Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 20:42, курсовая работа
Русская рок-поэзия сравнительно недавно стала не только объектом внимания социологов, культурологов и музыковедов, но и предметом собственно литературоведческого исследования. Однако ситуация изменялась очень быстро. Если несколько лет назад можно было говорить лишь о разрозненных попытках отдельных исследователей поставить вопрос о возможности академического изучения поэзии русского рока и продемонстрировать это на конкретном материале, то сейчас по проблемам литературоведческого анализа рок-текстов пишутся научные статьи, защищаются диссертации, вышел в свет первый тематический сборник.
Кто любит, тот любим. Кто светел, тот и свят.
Пускай ведет звезда тебя дорогой в дивный сад.
(Б.Гребенщиков)
Лишь только весною тают снега,
И даже у моря есть берега.
Всех нас согреет вера одна,
Кто-то успеет, ты или я? (А. Макаревич)
Истины просты, их надо принять, ими надо жить, ибо они и есть гармония Космоса и личности, они и есть тот талисман, который спасет и сохранит в мире равнодушия и опустошенных душ:
Я не хочу победы любой ценой,
Я никому не хочу ставить ногу на грудь. (В.Цой)
Устремляясь через истину к Космосу, всеобщности, рок-поэты обращаются к библейским мотивам:
А на Христе не спекается кровь,
И гвозди так и не смогли заржаветь,
И как эпилог – все та же любовь,
И как пролог – все та же смерть! (К.Кинчев)
Хотя вопрос Веры и Бога для рок-мироощущения остается открытым, более гармонично признание Ю.Шевчука: "Я – церковь без креста", само же слово "вера" "похоже на нож". Институт Веры для рок-мироощущения весьма важен, это прежде всего вера в торжество Добра как человеческой сущности:
Я верую в светлый разум
И в то, что он добрым будет! (А. Макаревич)
Твердость мироощущению лирического героя придает триада Любовь-Дружество-Духовность, воспринимаемая как некий корпоративный знак, объединяющий людей в своего рода братство ("Золото на голубом" Б.Гребенщикова).
Глубокие философские размышления над смыслом бытия
– 36 –
разворачиваются поэтически как контрастирующие параллелизмы. Добро противопоставлено злу, душевный покой – смятению, философская радость бытия – неверию и отчаянию. И, наконец, за диалектикой добра и зла проступает еще одна грань безрассудства героев рок-поэзии – абсурдность любого конфликта перед лицом Вечности: "Слишком короток век - не прошел бы за спорами весь" (А. Макаревич) [49; с.40].
Определяющим и связующим стержнем философской концепции рок-поэзии является идея движения, составляющая антиномию "покою", "стоянию", "сну", "опустошению". А. Макаревич смысл жизни видит в том, чтобы
Движенья постигая красоту,
Окольного пути не выбирая,
Наметив самый край, пройти по краю,
Переступив запретную черту.
Отсюда - ведущий мотив пути. Путь поколения - это путь максимализма: "Нет смысла идти, если главное – не упасть" (А.Башлачев). Идея движения возникает из ощущения конфронтации с окружающей действительностью. Возникает противопоставление героя окружающей среде, трагический мотив разобщенности, несовместимости и раздвоенности. Окружение героя часто недоброжелательно, враждебно. Это и реальные злость, зависть, мистические флюиды и символическое одиночество Звезды в космическом просторе. Философема диалектики Добра и Зла развивается в идею духовной борьбы (войны), как проявление движения, пути. Лирический субъект уходит на войну, на войну между "землей и небом" человеческого духа. Она происходит в нем самом, она происходит в каждом человеке. У каждого есть выбор: иметь теплый дом, обед и свою доказанную верную теорему или искать, двигаться по лужам вперед сквозь черную неизвестность
ночи [49; с. 40]. Герой В.Цоя ощущает, что "весь мир идет на меня войной"
Земля...
Небо...
Между землей и небом - война,
Пришло время, когда "те, кто молчал, перестали молчать", они "садятся в седло, их уже не догнать". И все же страшно: не безумие ли это - отказываться от покоя. Тема войны развертывается как контраст преодоления ненависти во имя утверждения братства.
Но в дороге много опасностей. Одна из них – возникающее ощущение бессмысленности пути.
