Элементы мифореставрации в современной рок-поэтике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 20:42, курсовая работа

Описание работы

Русская рок-поэзия сравнительно недавно стала не только объектом внимания социологов, культурологов и музыковедов, но и предметом собственно литературоведческого исследования. Однако ситуация изменялась очень быстро. Если несколько лет назад можно было говорить лишь о разрозненных попытках отдельных исследователей поставить вопрос о возможности академического изучения поэзии русского рока и продемонстрировать это на конкретном материале, то сейчас по проблемам литературоведческого анализа рок-текстов пишутся научные статьи, защищаются диссертации, вышел в свет первый тематический сборник.

Файлы: 1 файл

ЛИТЕРАТУРА.DOC

— 721.00 Кб (Скачать файл)

Рок можно сравнить со старым другом, который всегда рядом, который всегда поможет. Если хоть однажды в жизни рок-музыка затронет тайные струны вашей души, вы уже никогда не забудете её. Она будет жить с вами.  

 

Вопросы группе «pro»: 

– Иногда количество поклонников рок-музыки музыки создают её массовость. Не унижает ли рок-музыку это определение?

– Что потерял  и что приобрёл рок при исполнении песен по-русски?

Вопросы группе «contra»:

– Смелость. искренность, отсутствие всяческих догм свойственно рок-музыкантам. Было время, когда рок-музыку приравнивали к контркультуре и субкультуре. Можно ли считать, что рок изжил себя?

– Можно ли говорить о воспитательной направленности рока, если сами рок-музыканты стали жертвами наркомании, алкоголизма?

 

Третий этап – это подведение итогов, которое никогда не «примиряет» противоборствующие стороны. Лучший выход – прослушивание рок-композиций (исполнение классической музыки в рок-обработке), где рок-музыка и классика примирились.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– 105 –

3. 4. ЗАСЕДАНИЕ ПОЭТИЧЕСКОЙ  ГОСТИНОЙ «ЗВЕЗДА ПО ИМЕНИ СОЛНЦЕ» 

 

Встречу, посвящённую памяти Виктора Цоя, не обязательно проводить в день его гибели. Её можно провести в любое время, а лучше всего тогда, когда есть необходимость поговорить о прекрасном, а можно и просто подарить подросткам встречу с их музыкальным кумиром в самый обычный день, так как время идёт, а эта “Звезда по имени Солнце” по-прежнему притягивает внимание молодых, волнует их и интересует.

Тема проведения встречи – не только дань памяти талантливому певцу, поэту и композитору, но и  повышение образовательного уровня слушателей, формирование их эстетического вкуса, ориентация на добро.

Для организации вечера необходимо 3 – 4 ведущих, диапроектор с набором слайдов, графическая или фотографическая стена Памяти, фонограмма с записью песен артиста. Всё должно быть просто и скромно, понятно и одновременно возвышенно.

В начале сценария предлагается «Монолог музыкального критика», который вводит в мир рок-музыки, объясняет некоторые термины, раскрывает непростой мир современной музыки, однако, в зависимости от аудитории или по другим причинам, это вступление может быть сокращён или совсем не включён в сценарий.

Звучит несколько мелодий из репертуара группы «Кино». На сцене – стена Памяти, несколько плакатов или фотоснимков Виктора Цоя, подсвечник со свечой. Входит ведущий (это может быть и преподаватель), который играет роль музыкального критика.

Музыкальный критик. Положение рок-музыки и рок-музыкантов у нас такое, что им, а скорее всего, их поклонникам, приходится время от времени сражаться с какими-то обвинениями. Само слово «рокер», родственное музыкальным терминам «симфонист», «джазмен», «бард», стало едва ли не синонимом слов «наркоман», «хулиган». Рокерами называют себя молодые музыканты, которые играют рок. Этимология слова не вызывает вопросов. Но почему-то рокерами в прессе называют также мотоциклистов, которые ездят ночью по улицам на большой скорости. Они не имеют к року никаких отношений. Путаница возникла из-за сходства слов: слово «роггер» («рокер») на шведском языке означает участников банды хулиганов, которые ездят на мотоциклах и машинах. Эта путаница в словах и принесла негативный оттенок понятия «рок».

Как бы там ни говорили, а рок-музыка – это объективная реальность, которая имеет немало положительного. Одна из её заслуг заключается в том, что она “очеловечила” тексты песен. У нас это стало возможным благодаря творчеству Владимира Высоцкого. Музыковеды называют его первым рокером если не по форме, так по духу, потому что язык улиц и переулков – это не обязательно грубые, ругательные образы. Это язык современной жизни. Рок превращает исполнителей в трибунов, они обращаются к огромной аудитории,

– 106 –

кому и как противостоят рок-музыканты – бюрократам  или обывателям, – становится ненужным. Может, и Бетховен также кому-нибудь противостоял! Но об этом никто не думает, так как осталась его музыка!

