Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 13:58, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является исследование лексико-семантических особенностей молодежного сленга.
Для реализации этой цели предполагается решить такие конкретные задачи:
изучить литературу по теме данного языкового разыскания;
дать определение понятия «сленг», выяснить пути и способы его происхождения, причины употребления в речи современной молодежи;
выработать приемы классификации и распределить языковые единицы на группы;
4) создать банк сленговых слов, выражений методами самонаблюдения, наблюдения, опроса, анализа СМИ, художественной литературы и ресурсов Интернет;
Введение
Раздел 1. Молодежный сленг и его функционирование в современном русском языке
1.1 Определение сленга как особой разновидности лексики
1.2 Причины функционирования молодежного сленга
1.3 Пути и способы образования русского молодежного сленга
Раздел 2. Лексико-семантическая классификация молодежного сленга
2.1 Общая характеристика тематических групп молодежного сленга
2.2 Сленгизмы, обозначающие названия частей тела человека
2.3 Сленгизмы, обозначающие наименования лиц по их полу
2.4 Сленгизмы, обозначающие внешние и внутренние характеристики человека
2.4 Сленгизмы, выражающие качества, положительную оценку
2.5 Сленгизмы, обозначающие наименование денежных единиц
2.6 Сленгизмы, выражающие оценку ситуации
2.7 Сленгизмы, выражающие отрицательную оценку
Заключение
Список использованной литературы
В процессе перевода работает механизм ассоциативного мышления. Возникающие ассоциации или метафоры могут быть самыми разными: по форме предмета или устройства: disk ® блин; adapter card ® плитка.
Многочисленны также и глагольные метафоры: to delete ® сносить.
4. Фонетическая мимикрия.
Этот метод наиболее интересен
с точки зрения лексикологии.
Он основан на совпадении
Слово, которое переходит в сленг, приобретает совершенно новое значение, никаким образом не связанное с общеупотребительным. Возможны как случаи, основанные на фонетическом совпадении всего английского и стандартного слов, так и случаи, основанные на совпадении части слов. В этом случае сленговое слово дополняется оставшейся частью слова, заимствованной методом кальки из английского оригинала: break point ® брякпоинт, Windows ® виндовоз.
Аффиксация как средство образования сленгизмов очень продуктивна. И, вслед за Е.А. Земской, мы рассмотрим этот вид словообразования почастеречно.
При образовании имен существительных-сленгизмов используются такие суффиксы:
-ух(а): используется для образования слов с экспрессией грубости, пренебрежительности, ироничности: кличка – кликуха, заказ – заказуха, показ – показуха, спокойствие – спокуха.
При этом основа сложного, обычно иноязычного базового слова подвергается усечению: презентация – презентуха, порнография – порнуха, стипендия – стипуха.
Так же суффикс используется как средство универбации, т.е. сокращение сочетаний «прилагательное + существительное» в одно слово - существительное: мокрое дело (убийство) – мокруха, бытовое преступление – бытовуха.
В качестве базовых, передающих семантику нового слова, используются основы прилагательных: черный – чернуха, веселый – веселуха;
-аг(а): производит модификационные существительные, т.е. слова, отличающиеся от базовых экспрессивной оценкой. Как правило, такой суффикс передает грубую насмешливость: журналюга, общага, тюряга;
-ар(а): образует экспрессивные модификационные существительные, имеющие грубовато – шутливый характер: нос – носяра, кот – котяра;
В сленгизмах встречается суффикс -он, с помощью которого от основ глаголов производятся существительные, обозначающие действия или состояния, относящиеся к выпивке и закуске: выпивать – выпивон, закусить – закусон, закидывать – закидон.
Производство имен лиц осуществляют многие суффиксы, среди которых:
-л(а): производит от глагольных основ грубовато – уничижительные наименования лиц по действию: водила (от водитель), кидала (от кидать – обманщик);
-щик, -ник, -ач: активны в разных сферах языка: халява – халявщик, тусоваться – тусовщик, хохмить – хохмач, стучать – стукач;
-як: более активен в
производстве существительных,
Аффикс –як- образует не только существительные, но и специфический класс слов – оценочные наречные предикативы: верняк, мертвяк (верное дело), выступающие в функции междометия со значением: наверняка, точно.
