Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 20:42, курсовая работа
Русская рок-поэзия сравнительно недавно стала не только объектом внимания социологов, культурологов и музыковедов, но и предметом собственно литературоведческого исследования. Однако ситуация изменялась очень быстро. Если несколько лет назад можно было говорить лишь о разрозненных попытках отдельных исследователей поставить вопрос о возможности академического изучения поэзии русского рока и продемонстрировать это на конкретном материале, то сейчас по проблемам литературоведческого анализа рок-текстов пишутся научные статьи, защищаются диссертации, вышел в свет первый тематический сборник.
Город – скопление домов и человеческое поселение – обычно воспринимается как устроенное, космизированное пространство, но у Цоя город выступает в ином качестве – это пространство, противопоставленное дому, по сути, хаос. В нем царит вечная ночь и вечная зима, постоянно идет снег или дождь, обитают призраки, человек растворяется «в стеклах витрин». Образ города-пандемониума, притягивающего к себе, создан в альбоме «Ночь». Жизнь здесь предстает как демонический танец. Герой вновь оказывается вне дома, плененный адскими соблазнами города: «И я попал в сеть И мне из нее не уйти», «Танец и дождь никогда не отпустят тебя В их мокром движенье не видно родное окно». То, что составляло недавно главную ценность, отходит на
– 93 –
задний план: «Я люблю свой дом но вряд ли это всерьез», «Закрыв свою дверь ты можешь выбросить ключ». Такое состояние герой осознает как демоническое («В каждом из нас спит волк / В каждом из нас спит зверь / Я слышу его рычанье когда танцую», однако декларирует: «Мы хотим танцевать».
Возможно, в альбоме «Ночь» отражено состояние героя в период еще одного ритуального посвящения. Переходные обряды, как правило, включали символическое временное изъятие индивида из социальной структуры, испытания, контакт с демоническими силами, ритуальное очищение и возвращение в «социум». Временное пребывание вне социальной иерархии создает для посвящаемых временное «антиструктурное» состояние некоего братства изгоев. Дом по-прежнему выступает как место спасения от сил хаоса, нападающих на человеческое жилище через окно (окно, в отличие от двери, символизирует связь с потусторонним миром): «Но сейчас деревья стучат ветвями в стекла / Ты можешь лечь и уснуть и убить эту ночь / Деревья как звери царапают темные стекла / Пока еще не поздно лечь и уснуть в эту ночь».
Образ Дома в песне «Игра» (предпоследней в альбоме) – передышка перед решающим боем, перед воплощением судьбы.
Жизнь не столько игра, сколько «драка без права на отдых», экзистенциальная война «между землей и небом». Это заявлено в концептуальных для Цоя альбомах «Группа крови» и «Звезда по имени Солнце».
В «Группе крови» противопоставлены два образа жизни: эгоистичная замкнутая жизнь в доме и жизнь-борьба, жизнь-поиск, связанная с образом Пути. Герой отказывается от спокойствия, ведомый своей звездой («Группа крови», «Закрой за мной дверь я ухожу»). Покой и благополучие – идеал, достижимый на земле, – не могут удовлетворить героя: «Те кому нечего ждать отправляются в путь…/ А тем кто ложится спать – спокойного сна / Спокойная ночь». Душа героя требует перемен («Перемен!»). Мир рациональных законов не только вызывает презрение, он должен быть разрушен («Но кто-то станет стеной а кто-то плечом под которым дрогнет стена»). Силы хаоса проникли в него («Мы заходили в дома но в домах шел снег»). Здесь искажены все ценности («Мы хотели пить не было воды мы выходили под дождь и пили воду из луж»). Героя томит тоска по идеалу, духовная жажда («Зерна упали в землю зерна просят дождя им нужен дождь / Разрежь мою грудь / Посмотри мне внутрь ты увидишь там все горит огнем»). Герой – воин, для которого «быть сильным» – нравственный императив («Ты должен быть сильным иначе зачем тебе быть»). Он готов в одиночку сражаться за свой идеал (вскоре прозвучит мотив «весь мир идет на меня войной»). Это путь избранных, «безумных», с обывательской точки зрения. Настойчиво звучит требование выбора («В наших глазах потерянный рай / В наших глазах закрытая дверь / Что тебе нужно? / Выбирай!»).
– 94 –
И вот выбор сделан: «Это наш день Мы узнали его по расположению звезд Знаки огня и воды Взгляды богов И вот мы делаем шаг На недостроенный мост Мы поверили звездам И каждый кричит: «Я готов!». Опасный мост символизирует переход от мирского к священному, от одного способа бытия к другому. Он часто встречается в ритуалах и мифах, связанных с посвящением и погребением. Он также символизирует трудность пути к метафизическому познанию. Герой и его «братья» стремятся к созидательной деятельности культурных героев, они готовы зажечь прометеев огонь («Замерзшие пальцы ломают спички от которых зажгутся костры»), они готовы к решительному действию по переустройству обветшавшего и несовершенного мира («Дальше действовать будем мы»). Они знают, что на этом пути их ждет героическая гибель («Легенда»), но «смерть стоит того чтобы жить».
