Концепция любви в цикле рассказов И. Бунина "Темные аллеи"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 11:02, дипломная работа

Описание работы

Имя И.А. Бунина в русской литературе XX века является знаковым. Поэт, писатель, нобелевский лауреат, по выражению О.Михайлова, Иван-царевич русской литературы. Бунин завершает золотой век отечественной изящной словесности. Его творчество питалось талантами Пушкина, Тургенева, Толстого, Чехова, но в то же время Бунин остается Буниным, мастером слова, именно своего слова [1].
И.А. Бунин – писатель-новатор. Именно он открыл новую страницу в русской литературе – страницу новореализма, ярчайшим образцом которого стали его «Темные аллеи».

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3-8
Глава I. Своеобразие женских образов и особенности изображения любви как чувства в рассказах цикла «Темные аллеи»
1.1. Любовь как сильнейшее человеческое чувство в рассказах цикла «Темные аллеи»…………………………………………………………………..9-19
1.2. Своеобразие женских образов……………………………………19-34
Глава II. Жанровые особенности рассказов цикла «Темные аллеи»…..35-51
Глава III. Новаторство Бунина в содержании и форме цикла рассказов «Темные аллеи»…………………………………………………………………52-68
Заключение………………………………………………………………...69-72
Примечания………………………………………………………………...73-77
Библиография……………………………………………………………...78-81

Файлы: 1 файл

Диплом Концепция любви в цикле рассказов И.А.Бунина.doc

— 393.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………3-8

Глава I. Своеобразие женских образов и особенности изображения любви как чувства в рассказах цикла «Темные аллеи»

    1. Любовь как сильнейшее человеческое чувство в рассказах цикла         «Темные аллеи»…………………………………………………………………..9-19
    2. Своеобразие женских образов……………………………………19-34

Глава II. Жанровые особенности рассказов цикла «Темные аллеи»…..35-51

Глава III. Новаторство Бунина в содержании и форме цикла рассказов «Темные аллеи»…………………………………………………………………52-68

Заключение………………………………………………………………...69-72

Примечания………………………………………………………………...73-77

Библиография……………………………………………………………...78-81

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Имя И.А. Бунина в русской литературе XX века является знаковым. Поэт, писатель, нобелевский лауреат, по выражению О.Михайлова, Иван-царевич русской литературы. Бунин завершает золотой век отечественной изящной словесности. Его творчество питалось талантами Пушкина, Тургенева, Толстого, Чехова, но в то же время Бунин остается Буниным, мастером слова, именно своего слова [1]. 

И.А. Бунин – писатель-новатор. Именно он открыл новую страницу в русской литературе – страницу новореализма, ярчайшим образцом которого стали его «Темные аллеи».

Этот цикл – любимое творение И. Бунина, по признанию самого мастера, своеобразный итог всей его жизни. Книга, в которой он в полной мере раскрылся как писатель, философ, стилист, виртуозно владеющий языком. Именно «Темные аллеи» в ряду других произведений великого писателя дают наиболее полное представление о И. Бунине как о человеке, который жил, любил, страдал, творил.

Из статьи Ф.А. Степуна «И.А. Бунин и русская литература»: «Любовь,– пишет Степун, – субстанция судьбы. Судьба – целостность и единство человеческой жизни, от рождения до смерти» [2].

По сути своей  эта фраза есть философское определение, характеристика художественного мира Бунина.

Осмысление  «целостности и единства человеческой жизни», смысла и цели существования  главные темы бунинского творчества. Его художественный мир – непостижимая для разума реальность, где все взаимосвязано: счастье и страдание, любовь и ненависть, прекрасное и безобразное, высокое и низменное, святое и греховное, жизнь и смерть во всех их проявлениях. Эта непостижимость для Бунина заключается в невозможности соединить  в сознании все противоречия окружающего мира, все его трагическое и прекрасное – два начала, составляющие основу его творчества периода эмиграции. Они присутствуют всегда: и в лирическом слове художника, и в страстном слове публициста. Но именно в «Темных аллеях» трагизм мировосприятия и восхищенное отношение к прекрасному выражены во всей своей полноте. Об этом Бунин писал своему давнему другу Телешову 1 апреля 1947 года: «…В общем, она говорит о трагическом и многом нежном и прекрасном, – думаю, что это самое лучшее и самое оригинальное, что я написал в жизни…» [3].