...Все дороги сошлись
И отныне ведут в никуда. (А.Романов)
– 37 –
Путь, который предстоит пройти, неизведан и опасен, в интерпретации В.Цоя, К.Кинчева, Б.Гребенщикова он приобретает романтические черты:
Нас вели поводыри-облака
За ступенью ступень, как над пропастью мост,
Порою нас швыряло на дно,
Порой поднимало до самых звезд. (К.Кинчев)
Этот мотив опасного пути, как и мотив "единения", воспринят рок-поэтами от бардов-шестидесятников, однако масштабы движения несоизмеримы с идеей пути предыдущего поколения. И если А.Макаревич прямо связывает пути шестидесятников и рок-поколения:
но выйди за дверь-
как много вокруг забытых дорог,-
то вслед за его скромным предупреждением "не бойтесь поворота" следует потрясающая по масштабам картина войны Вечных Сил:
...я – Солдат Вселенной
В мировой войне Добра и Зла,
И грянул бой на целый белый свет. (А.Романов)
Рок-поэзии присущ космизм. Она пронизана ощущением пространства, расширяющегося до масштабов Вселенной ("образ, открытый миру"). Но все это не самоцель для рок-поэтов, а напряженный духовный поиск, осмысление себя во Вселенной, места человека в мире. Рассматривая общие закономерности развития рок-поэзии, следует говорить о философской концепции рок-поколения как о триединой концепции Пути – Движения – Войны (Конфронтации) [49; с. 41]. В ряде текстов подчеркивается философская сущность идеи Пути:
Так не плачь обо мне, когда
я уйду
Стучаться в двери травы... (Б.Гребенщиков)
Здесь герой идет на поиски гармонии с окружающим миром. Такой путь не только романтичен, но и овеян ореолом святости (символика Звезды):
Но высокая в небе звезда
зовет меня в путь. (В.Цой)
...я стоял и смотрел, как горит звезда
Того, кто ушел в свой путь. (Б.Гребенщиков)
Итак, лирический герой уходит в свой путь, оставляя позади прежнюю привычную и опустошающую жизнь. Возмужав и пройдя сквозь все испытания, герой возвращается. Он стал другим. Атрибуты прошлой жизни (например, "синие джинсы", не модные брюки, но некий атрибут инакомыслия) потеряли былую значимость фетиша:
– 38 –
Мне стали слишком малы
Твои тертые джинсы.
Нас так долго учили
Любить твои запретные плоды.
(В.Бутусов, Д.Умецкий)
В том пути, что проходит рок-герой, остаются незыблемыми три святыни – Дом, Дружба, Любовь, которые в текстах приобретают значение нравственно-философских символов. Чтобы построить новый Дом, герой, чувствуя себя Геростратом, все же идет "поджигать наш дом", в котором разрушены все семейные связи:
В нашей семье каждый делает что-то
Но никто не знает, что же делают рядом.
(И.Кормильцев)
О том же и признание героя В.Цоя:
Я люблю свой дом, но вряд ли
это всерьез.
Разрушение дома уподобляется скорее очищению, нежели уничтожению. В пути героя сопровождает ностальгическое воспоминание о доме и детстве:
Я стучался в свой дом,
В дом, где я лишь вчера до звонка доставал еле-еле,
И дурманил меня сладкий запах
забытых, ушедших времен.
(А.Макаревич)
Возвращение домой логически завершает (или поднимает на следующий уровень спирального пути) путь лирического субъекта:
...мы жили нашу жизнь, мы шли,
Мы возвращались домой, возвращались домой...
(К.Кинчев)
В пути рушатся стены одиночества и непонимания: мечта о друге ("Песня о друге» А. Градского) сменяется уверенной
констатацией: "Мы вместе!" (К.Кинчев). Подобное происходит и с третьим компонентом символической философской триады. Трагически мучительная любовь ("Я хочу быть с тобой" И.Кормильцева) становится простым и универсальным, но единственно необходимым и доступным способом возвращения к себе:
А любовь как метод вернуться домой...
Любовь - дело мастера Бо. (Б.Гребенщиков)
Происходит смена настроения: скорбь и печаль бойцов, возвратившихся с битвы, выражена точно и мужественно в философеме:
Смерть стоит того, чтобы жить,
А любовь стоит того, чтобы ждать... (В.Цой)
– 39 –
Именно в пути происходит еще одно очень важное для эволюции лирического субъекта событие – осознание себя Поэтом. Мотив поэтического творчества оказывается одним из ведущих в рок-поэзии:
Дыханье, задержись!
Я говорю стихами,
Я выясняю – суть
полета нелегка. (А.Градский)
И тишина в объятья нас взяла,
Как будто ждет простого искреннего слова.
(К.Никольский)
Поэты физически ощущают "значенье вышесказанного слова" (А.Макаревич) и признаются, что поэзия – "каторжный труд" (А.Градский). Определяется своя аудитория, свой читатель и свой слушатель:
Я пишу стихи для тех, кто не ждет
Ответов на вопросы дня.
