Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2015 в 16:07, курсовая работа
Цель исследования: организация социальной работы с неблагополучной семьей.
Задачи:
1. Изучить содержание социальной работы с неблагополучными семьями.
2. Рассмотреть правовое регулирование социальной помощи семье.
3. Проанализировать опыт работы с неблагополучными семьями.
Введение
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧАСТКОВОГО СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
Сущность социальной работы как вида социальной деятельности
Основные модели участковой службы в системе государственных учреждений социальной защиты населения
Правовое регулирование деятельности участкового специалиста по социальной работе по социальному обслуживанию семьи и детей и профилактике семейного неблагополучия
Зарубежный опыт организации социальной участковой службы
ГЛАВА II. УЧАСТКОВАЯ СОЦИАЛЬНАЯ СЛУЖБА КАК СОЦИАЛЬНАЯ СЛУЖБА НОВОГО ТИПА
2.1. Цель, задачи и принципы деятельности участковой социальной службы
2.2. Технология и механизм деятельности участковых социальных служб по раннему выявлению случаев семейного неблагополучия
2.3. Формы и методы работы с семьёй
ГЛАВА III. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ СПЕЦИАЛИСТОВ УЧАСТКОВОЙ СОЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
3.1. Социальный патронаж – неотъемлемая составная часть участковой социальной службы
3.2. Анализ деятельности отделения профилактики безнадзорности и семейного неблагополучия ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Чтобы передаваемые знания в процессе личностного развития могли активно использоваться молодыми людьми, выступать своего рода катализаторами изменений внутренних процессов, знания должны быть «живыми», то есть связанными с реальной жизнь. Для этого педагоги-психологи на занятия «Школы успеха» приглашают значимых людей, которые смогли добиться личного успеха в жизни: работа, учёба, бизнес, спорт и другое. Они в интересной форме делятся своими секретами достижения успеха, что в свою очередь может способствовать появлению у молодых людей стремления к самоутверждению, самореализации путём долгой и трудной работы над собой.
Ещё одной формой работы по профилактике детской беспризорности и безнадзорности является уличная анимационная работа, когда на придворовых территориях района организуются культурномассовые, спортивные мероприятия, целевой группой которых являются дети дошкольного и школьного возраста. При этом родителям наглядно демонстрируется как можно весело и с пользой провести своё свободное время. Данная форма работы способствует вовлечению детей в культурно-массовую, спортивную деятельность, получению навыков организации свободного времени и налаживанию контактов со сверстниками.
Профилактическая деятельность реализуется также через формирование общественного мнения населения о роли семьи, по повышению её воспитательного статуса и прав в вопросах социализации.
Регулярно специалистами участковой социальной службы проводятся серии акций социальной направленности (профилактика беспризорности и безнадзорности детей, жестокого обращения с детьми, здорового образа жизни).
Социальная акция выступает как средство профилактики, отвечает основным принципам профилактической деятельности. С помощью акции можно быстро, ёмко, ненавязчиво донести до большого количества людей нужную идею, привлечь внимание к проблеме. Акция позволяет транслировать позитивный ценностный ряд и ненавязчиво задавать ориентиры.
Социальная акция - один из видов социальной деятельности, целями которой могут быть:
привлечение внимания
общества к существующей
изучение отношения
общества, разных его групп, органов
исполнительной и
распространение информации среди разных групп населения;
содействие формированию общественного сознания.
Специалистами отделения профилактики безнадзорности и семейного неблагополучия Центра разрабатывается и распространяется методическая литература по профилактике неблагополучия в семье: буклеты, брошюры, информационные листки, социально-психологическая реклама, методические рекомендации по воспитанию детей в семье, преодолению семейных трудностей и т. д.
Таким образом, существует множество разнообразных методов и форм работы с неблагополучной семьёй, но все они подвержены выбору специалистов участковой социальной службы. Участковый специалист, изучив проблему семьи, её психологические особенности, самостоятельно выбирает свою роль и методы, с помощью которых он будет налаживать семейное благополучие.
ГЛАВА III. Анализ деятельности участковых специалистов по социальной работе ОТДЕЛЕНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ
3.1. О
Организация работы «Участковая социальная служба» базируется на следующих важных принципах:
Принцип своевременности предусматривает раннее выявление семейного неблагополучия, трудных жизненных ситуаций, в которых оказываются семья и дети. Реализация этого принципа дает возможность предотвратить скатывание семьи к критической границе, за которой лежит полное отчуждение ребенка от родителей. Своевременное выявление неблагополучия семьи помогает избежать крайней меры – лишения родителей родительских прав. К сожалению, на практике этот принцип не всегда реализуется полноценно.