В «Темных аллеях», как, впрочем, и во всех писаниях Бунина, нет ничего лишнего, ненужного, нет  отвлеченных от жизни разглагольствований  и умозрительных допущений. Он пишет  лишь о том, что хорошо знает, что созвучно состоянию его души. Все сюжеты новелл – вымысел, но вымысел этот воспринимается как некогда происходившее, реальное. Бунинский вымысел-реальность есть реальность чувств, переживаний, впечатлений и размышлений, свойственных человеку, реальность жизненных ситуаций, тем более что сам он не приемлет того, что «несвязанно с жизнью». В первую же очередь – это отражение его мировосприятия и миропонимания, – его чувств.

Однажды Бунин  сказал: «Нет, мучительно мне жить на свете! Все меня мучает своей прелестью!» [4].

Г. Кузнецова, долгое время жившая в семье писателя, рассказывает: «…Шли по парку, полному  пальм, кактусов самой разнообразной  формы, похожих то на гигантских инфузорий, то на пресмыкающихся, то на толстые  зеленые подошвы, утыканные иглами. Восхищались великолепными агавами, имеющими форму громадных роз или тюльпанов зеленого цвета. Я остановила И.А. у кустов мелких красных роз, свисавших сверху гибкими ветками. Он посмотрел и сказал: «Нет, в моей натуре есть что-то гениальное. Я, например, всю жизнь отстранялся от любви к цветам. Чувствовал, что если поддамся, буду мучеником. Ведь я просто взгляну на них и уже страдаю: что мне делать с их нежной, прелестной красотой? Что сказать о них? Ничего ведь все равно не выразишь! И, чуя это душа сама отстраняется, у нее, как у этого кактуса, есть какие-то свои шупальцы: она ловит то, что ей надо, и отстраняется от того, что бесполезно» [5].

Для него любовь – это и приобщение ко всей красоте  и ко всем сложностям мира. Для него – ночи, дни, небо, беспредельный шум океана, книги и размышления – одним словом, это все, что существует вокруг [6].

13 ноября 1937 года Бунин написал новеллу «Кавказ», которой суждено было стать началом обширного, включающему, по окончательному замыслу автора, свыше сорока названий цикла рассказов «Темные аллеи». «Темные аллеи» стали последней бунинской беллетристической книгой. Над этим циклом писатель работал с перерывами почти двенадцать лет, но подавляющее большинство рассказов цикла было написано им в годы второй мировой войны, когда, покинув занятый немецкой армией Париж, он поселился на юге Франции – в Грассе и безвыездно жил там до разгрома гитлеровской Германии». Уже в голодном Грассе он записывает:

«Живу, конечно, очень и очень плохо, – одиночество, голод, холод и страшная бедность – все, что осталось от премии блокировано, и все отношения с моими издателями теперь уже совершенно прерваны. Вера Николаевна пережила тяжелую болезнь (язва желудка), худа до ужаса, мое здоровье тоже надломилось… Дни протекают в великом однообразии, в слабости и безделии. Года полтора тому назад написал в очень короткий срок целую книгу новых рассказов, теперь только изредка берусь за перо – руки отваливаются: зачем и для кого писать?» (в ночь с 8 на 9 мая 1944 г.)

«Час ночи. Встал из-за стола – осталось дописать  несколько строк «Чистого понедельника». <…> Господи, продли мои силы для моей одинокой, бедной жизни в этой красоте и в работе!» [7].

Только творчество в этих условиях спасало Бунина, давало возможность уйти от ужаса  войны «в другой мир, где не льется кровь, где не сжигают живьем».

Более восьми лет  – с 1937 по 1945 год – писатель работал  над книгой «Темные аллеи». Особенно интенсивной была работа Бунина над рассказами цикла в начале и в конце войны. Так, в сентябре – октябре 1940 года им было написано 13 рассказов, столько же было создано весной – летом 1944 года [8].

