Социологическое исследование перехода от репрессивных к органическим методам управления персоналом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 19:54, дипломная работа

Описание работы

Характерная черта нынешнего времени - нарастающая скорость изменений в обществе, т.е. во внешней среде бизнеса. Происходит смена жизненных практик, ориентиров развития, способов взаимодействия хозяйствующих субъектов. Представляется аксиомой, что только те компании, которые смогут учесть эти изменения (и даже упредить их), имеют шанс выжить в мире бизнеса и сохранить конкурентоспособность. Этот вывод полностью относится и к системам, и к методам управления персоналом в коммерческих компаниях.
Сколь бы ни были эффективными в командной экономике административно-репрессивные методы управления народным хозяйством в СССР, сегодня они безнадежно устарели, в то время как признанный современный управленческий опыт зарубежных компаний заключается в реализации методов органического менеджмента.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Предпосылки и специфика применения репрессивных и органических
методов управления персоналом 13
§1. Модель перехода и проблема выбора управленческого инструментария 13
§2. Механистические (репрессивные) методы управления персоналом 17
§3. Органические методы управления персоналом 27
§4. Факторы, способствующие и препятствующие
трансформации методов управления 42
Заключение главы 1 78
Глава 2. Новая практика трансформации методов управления персоналом 82
§1. Трансформация методов управления при преобразовании
компании (примеры из зарубежной практики) 82
§2. Факторы, препятствующие изменениям в российских компаниях
(проблемы адаптации зарубежных управленческих технологий) 101
Заключение главы 2 111
Глава 3. Исследование характера взаимодействия трансформации методов управления и изменения социокультурных установок персонала российских компаний с
репрессивным менеджментом как доминирующей формой управления 112
§1. Начальные условия изменений 112
§2. Выявление факторов, препятствующих и способствующих
вовлечению персонала в процесс изменений 116
§3. Взаимосвязь трансформации методов управления персоналом
и изменения социокультурных установок : 141
Заключение главы 3 152
Заключение 154

Файлы: 1 файл

3028087.doc

— 2.99 Мб (Скачать файл)



Рис 1.1. Организационная иерархия



 

Таким образом, организационная иерархия отделяет планирование от реализации, проблемы от возможностей их решать, идеи от объекта их приложения, а людей друг от друга. Хотя директора имеют достаточное влияние для того, чтобы реализовать задуманное, они неизбежно и все в большей степени теряют ощущение того, что нужно предпринять с точки зрения непосредственных исполнителей. Им недостает органической связи между текущими потребностями и возможностями, которая может появиться только на основе анализа повседневной деятельности, неуловимых, невысказанных желаний потребителей и клиентов и той существенной составляющей процесса принятия решений, которая придает решениям творческий, социально-ориентированный, подлинно человеческий смысл.

Управленческая должность означает повышение оклада, рост статуса и усиление собственного влияния, что способствует расцвету самомнения и делает громко звучащую должность самоцелью. Таким образом, иерархия одновременно выступает и в качестве источника, и в качестве следствия отношений на основе доминирования и подчиненности, которые, с одной стороны, определяют, а с другой - определяются признанием отношений на основе превосходства и приниженности как данности. Диссонанс между существованием в рамках организационной иерархии и демократическими идеалами, на которых строится социальная и политическая жизнь, является причиной смятения, раздражения и чувства подавленности, характерных для рядовых сотрудников, и эгоцентризма, обособленности и сосредоточенности исключительно на собственных интересах, характерных для организационной верхушки.

Проблемы организационного менеджмента не ограничиваются наличием противоестественной иерархии, ставя под сомнение всю систему бюрократического администрирования. Бюрократия является характеристикой систем, процессов и методов, которые служат для сохранения и поддержания структуры, характеризуемой организационной иерархией. Бюрократические формальности неизбежно вырастают в организационную иерархию.

Основные характеристики бюрократии были впервые систематизированы и сформулированы немецким социологом Максом Вебером, который пользовался этим понятием для описания формального разделения труда в рамках организации, структуры ее управления, позицией и ролей отдельных участников этой системы, правил, регламентирующих порядок внутренних отношений. В контексте теории Вебера наиболее типичными и существенными, по мнению К. Клок и Дж. Голдсмит1, должны быть следующие признаки бюрократии:

• Точное формальное разделение, обособленность и противостояние различных видов труда, в результате чего затрудняются коммуникации между различными подразделениями.

Иерархия званий, должностей, влияния, привилегий и функций, которые приводят к отличиям, привилегиям и обозначениям отдельных категорий.

Свод правил и инструкций, регламентирующих деятельность организации, которые ограничивают возможности творческой реализации, проявление индивидуальности и подлинности.

Формальное отделение личного и частного от официального и публичного при смешении частного и общественного в неформальной обстановке.

