Элементы мифореставрации в современной рок-поэтике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 20:42, курсовая работа

Описание работы

Русская рок-поэзия сравнительно недавно стала не только объектом внимания социологов, культурологов и музыковедов, но и предметом собственно литературоведческого исследования. Однако ситуация изменялась очень быстро. Если несколько лет назад можно было говорить лишь о разрозненных попытках отдельных исследователей поставить вопрос о возможности академического изучения поэзии русского рока и продемонстрировать это на конкретном материале, то сейчас по проблемам литературоведческого анализа рок-текстов пишутся научные статьи, защищаются диссертации, вышел в свет первый тематический сборник.

Файлы: 1 файл

ЛИТЕРАТУРА.DOC

— 721.00 Кб (Скачать файл)

Город – скопление домов и человеческое поселение – обычно воспринимается как устроенное, космизированное пространство, но у Цоя город выступает в ином качестве – это пространство, противопоставленное дому, по сути, хаос. В нем царит вечная ночь и вечная зима, постоянно идет снег или дождь, обитают призраки, человек растворяется «в стеклах витрин». Образ города-пандемониума, притягивающего к себе, создан в альбоме «Ночь». Жизнь здесь предстает как демонический танец. Герой вновь оказывается вне дома, плененный адскими соблазнами города: «И я попал в сеть И мне из нее не уйти», «Танец и дождь никогда не отпустят тебя В их мокром движенье не видно родное окно». То, что составляло недавно главную ценность, отходит на

– 93 –

задний план: «Я люблю свой дом но вряд ли это всерьез», «Закрыв свою дверь ты можешь выбросить ключ». Такое состояние герой осознает как демоническое («В каждом из нас спит волк / В каждом из нас спит зверь / Я слышу его рычанье когда танцую», однако декларирует: «Мы хотим танцевать».

Возможно, в альбоме «Ночь» отражено состояние героя в период еще одного ритуального посвящения. Переходные обряды, как правило, включали символическое временное изъятие индивида из социальной структуры, испытания, контакт с демоническими силами, ритуальное очищение и возвращение в «социум». Временное  пребывание вне социальной иерархии создает для посвящаемых временное «антиструктурное» состояние некоего братства изгоев. Дом по-прежнему выступает как место спасения от сил хаоса, нападающих на человеческое жилище через окно (окно, в отличие от двери, символизирует связь с потусторонним миром): «Но сейчас деревья стучат ветвями в стекла / Ты можешь лечь и уснуть и убить эту ночь / Деревья как звери царапают темные стекла / Пока еще не поздно лечь и уснуть в эту ночь».

Образ Дома в песне «Игра» (предпоследней в альбоме) – передышка перед решающим боем, перед воплощением судьбы.

Жизнь не столько игра, сколько «драка без права на отдых», экзистенциальная война «между землей и небом». Это заявлено в концептуальных для Цоя альбомах «Группа крови» и «Звезда по имени Солнце».

В «Группе крови» противопоставлены два образа жизни: эгоистичная замкнутая жизнь в доме и жизнь-борьба, жизнь-поиск, связанная с образом Пути. Герой отказывается от спокойствия, ведомый своей звездой («Группа крови», «Закрой за мной дверь я ухожу»). Покой и благополучие – идеал, достижимый на земле, – не могут удовлетворить героя: «Те кому нечего ждать отправляются в путь…/ А тем кто ложится спать – спокойного сна / Спокойная ночь». Душа героя требует перемен («Перемен!»). Мир рациональных законов не только вызывает презрение, он должен быть разрушен («Но кто-то станет стеной а кто-то плечом под которым дрогнет стена»). Силы хаоса проникли в него («Мы заходили в дома но в домах шел снег»). Здесь искажены все ценности («Мы хотели пить не было воды  мы выходили под дождь и пили воду из луж»). Героя томит тоска по идеалу, духовная жажда («Зерна упали в землю зерна просят дождя им нужен дождь / Разрежь мою грудь / Посмотри мне внутрь ты увидишь там все горит огнем»). Герой – воин, для которого «быть сильным» – нравственный императив («Ты должен быть сильным иначе зачем тебе быть»). Он готов в одиночку сражаться за свой идеал (вскоре прозвучит мотив «весь мир идет на меня войной»). Это путь избранных, «безумных», с обывательской точки зрения. Настойчиво звучит требование выбора («В наших глазах потерянный рай / В наших глазах закрытая дверь / Что тебе нужно? / Выбирай!»).

