Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 17:42, курсовая работа
Цель работы: выявить социокультурные взгляды Ф.М. Достоевского Поэтому были поставлены следующие задачи:
-рассмотреть социальную ситуацию в России в предреформенный период;
-рассмотреть основные проблемы обсуждения русской интеллигенции 19 века;
-рассмотреть истоки формирования Ф.М. Достоевского как писателя;
-выявить точку зрения Ф.М. Достоевского на основные культурологические проблемы по его произведениям.
Глава 1 Общественная мысль в предреформенной России.
&1 Спор «славянофильство – западничество - евразийство» как Проблема выбора культурной модели в русской общественной мысли середины – конца 19века.
&2 проблема роли интеллигенции в судьбе России.
Глава 2 Социокультурные идеи в творчестве Ф.М.Достоевского.
&1 Формирования Достоевского Ф.М. - писателя
&2 «Главные русские вопросы» в произведениях Достоевского Ф.М.
- идея «справедливого» общество «золотой век» - «Сон смешного человека») – как проблема выбора «Российского пути»
«тварь дрожащая» или «право имею» (тиран или жертва) – идеальный социотип – поиск совершенного человека («Кроткая»)
альтернатива (доброе общество + «христианский человек»)
Список литературы
В.
В. Зеньковский выступает против
наивной позиции
Основные вопросы «Легенды» - о свободе, теодицее, (особенность философствования этого круга – проблеме справедливости или несправедливости мира и общества не может решаться вне религиозного контекста, поскольку атеизм немыслим, аморален, да и вообще не бывает, поскольку это по сути другая сторона религиозности – антирелигия, т.е. сананизм. К.Д. ) о сущности человека и истории - являются кардинальными философскими проблемами. В каждой эпохе они имеют свое специфическое звучание, поэтому задача мыслителя - уметь различать в современной ему действительности сиюминутное и вневременное, непреходящее.
«Легенда о Великом Инквизиторе» Ф. М. Достоевского с одной стороны, подвела итог секуляризации русской культуры, с другой стороны, как отмечает Зеньковский, сделала секулярность одной из религиозных установок. В то же время «Легенда» оказывается конвергентна (термин И. И. Лапшина) и основным направлениям западноевропейской мысли, что подтверждается литературно-философским анализом образа Ивана Карамазова. Иван Карамазов - «мировая душа» - выражает сущность человека как такового, поэтому его можно назвать и диалектическим героем антиномий Канта, и наследником Фауста.
«Легенда о Великом Инквизиторе» отражает основное движение человека к подлинному смыслу и трагедию в случае тщетности его поисков. «Легенду» нельзя понимать просто как критику католичества. Католичество в значительной степени является образом, за которым скрывается принципиально несовершенная система земной власти. С другой стороны, католичество - это символ отчуждения и овнешнения духовной идеи. Степень объективации на уровне духовного и метафизического должен быть минимальным, в противном случае происходит овнешнение и вырождение подлинного смысла. Три искушения, на которых Инквизитор строит новый рай, являются механизмами отчуждения. По Достоевскому, любая модель земного рая оказывается в конечном итоге царством духовной смерти, без понятий греха и смысла. Основанием, на котором строится такая Вавилонская башня - отказ от личности, насильственное искажение человеческой природы, искусственное редуцирование ее к человеческим слабостям.
Таким образом, решение поставленных проблем лежит на пути преодоления отчуждения. Достоевский связывает этот путь с верой как возвращением к смыслу-ценности. Вера для Достоевского есть свободная вера в Христа как Личность. Характерны его знаменитые строки из письма Фонвизиной, что если докажут, что истина вне Христа, то он останется с Христом, а не с истиной. Здесь мы ясно видим разделение смысла-истины и смысла-ценности. Хотя в идеале, безусловно, они должны совпадать. Вера для Достоевского есть любовь. Любовь преодолевает отчуждение и дает чувство соприкосновение «мирам иным». Любовь выходит за границы познания, превращается в деятельную любовь. Метафизика деятельной любви является главным итогом размышлений Достоевского.
Проблема отчуждения, как уже было сказано, стоит не только на уровне человека, но и на уровне народа и человечества. Поэтому вопрос о смысле-ценности поставлен в общечеловеческом масштабе. По мысли Достоевского, русский народ способен сохранить неовнешненный образ Христа, способен к передать подлинную ценность духовных идеалов. Поэтому на него и возложена мировая задача преодоления отчуждения в Богочеловечестве.
