Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 20:42, курсовая работа
Русская рок-поэзия сравнительно недавно стала не только объектом внимания социологов, культурологов и музыковедов, но и предметом собственно литературоведческого исследования. Однако ситуация изменялась очень быстро. Если несколько лет назад можно было говорить лишь о разрозненных попытках отдельных исследователей поставить вопрос о возможности академического изучения поэзии русского рока и продемонстрировать это на конкретном материале, то сейчас по проблемам литературоведческого анализа рок-текстов пишутся научные статьи, защищаются диссертации, вышел в свет первый тематический сборник.
– 98 –
2. Рок-культура – это целая система мировоззренческих взглядов (философских, религиозных, эстетических, нравственных). Слушая музыкальную композицию, подросток воспринимает не только мелодику, но и тексты песен, в которых заложена определённая информация о мире, людях нормах отношений между ними и т. д.
3. Кроме того, рок-музыка дала толчок для молодёжного движения, результатом которого стали культуры хиппи, панк, гранж, метал.
4. В программе по литературе 11-го класса изучается современная проза и поэзия, современное изобразительное искусство. Возникает необходимость интегрированного подхода к различным явлениям массовой и классической культуры, что в целом позволяет проследить их взаимодействие и взаимопроникновение.
Именно в целостно-культурном становлении личности школьника, развитии в нём собственно человеческих качеств, а не честных, специальных способностей многие педагоги усматривают главную цель – приобщение юношества к искусству.
Работая над содержанием занятий и отбирая различные музыкальные поэтические фрагменты, следует придерживаться следующих методических принципов:
– представить рок-культуру как остросовременное явление, отражающее окружающий мир с позиций общечеловеческих ценностей;
– связать каждый музыкально-поэтический фрагмент с решением различных нравственных, эстетических, религиозных и других жизненных ситуаций;
– использовать произведения как менее известные, так и те, которые у ребят «на слуху» (повторение помогает пониманию нового);
– сопоставлять произведения различных направлений рок-музыки (это помогает открывать новые грани в творчестве различных музыкантов).
Для подготовки к занятиям учитель может привлекать материалы из музыкальных энциклопедий, периодических изданий «Музыкальной газеты», «Музыкального журнала», статьи из газет «Аргументы и факты», «Московский комсомолец», подборки из молодёжных журналов «Cool», «Oops».
Большим плюсом в организации факультатива является доступ в Интернет, с помощью которого можно найти необходимую или недостающую информацию и систематизировать материал, подлежащий изучению. Из фундаментальных изданий можно использовать как рок-энциклопедии, так и книги об отдельных рок-музыкантах («Солнцеворот» о К. Кинчеве, «Звезда по имени Солнце» о В. Цое, «Монолог» о И. Талькове и др.). В качестве критического материала можно использовать статьи музыкальных рок-критиков А. Троицкого, И. Кормильцева, а также высказывания самих музыкантов о рок-музыке.
На факультативе учащиеся не только анализируют тексты песен, но и слушают аудио-записи, смотрят по видео концерты и документальные фильмы,
– 99 –
посвящённые рок-музыке, оценивают ту или иную музыкальную композицию, составляют собственные хит-парады, беседуют с музыкантами, ходят на концерты.
Занятия данного факультатива будут включать различные приёмы: выразительное чтение, прослушивание записей песен и их исполнение, просмотр документальных фильмов и их обсуждение, анализ поэтических текстов, встречи с рок-музыкантами, творческие диалоги.
Цель факультатива:
– познакомить школьников с рок-культурой как феноменом культурологи;
– раскрыть генезис составляющих его элементов (рок-поэзии и рок-музыки);
– показать специфику русского рока и его отличие от западного аналога;
– реализовать индивидуальные творческие способности школьников;
– развивать коммуникативные умения, умение работать с полученной информацией, способность взаимодействия с другими людьми.
Занятие №1
Тема: Рок-культура как культурологический феномен
Тип занятия: свободная беседа
План:
1. Постановка целей и задач факультатива.
2. Введение в историю рок-
3. Рок-музыка и рок-поэзия как компоненты рок-культуры (сообщения учащихся)
4. Дискуссия «Рок-культура: за и против».
