оказания помощи семьям с детьми — другая. В команду по работе с семьей входит специалист по социальной работе, психолог, социальный педагог. При необходимости могут быть привлечены реабилитологи, юристы, «домашние помощники» (если, например, родители болеют и не в состоянии самостоятельно заботиться о детях, на определенный период семью посещает домашняя помощница, ведущая домашнее хозяйство).

Члены команды не только работают совместно над разрешением каждой трудной жизненной ситуации, но и привлекают знания своих более опытных коллег:

каждый случай обсуждается на консилиуме в социальной службе;

за каждой командой закреплен супервизор, контролирующий деятельность своих коллег и помогающий им.

Кроме того, члены команды тесно взаимодействуют со всеми другими ведомствами социальной сферы своего микрорайона, города и пр. Это не просто добрая воля, результат необходимости комплексного подхода — это должностная обязанность каждого ведомства социального блока.

Так, специалисты социальной службы имеют прочные контакты с учреждениями образования. С одной стороны, они обращаются к учителям, социальным педагогам школы, где учится проблемный ребенок, интересуясь его поведением в школе, наличием трудностей в общении со сверстниками и педагогами, помогают организовать дополнительные занятия в случае отставания в учебе. С другой стороны, учителя и социальные педагоги обязаны известить социальные службы, если сложности в поведении ребенка свидетельствуют о наличии проблем в его семье, а также полицию, медиков и социальные службы, если поведение ребенка свидетельствует о жестоком обращении с ним, брутальном или сексуальном насилии.

Правоохранительные органы и полицейские службы, вероятно, всех стран так же не любят вмешиваться во внутрисемейные конфликты, как отечественные правоохранители. Тем не менее, информация о недолжном обращении с детьми является поводом для немедленного вмешательства, проверки фактов, возможно, для изъятия ребенка из семьи, где ему угрожает опасность. На несколько дней ребенок может быть помещен в учреждение социальной службы (или в больницу). Если ситуация не разрешается, суд принимает решение о жизнеустройстве ребенка (передача родственникам, приемная семья, фостерная семья, детский дом).

Несмотря на решительные меры, принимаемые в защиту ребенка, не следует думать, что компетентные органы охотно идут на изъятие детей. Сначала должны применяться средства, помогающие семье разрешить свои проблемы.

Трудности могут быть связаны с алкогольной (наркотической) зависимостью родителей (или одного из них). Им предоставляется возможность пройти лечение, воспользоваться поддержкой ряда общественных объединений (прежде всего клубов «Анонимные алкоголики», «Анонимные наркозависимые»). Если же родителям не удается избавиться от зависимости, ребенка помещают в фостерную семью. В случае окончательного отобрания ребенка он может быть передан на усыновление, причем тайна усыновления (это относится прежде всего к младенцам) соблюдается очень строго.

Успешная ресоциализация неблагополучных семей, сохранение детей в них возможны благодаря тому, что, как правило, семейные проблемы выявляются на достаточно раннем этапе, когда личности родителей еще не разрушены, семейные отношения могут быть восстановлены.

Информация о работе Социальный патронаж – неотъемлемая составная часть участковой социальной службы