 

– 94 –

 И вот выбор сделан: «Это наш день Мы узнали его по расположению звезд Знаки огня и воды Взгляды богов И вот мы делаем шаг На недостроенный мост Мы поверили звездам И каждый кричит: «Я готов!». Опасный мост символизирует переход от мирского к священному, от одного способа бытия к другому. Он часто встречается в ритуалах и мифах, связанных с посвящением и погребением. Он также символизирует трудность пути к метафизическому познанию. Герой  и его «братья» стремятся к созидательной деятельности культурных героев, они готовы зажечь прометеев огонь («Замерзшие пальцы ломают спички от которых зажгутся костры»), они готовы к решительному действию по переустройству обветшавшего и несовершенного мира («Дальше действовать будем мы»). Они знают, что на этом пути их ждет героическая гибель («Легенда»), но «смерть стоит того чтобы жить».

Предчувствие гибели в борьбе с недолжным устройством мира появилось еще в песне «Подросток» («Ты б мог умереть если б знал за что умирать»), затем – в песне «Верь мне» («Ночь. Окурок с оплавленным фильтром Брошенный тем кто хочет умереть молодым»). В «Группе крови» – жажда выиграть бой и выжить («Пожелай мне удачи в бою Пожелай мне Не остаться в этой траве»). В альбоме «Звезда по имени Солнце» звучит уже уверенность в гибели, которая воспринимается как избранничество: «…Судьбою больше любим Кто живет по законам другим И кому умирать молодым». Здесь определяется романтический максимализм героя: он «способен дотянуться до звезд Не считая что это сон», он не боится «упасть опаленным звездой По имени Солнце». В этой песне реализован мифологический сюжет об Икаре и обозначено направление пути – вверх, к свободе.

Этот мотив (движение вверх) проявился в песнях «Спокойная ночь», «Печаль», «Апрель» и отчетливо реализовался в «Звезде по имени Солнце», где город изображен увиденным с высоты. Вверх уносит героя и «самолет с серебристым крылом Что взлетая оставляет земле лишь тень». Герой теряет всякую привязанность к обыденному, привычному («И есть рука и она пуста»). Обыденное воспринимается как инородное («Я сижу и смотрю в чужое небо из чужого окна И не вижу ни одной знакомой звезды»). Герой уже принадлежит другому миру, он живет в иной социальной общности («У меня есть братья но нет родных»). Он покидает не только свой Дом, но и Город как символ человеческого поселения на земле («Печаль»), покидает без страха и тревоги, а с верой в будущее («Апрель»). Звезда горит в его груди: Герой вместил в себя мир высшей гармонии. Важен центральный образ Солнца. О символизме Солнца М.Элиаде пишет: «Солнце… не участвует в становлении. Находясь постоянно в движении, оно остается неизменным… Солнечные иерофании воплощают религиозные ценности самостоятельности и силы, суверенитета и разума».

«Черный альбом» рисует благополучный мир, который не проявляет агрессии по отношению к личности, а, наоборот, погружает ее в состояние покоя, сытости: «А дни идут чередом / День едим а три пьем / И в общем весело живем / Хотя и дождь за окном». Это  испытание благополучием, в котором

– 95 –

теряются ценностные ориентиры: «Все на месте да что-то не так». Возникает ощущение плена, несвободы, за ними – тоска и неудовлетворенность: «И мне не нравилось то что здесь было / И мне не нравится то что здесь есть.. Мотив гадания о своей судьбе передает смятение («Кукушка»). Единственный способ освобождения – уход: «Застоялся мой поезд в депо / Снова я уезжаю пора / На пороге ветер заждался меня / На пороге осень моя сестра». Герой, как прежде, готовится взорвать спокойный мир: «И если есть порох / Дай огня». Пророчества о конце этого мира порой облекаются в форму мрачной иронии («Следи за собой»).