Занятие №2
Тема: Русская рок-поэзия: возникновение, бытование, эволюция
Тип занятия: семинар
План:
1. Генезис жанра рок-поэзии: проблемы и пути изучения.
2. Рок-поэзия как вербальный компонент рока.
3. Структурные особенности стиха русской рок-поэзии в контексте современной песенной лирики.
4. Рок-поэзия и традиции русской песенной лирики.
Занятие №3
Тема: Мифопоэтические традиции в современной рок-поэзии
Тип занятия: исследование
План:
1. Мифопоэтика литературы.
– 100 –
2. Элементы мифореставрации в современной песенной лирике.
3. Русская рок-поэзия и традиции неомифологизма.
4. Мифореставрация как один из
художественных приёмов рок-
Занятие №4
Тема: Рок музыка вчера и сегодня
Тип занятия: конференция
План:
1.Введение в историю рок-
2. Классификация рок-направлений.
3. История русского рока как
направления в мировой рок-
4. Русский и западный рок: традиции и новаторство.
Занятие №5
Тема: Бытование и эволюция рок-музыки и рок-культуры
Тип занятия: дискуссия
План:
1. Прослушивание песен русских и англоязычных рок-групп.
2. Сравнительный анализ текстов песен.
3. Просмотр фрагментов концертов рок-групп и их обсуждение.
4. Просмотр фильма Д. Диброва «Питерский рок».
Занятие №6
Тема: Основные тенденции развития белорусского рока
Тип занятия: творческая лаборатория
План:
1. Зарождение и бытование
2. Национальные песенные
3. Исполнение песен белорусских рок-групп.
4. Импровизированная ролевая игра «Интервью с известным рок-музыкантом».
Занятие №7
Тема: Рок-фестиваль «Новое мышление – новый метод»
Тип занятия: ролевая игра
Занятие №8
Тема: Брейн-ринг «Кого ты хотел удивить?» (А. Макаревич)
Тип занятия: итоговая интеллектуальная игра
– 101 –
Занятие №9
Тема: Наше слово к рок-культуре
Тип занятия: защита собственных проектов (сольный альбом, сборник рок-поэзии, издание сольного диска, разработка символической обложки)
Таким образом, использование элементов игры как «элемента» учебной деятельности на факультативных занятиях по литературе будет способствовать пробуждению и развитию познавательно-творческой активности школьников, поможет сформировать литературные способности учащихся и их эстетический вкус.
– 102 –
3. 3. ЛИТЕРАТУРНЫЕ ДЕБАТЫ
«РОК-ПОЭЗИЯ: PRO ET CONTRA»
Литературные дебаты как одна из форм внеклассной работы по литературе может быть применена для обсуждения весьма актуальных проблем, которые могут иметь строго полярное разрешение.
Цель литературных дебатов: научить школьников аргументированно обосновывать свою точку зрения, выстроив цельное устное монологическое высказывание, и подкрепить свою позицию на втором этапе – дискуссионном обсуждении – выстроив линию защиты с помощью вопросно-ответного приёма.
Тема, предложенная для обсуждения, весьма жизненна, во-первых, потому, что до сих пор не имеет однозначного решения в современном литературоведении, и во-вторых, потому, что существует неугасающий интерес в кругу молодёжи к вопросам бытования и интерпретации самого явления.
Перед началом дебатов необходимо «разыграть» конфликтующие стороны («pro et contra»), чтобы каждый участник мог подготовить свою речь. После выступления старшеклассников предлагается задать по два вопроса, которые уточняют или наоборот «разбивают» позицию противника.
Литературные дебаты «Рок-поэзия: pro et contra» предполагают ссылки к литературным источникам и художественным текстам.
Речь члена оппозиции – «contra»:
– Рок-поэзия не может считаться одним из жанров художественной литературы, потому что до сих пор в литературоведении нет ни одного серьёзного исследования по этой проблеме. Сегодня даже нет такой «профессии», если её можно так назвать, – рок-поэт. Это, как правило, просто музыканты, которые пишут тексты для своих рок-групп. Тексты, которые мы слышим, очень часто подвергаются мелодизации и подчиняются законам песенных жанров (квадратная форма: припев – куплет). Следовательно, в рок-тексте несколько раз будет повторяться, в лучшем случае, строфа. Такого долгого рефрена настоящая поэзия себе позволить не может. И последнее, в истории русской поэзии были случаи, когда стихи читали со сцены. Рок-поэзия – это один из составляющих целой рок-композиции, куда входит музыка, шоу, спецэффекты.
