Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 19:54, дипломная работа
Характерная черта нынешнего времени - нарастающая скорость изменений в обществе, т.е. во внешней среде бизнеса. Происходит смена жизненных практик, ориентиров развития, способов взаимодействия хозяйствующих субъектов. Представляется аксиомой, что только те компании, которые смогут учесть эти изменения (и даже упредить их), имеют шанс выжить в мире бизнеса и сохранить конкурентоспособность. Этот вывод полностью относится и к системам, и к методам управления персоналом в коммерческих компаниях.
Сколь бы ни были эффективными в командной экономике административно-репрессивные методы управления народным хозяйством в СССР, сегодня они безнадежно устарели, в то время как признанный современный управленческий опыт зарубежных компаний заключается в реализации методов органического менеджмента.
Введение 3
Глава 1. Предпосылки и специфика применения репрессивных и органических
методов управления персоналом 13
§1. Модель перехода и проблема выбора управленческого инструментария 13
§2. Механистические (репрессивные) методы управления персоналом 17
§3. Органические методы управления персоналом 27
§4. Факторы, способствующие и препятствующие
трансформации методов управления 42
Заключение главы 1 78
Глава 2. Новая практика трансформации методов управления персоналом 82
§1. Трансформация методов управления при преобразовании
компании (примеры из зарубежной практики) 82
§2. Факторы, препятствующие изменениям в российских компаниях
(проблемы адаптации зарубежных управленческих технологий) 101
Заключение главы 2 111
Глава 3. Исследование характера взаимодействия трансформации методов управления и изменения социокультурных установок персонала российских компаний с
репрессивным менеджментом как доминирующей формой управления 112
§1. Начальные условия изменений 112
§2. Выявление факторов, препятствующих и способствующих
вовлечению персонала в процесс изменений 116
§3. Взаимосвязь трансформации методов управления персоналом
и изменения социокультурных установок : 141
Заключение главы 3 152
Заключение 154
Выявлены основные социокультурные установки, приводящие к конфликту интересов руководителей и исполнителей в РКРМ, рестрикционизму сотрудников и препятствующие переходу к органическим методам управления.
Выявлены основные организационные факторы, способствующие и препятствующие переходу от репрессивных к органическим методам управления персоналом, относящиеся к зонам ответственности как менеджеров, так и представителей других категорий персонала.
Исследование выявило специальную технологию устранения или ослабления факторов, препятствующих переходу к органическим методам управления персоналом и усиления факторов, способствующих данному процессу.
В результате проведенного исследования разработаны следующие
положения, которые выносятся на защиту:
Применение в социологическом исследовании модели «Я-менеджмент и Ъ-менеджмент» позволяет выявить взаимосвязь между трансформацией методов управления и изменением социокультурных установок персонала в российских компаниях с репрессивным менеджментом (РКРМ) как доминирующей формой управления.
Ядром, инвариантным в российских социокультурных условиях, является комплекс органических методов управления персоналом, выявленный при анализе зарубежной управленческой практики и направленные на участие персонала в целеполагании; создание команд, нацеленных на изменения; всеобщее обучение персонала; создание благоприятных условий для эффективных коммуникаций; глубокое делегирование полномочий; усиление самоуправления и самоконтроля.
' Программа разработана специалистами ЗАО «Центр «Приоритет».
Проблема рестрикционизма сотрудников и их невовлеченности в изменения является одной из ключевых при переходе от репрессивных к органическим методам управления персоналом.
К основным факторам, препятствующим переходу к органическим методам управления персоналом, относятся: гипериерархичность, отделение принятия решения от его исполнения, авторитарность управления, недостаточный уровень знаний сотрудников, отсутствие необходимой организационной инфраструктуры; они имеют организационную и социокультурную природу и являются следствием применения репрессивных методов управления персоналом.
Применение специальной технологии (участие персонала в целеполагании; создание команд, нацеленных на изменения; всеобщее обучение персонала; создание благоприятных условий для эффективных коммуникаций; глубокое делегирование полномочий; усиление самоуправления и самоконтроля) является предпосылкой к изменению социокультурных установок персонала, затрудняющих переход к органическим методам управления.
Научно-практическая значимость работы заключается в применимости результатов социологического исследования к определению характера взаимодействия трансформации методов управления и изменения социокультурных установок персонала российских компаний с репрессивным менеджментом как доминирующей формой управления.
Результаты исследования применимы в учебной работе в курсах по социологии управления, в рамках системы повышения квалификации менеджеров и специалистов, программы Executive MBA и других.
