Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 19:54, дипломная работа
Характерная черта нынешнего времени - нарастающая скорость изменений в обществе, т.е. во внешней среде бизнеса. Происходит смена жизненных практик, ориентиров развития, способов взаимодействия хозяйствующих субъектов. Представляется аксиомой, что только те компании, которые смогут учесть эти изменения (и даже упредить их), имеют шанс выжить в мире бизнеса и сохранить конкурентоспособность. Этот вывод полностью относится и к системам, и к методам управления персоналом в коммерческих компаниях.
Сколь бы ни были эффективными в командной экономике административно-репрессивные методы управления народным хозяйством в СССР, сегодня они безнадежно устарели, в то время как признанный современный управленческий опыт зарубежных компаний заключается в реализации методов органического менеджмента.
Введение 3
Глава 1. Предпосылки и специфика применения репрессивных и органических
методов управления персоналом 13
§1. Модель перехода и проблема выбора управленческого инструментария 13
§2. Механистические (репрессивные) методы управления персоналом 17
§3. Органические методы управления персоналом 27
§4. Факторы, способствующие и препятствующие
трансформации методов управления 42
Заключение главы 1 78
Глава 2. Новая практика трансформации методов управления персоналом 82
§1. Трансформация методов управления при преобразовании
компании (примеры из зарубежной практики) 82
§2. Факторы, препятствующие изменениям в российских компаниях
(проблемы адаптации зарубежных управленческих технологий) 101
Заключение главы 2 111
Глава 3. Исследование характера взаимодействия трансформации методов управления и изменения социокультурных установок персонала российских компаний с
репрессивным менеджментом как доминирующей формой управления 112
§1. Начальные условия изменений 112
§2. Выявление факторов, препятствующих и способствующих
вовлечению персонала в процесс изменений 116
§3. Взаимосвязь трансформации методов управления персоналом
и изменения социокультурных установок : 141
Заключение главы 3 152
Заключение 154
В качестве «опорных» точек вовлечения персонала в изменения предлагается использовать следующие свойства культуры, присущие сотрудникам практически любой российской компании:
развитое чувство справедливости;
непривередливость, терпимость;
наличие в каждой компании хотя бы нескольких одаренных, амбициозных людей, способных стать лидерами;
хороший базовый инженерно-технический уровень;
психологическая готовность к инновациям;
способность к обучению достаточно большой части персонала;
идеологическая восприимчивость, хорошая мотивируемость.
Важно понимать эти свойства и опираться на них при преобразованиях.
Необходимо создать ясный образ нового качества компании, к которому высшим менеджерам следует вести коллектив.
Пример преобразования компании в России: обзор этапов вовлечения персонала (на примере ЗАО «Инструм-Рэнд»).
В качестве примера использования зарубежного передового опыта в преобразованиях компании рассмотрим организационные изменения, происходившие на российско-американском предприятии ЗАО «Инструм- Рэнд», расположенном в г. Павлово-на-Оке. Завод, численность которого около 300 человек, изготавливает пневмоинструменты для слесарно- монтажных работ. Основными потребителями продукции являются все ведущие автомобильные заводы России, также General Motors, Ford, Chrysler. В рамках холдинга Ingersoll-Rand завод признан одним из самых успешных, а продукция - самой лучшей по уровню качества.
На рисунке показаны основные направления преобразований и
достигнутые результаты (в виде количества несоответствующей продукции). Начало шкалы - май 1994 года, когда уровень дефектности в партии продукции, предназначенной для американского потребителя, составил 65,9%.
Причина такого высокого уровня брака заключалась в том, что американский потребитель (производственная компания) требовал соответствия предоставленной продукции чертежам и требованиям другой конструкторской документации. На российском рынке небольшие отклонения от требований чертежа потребителем не замечались, что повлияло на культуру производства - рабочие сами не придерживались строгому соответствию своей деятельности требованиям технологии и считали это нормальным. Вадим Николаевич Сорокин, генеральный директор ЗАО «Инструм-Рэнд», увидел решение проблемы в том, чтобы добиться безукоризненного соблюдения рабочими требований технологии, которая также была не полностью документирована и доведена до сотрудников, используя традиционные методы управления - совещания, премирование и депремирование.
2 кв 94 3 кв 94 4 кв 94 1 кв 95 2 кв 95 3 кв 95 4 кв 95 1 кв 96 2 кв 96 3 кв 96 4 кв 96 Ср 97 Ср 98 Ср 99 Ср 2000
2002
Столбиками показан процент потерь на окончательном контроле 1994-2002
Рис 2.1. Пример преобразований компании «Инструм-Рэнд»Через некоторое время уровень дефектности снизился до 15% и на этом, методы Я-менеджмента себя исчерпали - наступил период стагнации. Технология была задокументирована, доведена до рабочих, разработана соответствующая система мотивации в духе Тейлора (премирование за выполнение нормы, депремирование за невыполнение). Все это приводило к тому, что люди начали скрывать брак, который они допустили. Мотив такого поведения вполне очевиден - никто не хотел потерять долю премии.