Речь члена Парламента – «pro»:
– Рок-поэзия имеет право на существование, более того – она существует. Появляются отдельные сборники стихов рок-поэтов, иногда они перерастают в целые циклы (например, цикл стихов Высоцкого, Талькова, Цоя). Рок-тексты ничем не уступают поэтическим текстам: они подчинены ритму, рифме, имеют набор изобразительно-выразительных тропов, обладают образностью.
Вопросы группе «pro»:
– Почему большинство молодого поколения предпочитают рок массовой поп-культуре?
– Иногда рок-поэзию приравнивают к фольклору. Фольклор существовал и имеет право на существование, а рок-поэзия?
– 103 –
Вопросы группе «contra»:
– Что может дать такая малая форма культуры, которая отличается низким идейно-художественным уровнем?
– Может ли считаться самостоятельным жанром рок-поэзия, если основной приём, на котором она строится, это цитированеи, пародирование, карнавализация?
Вторым этапом может быть разговор о значении рок-музыки в развитии рок-культуры:
Речь члена оппозиции – «contra»:
Чем плох рок.
1. Рок подобен классике своим сильным воздействием на слушателя. Однако здесь есть одна проблема. Современные рок-коллективы (преимущественно, западного происхождения) часто пропагандируют величие
зла, отрицание Бога, выставляя в противовес ему Сатану. Такой музыки нужно остерегаться. Подростки, слушая подобную музыку, могут всецело отдаться её идеям. А отсюда может следовать масса негативных явлений (детская преступность, агрессивное поведение, замкнутость, наркомания и т. д.).
2. В настоящее времяпоявляется масса новых рок-коллективов. Здесь количество не обозначает качество. Музыка их шаблонна; это простое копирование других, более известных групп. Идеалы новоиспечённых рок-музыкантов сильно отличаются от ценностей ансамблей 70 – 80-х. Их идеи стали более поверхностными, расплывчатыми, коммерческими.
Плохой рок – это некачественный, шаблонный и агрессивный рок. Но если есть великое количество качественной музыки, зачем нам слушать её жалкое подобие?
Речь члена Парламента – «pro»:
Чем хорош рок.
1. Рок – та сфера музыкального искусства, которая на 99 % лишена влияния каких-то новых веяний. Т. е. высококачественный, с совестью сыгранный рок остаётся почти неизменным с течением времени: каким он был в конце 70-х, почти таким же остался и сейчас.
2. Рок – несомненно на голову выше современной популярной музыки, т. к. различные его ветви касаются таких важнейших проблем, как война, расизм, наркомания, в конце концов безразличие людей к жизни, к самим себе. рок осуждает эти негативные явления. Популярная же музыка в силах осветить нам лишь радости и горести любви, в области которой исполнители данного жанра, видимо, большие эксперты.
3. Рок – это музыка, которая играется, несомненно, не ради денег. Вот выходит на сцену настоящий рок-коллектив. Ребята с такой самоотдачей отыгрывают концерт, выкладываются на все 100 %, и даже в мыслях у них не будет получить плату за своё выступление. Единственная их цель – нести свои какие-то идеи, свою жизненную позицию до слушателя. Рок фактически лишён материальной корыстности.
– 104 –
4. Рок объединяет людей. Едва ли ещё где-нибудь увидишь такое удивительное духовное единство незнакомых людей, как на рок-концерте. Кажется, ещё мгновение, и все возьмутся за руки, объявив себя лучшими друзьями.
5. Рок неподражаем в своём стремлении сделать человека лучше. Особенно хочется отметить в этом отношении современный белорусский рок, основная цель которого – воспитать патриотические чувства у своих слушателей. А учитывая, что основной публикой здесь является молодёжь, то ценность рок-музыки возрастает ещё больше.
Информация о работе Элементы мифореставрации в современной рок-поэтике