Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 11:02, дипломная работа
Имя И.А. Бунина в русской литературе XX века является знаковым. Поэт, писатель, нобелевский лауреат, по выражению О.Михайлова, Иван-царевич русской литературы. Бунин завершает золотой век отечественной изящной словесности. Его творчество питалось талантами Пушкина, Тургенева, Толстого, Чехова, но в то же время Бунин остается Буниным, мастером слова, именно своего слова [1].
И.А. Бунин – писатель-новатор. Именно он открыл новую страницу в русской литературе – страницу новореализма, ярчайшим образцом которого стали его «Темные аллеи».
Введение………………………………………………………………………3-8
Глава I. Своеобразие женских образов и особенности изображения любви как чувства в рассказах цикла «Темные аллеи»
1.1. Любовь как сильнейшее человеческое чувство в рассказах цикла «Темные аллеи»…………………………………………………………………..9-19
1.2. Своеобразие женских образов……………………………………19-34
Глава II. Жанровые особенности рассказов цикла «Темные аллеи»…..35-51
Глава III. Новаторство Бунина в содержании и форме цикла рассказов «Темные аллеи»…………………………………………………………………52-68
Заключение………………………………………………………………...69-72
Примечания………………………………………………………………...73-77
Библиография……………………………………………………………...78-81
7.Трагизм подчеркивается цветовой символикой рассказов. Преобладающим здесь является черный цвет: «зловещие в своей густой черноте волосы» – «черные, как бархатный уголь...» – «крупная черная вязь» – «черные кафтаны» – «перед черной доской иконы Богородицы» – («Чистый понедельник»), «...черный фрак» – «платье черного атласу» – «гривы черных битюгов» – («Ворон»); «черные сучья» – «на черном небе» – («Холодная осень»); «течет черной смолой» – «черно-багровые клубы дыма» – «чернота ветвей» – «черные кружева» – «черные глаза» – «траурный покров» – «...угольные рогатые попоны» – («Поздний час»); «черные колеи дорог» – «смоляная борода» – «темные глаза» – «темноволосая» – «...с темным пушком» – «черная юбка» – («Темные аллеи») [15].
В рассказах И.А.Бунина на фоне общей поликрасочной палитры четко доминируют два цвета: черный и белый (в контексте – бледный – «слабоокрашенный»). Цветовые эпитеты в цикле «Темные аллеи» играют определенную смысловую функцию. Они служат для характеристики героев, положительной или отрицательной, передают эмоциональное отношение автора к описываемому.
Цветовой эпитет часто употребляется в метафорическом значении, чем и подчеркивается его символика. Создавая образ героя, И.А.Бунин пишет: «Теперь она, вместе с Иваном Лукичом, нашим бывшим дворовым, седым до зелени стариком с большими лопатками, служила мне. Вид она имела еще полудетский маленькая, худенькая, черноволосая, с ничего не выражающими глазами цвета сажи, загадочно молчаливая, будто ко всему безучастная и настолько вся темная тонкой кожей, что отец когда-то говорил: «Вот верно, такая была Агарь»(«Натали»). Здесь автор прилагательное «черный» заменяет другим сочетанием «цвет сажи», что придает некий романтический оттенок повествованию.
При создании отрицательных образов И.А.Бунин использует мрачные цвета: «Невысокий, плотный, немного сутулый, грубо-черноволосый, темный длинным бритым лицом, большеносый, был он и впрямь совершенный ворон...» («Ворон»).
Положительные образы, наоборот, постоянно изображаются светлыми красками или же имеют прозрачный вид. «Не успел отворить, как она вошла и обняла его вся холодная и нежно-душистая, в беличьей шубке, в беличьей шапочке во всей свежести своих шестнадцати лет, мороза, раскрасневшегося личика и ярких зеленых глаз» («Генрих»). «Я отошел и поспешно опустил глаза, увидав ее ноги сквозь просвечивающий на солнце подол юбки и тонкие, крепкие, породистые щиколотки в сером прозрачном чулке» («Натали»).