В последнем альбоме в последний раз звучит тема Дома. Однако, когда герой говорит: «И я вернусь домой / Со щитом а может быть на щите / В серебре а может быть в нищете / Но как можно скорей» , он, вероятно, имеет в виду не тот дом, где «на столе стоит банка А в банке тюльпан А на окне стакан», – но иной Дом, где возможно бытие личности в ином – духовном качестве.

«Преодоление человеческого состояния образно передается уничтожением «дома», то есть личного космоса, избранного для обитания. Всякое «постоянное жилище», где устраивается человек, равноценно в философском плане определенной бытийной ситуации, которую он принимает для себя». Если разрушается дом, значит, «человек избирает для себя не устройство в мире, а абсолютную свободу, которая в индийской теории предполагает уничтожение всякого устроенного мира».

Таким образом, мифопоэтическое прочтение текстов В.Цоя помогает увидеть развитие главной темы его творчества – темы пути духовно ищущей личности к абсолютной свободе.

Школьники подкрепляют полученные сведения примерами из текста (домашнее задание)

В заключении может быть проведена беседа по вопросам:

1. Какие из песен Виктора Цоя  пользуются наибольшей популярностью? Каких тем он в них касался?

2. Каким предстаёт мир современных подростков в песнях Цоя «Бошетунмай», «Дети проходных дворов»? Как герои этих произведений заявляют о себе?

3. На каких парадоксах построена  песня «Алюминиевые огурцы»? Какая  лексика в ней использована? Что  затрудняет восприятие песни? Почему некоторые словосочетания подчёркнуто лишены лиризма?

4. Какие художественные образы  использовал Цой для описания  жизни и настроений своего  поколения в «Невесёлой песне»? Как соотносятся название и  главная мысль произведения? В  каких строках подчёркнуты разочарованность молодых и обречённость их надежд? Какие слова и выражения заимствованы автором из литературной классики?

5. Чем отличаются «Апрель» и  «Попробуй спеть вместе со  мной» от «Невесёлой песни»? Что  символизируют холод, лёд и снег  в этих произведениях?

– 96 –

6. Как углубляется драма лирического  героя в «Красно-жёлтых днях»? Что гонит его за порог –  неудачи в личной жизни или  желание борьбы с общественным  злом?

7. Каково настроение лирического  героя песни «В наших глазах»? Почему он склонен к пессимизму? Какой художественный приём становится определяющим в стихотворном тексте?

8. На каких ассоциациях построена  песня «Мама, мы все тяжело  больны»? Какие образы должны  подчеркнуть трагизм жизни поколения? Какие библейские символы использованы  автором?

9. Чем вызвана растерянность героя песни «Нам с тобой»? Какой художественный приём  использован   автором   для    передачи    душевного

состояния героя? Почему В. Цой намеренно стирает границы противоположных понятий? Почему другое произведение – «песня без слов» – построено по принципу чёткой определённости понятий и образов? В чём внутреннее сходство этих двух песен?

10. Как решена тема назначения  поэта в песне «Кукушка»? Чем  она напоминает сказку или  былину? Почему не выдержан ритм  в стихотворном тексте?

11. Какие песни Цоя проникнуты  ожиданием нового? Как подчёркнута  решимость молодых изменить свою  жизнь в песне «Дальше действовать  будем мы»? Как перекликается  с этой песней другая, с характерным  названием – «Перемен!»?

12. Почему во многих песнях В. Цоя присутствует война? Каков её образ в песнях «Группа крови», «Война», «Звезда по имени Солнце»? Каково отношение поэта к войне? Как трансформируется облик войны в перечисленных произведениях?