Задача
христианского мира – возродить
в человеке человеческое. А какова
же задача Достоевского? А Достоевский
–реакционист, он не видит будущего
России без православия. Поэтому
его Мышкин, Епанчина, Алеша Карамазов
веруют и знают, что спасение в христианстве,
поэтому появляется легенда о Великом
Инквизиторе, но в то же время Соня Мармеладова
читает Евангелие. Поэтому здесь будет
уместно обратить внимание на связь произведений
Достоевского с Евангелием. Во-первых,
в текстах Достоевского цитируется евангелие,
во-вторых, абсолютно новое Евангелие,
смоделированное литературными средствами.
Итак, нам необходимо понять, почему в
тексты Достоевского входит евангельский
текст?
У Достоевского есть запись: "Христос
весь вошел в человечество". Свидетельство
о безмерном чуде воплощения Бога, о присутствии
в человечестве "сияющей личности Христа"
даже важнее для писателя в Евангелии,
чем само евангельское учение, поскольку
только реальное соединение Бога и человека,
а не учение само по себе, дает возможность
реального, а не утопически-иллюзорного
избавления от бесконечно множащегося
греха и смерти (Достоевский говорил о
христианстве как о доказательстве, что
в человеке может вместиться Бог). Как
отмечает философ Н.О. Лосский в своем
объемном исследовании "Достоевский
и его христианское миропонимание",
"зло эгоистического себялюбия так
проникает всю природу падшего человека,
что для избавления от него недостаточно
иметь перед собою пример жизни Иисуса
Христа; нужна еще такая тесная связь природы
Христа и мира, чтобы благодатная сила
Христа сочеталась с силою человека, свободно
и любовно стремящегося к добру, и совместно
с ним осуществляла преображение человека".
На протяжении всей жизни Достоевскому
сопутствовало личное непосредственное
ощущение присутствия Христа в земном
человеческом существовании, осмысляющего
и возводящего это существование к его
небесной цели-итогу.
Итак,
исходный принцип непосредственного
мировосприятия Достоевского, легший
в основу его художественного
творчества, - разворачивание земного
человеческого существования перед лицом
"миров иных", причем не абстрактного,
слепого и немого "другого измерения",
а конкретно пред живым "пресветлым
ликом Богочеловека". (Именно этим живым
чувством, а не установкой представить
Бога лишь положительно прекрасной личностью,
продиктован тот сложившийся у Достоевского
"символ веры", о котором он поведал
по выходе из каторги Н.Д. Фонвизиной, благословившей
его в свое время на крестный путь каторжника
Евангелием, единственной книгой, разрешенной
в остроге: "Бог посылает мне иногда
минуты, в которые я совершенно спокоен,
в эти минуты я люблю и нахожу, что другими
любим, и в такие-то минуты я сложил в себе
символ веры, в котором все для меня ясно
и свято. Этот символ очень прост, вот он:
верить, что нет ничего прекраснее, глубже,
симпатичнее, разумнее, мужественнее и
совершеннее Христа, и не только нет, но
с ревнивою любовью говорю себе, что и
не может быть. Мало того, если б кто мне
доказал, что Христос вне истины, и действительно
было бы, что истина вне Христа, то мне
лучше хотелось бы оставаться со Христом,
нежели с истиной".)
Такое восприятие мира как предстоящего
пред Христом, или, иначе, несущего на себе
отпечаток Его присутствия, конечно, существенно
корректирует формализованное М.М. Бахтиным
в его популярнейшей ныне монографии о
проблемах поэтики Достоевского понятие
"пороговости", которое при переводе
из физического пространства в личностное
обозначается им термином "полифонии"
- множественности самостоятельных голосов,
взаимодействующих друг с другом в диалоге.
По Бахтину, "порог" - граница миров
"я" и "другого", причем "другой"
- непременно "чужой", потенциальный
или реальный соперник, враг. Диалог, происходящий
на этой границе и раскрывающий, как считает
Бахтин, "глубины души человеческой",
по существу сводится у исследователя
поэтики Достоевского к дурной бесконечности
отстаивания за собой последнего слова
перед лицом этого другого -чужого-врага
(грубо говоря, кто последний скажет "сам
дурак").