Общеизвестна роль описаний (особенно пейзажей, хотя отнюдь не только пейзажей) в бунинской прозе. «Ступеньки, погруженные в воду, мокрые, холодные и скользкие от противного зеленого бархата слизи», «темно-красный бархат» розы, который «к вечеру ... стал вялым и лиловым», «ровный и от этой млечности матовый небосклон» – эти и подобные фразы не суть необязательные украшения, но носители художественного смысла. Поэт и критик Г.Адамович писал о Бунине, что его мир (мир, а не герои) существует как будто бы до грехопадения – и это очень точно. Мир Бунина благодатен, потому что увиден с любовью – а мы уже знаем, что несчастной любви не бывает. Именно поэтому Бунин столь чувствителен ко всем чувственным приметам мира – зрительным, слуховым, вкусовым, обонятельным, осязательным – и все они для него «хороши весьма». Даже тот самый «противный зеленый бархат слизи» герой представляет с восторгом - а автор описывает с удовольствием [16].
Любовная поэтика Бунина – страстная, чувственная, насыщенная жаждой любви и всегда исполнена трагизма, несбывшихся надежд, воспоминаний о былой юности и ушедшей любви. У Бунина надо учиться, как проникновенно, на самой высокой эмоциональной волне выражать самое необыкновенное и прекрасное чувство человека. Бунин не интригует сложным сюжетом, он пробуждает чувства лирическим монологом, исповедью. То, о чем он тоскует, давно стало историей, а то, как он умеет выразить чувство, – это наше нетленное духовное богатство. Эта грань духовного – незыблемость и вечность России [17].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Цикл рассказов «Тёмные аллеи» занимает одно из существенных мест в творчестве И.А. Бунина. Работая над циклом в течение многих лет, Иван Алексеевич уже на закате своего творческого пути признался, что считает его «самым совершенным по мастерству». Отличительной особенностью цикла рассказов «Тёмные аллеи» является оригинальная концепция любви. Любовь для Бунина – величайшее счастье, дарованное человеку. Но над ней вечно висит рок. Герои хотят обрести счастье рядом с любимым человеком, но судьба разбивает их хрупкие надежды. Любовь всегда связана с трагизмом, счастливого финала у настоящей любви не бывает, потому что за мгновения счастья человеку приходится платить. Во многих рассказах цикла писатель стремится понять внутреннюю природу любви и приходит к выводу, что полное счастье может дать только сочетание духовной и физической близости. Он никогда не был сторонником платонического чувства, понимая, что в основе любви лежит инстинкт.
Человек в произведениях А.И. Бунина находится в замкнутом кругу обыденности, пошлости и тоски. Лишь изредка улыбается ему счастье, а потом уходит навсегда. Герои произведений писателя обостренно чувствуют прекрасное, но никогда при этом не вступают в борьбу за него. Философия бунинских героев основана на ощущении невозможности изменить что-либо в жизни, а потому они лишь жадно ловят мгновения счастья, страдают, если оно проходит мимо, но никогда за него не борются. По мысли писателя, человечеству отпущено лишь ограниченное количество счастья, а потому то, что дается одному, отнимается у другого. Человек умирает не в состоянии аффекта, а потому, что свою долю счастья в жизни он уже получил и жить ему больше незачем [1].
Концепция любви во многих рассказах цикла «Тёмные аллеи» раскрывается, в большей мере, на основе женских образов. Образ женщины - вот та притягательная сила, которая постоянно влечет Бунина. Женщина рождает поэта: мечта о ней, очарование ею, увлечение, изучение (потому что каждая есть тайна), влюблённость, волнения, ожидания, ревность, обладание, наслаждение – да какая еще страсть человеческая сравнима с этим. Мужские характеры менее разработаны, подчас лишь намечены. Гораздо нужнее для писателя разобраться, какие чувства испытывают эти мужчины, что толкает их к женщинам, почему они любят их. Больше всего автора интересует тайна Женщины, загадка Вечной Женственности (если воспользоваться фразеологией столь не любимых Буниным символистов). Женских типов в книге «Темные аллеи» множество и каждый по-своему интересен и неповторим. Здесь и преданные любимому до гроба «простые души» – Степа и Таня (в одноименных рассказах); и изломанные, экстравагантные, по-современному смелые «дочери века» («Муза», «Антигона»); рано созревшие, не в силах справиться с собственной «природой» девочки в рассказах «Зойка и Валерия», «Натали»; женщины необычайной душевной красоты, способные одарить несказанным счастьем и сами полюбившие на всю жизнь (Руся, Генрих, Натали в одноименных рассказах); проститутки – наглая и пошлая («Барышня Клара»), наивная и ребячливая («Мадрид») и множество других типов и характеров, и каждый – живой, сразу запечатлевающийся в сознании.