Виктор Цой – лидер, вокалист, автор текстов и музыки ленинградской группы «Кино». Группа образовалась осенью 1981 года и первоначально называлась «Гарин и гиперболоиды». Песни Цоя обратили внимание Бориса Гребенщикова, который стал продюсером первого альбома «Кино» – «45» и помог с дебютом на сцене ленинградского рок-клуба. Группа имеет довольно большую дискографию: альбомы «Начальник Камчатки», «Ночь», «Группа крови», «Звезда по имени Солнце». Невиданный успех альбома «Группа крови» и участие Цоя в кинофильмах «Игла», «Рок», «Асса», в телепередачах сделали группу «Кино» одной из самых популярных рок-групп. Во Франции в 1989 году, после выступления там группы «Кино» на фестивале, вышла пластинка «Последний герой». Каким же он был, лидер группы «Кино», поэт, певец и кумир по имени Виктор Цой?

(Подходит к подсвечнику  и зажигает свечку. Выключается  свет. На сцене – слайд с  портретом Виктора Цоя. Звучит куплет песни «Звезда по имени Солнце». Под звуки музыки выходят ведущие, одетые в чёрные брюки и рубашки, как обычно одевался Цой.)

1-й ведущий. Я родился и вырос в Ленинграде. Мать – учительница биологии и физкультуры в средней школе, отец – инженер. В детстве меня дразнили «японцем», а я очень обижался. Сейчас мне и в голову не придёт выяснять, кто по национальности мои друзья. Люди не делятся на добрых немцев и плохих французов.

Всё началось в 82-м, когда появился первый альбом песен. Тогда группы по-настоящему не было, я выступал как автор и исполнитель, а помогали друзья-музыканты с «Аквариума» и других групп. Мне понравилось, зрителям – тоже. Я делаю только то, что мне нравится.

(Звучит фонограмма «Алюминиевые огурцы».)

2-й ведущий. Он не любил давать интервью и много говорить о себе. Но в каждой сказанной им фразе – позиция, взгляд личности.

1-й ведущий. Я никогда никому ничего не навязывал. Моё призвание – петь песни.

2-й ведущий. Рок – не только музыка, но и уклад жизни. Объяснить это тяжело, легче почувствовать.

3-й ведущий. Хочется делать новую музыку, хотя бы в текстах, в звуках. В отечественном роке не нравится старомодный звук, а у профессионалов ещё и тексты на продажу.

4-й ведущий. Многие группы сейчас стремятся за границу. Часто они не знают: их будут плохо принимать, загонять в маленькие залы – и всё равно едут. Зачем? Уж лучше поехать туристом…

1-й ведущий. Мне не понятно, почему в 88-м году наши группы стараются быть похожими на панков 75-го или играть хард. Почему они выбирают аналоги или прообразы? Мне хотелось бы, чтобы появились группы,

– 107 –

не похожие ни на кого, чтобы все они были разные…

2-й ведущий. У него не всё было просто. На 4-м Ленинградском фестивале рок-групп «Кино» показала новую программу, которая чисто психологически немного настороженно воспринималась. Виктору не удалось установить контакт с залом, он чуть-чуть растерялся, и программа в целом не прозвучала, хотя в ней было несколько прекрасных песен. Чего стоят хотя бы «Перемен!» с требовательным и современным припевом:

Перемен требуют наши сердца,

Перемен требуют наши глаза,

В нашем смехе и в наших слезах,

И в пульсации вен –

Перемен, мы ждём перемен!

(Звучит фонограмма одного  куплета и припева.)

3-й ведущий. Они репетировали на квартирах, где получалось; у них не было условий для работы, не было аппаратуры – только инструменты, и это отражалось в первую очередь на качестве. Слушателям приходилось самим представлять, как это должно звучать.

4-й ведущий. О поэтике Цоя следует говорить отдельно. Он один из самых лучших рок-поэтов. Магия недосказанного, которая рождалась от музыки и находила продолжение в музыке.

(Звучит фонограмма «Хочу  быть с тобой».)

2-й ведущий. Со временем тексты Цоя стали заметно лучшими, простейшими, более энергичными. Недаром жюри присудило ему специальный приз за лучшие стихи. А он был по-прежнему строгим к себе.

1-й ведущий. Можно считать себя честным, когда захочется, главное – считают ли тебя честным все остальные. Нам за честность могут простить всё: и недостаточно профессиональную игру, и недостаточно профессиональные стихи. Но когда исчезает честность, нам уже ничего не простят.

(Звучит фонограмма «Прогулка  романтика».)

Диалоги с Виктором Цоем

Вопрос: Существует такой термин – неоромантика. Насколько важная эта приставка для «Кино»?

Ответ: Думаю, что абсолютно не важная. Просто очередной ярлык. Я всегда был романтичным молодым человеком,  но я себя никогда так не называл.

Вопрос: Сталкивались ли когда-нибудь с непринятием вашей музыки?