Идея «справедливого общества» затронута в рассказе «Сон сешного человека», прежде чем смотреть на философский аспект рассказа, обратимся к анализу образа главного героя. «Смешной человек» – герой рассматриваемого нами рассказа – «положил» себе застрелиться, другими словами – решился на самоубийство. Человек теряет веру в себя в Бога, им овладевают тоска и равнодушие: «В душе моей нарастала тоска по одному обстоятельству, которое было уже бесконечно выше всего меня: именно это было постигшее меня одно убеждение в том, что на свете везде все равно… Я вдруг почувствовал, что мне все равно было бы, существовал ли бы мир или если бы нигде ничего не было…».
Болезнь времени – болезнь духа и души: отсутствие «высшей идеи» существования. Это характерно и для всеевропейского кризиса традиционной религиозности. А из нее, из этой самой «высшей идеи», из веры выходит весь высший смысл и значение жизни, само желание жить. Но для того, чтобы искать смысл и идею, нужно сознавать необходимость этого поиска. В письме А.Н.Майкову сам Достоевский заметил (март, 1870 года): «Главный вопрос … тот самый, которым я мучился сознательно и бессознательно всю мою жизнь – существование Божие» (XXI, 2; 117). В записной тетради 1880-1881 годов он говорил о своей вере, прошедшей через большие испытания (XXVII; 48, 81). «Смешного человека» же не посещает мысль о подобных исканиях.
Идеи
этой «великой тоски» словно витают в
воздухе, они живут и распространяются-
Самоубийство же, при неверии в бессмертие, становится неизбежной необходимостью такого человека. Бессмертие, обещая вечную жизнь, крепко связывает человека с землей, как ни парадоксально это может звучать.
Возникает, казалось бы, противоречие: если есть еще, кроме земной, другая жизнь, то зачем тогда цепляться за земную? Все дело в том, что с верой в свое бессмертие человек постигает всю разумную цель пребывания своего на грешной земле. Без этого убеждения в собственном бессмертии связи человека с землей рвутся, становятся тонкими и непрочными.
Бессознательная эта тоска и равнодушие «смешного человека» есть, в сущности, мертвое равновесие воли и сознания – человек пребывает в состоянии подлинной инерции. «Человек подполья» у Достоевского только говорил об инерции, а на самом деле активно отрицал мир, и для него наступает конец истории – добровольное лишение себя жизни. «Смешной человек» идет дальше – он убежден, что жизнь бессмысленна, и решает застрелиться.
«Смешной человек» отличается от других самоубийц Достоевского: Кириллов застрелился, чтобы доказать, что он – Бог; Крафт покончил с собой от неверия в Россию; Ипполит попытался лишить себя жизни от ненависти к «слепой и наглой» природе; Свидригайлов не мог вынести собственной мерзости; «смешной человек» же не может выдержать психологической и моральной тяжести солипсизма.98
«Смешной человек» не выполнил своего намерения. Самоубийству помешала нищая девочка, встретившаяся ему на пути домой. Она звала его, просила о помощи, но «смешной человек» прогнал девочку и ушел к себе «в пятый этаж», в бедную маленькую комнату с чердачным окном. В этой комнате проводил он обычно свои вечера и ночи напролет, предаваясь смутным, бессвязным и безотчетным мыслям.
Он вынул револьвер, лежащий в ящике стола и положил его перед собой. Но тут задумался «смешной человек» о девочке – почему не откликнулся он на ее призыв? А не помог-то он ей потому, что «положил» через два часа застрелиться, а в таком случае не может иметь никакого значения ни чувство жалости, ни чувство стыда после сделанной подлости…
Но вот теперь, сидя в кресле перед револьвером, он понял, что «не все равно», что девочку-то жалко. «Я помню, что я ее очень пожалел, до какой-то даже странной боли, и совсем даже невероятной в моем положении… и я был очень раздражен, как давно уже не был» (XXV; 108).
В
сознании «смешного человека»
«Сон смешного человека» –
рассказ о нравственном
Начался сон с вполне реальных (долгожданных для героя) событий – он застрелился, его похоронили. Далее же он был «взят из могилы каким-то темным и неизвестным существом», и они «оказались в пространстве» (XXV; 110). Существом этим «смешной человек» был вознесен на ту самую звезду, которую он видел в просвете облаков, когда вечером возвращался домой. А звезда эта оказалась планетой, совершенно подобной нашей Земле.
Информация о работе Культура и человек в творчестве Ф.М.Достоевского