Необычна – при всей внешней традиционности – жанровая структура книги. Условно все входящие в «Темные аллеи» тексты относятся к малому эпическому жанру. Чаще всего их определяют как рассказы. Но более пристальное рассмотрение показывает, что внутри сборника Бунин выстраивает, создает свою жанровую систему. Простейший жанр «Темных аллей» – случай, этюд, анекдот («Красавица», «Дурочка», «Смарагд», «Гость», «Волки», «Камарг», «Сто рупий»). Объем такого текста – от неполной страницы до полутора страниц. Следующая жанровая форма в «Темных аллеях» может быть обозначена как сцена (по аналогии с распространенной в конце девятнадцатого века повествовательной «сценкой»). Их в сборнике четырнадцать, в том числе заглавные «Темные аллеи», «Степа», «Визитные карточки», «Барышня Клара», «Качели». Объем сцены – от двух до семи страниц (самый частый – четыре-пять). В книге есть текст с жанровым заглавием – «Баллада». В очередной жанровой вариации рассказа, Бунин обращается к стилизации, к сказу, причем от лица персонажей-дублей – старичков-странников. Замыкает каноническое издание книги лирический рассказ «Часовня» (неполная страница текста).
В создании этого цикла Бунин выступает как новатор не только в содержании, но и в форме. Анализируя художественное своеобразие рассказов цикла «Темные аллеи», можно выделить следующие особенности:
1.Двуплановость рассказов.
Второй план отчетливо прослеживается в рассказах « Холодная осень» (трагедия человека, потерявшего родину): «Чистый понедельник» (неразрывная связь с прошлым своей родины).
2.Использование автором такого
композиционного приема, как
обращение героев к прошлому из настоящего.
Этот прием позволяет
раскрыть Бунину любовь, прерванную каким-либо
неожиданным
обстоятельством. «Темные аллеи» – Надежда
и Николай Алексеевич
встречаются в настоящем и вспоминают
прошлое: «Сколько лет мы не
виделись? Лет тридцать!»; «Холодная осень»
– героиня, проживя целую
жизнь, вспоминает своего жениха, погибшего
на войне.
3.Общим в сюжетах рассказов является
мотив дороги, пути –
«Холодная осень»: «В сентябре он приехал
к нам всего на сутки –
проститься перед отъездом на фронт...Утром
он уехал....»; «Темные аллеи»: «...на одной
из больших тульских дорог...поехали дальше...» [2].
4.Тональность и словесная мелодия
рассказов органически
вплетает в себя фантастические элементы
(«Ворон», «Чистый
понедельник», «Поздний час»).
5.Картины пейзажа в рассказах
Бунина далеки от обыденности,
от серой заурядности, они выступают в
роли активно действующего
компонента повествования (психологический
параллелизм), например в
рассказах «Чистый понедельник», «Холодная
осень».
6.Знаковое использование в
рассказах Бунина религиозных
символов. «Новодевичий монастырь», «...диаконы
с рипидами и
трикириями...», «...славно поют там стихиры!..»
(«Чистый
понедельник»); «...золотой образок, который
носили на войне ее отец и
дед...» («Холодная осень»); «...рубиновый
крестик... у нее на шейке...»
(«Ворон»).
7.Трагизм подчеркивается цветовой символикой рассказов.
Особенно это ярко проявилось в рассказах «Чистый понедельник», «Ворон», «Холодная осень», «Темные аллеи».
Таким образом, цикл «Тёмные аллеи» представляет собой не просто сборник рассказов о любви, это творческое «завещание» Бунина, в котором отразилась его концепция любви, особенность взглядов на роль женщины.
ПРИМЕЧАНИЯ
Введение
Глава I.
Глава II.
Глава III.
Информация о работе Концепция любви в цикле рассказов И. Бунина "Темные аллеи"