Предчувствие гибели в борьбе с недолжным устройством мира появилось еще в песне «Подросток» («Ты б мог умереть если б знал за что умирать»), затем – в песне «Верь мне» («Ночь. Окурок с оплавленным фильтром Брошенный тем кто хочет умереть молодым»). В «Группе крови» – жажда выиграть бой и выжить («Пожелай мне удачи в бою Пожелай мне Не остаться в этой траве»). В альбоме «Звезда по имени Солнце» звучит уже уверенность в гибели, которая воспринимается как избранничество: «…Судьбою больше любим Кто живет по законам другим И кому умирать молодым». Здесь определяется романтический максимализм героя: он «способен дотянуться до звезд Не считая что это сон», он не боится «упасть опаленным звездой По имени Солнце». В этой песне реализован мифологический сюжет об Икаре и обозначено направление пути – вверх, к свободе.
Этот мотив (движение вверх) проявился в песнях «Спокойная ночь», «Печаль», «Апрель» и отчетливо реализовался в «Звезде по имени Солнце», где город изображен увиденным с высоты. Вверх уносит героя и «самолет с серебристым крылом Что взлетая оставляет земле лишь тень». Герой теряет всякую привязанность к обыденному, привычному («И есть рука и она пуста»). Обыденное воспринимается как инородное («Я сижу и смотрю в чужое небо из чужого окна И не вижу ни одной знакомой звезды»). Герой уже принадлежит другому миру, он живет в иной социальной общности («У меня есть братья но нет родных»). Он покидает не только свой Дом, но и Город как символ человеческого поселения на земле («Печаль»), покидает без страха и тревоги, а с верой в будущее («Апрель»). Звезда горит в его груди: Герой вместил в себя мир высшей гармонии. Важен центральный образ Солнца. О символизме Солнца М.Элиаде пишет: «Солнце… не участвует в становлении. Находясь постоянно в движении, оно остается неизменным… Солнечные иерофании воплощают религиозные ценности самостоятельности и силы, суверенитета и разума».
«Черный альбом» рисует благополучный мир, который не проявляет агрессии по отношению к личности, а, наоборот, погружает ее в состояние покоя, сытости: «А дни идут чередом / День едим а три пьем / И в общем весело живем / Хотя и дождь за окном». Это испытание благополучием, в котором
– 95 –
теряются ценностные ориентиры: «Все на месте да что-то не так». Возникает ощущение плена, несвободы, за ними – тоска и неудовлетворенность: «И мне не нравилось то что здесь было / И мне не нравится то что здесь есть.. Мотив гадания о своей судьбе передает смятение («Кукушка»). Единственный способ освобождения – уход: «Застоялся мой поезд в депо / Снова я уезжаю пора / На пороге ветер заждался меня / На пороге осень моя сестра». Герой, как прежде, готовится взорвать спокойный мир: «И если есть порох / Дай огня». Пророчества о конце этого мира порой облекаются в форму мрачной иронии («Следи за собой»).
В последнем альбоме в последний раз звучит тема Дома. Однако, когда герой говорит: «И я вернусь домой / Со щитом а может быть на щите / В серебре а может быть в нищете / Но как можно скорей» , он, вероятно, имеет в виду не тот дом, где «на столе стоит банка А в банке тюльпан А на окне стакан», – но иной Дом, где возможно бытие личности в ином – духовном качестве.
«Преодоление человеческого состояния образно передается уничтожением «дома», то есть личного космоса, избранного для обитания. Всякое «постоянное жилище», где устраивается человек, равноценно в философском плане определенной бытийной ситуации, которую он принимает для себя». Если разрушается дом, значит, «человек избирает для себя не устройство в мире, а абсолютную свободу, которая в индийской теории предполагает уничтожение всякого устроенного мира».
Таким образом, мифопоэтическое прочтение текстов В.Цоя помогает увидеть развитие главной темы его творчества – темы пути духовно ищущей личности к абсолютной свободе.
Школьники подкрепляют полученные сведения примерами из текста (домашнее задание)
В заключении может быть проведена беседа по вопросам:
1. Какие из песен Виктора Цоя
пользуются наибольшей
2. Каким предстаёт мир современных подростков в песнях Цоя «Бошетунмай», «Дети проходных дворов»? Как герои этих произведений заявляют о себе?
3. На каких парадоксах построена песня «Алюминиевые огурцы»? Какая лексика в ней использована? Что затрудняет восприятие песни? Почему некоторые словосочетания подчёркнуто лишены лиризма?