Я пою для тех, кто идет своим путем. (К.Кинчев)
В стихотворении-песне "На жизнь поэтов" А.Башлачев говорит о самом сущностном в поэтической судьбе, в призвании поэта. В тексте поразительно много точнейших определений поэтического творчества, горестное предвидение своей собственной судьбы и судьбы своих стихов:
Дай Бог им пройти семь кругов беспокойного лада,
По чистым листам, где до времени - все по устам.
И даже эти "семь кругов" беспокойного поэтического лада варьируются в песне, обретая очертания символического образа, зыбкого вместилища духа. Мотив Рока, трагической судьбы сопутствует теме поэзии. Этот мотив возник как следствие ощущения конфронтации с окружающим миром, как результат осмысления истории поэтического творчества, как влияние времени.
Это злая судьба,
Если кто-то опять не допел и кого-то хоронят.
Это время ушло,
И ушло навсегда и случайно вернулось ко мне.
(А.Макаревич)
Александр Башлачев ушел из жизни в неполных двадцать восемь;
...судьбою больше любим,
Кто живет по законам другим
И кому умирать молодым. (В.Цой)
Рок-поэт стремится не к официальному признанию, а к тому, чтобы быть понятым. Он часто запределен в своем творчестве. Отчасти он пишет судьбу сам, отчасти под диктовку обстоятельств.
– 40 –
Понять правду творчества, сделать эту правду нужной людям можно только пройдя путь губительный и трагический. Выстраданное люди примут:
Век поэтов мимолетен...
Лишь бы веровать, что где-то через Лету и гранит
Стих Российского поэта чье-то сердце сохранит.
(А.Градский)
Одной из отличительных черт рок-поэзии, воплощающей портрет поколения 70-80-х гг., является отсутствие прямого портрета героя, внешние черты которого несущественны и заменяются символической атрибутикой: джинсы, сигареты, вино, чай, гитары, кухня, подвал, чердак, кочегарка, подворотня как место "обитания" [49; с. 44]:
Сигареты в руках, чай на столе –
Эта схема проста
И больше ничего
Все находится в нас. (В.Цой)
Лишены индивидуальности и приобретают атрибутивность и некоторые внешние детали портрета:
Я такой молодой и такой лохматый. (А.Макаревич)
В глазищах сомненье, тяжелый упрек. (Д.Умецкий)
Отдельные элементы подчеркивают романтический характер героя В.Цоя, например, в стихотворении "Саша":
Саша носит шляпу, в шляпе страусиное перо.
Он хватает шпагу и цепляет прямо на бедро.
Или в "Группе крови":
...Звездная пыль на сапогах…
Облик персонажей, написанных в иронических тонах, также подчеркнут внешней атрибутикой: "Мамина помада, сапоги старшей сестры" ("Восьмиклассница" В.Цоя). Отсутствие внешнего портрета способствует в определенной степени вживлению героя в
"единство", в "мы", приближает его к читателю.
Рок-поэтам небезразлична среда обитания, поэтому пейзаж занимает важное место на страницах рок-поэзии. Особое звучание приобретает урбанистическая тема. Развитие этой темы определяется дуалистическим видением города. Во-первых, городской пейзаж - это серая зарисовка, останавливающая строкой запустение, разорение, распавшуюся связь времен. Он состоит из трамвайных рельсов, шпал, светофоров, сапог, клеток... Это – урбанизированный, милитаристский пейзаж, мир, населенный неодушевленностью, и даже живое сравнимо в нем с мертвым:
Белый снег,
Серый лед
На растрескавшейся земле
– 41 –
Одеялом лоскутным на ней
Город в дорожном пепле.
А над городом плывут облака,
Закрывая небесный свет,
А над городом желтый дым –
Городу две тысячи лет,
Прожитых под светом звезды по имени Солнце.
(В.Цой)
Ближайшие зрительные ассоциации текстам Янки Дягилевой – улицы американских фантастических фильмов, в которых последние уцелевшие люди сражаются с порожденными и уничтожающими все живое киборгами, машинами, режимами [49; с. 45]. Изнанка городской жизни: подворотни, проходные дворы, помойки, свалки – среда обитания "жесткого" героя стихов И.Кормильцева:
На городских помойках воют собаки.
Это мир, в котором ни секунды без драки.
Апокалипсический мотив города-чудовища, душащего человека, в поэзии А.Романова близок урбанистическому пейзажу В.Хлебникова:
Информация о работе Элементы мифореставрации в современной рок-поэтике