Культура и человек в творчестве Ф.М.Достоевского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 17:42, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: выявить социокультурные взгляды Ф.М. Достоевского Поэтому были поставлены следующие задачи:
-рассмотреть социальную ситуацию в России в предреформенный период;
-рассмотреть основные проблемы обсуждения русской интеллигенции 19 века;
-рассмотреть истоки формирования Ф.М. Достоевского как писателя;
-выявить точку зрения Ф.М. Достоевского на основные культурологические проблемы по его произведениям.

Содержание работы

Глава 1 Общественная мысль в предреформенной России.
&1 Спор «славянофильство – западничество - евразийство» как Проблема выбора культурной модели в русской общественной мысли середины – конца 19века.
&2 проблема роли интеллигенции в судьбе России.
Глава 2 Социокультурные идеи в творчестве Ф.М.Достоевского.
&1 Формирования Достоевского Ф.М. - писателя
&2 «Главные русские вопросы» в произведениях Достоевского Ф.М.
- идея «справедливого» общество «золотой век» - «Сон смешного человека») – как проблема выбора «Российского пути»
«тварь дрожащая» или «право имею» (тиран или жертва) – идеальный социотип – поиск совершенного человека («Кроткая»)
альтернатива (доброе общество + «христианский человек»)

Список литературы

Файлы: 1 файл

Диплом 2.doc

— 557.50 Кб (Скачать файл)

    Ранее, в середине 60-х, Достоевский высказывал предположение, что будущая «райская»  жизнь может быть создана на какой-нибудь иной планете. А теперь он переносит  героя своего произведения на другую планету.

    Подлетая  к ней «смешной человек» увидел солнце, совершенно такое же, как наше. «Неужели возможны такие повторения во вселенной, неужели таков природный закон?.. И если это там земля, то неужели  она такая же земля, как наша…  совершенно такая же, несчастная, бедная…» (XXV; 111), - восклицал он.

    Но  Достоевского занимала отнюдь не научная  сторона вопроса о повторах во Вселенной. Его интересовало: возможно ли повторение нравственных законов, поведения, психологии, свойственных людям Земли, на иных обитаемых небесных телах?

    «Смешной  человек» попал на планету, на которой  не было грехопадения. «Это была земля, не оскверненная грехопадением, на ней  жили люди не согрешившие, жили в таком  же раю, в каком жили, по преданиям  всего человечества, и наши согрешившие прародители» (XXV; 111).

    С религиозной точки зрения, решение  вопроса о цели истории, о «золотом веке» счастья человечества неотделимо от истории грехопадения человека.

    Что же произошло на этой планете? Что  увидел и что пережил на ней  «смешной человек»?

    «О, все было точно так же, как у  нас, но, казалось, всюду сияло каким-то праздником и великим, святым и достигнутым, наконец, торжеством» (XXV; 112).

    Люди  на планете не испытывали грусти, ибо  им не о чем было грустить. Только любовь царила там. Не было у этих людей никакой тоски оттого, что их материальные нужды удовлетворялись полностью; в их сознании не существовало антагонизма между «земным» (преходящим) и «небесным» (вечным). Сознанию этих счастливых обитателей «золотого века» свойственно было непосредственное познание тайн бытия.

    Религия, в нашем, земном, смысле, у них  отсутствовала, «но у них было какое-то насущное, живое и беспрерывное единение с Целым вселенной», а  в смерти видели они «еще большее  расширение соприкосновения с Целым  вселенной». Сущностью их религии была «какая-то влюбленность друг в друга, всецелая и всеобщая» (XXV; 114).

    И вдруг все это исчезает, взрывается, летит в «черную дыру»: «смешной человек», пришедший с земли, отягченный первородным грехом сын Адама, ниспроверг «золотой век»!.. «Да, да, это кончилось тем, что я развратил их всех! Как это могло совершиться – не знаю, не помню ясно… Знаю только, что причиной грехопадения был я» (XXV; 115).