В изображении  любви Бунин был романтическим  поэтом. То, что он изгонял из своих  стихов – напряженность и полет  чувства, восторг и отчаяние страсти, – расцветает в его рассказах. Можно перечитать их подряд и не встретить любви рассудочной, любви легкой, скучной, так же как и любви долгой. Эротика у Бунина откровенная, даже изысканная, но всегда предельно эмоциональная.

Это и стало  камнем преткновения, препятствующим изданию книги «Темные аллеи». За невозможностью издать ее во Франции в годы войны Бунин отправлял рукописи М.А. Алданову в Америку. Марк Александрович предупреждает Бунина о строгости нравственной цензуры в США, на что тот недоумевает: «…я послал Вам книгу и в этом смысле на всякий случай. На всякий случай посылаю Вам и список тех поправок и сокращений, смягчений (ежели кажется в них крайняя необходимость), кои будьте добры внесите в мои рассказы, если им будет суждено «появиться в свет». Если что-нибудь напечатаете, молю Вас о редакторской смелости, – если кто будет меня ругать, черт с ним» (письмо от 6 мая 1941). ( Переписка И. Бунина с М. Алдановым. Новый Журнал. 1983.)

В 1943 г. в Америке  выходит первое издание книги, в  которое вошло одиннадцать самых целомудренных рассказов, о чем Алданов пишет Бунину 23 марта 1945 года: «Прежде всего «Темные аллеи».<…> Они были изданы. Но … могу Вас уверить – мы спросили адвоката – некоторые Ваши рассказы не могут быть здесь напечатаны: на издание был бы немедленно наложен арест с преследованием. Поверьте. Я не шучу». (Переписка И. Бунина с М. Алдановым. Новый Журнал. 1983.) [9].

В 1946 г. в Париже вышло полное издание «Темных аллей». В небольшой заметке в разделе «Библиография» «Нового Журнала» В. Александрова писала: «Темные аллеи» включают 38 рассказов, написанных Буниным между 1937 и 1944 годом. Десять из них четыре года назад вышли отдельной книгой под одноименным названием в Нью-Йорке (Изд. «Новая земля»), большая часть остальных была напечатана в разных журналах, частью в Париже, частью в Нью-Йорке. Но есть в нынешнем издании «Темных аллей» и рассказы, появляющиеся в печати впервые. Таковы: «Антигона», «Смарагд», «Волки», «Начало», «Визитные карточки», «Кума», «Камарг», «Сто рупий», «Часовня» [10].

Бунина-художника всегда интересовало сокровенное в человеке, тайное-тайных его души, полнее всего проявляющееся в отношении к вечным проблемам бытия. Калейдоскоп трагических событий, свидетелем которых был современный читатель, в нем самом обострил интерес к вечному.

Все рассказы сборника от «Темных  аллей» до «Часовни» посвящены одной  теме – любви. Чувство это в  восприятии Бунина – бесконечно сложнее  заглавия сборника.

При всем богатстве запечатленных  в рассказах сборника оттенков любви: от безумного – животного влечения сына дьякона к дурочке («Дурочка»), до мерцающей зеленой звездочки «Позднего часа» – одна черта преобладает в ней. Есть в чувстве любви что-то от непреодолимой силы стихии, и не каждому дано вместить ее.

 Книга была принята  неоднозначно. Одни современники Бунина восхищались ею, кого-то она смущала своим эротизмом. Так, Г. Адамовича, А. Твардовского, Ф. Степуна «Темные аллеи» поразили своей оригинальностью, натуралистической «пряностью», пылкостью и силой чувств, а историк М.М. Карпович, бывший секретарь редакции «Современных записок», М.В. Вишняк, прозаик Г.Д. Гребенщиков говорили о «падении» старого писателя, отмечая, что от «гордого олимпийца из орловских дворян» стало разить «растлевающим духом». Бунин же все обвинения в «потворстве низким инстинктам» и во фривольности описания любовных сцен решительно отвергал, обращая внимание, прежде всего, на трагизм всех произведений цикла. Действительно, любой, даже крошечный рассказ книги – о любви, но о любви трагической. Так, пожалуй, об этом чувстве до Бунина еще никто не писал. И вообще, «занятая разрешением философско-нравственных проблем, – отмечает О. Михайлов – русская литература как бы стыдилась долгое время уделять исключительное внимание любви или даже отвергала ее как недостойный «соблазн». Бунин для всех открыл эту таинственную область, посвятив ей целую книгу. Причем тихое любовное счастье, равно как и драма, растворенная в обыденности, отвергаются писателем. Любовь у Бунина – «легкое дыхание», готовое исчезнуть через мгновение, – появляется в «минуты роковые». Это награда самых достойных. Это короткая вспышка, озаряющая жизни влюбленных и в то же время приводящая их к той «критической» грани, за которой – небытие. Именно здесь, в последней своей книге И.А. Бунин раскрылся полностью. Именно в нее он вложил всего себя, все свое мастерство, весь свой талант. И именно в ней проявился величайший писатель, тонко чувствующий слово, виртуозно владеющий им [11].