Отбор соискателей для продвижения по служебной лестнице определяется техническими навыками, официально подтвержденной квалификацией и дипломами, но может зависеть также от личных предпочтений влиятельного лица.

Официальная должность, предполагающая соответствующие полномочия, рассматривается тем не менее как личная, частная собственность менеджера.

Цели, критерии, правила и политика организации, заранее определенные одними, лишает непосредственных исполнителей свободы действий.

Придание процедурам и структурам большего значения, чем ценностям и отношениям, отводит человеческую личность на второй план.

Попытки абстрагироваться, приспособиться или манипулировать конфликтом имеют более высокий приоритет, чем стремление к диалогу, достижению договоренностей и разрешению конфликта.

Факты, реалии, детали и доказательства вызывают совершенное почтение, тогда как эмоции, творческие находки, абстрактные построения и интуиция находятся в полном пренебрежении.Постоянство, традиции и опыт ценятся значительно выше, чем альтернативы, новации и критическое переосмысление.

Для сохранения или укрепления личного влияния широкое применение находят использование конфиденциальных сведений и сокрытие информации.

Несоответствие официальных и неофициальных данных, в результате которого пробелы заполняются слухами и домыслами.

Неоправданно высокая концентрация властных полномочий, централизация функций, в результате которой система теряет гибкость, количество новаций снижается, образуются неоправданные потери средств и времени.

Обезличенная ответственность и персонифицированная вина.

Все эти особенности бюрократической организации неизбежно ведут к снижению инициативы, ухудшению рабочего настроения коллектива, стагнации, хроническим порокам коммуникаций, недоверию, охватывающему практически всю организацию, безответственности, нежеланию поддерживать лидеров, социальной враждебности, слухам и кривотолкам, неразрешенным конфликтным ситуациям, цинизму и апатии, и, наконец, формированию класса менеджеров, которые заинтересованы в том, чтобы эта сложная, обезличенная система продолжала работать.

Влияние бюрократии на организационную иерархию.

Каждый из перечисленных компонентов бюрократии определяет необходимость в менеджерах, а менеджеры определяют необходимость в бюрократии. Вводя подобные, иногда дублирующиеся функции, требующие управленческого надзора, например, формальности, связанные с контролем целевого расходования средств, бюрократия раскалывает организацию. Эти формальности однозначно требуют присутствия менеджеров - во-первых, для того, чтобы контролировать соответствие предписаниям, а во-вторых, избирательно игнорировать эти правила, чтобы дать возможность людям работать, поскольку, если персонал действительно будет делать только то, что ему предписано, значительная масса работы просто встанет.

Организационная иерархия и бюрократия заставляют человеческие отношения соответствовать определенным образцам, идущим вразрез с естественным поведением, и поэтому они не могут не встретить сопротивления. Чтобы преодолеть это сопротивление, иерархия и бюрократия склонны к лишению «оппозиционеров» возможности принимать полноценное, прямое участие в процессе принятия решений. Для того, чтобы избавиться от негативных последствий иерархии, бюрократии и автократии, необходимо пересмотреть сами принципы организации труда.

Сетевые коммуникации.

В рамках парадигмы, которую рассматривают К. Клок и Дж. Голдсмит1, организация рассматривается как живой организм, то есть как живое существо, которое построено из составляющих его элементов, но представляет собой нечто большее, чем просто совокупность, имеющее множество слоев и тонкую внутреннюю организацию. К. Клок и Дж. Голдсмит называют это «сетью». Они также отмечают, что необходимым условием организационной эффективности является формирование личности и проявление заботы о людях. Если хотя бы один человек будет считать себя несправедливо обойденным или чувствовать свое приниженное положение, организация в целом становится менее работоспособной. Новая парадигма организационной структуры способствует формированию самоуправляемых команд, участники которых объединены общими интересами и целями. Сами эти команды объединяются в подвижные, эволюционизирующие структуры, которые и называются сетью сообществ, представляющая собой неформальные, взаимодействующие между собой центры самоуправления, демократического принятия решений и сотрудничества. Эта сеть определяет установление стратегического партнерства, которое не ограничивается решением узконаправленных задач, существует в контексте разделяемых ценностей и ориентировано на исполнение задач команды и достижение согласованных общими усилиями целей.

Сеть наделяет ответственностью за разрешение проблем те участки, где они возникают, и представляет полномочия принимать соответствующие решения, поощряя таким образом прямое, неопосредованное обслуживание потребителей; она стимулирует объединяющие групповые процессы, разрешение проблем на неформальном уровне. Проводя графическую аналогию, К. Клок и Дж. Голдсмит говорят о том, что для того, чтобы описать работу сети необходима новая, неевклидова геометрия. На рисунке (рис. 1.2) приведен упрощенный двухмерный пример сети и взаимодействия в ней, однако в действительности сама сеть представляет собой «непрерывно меняющуюся, неформализованную, четырехмерную, нелинейную, криволинейную структуру». Сеть составляет альтернативу статичной, линейной, пирамидальной системе связей, иллюстрирующей традиционные представления об организации.