Апробация работы
Апробация и обсуждение основных положений диссертационного исследования проходила в сентябре 2003 года на втором международном семинаре, посвященном опыту и проблемам применения принципов и подходов Всеобщего менеджмента качества (TQM) и моделей совершенства, проводившемся СМЦ «Приоритет» и Правительством Нижегородской области в г. Кстово; в мае 2004 года и мае 2005 года на XVI-м è XVII-m межгосударственных семинарах «Системы, методы и инструменты эффективного менеджмента», также организованным СМЦ «Приоритет» при поддержке Международной гильдии профессионалов качества, Всероссийской организации качества (г. Кстово и г. Н.Новгород); на международных научно-практических конференциях: «Малая социальная группа: социокультурный и социопсихологический аспекты» (Нижний Новгород, ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 18-20 марта 2004 г.), «Организация в фокусе социологических исследований» (Нижний Новгород, ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 14-15 апреля 2005 г.); на XV-й международной конференции Израильского общества по качеству (Иерусалим, Израиль, 1618 ноября 2004 г.). По материалам исследования в соавторстве с В.А. Лапидусом была издана книга «Диалоги консультанта с руководителем компании. Высшему руководству о мотивации, вовлечении, лидерстве, менеджменте».
Материалы и выводы данного исследования использованы в проектах по изменению систем управления ОАО «Каменск-Уральский металлургический завод» (г. Каменск-Уральский), ОАО «Заволжский моторный завод» (г. Заволжье), АО «Казцинк» (г. Усть-Каменогорск, Казахстан).
Основные положения и результаты диссертационного исследования отражены в 13 публикациях, общим объемом 11 п.л., в том числе одна публикация в рецензируемом издании.
Структура работы
Диссертация состоит из введения, трех глав, объединяющих девять параграфов, заключения, приложений, списка литературы.Глава 1. Предпосылки и специфика применения репрессивных и органических методов управления персоналом.
§1. Модель перехода и проблема выбора управленческого инструментария.
Актуальность изменений для отечественных компаний не вызывает сомнений. Результаты изменений, которые необходимо получить, также известны. Это определенное состояние таких параметров, как: уровень качества производимых товаров и услуг, объем производства, доход, прибыль, производительность, себестоимость и т.д. Можно сказать, что подобные результаты изменений являются «внешним проявлением» состояния предприятий промышленности и других отраслей экономической деятельности. В данный момент для большинства российских компаний результаты, которые бы означали твердую конкурентоспособную позицию на мировом рынке, не доступны. Это означает, что в компаниях необходимы внутренние изменения - перемена «содержания» организации, которое напрямую незаметно, однако имеет большое значение для достижения обозначенных целей. Выражаясь «философским» языком, организационное «вещество» должно перейти в качественно иное состояние.
Вадим Аркадьевич Лапидус в своих работах7 выделяет два качественно отличных друг от друга состояния компаний России: текущее (состояние в точке А) и необходимое (то, которого необходимо достигнуть, состояние в точке В). Компании, находящиеся в точке А, характеризуются так называемым «традиционным» управлением (или R-менеджментом8), и имеют ряд специфических свойств:
Реализация прежде всего функционального подхода в управлении и внутренних коммуникациях.
Нормирование.
Сдельная оплата труда.
Опора на наказания.
Организация производства по принципу вталкивания, а не вытягивания.
Сосредоточение власти в одних руках.
Власть менеджеров основывается на страхе и возможности применения ими организационных наказания.
Низкий уровень развития.
Отсутствие миссии, видения, ценностей и осознанных руководящих принципов.
Размытые ответственности, полномочия и взаимодействия,
Вождизм (единственный лидер - это вождь).
Отсутствие описания функций, процессов, процедур, и, как следствие, неосознанная менеджерами и сотрудниками модель собственной компании.
Отсутствие долговременной стратегии и политики.
о
Похожую модель использует Манфред Кете де Врис для описания текущего состояния компаний. Традиционная модель менеджмента, особенно характерная для большинства российских компаний, в его работе представлена тремя ключевыми составляющими: command (приказ), control (контроль), compartmentalization (разделение компании на подразделения) и носит название «Зс». В соответствии с этой моделью менеджмент, как правило, сводится к:
распределению ответственности между функциональными руководителями,
управлению персоналом через приказы, распоряжения, систему совещаний,
строгому контролю исполнения приказов, распоряжений,
ужесточению дисциплины, системе наказаний и т.д. Менеджеры компаний, соответствующих модели «Зс», часто
привержены одному стилю руководства - авторитарному, тогда как мировая практика управления, содержащаяся, в том числе, и в международных стандартах ИСО серии 90009, показывает, что игнорирование принципа вовлечения персонала не позволит достигнуть международного конкурентоспособного уровня.
Желаемое (необходимое конкурентоспособное) состояние российских компаний можно соотнести с моделью «Зр» и «3i»10, как это делает А.Н. Грачев11, где «Зр» означают: people (персонал), purpose (цели), processes (процессы) и «3i»: ideas (идеи), information (информация), interaction (взаимодействие); либо с L-менеджментом (В.А. Лапидус4).
В соответствии с этими моделями менеджмент сводится к:
лидерскому поведению руководства и персонала компании.
управлению процессами.
участию всего персонала в разработке целей.