Из числа менее экспрессивных суффиксов, действующих в словообразовании существительных, назовем такие:
-лк(а), с помощью которого образуются от глагольных основ существительные разной семантики, например, именующие виды детского фольклора и детских игр: страшилки, стрелялки (по типу общеизвестных: считалки, дразнилки);
-ота: используется для
производства существительных
-еж: образует от глагольных основ наименования действий и состояний типа: балдеж (от балдеть), гудеж (от гудеть);
Производные, имеющие локальное значение, для общего жаргона мало характерны. Например, существительное бомжатник (от бомж) создано по образцу названий помещений для животных (телятник, курятник), существительное качалка (спортклуб) произведено по образцу разговорных читалка, курилка.
В пополнении лексики сленга широко используются и нейтральные суффиксы, продуктивные в литературном языке. Для производства существительных, обозначающих действия или результат действия, используются такие суффиксы:
-к(а): накрутка, отмывка, отмазка, засветка, раскрутка, напряженка;
-ни (е): отмывание, наваривание, обмишуривание.
Словообразование глаголов-
Особенно активны производные глаголы с –ну, -ану, обозначающие мгновенность, однократность действия: тормознуть, лопухнуться, ломануться. Но основную роль играет префиксация, приставки, продуктивные и в литературной разговорной речи:
с- со значением удаления: слинять, свалить(уйти, уехать);
от- отвалить, откатиться, отгрести (лит. отойти);
от- со значением уничтожения результата другого действия: отмыть (грязные деньги), отмазать(ся), отмотать.
Словообразование имен прилагательных является еще менее разветвленным, чем словообразование глаголов. В нем не зафиксированы специфические приставки и суффиксы. Наиболее активны те же, что и в литературном языке: -ов, -н-, -ск-: лом – ломовой, чума – чумовой, жлоб – жлобский.
В сленге существует специфическая разновидность слов типа: стебанутый, шизанутый, соотносительных с глаголами на –анутый. Производные на -анутый по форме напоминают страдательные причастия (согнуть – согнутый), однако их семантика и характер употребления (неспособность управлять зависимыми именными формами (согнутый кем…) показывает, что их следует рассматривать как особый вид прилагательных.
3. Второе место после
суффиксации занимает такой
4. Следующим мощным источником
формирования лексического
Метафоры: аквариум, обезьянник – “скамейка в милиции для задержанных”, голяк – полное отсутствие чего – либо, гасить – бить, улетать - чувствовать себя превосходно.
В метафорике часто присутствует юмористическая трактовка означаемого:
лохматый – лысый, баскетболист – человек маленького роста, мерседес педальный – велосипед.
Метонимии: волосатые – хиппи, корочки – диплом.
Метонимии типа: трава – наркотики для курения, пыхать – курить наркотики, нюхать клей носят эвфемический характер, затушевывают негативную суть названных денотатов.
5. Характерным способом
пополнения и формирования
ништяк: 1) все в порядке; 2) это не важно, не существенно; 3) неплохо, сносно; 4) пожалуйста;
торчать: 1) находиться под действием наркотика; 2)получать большое удовольствие, как физическое, так и духовное;
Заимствование блатных арготизмов: беспредел – полная свобода, разгул; клёво – хорошо; мочить – бить, убивать;
Синонимическая или
Среди способов образования сленгизмов следует назвать также такие способы, как:
аббревиация (полная или частичная): КПЗ: 1) камера предварительного заключения; 2) комната приятного запаха; 3) киевский пивной завод; ЗОСЯ – алкогольный напиток ”Золотая осень”;
каламбурная подставка: бухарест – молодёжная вечеринка (от ”бух” – спиртное), безбабье – безденежье (от “бабки” – деньги); жопорожец, запор – машина марки “Запорожец”.
Таким образом, можно сделать вывод, что современный молодежный сленг образует динамическую систему, постоянно развивающуюся на базе общенародного русского языка, а также в результате заимствования, калькирования из других языков.