Принцип гуманизма выражает готовность сотрудников специализированных учреждений прийти на помощь семье и ребенку, способствовать их социальному благополучию, защищать права и интересы, невзирая на отклонения в образе жизни семьи. Реализация этого принципа требует от специалистов активного комплекса мер, направленных на оздоровление семьи.
Принцип индивидуального подхода предполагает учет социальных, психологических, функциональных характеристик семьи в выборе средств коррекционной работы.
Принцип стимулирования семьи к самопомощи предусматривает активизацию ее собственных внутренних ресурсов для изменения образа жизни, перестройке взаимоотношений с детьми, направление на лечение, помогающее снять, ослабить алкогольную зависимость.
Принцип комплексного подхода к профилактической и коррекционной работе означает необходимость объединения всех учреждений системы профилактики для содействия семье в разрешении проблемы, отягощающей жизнь ребенка.
Одной из наиболее эффективных форм работы участковых специалистов по социальной работе с неблагополучной семьей является социальный патронаж. Социальный патронаж способствует изучению и прояснению ситуации с учетом социального и психологического состояния клиента при использовании средств, снижающих уровень тревоги и предоставляющих эмоциональную поддержку, а также направлен на оказание конкретной помощи по ликвидации кризисной или критической ситуации, сложившейся в семье и на стабилизацию благоприятных тенденций. Кроме того, с помощью социального патронажа специалисты по социальной работе включают в решение проблем клиентов и других специалистов, т. е. используют комплексный подход, например, экономического и культурно-просветительного – с одной стороны, и психологического и психосоциального, с другой.
Главным когнитивным умением специалиста при этом остается способность анализировать ситуацию. Действуя в рамках патроната, специалист исполняет самые разнообразные функции: доброжелательного и компетентного собеседника, помощника, посредника, советника, защитника. Он обладает способностью стабилизировать сложившуюся ситуацию, контролировать ход патронажа на всех фазах, приобщать к решению своих проблем членов семьи, закреплять успехи, а также вносить необходимые коррективы в стратегию дальнейших действий (Приложение 4).
Тем самым социальный патронаж семьи предусматривает многометодные действия специалиста по социальной работе. Результатом патронажной работы является:
1. Своевременное выявление проблем в семьях и решение их, по возможности на месте.
2. Родители находятся под постоянным контролем, специалист наблюдает за динамикой.
3. При социально-опасном положении специалист сообщает информацию о семье, и своевременно принимаются меры.
Рис.1. Всего осуществлено выездов в семьи
В 2012 году участковыми специалистами было осуществлено 1744 выездов в семьи города, из них 1322 – социальный патронаж. Количество социальных патронажей снизилось в сравнении с 2011 годом на 8%. Причиной снижения этого показателя является занятость специалистов подомовым обходом и полномочия по работе с семьями, состоящими на учете, были переданы в отделение психолого-педагогической помощи. Одной из основных причин является не укомплектованность отделения профессиональными кадрами, текучесть кадров, несоблюдение графика выездов по семьям из-за нехватки специалистов и транспорта.
Практика показывает, что большинство семей, нуждающихся в социальном патронаже, являются немотивированными как к работе со специалистами, так и над собой. Нежелание быть объектом чьей-то помощи – нормальное и понятное явление, при отрицании наличия соответствующих проблем. Но при таком убеждении, семья никогда не станет союзником специалиста, а значит и успех всего патронажного процесса достаточно сомнителен. Именно поэтому, специалист по социальной работе, осознает важность настроя семьи на сотрудничество, и использует различные приемы, для того чтобы изменить мотивацию клиентов. Чаще всего используются психосоциальные методы: подбадривание, мягкая поддержка, откровенные беседы о возможных последствиях и угрозах для семьи и детей сложившейся ситуации, о преимуществах полноценной и здоровой жизни; осторожное принуждение поступать так, как советует специалист, чтобы клиент убедился
в том, что специалист всецело проникся его проблемой и искренне делает все, что в его силах, чтобы помочь.
Рис. 2. Обслужено семей в сравнении с 2011 годом
В 2012 году в отделении наблюдается снижение количества обслуженных семей первично на 32%. Причиной этому послужило, что в 2011 году специалистами осуществлялся подомовой обход социальных участков, с заполнением социального паспорта на каждую семью.
При проведении подомового обхода выяснилось, что многие жители города вообще не знали о существовании участковой социальной службы, а также не знали о работе «Центра социальной помощи семье и детям «Вега». В связи с этим резко увеличилось количество обращений и количество обслуженных первично, а также количество семей обслуженных первично. Немаловажной причиной снижения значения этого показателя также является недостаточное обеспечение транспортом специалистов, сокращение обследований материально-бытового положения семей для назначения мер социальной поддержки.
