Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 17:42, курсовая работа
Цель работы: выявить социокультурные взгляды Ф.М. Достоевского Поэтому были поставлены следующие задачи:
-рассмотреть социальную ситуацию в России в предреформенный период;
-рассмотреть основные проблемы обсуждения русской интеллигенции 19 века;
-рассмотреть истоки формирования Ф.М. Достоевского как писателя;
-выявить точку зрения Ф.М. Достоевского на основные культурологические проблемы по его произведениям.
Глава 1 Общественная мысль в предреформенной России.
&1 Спор «славянофильство – западничество - евразийство» как Проблема выбора культурной модели в русской общественной мысли середины – конца 19века.
&2 проблема роли интеллигенции в судьбе России.
Глава 2 Социокультурные идеи в творчестве Ф.М.Достоевского.
&1 Формирования Достоевского Ф.М. - писателя
&2 «Главные русские вопросы» в произведениях Достоевского Ф.М.
- идея «справедливого» общество «золотой век» - «Сон смешного человека») – как проблема выбора «Российского пути»
«тварь дрожащая» или «право имею» (тиран или жертва) – идеальный социотип – поиск совершенного человека («Кроткая»)
альтернатива (доброе общество + «христианский человек»)
Список литературы
Здесь
острота анализа достигает
§2. «Главные русские вопросы» в произведениях Достоевского Ф.М.
- идея «справедливого» общество «золотой век» - «Сон смешного человека») – как проблема выбора «Российского пути»
Достоевский в своих произведениях широким жестом как будто обнимает Россию и ищет пути, пути от бунта и безверия, раскольничества и карамазовщины.
Достоевский ищет пути спасения России, в чем, кто этот спаситель? Князь Христос? Достоевский делает ставку на Мышкина, но чернь, грязь-все-это приводит лишь к безумию «овцы бедной». В романе «Идиот» Достоевский предлагает несколько концепций, несколько вопросов именно духовного спасения человека, именно русского человека, ведь недаром князь Мышкин, возвращается в Россию и лакею в дворницкой говорит: «Я про наши (суды) много хорошего слышал. Вот опять у нас смертной казни нет». И в этом разговоре в лакейской вся духовность князя, отрицающего убийство по приговору, и тут опять голос самого Достоевского когда –то приговоренного к смертной казни, «не убий», повторяет князь Христос. Гуманизм, сострадание, жалость- вот спасение. В своем разговоре с Рогожиным Мышкин говорит: «Я ее (Настасью Филипповну) не любовью люблю, а жалостью»79. Именно поэтому так ненавистен и так любим Мышкин всеми героями романа. Выше перечисленные качества гуманизм, жалость, сострадание – все это одно из составляющих православной религии: «Сущность христианства- раскаяние. Религиозное чувство не подходит под аскетизм»80.
Противоположно
Мышкину понятие «
Возможно ли «заставить» людей быть счастливыми, решив за них – что нужно и что не нужно им для счастья? Об этом Достоевский размышляет в философии интродукции к знаменитому роману – «Великий инквизитор».
«Легенда о Великом
Здесь читатель имеет право задать себе, по крайней мере, два вопроса: кто такие эти «русские мальчики» и что же это за «время», с каких пор начинается его отсчет (т.е. с каких пор русских мальчиков мучают мировые вопросы)? «Русские мальчики» - это не просто возрастная категория. У Достоевского русскими мальчиками оказываются и юный Алеша, и группа гимназистов младшего класса во главе с Колей Красоткиным, и сам «мыслитель» Иван Карамазов. «Русский мальчик» является определенным не только психологическим, но и философским, и историческим типом. Этому типу есть даже определение: «Суть в стремлении «я» к бесконечно удаленному от «я», к тому, чего «и не увидеть», о чем «и не услышать». Суть - в этом деле; вернее - в этом характерном «безделье». «Бродит-бродит человек и сочиняет легенды», - читаем у В.В. Розанова. «Пушкинскую речь» Розанов представляет как гимн вечному «русскому мальчику»83: для Достоевского Алеко - «несчастный скиталец в родной земле»84, «исторический русский страдалец»85.