Ответ: Никогда, хотя в разных местах принимают по-разному. Бывает такое даже на концертах в Москве или Ленинграде, где все хорошо знают мои песни. Но всё равно, когда я выхожу, люди хотят послушать ещё.

Вопрос: Любишь петь на «бис»?

Ответ: Не то чтобы люблю… Просто мне не тяжело.

Вопрос: Что для тебя лучше: полное равнодушие зала или полное непринятие?

 

– 108 –

Ответ: Лучше, когда не нравится. Всё же мне удалось зацепить человека, такой человек сходит на один концерт, на второй и обязательно найдёт нечто своё.

Вопрос: Как ты оцениваешь альбом «Группа крови»?

Ответ: Наверно, он лучше остальных, более актуальный.

Вопрос: Вы сами его написали?

Ответ: Да. Писали в ужасных условиях, на обыкновенные кассеты…

3-й ведущий. Так скромно отвечал Виктор Цой. А журналисты в это время про его писали: «Виктор напоминает остывший метеорит, который вырвался сиз межпланетных просторов в нашу рок-музыку». Метеоритом, не похожим на земные минералы, он и остался.

4-й ведущий. И песни его были честные и высокие. «Высокая в небе звезда зовёт меня в путь». Он всё время стремился вверх – поднимаясь над трусостью и обманом, непостоянством и малодушием… Так и пошёл он этой высокой лестницей – к своим любимым звёздам. Наверно, он шёл слишком быстро, обгоняя самого себя.

(Фрагмент 2-го куплета  песни «Группа крови».)  

2-й ведущий. «Группа крови» – лучший альбом Цоя и один из лучших в отечественной рок-музыке. Мелодии его чудесные по чистоте и совершенности. В голосе Виктора слышится боль и пафос, и загадочность…

3-й ведущий. Весь альбом – как поход «последнего героя» сквозь ночь и звёзды, в чёрном плаще, между землёй и небом. Вот издалека, из хаоса приближается звук гитары, и начинается одна из ослепительных по мелодике и поэтической свободе песня…

(Звучит фонограмма песни  «Группа крови».)

4-й ведущий. Герой пошёл на войну. Сражаться с кем? С бюрократией? С тоталитаризмом? За демократию? Нет. Война более серьёзная. Это война между землёй и небом человеческого духа. И она происходит в нём самом, совершается в каждом человеке. У каждого есть свой выбор: иметь свою тёплую постель и свою доказанную теорему или искать, идти по лужам сквозь тёмную неизвестность ночи. Герой Цоя выбирает второй путь, и всё же, не сумасшествие ли это – отказываться от жизненного благосостояния, лететь куда-то? Поэтому отчаянный крик:

Мама, мы все тяжело больны,

Мама, я знаю, мы все сошли с ума.

(Звучит фонограмма.)

2-й ведущий. Первые пять песен альбома замечательные по глубине и силе показанного в них конфликта. Это вечный конфликт, от него никуда не денешься. Но вот привал. Цой шутит, пародирует:

Тот, кто в пятнадцать лет убежал из дома,

Вряд ли поймёт того, кто учился в спецшколе.

(Звучит фонограмма.)

 

 

– 109 –

3-й ведущий. Но пошутил и хватит. В другой части альбома герой ищет единомышленников, ему необходимо это единство, потому что «дальше действовать будем мы».

(Звучит фонограмма фрагмента  песни «В наших глазах».)

4-й ведущий. Завершает альбом «Легенда». Какая в ней смена настроений! Какая печаль у бойцов, вернувшихся с боя! И всё же Цой находит самые мужественные и необходимые слова:

Смерть стоит того, чтобы жить,

А любовь стоит того, чтобы ждать…

(Звучит фонограмма, а  на экране – портрет Виктора.)

2-й ведущий. Честный парень 28 лет.

3-й ведущий. Гитара-шестиструнка, постоянство чёрного цвета в костюме. Постоянство первого места в различных хит-парадах.

4-й ведущий. Магнитофонные альбомы, пластинки, целые стадионы поклонников.

2-й ведущий. Поэт. Певец. Композитор. Артист, который сыграл в трёх фильмах. Лидер группы «Кино». Звезда по имени Солнце.

3-й ведущий. Таким был Виктор Цой. Сдержанный и немногословный в жизни. С уставшим и твёрдым взглядом.

4-й ведущий. Песни Виктора Цоя помогли не жить – выжить! Они подсказывали, как можно разорвать, казалось, навечно замкнутый круг несправедливости и нелюбви внешнего мира.

2-й ведущий. Как прожить теперь без инъекций жизни, которые делали его песни? Кто будет поддерживать своим творчеством тех, кто разочаровался в жизни?

3-й ведущий. Он. Виктор Цой! Его голос, его песни, память о нём.

Информация о работе Элементы мифореставрации в современной рок-поэтике