командному стилю работы.
поддержке инициатив и т.д.
Выделяют ключевое различие между описанными двумя состояниями компаний: отношение к людям (сотрудникам компании). Если в компаниях, относящихся к зоне действия R-менеджмента, люди воспринимаются как альтернатива машинной технике, то в компаниях с L-менеджментом люди являются необходимым элементом работы машин. Подобную классификацию проводит Йосио Кондо1. В соответствии с этим можно таким же образом разделить и школы управления: на механистические и гуманистические. Разделение условное, однако, в общих чертах, принцип разделения - отношение к человеческому фактору - понятен. Так, к механистическому виду можно отнести школу научного управления и классическую школу управления, к гуманистическому - школу человеческих отношений и школу поведенческих наук.
Отметим (а далее покажем), что истоки R-менеджмента находятся в реализации подходов представителей школ механистической направленности, а истоки L-менеджмента - гуманистической (органической).
Замечено, что основной трудностью при внедрении инноваций является не освоение новых технологий, удовлетворение новым техническим требованиям и ожиданиям (при достаточно высоком профессионализме и наличии навыков у работников этот вопрос решается чисто технически), а принятие новых норм и ценностей, осознание того, что новые нормы, организационные перестройки и новые условия деятельности полезны, безопасны и значимы для достижения целей в данной ситуации. Выбор того, какими управленческими методами пользоваться для осуществления организационных изменений при переходе от R-менеджмента к L- менеджменту, определяет скорость и успешность преобразований. Проведем обзор существующих управленческих приемов управления персоналом в период преобразований и инноваций на примере подходов представителей школ управления.
§2. Механистические (репрессивные) методы управления персоналом.
Подходы школы научного управления и административной школы менеджмента как предпосылки репрессивных методов управления персоналом.
Остановимся на данных школах, поскольку считается, что хронологически они сформировались раньше и предлагаемые ими методы управления носили скорее «механический» характер, без использования достижений наук о человеке и обществе (таких как социология, психология и др.). Следуя в выбранном направлении исследования перехода от репрессивных к органическим методам управления, необходимо найти, какие методы предлагались представителями данных школ с тем, чтобы мотивировать персонал к достижению целей компании.
В трудах Фредерика У. Тейлора содержится строгая научная система знаний о законах рациональной организации труда. Ее составными элементами служили математический способ исчисления себестоимости, дифференциальная система оплаты труда, метод изучения времени и движений (хронометраж), способ расчленения и рационализации трудовых приемов, инструкционные карточки и многое другое, что позднее вошло в так называемый механизм «научного менеджмента».
Каждый из элементов порознь еще не составлял сути «научного менеджмента», поскольку представлял собой отдельные технико- организационные мероприятия. Движущей причиной, душой новой системы выступили четыре научных принципа, которые Тейлор называл законами управления1.
Администрация берет на себя выработку научного фундамента, заменяющего собой старые традиционные и грубопрактические методы, для каждого отдельного действия во всех различных разновидностях труда, применяемых на предприятии.
Администрация производит на основе научно установленных признаков тщательный отбор рабочих, а затем тренирует, обучает и развивает каждого отдельного рабочего, в то время как в прошлом рабочий сам выбирал себе специальность и сам на ней тренировался так хорошо, как умел.
Администрация осуществляет сердечное сотрудничество с рабочими в направлении достижения соответствия всех отдельных отраслей производства научным принципам, которые были ею ранее выработаны.
Устанавливается почти равномерное распределение труда и ответственности между администрацией предприятия и рабочими. Администрация берет на себя все те отрасли труда, для которых она является лучше приспособленной, чем рабочие, тогда как в прошлом почти весь труд целиком и большая часть ответственности были возложены на рабочих.
В системе «научного менеджмента» (а в более широком смысле - в классической школе управления) точные расчеты и формально-логические процедуры, упорядоченность и гармония ценились очень высоко. Старая система управления отвергалась Тейлором прежде всего за то, что допускала изрядную долю субъективного произвола и некомпетентности там, где должны царить объективность и строгий расчет. Предприниматель по собственному усмотрению снижал рабочим расценки, на собственный вкус подбирал инструменты и кадры. И никакие объективные законы не способны были обуздать произвол и насилие, поскольку таких законов еще просто не существовало.
Однако на практике возникал ряд проблем Наряду с открытыми формами выражения недовольства рабочих (забастовки, нарушения трудовой дисциплины, абсентеизм, несоблюдение технологических требований) в США в конце XIX века были распространены еще и скрытые его виды (неповиновение приказам, отказ от сотрудничества, бойкот и саботаж). Наиболее популярным было искусственное сдерживание производительности труда - результат неформального сговора рабочих. Тейлор называл его «работой с прохладцей» (РСП), а современные социологи - рестрикционизмом. Одной из самых важных проблем, возникающей перед социологией управления, является рестрикционизм - сознательное ограничение нормы выработки.