Что
в русской философии
Сюжет поэмы, и поставленные в ней проблемы, и даже сам способ их постановки - не оригинальное «изобретение» Достоевского. Сюжетная интрига, положенная Достоевским в основание поэмы, известна с давних времен - это так называемый «бродячий сюжет».
Идейные
основания «Легенды»
На образе Ивана сходятся все смысловые линии романа, он является его философским центром, а также самой яркой «философской точкой» в творчестве Достоевского. «Мировая душа» Ивана Карамазова способна вместить диалектического героя кантовских антиномий, романтическую личность, типичного «русского мальчика» и еще множество культурно-исторических ипостасей человеческой души. Триптих: Иван Карамазов, черт и Великий Инквизитор. В самой поэме черта нет. Но, тем не менее, между чертом в романе и Великим Инквизитором существует тесная связь. По меткому замечанию Бахтина, «Черт - это Великий инквизитор, разоблаченный от своих поэтических одежд. Он, как и полагается всякому черту, скептик, но страшно приниженный». «Легенда о Великом Инквизиторе» и кошмар Ивана Карамазова - два фокуса романа. При этом и Инквизитор, и черт в роман входят через Ивана: первый - как плод его рациональной фантазии, второй - помимо его воли, как порождение нездорового разума. Кроме того, по воле автора Инквизитор и черт незримо присутствуют на протяжении всего романа. Это некто третий, он, призрак - прямого указания нет, только полунамеки. Черт оказывается философом. Иван без труда узнает в его философии и смердяковскую, и свою собственную. Черт, как и Смердяков, дразнит Ивана, паясничает, строит из себя шута. Иван так же, как в свое время Смердякова, презрительно называет его «ослом», «лакеем», «дураком» и «мерзавцем». И все же вынужден признать, что он совсем «не глуп». Смердяков и черт неотделимы от Ивана. Итак, черт (он же Смердяков) «не так глуп», а очень даже умен. Как буквально доказывает в своей работе Голосовкер, черт - это окарикатуренный Антитезис антиномий Канта. Иван Карамазов таким образом - не просто герой романа, но в то же время «диалектический герой кантовских антиномий». Иван Карамазов - «человек-с-идеей» - кроме того, что он отдельная личность, является еще и суммой различных слагаемых: в нем мы узнаем и Великого Инквизитора, и Смердякова, и Лизу Хохлакову, и Ракитина, и черта, и Колю Красоткина. Все эти герои в той или иной степени (частично, искаженно, гипертрофированно и т.д.) являются воплощением Антитезиса Канта, т.е. формулы «Все позволено, раз Бога и бессмертия нет». Голосовкер убежден, что роман «братья Карамазовы» - это ответ Канту и его «Критике чистого разума». У мыслителя не вызывает сомнения тот факт, что Достоевский не только хорошо был знаком с «Критикой» Канта, но и сделал его Антитезис «символом всего того, против чего боролся - и в себе самом, и с противниками».
Победа над Антитезисом невозможна без Тезиса. Тезис стоит на бессмертии, свободе и Боге, Антитезис - на естественной необходимости, пустоте, бесконечности и уничтожении. Однако практически все герои, имеющие человеческую природу, носят в себе как Тезис, так и Антитезис. Наиболее наглядно мы видим это в Иване Карамазове; ведь не случайно он не просто выражает тезис, но мучается им. Как будет мучаться им всякий, кто имеет не просто «обыкновенный рассудок». Иван обнаруживает свое кантианство в разговоре с Алешей: не как олицетворенный Антитезис Иван заявляет, что в силу своего земного, эвклидовского ума решать вопросы «не от мира сего», т.е. о Боге и бессмертии, он не может. «Итак, - пишет Голосовкер, - Иван Федорович в точности повторил Канта, лексиконом Достоевского, о непознаваемости и непонимании для рассудка умопостигаемого мира, т.е. космологических идей Тезиса, став в данном случае вместе с Кантом на опасную позицию теоретического агностицизма, как бы этого сам Кант ни отрицал». 88
Информация о работе Культура и человек в творчестве Ф.М.Достоевского