    Мучительно  переживая свою вину в развращении  и уничтожении «золотого века»  на планете, «смешной человек» хочет искупить ее. «Я умолял их, чтобы они распяли меня на кресте, я учил их, как сделать крест. Я не мог, не в силах был убить себя сам, но я хотел принять от них муки, я жаждал мук, чтобы в этих муках пролита была вся моя кровь до капли» (XXV; 117). Вопрос об искуплении своей вины, о муках совести ставил перед собой и пытался решить его не только «смешной человек». «Муки совести страшнее для человека, чем внешняя кара государственного закона. И человек, пораженный муками совести, ждет наказания, как облегчения своей муки», - делится своим мнением Н.А.Бердяев.99.

    Сначала «смешной человек» оказался змеем-искусителем, а затем пожелал стать спасителем-искупителем…

    Но  не стал он на той планете-двойнике земли подобием-двойником Христа: сколько ни упрашивал он распять его во искупление греха, над ним только смеялись, видели в нем юродивого, сумасшедшего. Более того, жители «потерянного рая» оправдывали его, «говорили, что получили лишь то, чего сами желали, и что все то, что есть теперь, не могло не быть» (XXV; 117). В его душу вошла скорбь, невыносимая и мучительная, такая, что он почувствовал близкую смерть.

    Но  тут «смешной человек» проснулся. Планета  же осталась в состоянии греха  и без надежды на искупление и  избавление.

    Очнувшись, он видит перед собой револьвер и отталкивает его от себя. К «смешному человеку» вновь вернулось непреодолимое желание жить и… проповедовать.

    После своего фантастического путешествия  «смешной человек» убежден: «золотой век» возможен – возможно царство добра  и счастья. Путеводной звездой на этом сложном, извилистом и мучительном пути становится вера в человека, в необходимость счастья человеческого. А путь к нему, как указывает Достоевский, прост до невероятности – «возлюби ближнего своего как самого себя».

    Любовь наполнила душу «смешного человека», вытеснив оттуда тоску и равнодушие. Вера и надежда поселились в ней: «судьба не фатум, а свобода выбора между добром и злом, являющаяся сущностью человека. Очищается не душа, а дух, изживаются» не страсти, а идеи – через дионисийскую поглощенность или, через утерю в них человеческого лица – утверждается в них человек, любовью соединенный с миром, взявший на себя всю полноту ответственности и вину за зло этого мира»100.

    Живое, подлинное отношение к жизни  людей измеряется лишь степенью внутренней свободы человека, лишь любовью, переступающей границы рассудка и разума. Любовь становится сверхразумной, поднимаясь до ощущения внутренней связи со всем миром. Истина не рождается в пробирке и не доказывается математической формулой, она существует. И, по Достоевскому, истина является таковой, только если представлена «в форме исповедального самовысказывания. В устах другого… то же высказывание приобрело бы иной смысл, иной тон и уже не было бы правдой»101.

    Вновь обретенные любовь, вера и надежда «отвели» револьвер от виска «смешного человека». Об этом «рецепте» от самоубийства говорил Н.А.Бердяев: «Самоубийство как явление индивидуальное побеждается христианской верой, надеждой, любовью»102.

    Из  логического самоубийцы за одну ночь «смешной человек» переродился в глубоко и истово верующего человека, спешащего делать добро, нести любовь и проповедовать открывшуюся ему истину.

    Анализируя  творчество Достоевского, мы выделили следующие проблемы: проблема свободы, проблема добра и зла, проблема человеческого духа, насильственного рая, рассмотрели понятие «веры». В контексте творчества Достоевского вышеуказанные проблемы получают трагедийную интерпретацию. Трагедия связана с их неразрешимостью на общезначимом уровне и укорененностью этих проблем в природе человека. Для человека Бог, свобода, история и он сам неизбежно становятся проблемой в силу специфики отношения человека к миру и самому себе. Человек стремится познать тайну бытия (Фауст), но сущность познания и самопознания заключается в объективации, отчуждении.