В течение 2012 года в отделении наблюдалась текучесть кадров, вновь принято в отделение 9 специалистов. Четыре месяца работали 4-5 специалистов, обслуживали по два участка. И только к концу года отделение стало работать в полном составе.
Рис. 3. Снято, поставлено на учет в сравнении с 2014 годом
За 9 месяцев 2015 года поставлено на учет 3 семьи (в 2014г. поставлено на учет 5 семей). На все семьи разработаны индивидуальные программы реабилитации и адаптации семьи, в которые включены мероприятия всех учреждений системы профилактики по работе с семьей. На 96 семей (2011г. 107 семей) ИПР были продлены и внесены корректировки.
Мы видим, что количество поставленных семей на учет в сравнении с 2011 годом составляет одинаковое количество. Из этого можно сделать вывод, что технология «Участковая социальная служба» функционирует. Благодаря работе команды специалистов, работающих на территории города Ханты-Мансийска значение показателя «Поставлено на учет» на протяжении двух лет не возрастает, а это значит, что выявление семейного неблагополучия на ранней стадии его выявления работает.
Рис. 4. Причина снятия семьи с профилактического учёта
Сравнивая показатели работы с семьями специалистов по социальной работе, мы видим что показатель – «Снято с положительной динамикой увеличился в сравнении с прошлым годом на 22%. Это очень хороший результат работы большой команды специалистов по работе с неблагополучными семьями.
Показатель «Лишение родительских прав» снизился на 25%. В 2012 году лишены родиеьлских прав родители из 4 семей. Это семьи, длительное время состояли на учете, так сказать с хроническим неблагополучием. Пытаться что-то изменить в таких семьях просто невозможно, родители как правило не идут на контакт, совершенно игнорируют рекомендации специалистов.
Лишение родительских прав, а значит – лишение ребенка его родителей – это крайняя мера и принимается только в тех случаях, когда весь комплекс работы с родителями не дал положительного результата, и поведение родителей создает реальную угрозу для ребенка.
Рассмотрим основные причины семейного неблагополучия
Рис. 5. Причина семейного неблагополучия (кол-во семей)
Из проведенного анализа мы видим, что показатель «Алкогольная зависимость родителей» в 2012 году снизился на 16% в сравнении с 2011г. и на 17% в сравнении с 2010г. Также снизился показатель «Низкий материальный доход семьи» на 15%. В сравнении с 2011г. и на 7% в
сравнении с 2010г.
Успешная ресоциализация неблагополучных семей, сохранение детей в них возможны благодаря тому, что семейные проблемы выявляются на достаточно раннем этапе, когда личности родителей еще не разрушены, семейные отношения могут быть восстановлены. Специалисты признают, что запущенные случаи социального неблагополучия связаны чаще всего с семьями, которые не живут долго на одном месте, часто переезжают. Сама по себе такая миграция может свидетельствовать либо об акцентуации неустойчивости, что предопределяет слабость характера и социальную неуспешность своего носителя, либо о сознательном стремлении избежать контроля со стороны как соседей, так и соответствующих служб, ввиду нарушений закона (чаще всего - жестокое обращение мужчины с женой и детьми, злоупотребление алкоголем либо наркотиками и т.д.).
Существуют также трудности дезадаптации, не связанные с пороками или преступлениями взрослых. Просто родители не могут адаптироваться к жизни, не умеют пользоваться всеми социальными ресурсами, предоставляемыми семье.
При социальном сопровождении алкозависимых семей проводятся мероприятия, направленные на возвращение семьи к социально приемлемому, т.е. соответствующим общественным нормам, образу жизни, способствующему восстановлению социального статуса семьи. Главное в работе с такой семьей — сохранить семью и обеспечить полноценное развитие ребенка.
В начале работы очень важно установить тесный контакт с семьей и сформировать доверительные отношения, принимать семью такой, какая она есть (отсутствие негативизма по отношению к семье, несмотря ни на что). Специалист никогда не должен обвинять, упрекать, а находить возможность выхода из критической ситуации на основе сотрудничества с семьей. Необходимо изучить ближайшее окружение семьи и определить возможность помощи и поддержки со стороны родственников, знакомых,
педагогов и др. Оказывая помощь семье, необходимо поддерживать ее членов в реализации собственных возможностей по преодолению ситуации. Следует ориентировать семью на самопомощь с учетом характерологических особенностей ее членов и социального статуса.
Информация о работе Социальный патронаж – неотъемлемая составная часть участковой социальной службы