Рис. 1.2. Пример сети и взаимодействия в ней.



 

Команды, сформированные по принципу объединения множества функций, допускают свободу движений по вертикали, в отличие от традиционных организаций, где иерархическая структура допускает лишь свободу движений по вертикали (что закреплено в принципах управления Файоля: «Скалярная цепь приказов», «Единоначалие» и пр.). Сеть стимулирует развитие внутренних и внешний связей, пронизывающих центры или узловые пункты, где сконцентрированы отдельные исполнители и команды, работа которых характеризуется партнерством и командной организацией. Способность сети обеспечивать связь поверх внутриорганизационных барьеров создает возможность для формирования внутренних альянсов, образующихся по любому признаку: сонаправленность целей, специализация, территориальность и прочее. Вся сеть - это социальная система, основанная на принципах командной организации труда. Эффективная работа и соответствующая мотивация основывается на прямом доступе к информационным потокам, работе в команде, применению принципов самоуправления. Благодаря сетевой системе, барьеры превращаются в многообещающие перспективы, проблемы - в повод для применения своей любознательности и пытливого исследования, различия становятся сильными сторонами, жалобы - предложениями пор улучшению, конфликты - возможностью для обучения, обратная связь и допущенные промахи - перспективой личного роста, сама работа - игрой.

Сетевая организация одновременно использует принципы централизации и децентрализации, самоуправления и личной ответственности. От иерархии ее отличает то, что она обладает существенно большими возможностями сочетать гибкость, гуманность, творческий подход, партнерское отношение к потребителям с планированием, производительностью, координированием, социальными ценностями.

К. Клок и Дж. Голдсмит описывают четыре ключевых стратегических шага при переходе от организаций, построенных по жесткому иерархическому принципу к сетевым структурам:

Замена бюрократических, дивизиональных структур на самоуправляемые команды и узловые пункты.

Превращение авторитарных менеджеров в лидеров.

Устранение потребности в осведомленности, снятие грифа конфиденциальности.

Развитие трансорганизационных меридианов.

Суть первого пункта легко объяснить на умозрительном примере. Руководство производственной компании почувствовало, что необходимо выводить на рынок новый продукт, с тем, чтобы усилить свою конкурентоспособность и захватить новый сегмент рынка. Для этого создали команду по разработке нового продукта. В обычной традиционной структуре членам этой команды (конструкторскому отделу) необычайно трудно добыть информацию о состоянии рынка, о потребительских предпочтениях, о возможностях служб продвижения, сети продаж и т.д. Однако при сетевой структуре, в команду включаются специалисты из перечисленных отделов в качестве консультантов, экспертов, соразработчиков, несут ответственность за конечный результат работы команды, которые и свободно перемещаясь между соответствующими узловыми пунктами, хранящими информацию, предоставляют все необходимое для эффективной работы.

Второй пункт затрагивает лидерская роль менеджеров, которая состоит в выполнении функций проводника видения и коллективной энергии, координатора командной работы, наставника, учителя, тренера, который воспитывает, взращивает личные таланты, готовит будущих лидеров, направляет и определяет общий вид конструктивной обратной связи, выполняет в конфликтах роль человека, который может найти адекватное решение.

Третий пункт основывается на том утверждении, что для формирования определяющих организационное устройство механизмов, процессов и связей, критическое значение имеет общедоступность информации. С этим же связан и четвертый пункт, где под «меридианами» подразумеваются связи, объединяющие разнообразные системы. Меридианами могут быть форум, где представители команд получают возможность регулярно встречаться для обсуждения общих проблем, принимать решения; места для обсуждения внутри- и междисциплинарных вопросов; «посланники команд», которые делают заявления от лица своей команды, разнося их по другим командам и узлам; и т.д.

Итак, при помощи сетевых коммуникаций нивелируется неэффективность иерархических систем, связанная не только с техническими, но и в первую очередь с человеческими аспектами. Сотрудники, получая большую организационную свободу передвижения, общения внутри компании, способны решать самостоятельно большее количество задач, совместно устранять проблемы. Это приводит к осознанию своей собственной роли в эффективности всей компании, позволяет проследить динамику ее изменения, отметить значение личных результатов в общих результатах работы. Причастность к оперативному управлению, вместе с ненужностью жесткой системы приказов и контроля, высвобождает внутреннюю мотивацию человека к эффективной работе, основанную на стремлении к самореализации, к повышению своего статуса.

Информация о работе Социологическое исследование перехода от репрессивных к органическим методам управления персоналом