 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    В 1893 году Василий Розанов в статье «О Достоевском» писал: «В чем вообще значение гения в истории? Не в  другом чем, как в обширности духовного  опыта, которым он превосходит других людей, зная то, что порознь рассеяно в тысячах их, что иногда скрывается в самых темных, невысказывающихся характерах; знает, наконец, и многое такое, что никогда еще не было пережито человеком, и только им, в необъятно богатой его внутренней жизни, было уже испытано, измерено и оценено»103. На наш взгляд, несомненная заслуга Федора Михайловича Достоевского заключается в том, что он многих привел к пониманию идей христианства. Достоевский заставляет задуматься о самом главном. Мыслящий человек не может не ставить вопросы о жизни и смерти, о цели своего пребывания на земле. Достоевский велик потому, что он не боится заглядывать в глубины человеческого существования. До конца старается он проникнуть в проблему зла, которая приобретает все более трагическое значение для человеческого сознания. Проблема эта, по нашему мнению, в истоке разных видов атеизма, и она остается мучительной, пока не откроется умиротворенному человеку благодатно Истина.

    Многие  великие писатели касались этой темы, и порой более глубоко и  ярко, чем философы и даже богословы. Они являлись своего рода пророками. Надо знать глубины зла, чтобы не строить иллюзий в социальном или нравственном плане. И надо знать глубину добра, чтобы противостоять атеизму. Нам остается только согласиться с нашим современником протоиереем Александром, по мнению которого «самый великий из наших пророков, самая великая душа, мучившаяся вопросом противостояния добра и зла, был Федор Михайлович Достоевский»104.

    Тягостная атмосфера романов Достоевского не действует на читателя угнетающе, не лишает его надежды. Несмотря на трагический исход судеб главных героев, в «Идиоте» как и в других произведениях писателя слышна страстная тоска по счастливому будущему человечества. «Отрицательная развязка у Достоевского доказала, что безнадежность и цинизм не оправданы – что зло подточено, что выход, хотя и неизвестен пока, но он есть, что нужно во что бы то ни стало его найти – и тогда блеснет луч утренней зари»105.

    Герой Достоевского практически всегда поставлен  в такое положение, что нуждается  в шансе на спасение. Для «смешного человека» таким шансом стал сон, а для Ипполита Терентьева – так и не выстреливший револьвер. Другое дело, что «смешной человек» воспользовался этим шансом, а Ипполит умер, так и не придя к согласию с миром и, прежде всего, с самим собой.

    Безоговорочная вера и христианское смирение – вот ключи к счастью, считал Достоевский. «Смешной человек» оказался способным вновь обрести утраченные «высшие цели» и «высший смысл жизни».

    В Достоевском мы наблюдаем полную слитность проповедника и художника: он проповедует как художник, а творит как проповедник.106 Достоевский открывает новую мистическую науку о человеке. Человек – не периферия бытия, как у многих мистиков и метафизиков, не преходящее явление, а самая глубина бытия, уходящая в недра Божественной жизни»107 - отмечает Н.А.Бердяев. Достоевский антропоцентричен, он поглощен человеком, ничто так не волновало писателя как человек и движения его духа и души.

            Современный мир, переживший и  переживающий величайшие социально-исторические  потрясения, так уж устроен, что люди нынешних поколений наделены небывалой склонностью заглядывать в самые дальние, скрытые и темные глубины своей души. И лучшего помощника в этом, чем Достоевский, не отыскать и по сей день.

 

     СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бахтин  М.М. Проблемы творчества Достоевского
  2. Бахтин М.М.. Собр. соч., т.2. - М.: «Русские словари», 2000
  3. Бахтин М.М. Записи лекций по истории русской литературы. Собр. соч. т.2
  4. Бердяев Н. А. Философия творчества, культуры, искусства. Т. 2. В 2-х т.   - М.: Искусство, 1994
  5. Бердяев Н. А. Философия свободы. Истоки и смысл русского коммунизма. -   М.: ЗАО «Сварог и К», 1997. 
  6. Бердяев Н.А. Судьбы России
  7. Бердяев Н.А. Духи русской революции
  8. Бердяев Н.А. Философская истина и интеллигенция
  9. Бердяев Н.А. Философия неравенства, М. 1991
  10. Бердяев. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века. - Париж, 1971 и др.
  11. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. - М.: ЗАО «Сварог и К», 1997.
  12. Большаков В.П. Культура как феномен человеческой личности Великий Новгород 2000г.
  13. Булгаков С.Н. Иван Карамазов как философский тип./ Соч. в 2-х тт. Т. 2. Избр. статьи. - М.: «Наука», 1993. с. 20
  14. Булгаков С. Н. Сочинения в 2-х т. - М.: «Наука», 1993.
  15. Ванчугов В. В. Очерк истории философии «самобытно-русской». - М.: РИЦ «Пилигрим», 1994.
  16. Введенский А. И., Лосев А. Ф., Радлов Э. Л., Шпет Г. Г.. Очерки истории русской философии. - Свердловск: Изд-во Уральск. Ун-та, 1991.
  17. Волынский А.Л. Ф. М. Достоевский. СПб.: 1906.
  18. Волынский А. Человекобог и Богочеловек. // Творчество Достоевского в русской мысли 1881 - 1931 гг. 
  19. Вехи; Интеллигенция в России. Сб-к статей 1909 - 1910 гг. - М.: Молодая гвардия, 1991.
  20. Гарин И.И. Многоликий Достоевский  М.1997г.
  21. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества
  22. Герцен А.И. – В.С. Шульгин Культура России 9-19 в.в. М.. 1996 г.
  23. Говоруха-Отрок Ю.Н.  Во что верил Достоевский? // В. В. Розанов: pro et contra.
  24. Голосовкер Я.Э. Засекреченный секрет Философская проза. - Томск,  «Водолей», 1998.
  25. Горький М. О «Карамазовщине». // Ф. М. Достоевский в русской критике; Сб-к статей. М.: Государственное Издательство Художественной Литературы, 1956.
  26. Громов И., Мацкевич А., Семенов С. Западная социология С-П 1997г.
  27. Гуревич П.С. Философия культуры, М.1995
  28. Данилевский Н.Я.  Россия и Европа
  29. Дневник А. Г. Достоевской. Избранные страницы. - СПб: «Русский образ», 1996.
  30. Достоевский Ф. М. Дневник писателя (избранные страницы). - М.: Современник, 1989.
  31. Достоевский Ф. М. Избранное / Под ред. Г. А. Комарова. – Сретенский монастырь, 2000.
  32. Достоевский Ф. М. Собр. соч. в 12-ти т. - М.: «Правда», 1982.
  33. Достоевский Ф.М. Дневник писателя. - СПб.: Азбука, 1990.
  34. Достоевский Ф.М.  Братья Карамазовы./ Собр.соч. в 12 тт. -М.: «Правда», 1982. т12
  35. Достоевский Ф.М. Идиот // Собр. соч. в 12-ти т., т. 6.
  36. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы // Собр. соч. в 12-ти т., т.11.- М.: Правда, 1982. 
  37. Достоевский Ф.М. и Православие. - М.: Отчий Дом, 1997.
  38. Достоевский Ф.М. в русской критике. Сборник статей. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1956
  39. Ерофеев В. В лабиринте проклятых вопросов. - М.: Молодая гвардия, 1991.
  40. Зеньковский В. В. Русские мыслители и Европа. - М.: Республика, 1997.
  41. Зеньковский В. В. История Русской философии. - М.: Академический проект, Раритет, 2001.
  42. Иванов В.И.  Достоевский и роман-трагедия. - Впервые: Русская мысль, 1911.
  43. Каган М. С. Философия культуры С-П 1998г.
  44. Кант И. Критика чистого разума //собр. соч. в 8-ми т., т.3. - М.:  «Чоро», 1994.
  45. Карамзин Н.М. О древней и новой России
  46. Карякин Ю. Ф. Достоевский и канун XXI века. - М.: Советский писатель, 1989.