4. Какие художественные образы
использовал Цой для описания
жизни и настроений своего
поколения в «Невесёлой песне»?
Как соотносятся название и
главная мысль произведения? В
каких строках подчёркнуты разо
5. Чем отличаются «Апрель» и «Попробуй спеть вместе со мной» от «Невесёлой песни»? Что символизируют холод, лёд и снег в этих произведениях?
– 96 –
6. Как углубляется драма
7. Каково настроение лирического
героя песни «В наших глазах»?
Почему он склонен к пессимизму
8. На каких ассоциациях
9. Чем вызвана растерянность героя песни «Нам с тобой»? Какой художественный приём использован автором для передачи душевного
состояния героя? Почему В. Цой намеренно стирает границы противоположных понятий? Почему другое произведение – «песня без слов» – построено по принципу чёткой определённости понятий и образов? В чём внутреннее сходство этих двух песен?
10. Как решена тема назначения поэта в песне «Кукушка»? Чем она напоминает сказку или былину? Почему не выдержан ритм в стихотворном тексте?
11. Какие песни Цоя проникнуты
ожиданием нового? Как подчёркнута
решимость молодых изменить
12. Почему во многих песнях В. Цоя присутствует война? Каков её образ в песнях «Группа крови», «Война», «Звезда по имени Солнце»? Каково отношение поэта к войне? Как трансформируется облик войны в перечисленных произведениях?
13. Каковы особенности песен Цоя о любви? Проанализируйте «Ты выглядишь так несовременно», «Восьмиклассница», «Это не любовь». Как углубляются чувства лирического героя?
14. Каковы особенности лирических
пейзажей в его произведениях?
Где разворачиваются сюжеты
15. В чём своеобразие
16. Как вы оцениваете актёрские способности В. Цоя? Как раскрылись они в кинофильмах «Асса» и «Игла»? [12; с. 194 – 196]
Домашнее задание: Сочинение-отзыв на 1 стихотворение Виктора Цоя.
– 97 –
3. 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
К ПРОВЕДЕНИЮ ФАКУЛЬТАТИВА «
Факультативные занятия по литературе – одна из трёх главных составных частей процесса литературного развития школьников: они взаимодействуют с основным курсом, внеклассной работой и «как бы занимают промежуточное положение между ними [45; с. 361]. Факультатив в школе – это занятия, «организуемые для углубления и расширения знаний по отдельным курсам, темам или вопросам в соответствии с желаниями и интересами учащихся» [52; с. 458 – 459].
Сегодня в школьной практике существуют два вида факультативных занятий. Один из них – «дополнительный» – служит для углубления знаний учащихся по отдельным темам, изучаемым в определённом классе. Другой тип – «профильный» – для углубленного изучения соответствующих учебных предметов, значительно расширяющих круг научных и прикладных знаний школьников [52; с. 459].
Факультатив “Рок-культура вчера и сегодня” стал попыткой начать откровенный и серьёзный разговор об этом сложном и противоречивом направлении музыкальной поэтической культуры. Педагогу бывает трудно излагать учащимся материал, который, с одной стороны, им хорошо знаком, а с другой, с большим трудом поддаётся осмыслению, так как у подростков доминируют эмоциональные реакции на явления массовой культуры [53; с. 37].
Учитель, стремящийся организовать познавательную деятельность старшеклассников продуктивно, всегда должен думать о разнообразии приёмов работы, о тщательном отборе материла, о привлечении нетрадиционных, игровых форм проведения занятий. Факультативные занятия предполагают высокий уровень творческой самодеятельности школьников, поэтому здесь шире, чем на уроках, может быть применён исследовательский метод.
Проведение факультатива «Рок-культура вчера и сегодня» для учащихся старших классов (11-й класс) может быть обусловлено рядом причин:
1. Как показывают данные последних хит-парадов, молодёжь на первое место выдвигает не только западных кумиров (Курта Кобейна – лидера рок-группы «Nirvana», Джона Леннона – лидера рок-группы «The Beatles», Джима Моррисона – лидера рок-группы «The Doors», Сида Вишеса – лидера рок-группы «Sex Pistols»), но и русских лидеров рок-групп (Виктора Цоя – лидера рок-группы 2кино», Егора Летова – лидера рок-группы «Гражданская оборона», Константина Кинчева – лидера рок-группы «Алиса», Юрия Шевчука – лидера рок-группы «ДДТ»). Стремление подражать яркой, неординарной личности (в манере одеваться, говорить, вести соответствующий образ жизни) свойственно подросткам уже в 7 – 8-х классов. Формирование эстетического вкуса, музыкальной культуры будут влиять и на общее интеллектуальное, нравстенно-эстетическое развитие школьников, формировать их общий кругозор, позволит быть избирательными в своих пристрастиях.
Информация о работе Элементы мифореставрации в современной рок-поэтике