К сожалению, на данном этапе останавливали преобразования очень многие российские компании. Реализация требований стандарта ИСО 9001 «Документирование деятельности» и «Стандартизация» позволили исключить неопределенность в должностных инструкциях рабочих, однако также спровоцировали усиление рестрикционизма, отделив процесс принятия решения от его реализации.
Проанализировав ситуацию, руководство Инструм-Рэнда решает применить принцип Э. Деминга «Искореняйте страхи», для того, чтобы вовлечь персонал в изменения компании и достижение стратегических целей. Проведенный среди сотрудников опрос «Что вас волнует больше всего и что вы считаете самым важным в производственной деятельности?» показал, что на первом месте среди забот персонала была неуверенность в своем «завтрашнем дне», потребность в экономической защищенности, но не заработная плата «сегодняшнего дня». Одним из первых действий в направлении вовлечения персонала и упрочения чувства защищенности можно назвать то, что руководство компании разработало деловую философию: «Инструм-Рэнд» будет развиваться всегда, независимо от изменений среды, опираясь на талант и трудолюбие своих сотрудников и работая как одна команда». Карточки с этой фразой были вручены каждому сотруднику, также было подробно объяснено, почему руководители так считают.
Компания разработала образ будущего: «Стать поставщиками мирового рынка пневматических моторов», что определило стратегические цели на кратко-, средне- и долгосрочный периоды.
После этого была разработана и внедрена система «Бриллиант». «Бриллиант» - это обнаруженная деталь, которая имеет отклонения от требований чертежа. Когда работник «Инструм-Рэнд» производит брак, он показывает его мастеру, заполняет карты с параметрами отклонений и выявлением причин дефектов. Такое название было предложено потому, что таким образом менеджеры получают очень ценную информацию об ошибках производственного процесса и затем исправляют их, и тем самым влияют на улучшение качества продукции.
В деловом лексиконе «Инструм-Рэнд» не используется слово «вина», применяется термин «ошибка оператора». В компании не наказывают за ошибки, а помогают их исправить.
Было уделено внимание карьере - правила карьерного роста стали прозрачными и общедоступными, что снизило количество интриг, деструктивных конфликтов. В компании поддерживается прозрачность и открытость действий администрации: информация о каждом совещании руководства (повестка и принятые решения) вывешиваются на стендах и доступны каждому сотруднику.
В контексте данной работы целесообразно привести пример некоторых принципов работы, принятых в этой компании:
«мы создадим ту среду, в которой люди охотно приветствуют перемены; где необходимым условием их работы является способность бросить вызов трудностям, которые возникают на пути движения к успеху, и взять на себя риск...»;
«контролирующие и санкционирующие действия компании будут пересматриваться на регулярной основе, для того, чтобы привести их в полное соответствие с культурой передачи полномочий, ответственности и минимальной бюрократии»:
«компания будет действовать следующим образом:
î принятие решений будет осуществляться на самом низком уровне, где только имеется в наличии информация;
î будет оказываться определенное содействие в принятии решений;
î будет оказываться содействие в вопросах обучения»45. Каждому рабочему были объяснены основные понятия менеджмента качества, и каждый сотрудник компании согласился с предложенными целями по качеству: «0% дефектности». Руководители «Инструм-Рэнда» прошли специальные курсы, на которых они в течение 5-и дней учатся говорить благодарственные слова подчиненным - признание заслуг и успехов работников является обязательным требованиям к деятельности руководителя любого ранга в этой компании.
В рамках введения системы «Бриллиант» была проведена работа по разъяснению целей компании с тем, чтобы они были ясны, понятны и интересны каждому работнику. Через 6 месяцев после начала перечисленных действий, менеджеры стали получать ценную информацию и, на основе ее, улучшать процессы. К концу 1996 г. система себя исчерпала, график стал устойчиво держаться около 2%.
Задачей следующего шага преобразований являлось инициировать участие рабочих в процессах улучшения своей деятельности. Для этого было проведено полномасштабное обучение применению инструментов статистического управления процессами (SPC), в том числе: гистограмм, контрольных карт, индексов возможностей Ср, Срк, диаграммы Исикавы и т.д. Результат данного
шага - снижение уровня дефектности на окончательном контроле примерно до
2 1 500 ррт к концу мая 1999 года. По данным 2000 года , у «Инструм-Рэнда» в
период с 1995 по 2000 гг. не было ни одной рекламации от потребителя.