О книге рассказов «Темные  аллеи» Г. Адамович справедливо писал: «Всякая любовь – великое счастье, «дар богов», даже если она и не разделена. Оттого от книги Бунина веет счастьем, оттого она проникнута благодарностью к жизни, к миру, в котором, при всех его несовершенствах, счастье это бывает» [12].

Объект исследования – цикл рассказов И.А. Бунина «Темные аллеи».

Предмет исследования – особенности понимания и воплощения концепции любви в цикле рассказов И.А. Бунина

Цель  дипломной работы – раскрыть особенности концепции любви и художественные приемы ее воплощения в бунинском цикле рассказов «Темные аллеи».

Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:

– выявить специфику мировосприятия и творчества И. Бунина в эмигрантский период его жизни;

– рассмотреть особенности изображения любви как чувства в цикле рассказов «Темные аллеи»;

–   раскрыть жанровое своеобразие произведений, входящих в цикл;

– определить основные художественные приемы, используемые писателем для раскрытия концепции любви в цикле рассказов.

ГЛАВА I. СВОЕОБРАЗИЕ ЖЕНСКИХ ОБРАЗОВ И ОСОБЕННОСТИ ИЗОБРАЖЕНИЯ ЛЮБВИ КАК ЧУВСТВА В РАССКАЗАХ ЦИКЛА «ТЕМНЫЕ АЛЛЕИ»

1.1.Любовь как сильнейшее человеческое чувство в рассказах цикла «Темные аллеи»

Бунин много  писал о любви, ее трагедиях и  редких мгновениях настоящего счастья. Эти произведения отмечены необыкновенной поэтизацией человеческого чувства, в них раскрылось чудесное дарование писателя, его способность проникать в интимные глубины сердца с их неизведанными и непознанными законами. Для Бунина в истинной любви есть нечто общее с вечной красотой природы, поэтому прекрасно только такое чувство любви, которое естественно, не ложно, не выдумано. Для него любовь и существование без нее – две враждебные жизни, и если погибает любовь, то другая жизнь уже не нужна [1].

Возвышая любовь, Бунин не скрывает, что она приносит не только радость счастья, но и очень часто таит в себе муки, горе, разочарование, смерть. Вот почему писатель соединил в своем творчестве самое прекрасное и самое страшное – любовь и смерть. В одном из писем он сам объяснил именно этот мотив в своем творчестве, и не просто объяснил, а убедительно доказывал: «Неужели, вы еще не знаете, что любовь и смерть связаны неразрывно? Каждый раз, когда я переживал любовную катастрофу, а их, этих любовных катастроф, было немало в моей жизни, вернее, почти каждая моя любовь была катастрофой – я был близок к самоубийству». В рассказах о любви И. А. Бунин утверждал истинные, духовные ценности, красоту и величие человека, способного на большое самоотверженное чувство, рисовал любовь как чувство высокое, идеальное, прекрасное, несмотря на то, что она несет не только радость и счастье, но чаще – горе, страдания, смерть.

Разноплановая галерея «ликов любви» и женских образов изображена в итоговом сборнике рассказов «Темные аллеи». Рождение этой книги явилось для Бунина подтверждением той великой, Божественной силы искусства, которая способна противостоять самым тяжким потрясениям современности: «Декамерон» написан был во время чумы. «Темные аллеи» в годы Гитлера и Сталина, когда они старались пожирать один другого», – такова надпись, сделанная автором на издании сборника в 1950 г. [2].

Информация о работе Концепция любви в цикле рассказов И. Бунина "Темные аллеи"