  47. Кахабадзе З.М. Человек как философская проблема Тбилиси, 1970г.
  48. Ключевский О.В. исторические портреты. М., 1990г.
  49. Комарович В. Л. Достоевский. Современные проблемы историко-литературного изучения. - Л.: Образование, 1925.
  50. Кравченко А.И. Культурология М.2000г.
  51. Культурология под редакцией Кагана М.С. М. 2005г.
  52. Культурология под редакцией Багдасаряна Н.Г, М. 1998 г.
  53. Кураев А. Школьное богословие. М.: Международн. православный. фонд  «Благовест», 1997.
  54. Ласунский О.Г. Литературно-общественное движение в русской провинции. Воронеж, 1985г.
  55. Лаут Р. Философия Достоевского в систематическом изложении М. 19989г.
  56. Лосский Н. О. О природе сатанинской. // Творчество Ф. М. Достоевского в русской мысли 1881 - 1931 гг.
  57. Лосский Н. О. История русской философии. - М.: Советский писатель, 1991.
  58. Луначарский А.В. Достоевский как мыслитель и художник. 1985г.
  59. Марченко Е. Странная картина Г. Гольбейна в романе «Идиот» // Стиль, образ, время. - М.: 1991.
  60. Маслин М.А., Андреев А.Л.. О русской идее. Мыслители русского зарубежья о россии и ее философской культуре // О России и русской философской культуре.
  61. Новиков С. История развития социологии в России М.-Воронеж 1996г.
  62. Носов С. Н. В. В. Розанов. Эстетика свободы. - СПб.: Изд-во «Logos»
  63. О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881-1931 годов. Сборник статей. М.: «Книга», 1990.
  64. О РОССИИ и русской философской культуре. Философы русского после октябрьского зарубежья // Под ред. М. А. Маслина, М. М. Беляева. - М.: «Наука», 1990.
  65. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию М.1994г.
  66. Плимак Е. Г., Пантин И. К. Драма российских реформ и революций  (сравнительно-политический анализ). - М.: Изд-во «Весь мир», 2000.
  67. Познанский В.В. Очерки русской культуры первой половины 19века. М., 1970г.
  68. Пушкин А.С. письмо к П.Я. Чаадаеву от 19 октября 1836 г. // Русская идея. М., республика 1992 г.
  69. Риккерт Г.  Науки о природе и науки о культуре
  70. Розанов В.В.: pro et contra. Антология / Под ред. Д. К. Бурлака. В 2-х т. - СПб.: РХГИ, 1995.
  71. Розанов В. В. Легенда о Великом инквизиторе Ф. М. Достоевского. - М.: Республика, 1996.
  72. Смирнов «Психодиахронологика», М 1990 г.
  73. Соловьев В.С. Три речи в память Достоевского. - Впервые отд. изд. М.: 1884.
  74. Соловьев В. С. Сочинения в 2-х т. - М.: Мысль, 1998.
  75. Сорокин П.А. Общество. Культура. Личность.
  76. Страхов Н.Н. Рец.: В.В. Розанов, «Легенда о Великом Инквизиторе» Ф.М. Достоевского. Опыт критического комментария».// В.В. Розанов: pro et contra/ Кн.1. - СПб.: РХГИ, 1995. 
  77. Трубецкой Е. Н. Смысл жизни. - М.: Республика, 1994.
  78. Федотов Г. П. О России и русской философской культуре. - М.: 1990.
  79. Философия русского религиозного искусства XVI - XX вв. Антология. - М.: Прогресс, 1993.
  80. Флоренский П.А. Записки о христианстве и культуре
  81. Флоровский Г.В.  Религиозные темы Достоевского.
  82. Франк С.Л. Достоевский и кризис гуманизма. // Творчество Ф. М. Достоевского в русской мысли 1881 - 1931 гг.
  83. Хомяков А.С. О старом и новом
  84. Хомяков А.С. О современных явлениях в области философии (письмо Самарину).
  85. Чаадаев П.Я. Апология сумасшедшего // Русская идея. М., Республика 1992г.
  86. Чаадаев П.Я. Сочинения М., Современник 1989 г.
  87. Шестов Л. Собрание сочинений в 2-х томах, том 2.
  88. Шестов Л. Достоевский и Ницше. Философия трагедии. _ СПб.: 1903.
  89. Шестов Л. Пророческий дар. - Впервые: Полярная звезда, 1906
  90. Шпенглер О. Закат Европы
  91. Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М.: Республика, 1994.

Информация о работе Культура и человек в творчестве Ф.М.Достоевского