13. Каковы особенности песен  Цоя  о любви? Проанализируйте «Ты выглядишь так несовременно», «Восьмиклассница», «Это не любовь». Как углубляются чувства лирического героя?

14. Каковы особенности лирических  пейзажей в его произведениях? Где разворачиваются сюжеты стихов  и песен? Каков облик города  в поэзии В. Цоя?

15. В чём своеобразие поэтического  стиля Цоя? какие изобразительно-выразительные  средства преобладают в его  стихах? Какую систему противопоставлений  обычно использует автор? Почему  столь немногочисленна гамма  красок и образов?

16. Как вы оцениваете актёрские способности В. Цоя? Как раскрылись они в кинофильмах «Асса» и «Игла»? [12; с. 194 – 196]

 

Домашнее задание: Сочинение-отзыв на 1 стихотворение Виктора Цоя.

    

 

 

 

 

– 97 –

3. 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ  К ПРОВЕДЕНИЮ ФАКУЛЬТАТИВА «РОК-КУЛЬТУРА: ВЧЕРА И СЕГОДНЯ»

 

Факультативные занятия по литературе – одна из трёх главных составных частей процесса литературного развития школьников: они взаимодействуют с основным курсом, внеклассной работой и «как бы занимают промежуточное положение между ними [45; с. 361]. Факультатив в школе – это занятия, «организуемые для углубления и расширения знаний по отдельным курсам, темам или вопросам в соответствии с желаниями и интересами              учащихся» [52; с. 458 – 459].

Сегодня в школьной практике существуют два вида факультативных занятий. Один из них – «дополнительный» – служит для углубления знаний учащихся по отдельным темам, изучаемым в определённом классе. Другой тип – «профильный» – для углубленного изучения соответствующих учебных предметов, значительно расширяющих круг научных  и прикладных знаний школьников [52; с. 459].

Факультатив “Рок-культура вчера и сегодня” стал попыткой начать откровенный  и серьёзный разговор об этом сложном и противоречивом направлении музыкальной поэтической культуры. Педагогу бывает трудно излагать учащимся материал, который, с одной стороны, им хорошо знаком, а с другой, с большим трудом поддаётся осмыслению, так как у подростков доминируют эмоциональные реакции на явления массовой культуры [53; с. 37].

Учитель, стремящийся организовать познавательную деятельность старшеклассников продуктивно, всегда должен думать о разнообразии приёмов работы, о тщательном отборе материла, о привлечении нетрадиционных, игровых форм проведения занятий. Факультативные занятия предполагают высокий уровень творческой самодеятельности школьников, поэтому здесь шире, чем на уроках, может быть применён исследовательский метод.

Проведение факультатива «Рок-культура вчера и сегодня» для учащихся старших классов (11-й класс) может быть обусловлено рядом причин:

1. Как показывают данные последних хит-парадов, молодёжь на первое место выдвигает не только западных кумиров (Курта Кобейна – лидера рок-группы «Nirvana», Джона Леннона – лидера рок-группы «The Beatles», Джима Моррисона – лидера рок-группы «The Doors», Сида Вишеса – лидера рок-группы «Sex Pistols»), но и русских лидеров рок-групп (Виктора Цоя – лидера рок-группы 2кино», Егора Летова – лидера рок-группы «Гражданская оборона», Константина Кинчева – лидера рок-группы «Алиса», Юрия Шевчука – лидера рок-группы «ДДТ»). Стремление подражать яркой, неординарной личности (в манере одеваться, говорить, вести соответствующий образ жизни) свойственно подросткам уже в 7 – 8-х классов. Формирование эстетического вкуса, музыкальной культуры будут влиять и на общее интеллектуальное, нравстенно-эстетическое развитие школьников, формировать их общий кругозор, позволит быть избирательными в своих пристрастиях.

Информация о работе Элементы мифореставрации в современной рок-поэтике