Эти результаты являются свидетельством того, что компания значительно
улучшила свои бизнес-показатели. Отметим и другие успехи. Предприятие
"Инструм-Рэнд" в 1999 году сертифицировало свою систему качества на
соответствие требованиям международного стандарта ИСО 9001; награждено дипломом Лауреата Премии Правительства РФ 2001 года в области качества. В феврале 2003 года система качества компании "Инструм-Рэнд" сертифицирована на соответствие требованиям немецких автомобильных стандартов VDA 6.1. В июне 2004 года система менеджмента качества ЗАО "Инструм-Рэнд" сертифицирована на соответствие стандарту ISO/TS 16949:2002. В декабре 2005 года по итогам сертификационного аудита, проведенного представителями Ассоциации по сертификации "Русский Регистр" Российского Морского Регистра судоходства было установлено, что система экологического менеджмента ЗАО "Инструм-Рэнд" соответствует всем требованиям стандарта ISO 14001:2004. В течение октября представители Ассоциации по сертификации "Русский Регистр" проводили опросы среди работников завода, выясняя их знание экологической политики компании и других тем, связанных с экологией. ЗАО "Инструм-Рэнд" стал одним из первых в Нижегородской области предприятием, сертифицированным на соответствие ISO 14001:2004.
Ежегодно увеличиваются объемы и растет номенклатура производимой в России продукции. В 2001 около 70% произведенной продукции отправлено на экспорт в различные страны мира46.
На основе вышеизложенного можно сделать вывод о полезности вовлечения сотрудников в процесс принятия решений, при делегировании им необходимых полномочий, предоставлении поддержки, знаний и пр. Введение гуманистических принципов в управленческую деятельность, наряду с другими принципами, содержащимися в стандартах ИСО, также лидерская позиция руководителей и их активное участие в преобразованиях, являются необходимыми условиями достижения организационного совершенства.
Заключение главы 2.
В данной главе автор провел анализ признанных мировых практик достижения организационного совершенства, сопровождавшегося трансформацией методов управления персоналом. На основе обобщения доказано, что всеобщее вовлечение персонала в процесс достижения совершенства является важным и необходимым условием. Выявлены ключевые направления деятельности в области управления персоналом и создания соответствующей среды (подходы и методы в управлении), установлена связь со стандартизированной практикой (международные стандарты ИСО серии 9000). Показана возможность и релевантность использования элементов зарубежных технологий вовлечения персонала, соответствующих инструментов на российских предприятиях с учетом культурных, социальных и экономических условий современности.
В следующей главе будет исследована практическая реализация вышеизложенного.Глава 3. Исследование характера взаимодействия трансформации методов управления и изменения социокультурных установок персонала российских компаний с репрессивным менеджментом как доминирующей формой управления.
§1. Начальные условия изменений.
В окружающем нас мире происходят изменения, весьма динамичные по сути и форме. Изменения связаны с постоянным движением, обновлением в области актуальных востребованных знаний: концепций, подходов, теорий, механизмов, инструментов, применяющихся в управленческом труде. Знания, бывшие актуальными и востребованными в один период времени, через несколько лет уже устаревают, появляются новые, более эффективные, «более современные» знания. Движение в этой области не только постоянно, оно ускоряется, имеет свою положительную динамику. К примеру, основная часть населения в средние века воспринимало время как нечто циклическое, для них время двигалось по кругу. Причиной этому является природная сезонность - смена времен года, и это по большому счету единственные изменения, происходившие в то время и воспринимаемые «бытовым» сознанием человека. Постепенно скорость изменений возрастала, за период сознательной человеческой жизни все чаще появлялись радикальные новшества, которые заставляли меняться привычки, устои, а потом и культурные составляющие: ценности, принципы, нормы и т.д. Изменилось само восприятие времени - появилось будущее как категория, о которой можно мечтать, стремиться, и это, в свою очередь символизировало движение вперед по временной оси, прогресс. Во второй половине прошлого века появились предостережения о том, что если мы не научимся контролировать скорость изменений, то человечество ждет сильнейший адаптационный срыв47. Все это иллюстрирует актуальность проблемы, связанной с бешеной скоростью происходящих изменений и адаптации к ним. При проецировании этой проблемы в область организаций, она приобретает статус управленческой, т.е. управленцы должны уметь разрешать конфликт, возникающий из-за разницы между состоянием (требованиями, воздействием) внешней среды компании и внутренними возможностями самой компании.
В последние десятилетия в России управление стало популярным родом профессиональной деятельности, а управленческий персонал - одной из самых востребованных составных частей рабочей силы. Помимо всего прочего, это является следствием происходящих изменений. На менеджеров возлагается новая роль, которую они должны с успехом играть - инициировать и эффективно управлять внутренними изменениями компании в ответ на изменение внешней среды. Акценты в новом эффективном управлении изменением переносятся с совершенствования производственных, обслуживающих и управленческих процессов, технологий на управление людьми . Основными факторами конкурентоспособности организаций стали: обеспеченность квалифицированной рабочей силой, степень ее мотивации и вовлечения, организационные структуры и формы работы, определяющие эффективность персонала.