Раздел 2. Лексико-семантическая
классификация молодежного
2.1 Общая характеристика
тематических групп
Русский молодежный сленг представляет собой интереснейший лингвистический феномен, бытование которого ограничено не только определенными возрастными рамками, но и социальными, временными, пространственными параметрами. Он функционирует в среде городской и сельской учащейся молодежи и в отдельных более или менее замкнутых референтных группах. Как все социальные диалекты, он представляет тот лексикон, который питается соками общенационального языка, живет на его грамматической и фонетической почве. Поток этой лексики никогда не иссякает полностью, он только временами мелеет, а в другие периоды становится полноводным. Это связано с историческим фоном, на котором развивается русский язык.
Лексический состав русского языка представляет собой строгую систему, в которой каждый элемент обладает определенными свойствами и занимает в ней определенное место. Как и лексический состав любого языка, молодежный сленг образует совокупность лексико-семантических и тематических полей, которые объединяют общность лексического значения и отнесенность к определенной тематической группе.
Лексико-семантический анализ
фактического материала позволил нам
выделить 7 тематических групп молодежных
сленгизмов. Основанием для данной
классификации является общность центрального,
ядерного компонента в семантической
структуре сленгизма. Примеры, представленные
в данной работе, взяты из живой
речи молодежи, в частности диалогов
и полилогов на улице, в транспорте,
в ВУЗе, в местах массового скопления
молодежи, а также диалогов и монологов,
представленных в современных фильмах
и сериалах. Источником также послужил
интерактивный словарь
В результате проведенного анализа нами выделены такие группы молодежных сленгизмов:
название частей тела человека (75 единиц);
наименование лиц по их полу (58 единиц);
наименование внутренних
и внешних характеристик
качества, положительной оценки (39 единиц);
5) наименование денежных единиц (36 единиц);
6) оценка ситуации (30 единиц);
7) выражение негативной, отрицательной оценки (21 единица).
Последовательно охарактеризуем каждую группу.
2.2 Сленгизмы, обозначающие названия частей тела человека
Наиболее многочисленную тематическую группу, как свидетельствует анализ, образуют сленгизмы, обозначающие части тела человека. В результате проведенного исследования нами было выделено 76 таких единиц: айзы, амбразура, балабас, балбешник, батоны, башня, бестолковка, бубен, бункер, варежка, ветки, витрина, водоросли, вывеска, грабли, заточка, зенки, калитка, кваша, кегли, клюв, корявки, краб, культяпка, кумпол, ласты, локаторы, лобешник, мослы, носопырка, окорока, орбиты, паганельки, пакши, патлы, пачка, паяльник, педаль, печенюшка, пешки, репа, рубильник, румбель, рычаги, свисток сковородник, табель, табло, тарец, торец, тубильба, тыква, тырло, фейс, флюгер, фонтан, хавало, хавальник, хайло, хайры, хлебало, хлебоприемник, хобот, хэд, чапельник, чеколдушка, черепушка, чешка, шары, шнобель, шпакли, шторы, щачло, щебло, щели.
В процессе анализа данного пласта слов были выделены такие подгруппы:
1) рот: амбразура, бункер,
варежка, калитка, клюв, паяльник,
свисток, фонтан, хавальник, хайло,
хлебало, хлебоприёмник,
2) лицо: витрина, вывеска,
заточка, кваша, пачка,
3) голова: балабас, балбешник,
башня, бестолковка, бубен,
4) нос: клюв, носопырка,рубильник, румбель, тубильба, флюгер, хобот, шнобель;
5) руки: ветки, грабли, краб, культяпка, мослы, паганельки, пакши, шпакли;
6) глаза: айзы, зенки, орбиты, пешки, шары, шторы, щели;
7) ноги: батоны, кегли, корявки, ласты, окорока, педаль, рычаги;
8) волосы: водоросли, патлы, хайры.
Наиболее частотными, как свидетельствует анализ, являются синонимические ряды со значением рот, наименее частотными – со значением волосы.
Одним из самых многочисленных является синонимический ряд с доминантой «рот». В ходе анализа было выделено 14 таких лексем: амбразура, бункер, варежка, калитка, клюв, паяльник, свисток, фонтан, хавальник, хайло, хлебало, хлебоприёмник, хлеборезка, челюсти. Большинство сленгизмов с ядерной семой «рот» возникли как на основе соотнесения по действию со сходным явлением, так и по функции. Так, например, сленгизм «хавало» образовался от глагола «хавать», то есть кушать при помощи суффикса –л-:
Информация о работе Лексико-семантическая характеристика молодежного сленга