Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 18:18, курсовая работа
Лирика обращается непосредственно к чувствам человека, его духовному миру, она имеет огромное воспитательное значение. Именно поэтому ее особенно важно изучать в школе. Читая лирические произведения, школьники учатся разбираться в человеческом характере, сокровенных движениях души, оценивать с точки зрения высоких нравственных критериев свои поступки. Поэзия особенно привлекает старшеклассников, что обусловлено их психологическими особенностями (тенденция к романтическому мировосприятию, к рефлексии). Более того, ученики старших классов часто начинают сами писать стихи, и важно поддерж
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Методика изучения лирического произведения в старших классах……………………………………………………………………………..6
Отличительные черты лирики как литературного рода…………..6
Методика изучения лирики в старших классах……………............8
Глава 2. Методические разработки по монографической теме «Жизнь и творчество С. А. Есенина»………………………………………………………13
2.1. Урок 1. «Пусть вся жизнь моя за песню продана!» (Жизнь и творчество С. А. Есенина)………………………………………………………13
2.2. Урок 2. «Нет поэта без родины» (Тема Родины в лирике С. А. Есенина)……………………………………………………………………40
2.3. Урок 3. Вечные темы в лирике С. А. Есенина……………………..57
2.4. Урок 4. Подготовка к сочинению по творчеству С. А. Есенина….74
Заключение……………………………………………………………………….81
Список использованной литературы…………………………………………...82
Приложение. Тематическое планирование по теме «Жизнь и творчество С. А. Есенина» в 11 классе……………………………………………………...85
Мы выстраиваем анализ в соответствии с законом единства форм и содержания. Представим примерную пошаговую схему:
1) «от восприятия – к форме»: какие эмоции возникли у вас при прочтении данного стихотворения? Почему? Какие средства художественной выразительности обеспечивают такое восприятия? и так далее;
2) «от формы – к содержанию»: С какой целью автор вводит в текст произведения следующие средства художественной выразительности? Какой цели служит композиция произведения (если она оригинальна и важна в процессе анализа)? и так далее;
3) «От формы и содержания
– к идее»: как формальный
и содержательный план
Восприятие и понимание произведения читателем-школьником и его изучение под руководством учителя взаимосвязано, потому педагогу-словеснику при анализе текста важно не только учитывать своеобразие самого произведения, но и своеобразие его восприятия. Роль учителя в таких ситуациях сложная. Ориентиром для преподавателя могут служить, например, серьезные литературоведческие исследования. Одни из них дадут ему общее направление в работе, другие подскажут конкретные формы целостного анализа текста. Разумеется, задачи и формы литературоведческого и школьного анализа художественного текста при общей основе имеют и существенные различия. Литературовед всесторонне исследует то или иное явление он может сосредоточить свое внимание на решении какого-то частного, специального научного вопроса. Учитель пользуется результатами литературоведческого анализа на уроке в той мере, в какой они позволяют ввести класс в образный мир и проблематику произведения.
Как мы уже сказали, читая лирические произведения, школьники учатся разбираться в человеческом характере, оценивать с точки зрения высоких нравственных критериев свои поступки. Особенно нуждаются в приобщении к поэзии и ее воздействии учащиеся старших классов, так как именно в этом возрасте активно формируется личность, ее нравственные и эстетические представления. В 10-11 классах происходит определенный сдвиг в эстетической подготовке учеников, при изучении произведений особый упор начинает делаться на историко-литературный контекст, часто встречаются монографические темы, наиболее полно охватывающие творчество того или иного поэта и писателя, расширяется терминологический аппарат. Так, критерии оценки лирических стихотворений становятся глубже и многограннее, старшеклассники учатся производить целостный анализ стихотворения в соответствии с принадлежностью его автора к тому или иному литературному направлению, в соответствии с определенными вехами в исторической жизни страны и личной жизни автора, что, в свою очередь, определяет формальные (тропы, стилистические фигуры, ритм, рифма, стихотворный размер) и содержательные характеристики лирического текста.
Рассмотрим особенности изучения лирики в старших классах на примере монографической темы «Жизнь и творчество С. А. Есенина».
Глава 2. Методические разработки по монографической теме «Жизнь и творчество С. А. Есенина»
2.1. Урок 1.
«Пусть вся жизнь моя за песню продана!»
(Жизнь и творчество С. А. Есенина)
Цели:
1.Учебная: познакомить учащихся с основными вехами жизни и творчества С. А. Есенина;
2.Развивающая: развивать навыки целостного анализа лирического произведения на основе лирики С. А. Есенина; навыки реферирования материала; навыки устной речи.
3.Воспитательная: прививать уважение к личности писателя, воспитывать патриотические чувства.
Тип урока: урок изучения нового материала, урок совершенствования ЗУНов;
Методы и приемы: репродуктивный (рассказ учителя о жизни и творчестве писателя, работа учащихся по конспектированию лекции), эвристический метод (аналитическая беседа), творческое чтение (выразительное чтение).
Оборудование: раздаточный материал (копии фотографий Есенина, его современников, мест, связанных с поэтов, рукописей поэта), видеокадры (Есенин на открытии памятника Кольцову, похороны Есенина), записи голоса Есенина, доска.
Ход урока
Учитель: ...Сначала он был «тихим отроком, чувствующим кротко», а потом вдруг нежданно-негаданно перевоплотился в «московского озорного гуляку», «скандалиста» и «хулигана», тем не менее, уверявшего, что он «по-прежнему такой же нежный». За всю свою краткую, но в то же время яркую жизнь он успел поносить и голубую поддевку с сапогами на высоком каблуке, и шикарные европейские костюмы, сшитые у самых элитных портных, и пушкинскую крылатку. Он слишком хорошо понимал, что маски - это лучшая защита для его «несвоевременной», по словам Горького, души; понимал, что «казаться улыбчивым и простым - Самое высшее в мире искусство»...
Все в его жизни постоянно менялось. Оставалась непреложной только ее суть.
«Пусть вся жизнь моя за песню продана!» - восклицал поэт в одном из стихотворений цикла «Персидские мотивы». Так оно и было. Сергей Есенин жил только ради поэзии.
Итак, ребята, как вы уже поняли, мы с вами начинаем изучение творчества Сергея Александровича Есенина. Перепишем с доски в тетради: Сергей Александрович Есенин, годы жизни: 1895-1925, а так же эпиграф, который является цитатой из стихотворения В. В. Маяковского «Сергею Есенину»:
где,
когда,
какой великий выбирал
путь,
чтобы протоптанней
[Маяковский, т. 2, 1973: 15]
Сейчас я начну лекцию о Есенине, по ходу которой вы должны фиксировать у себя в тетрадях основные вехи его жизни и творчества.
3 октября 1895 – рождение поэта года в селе Константинове Кузьминской волости Рязанского уезда Рязанской губернии. Высокий берег Оки, заливные луга, темная кромка леса, зеленые овраги, ширь небесная на много верст - все это делает Константиново одним из самых красивейших уголков России. И недаром поэт начал писать стихи очень рано, будучи всего восьми-девяти лет от роду, ведь, первые его стихи были наполнены описанием сельской природы.
Не сказать, чтобы детство поэта было совсем уж трудным, только легким и безоблачным его тоже не назовешь. Он был сиротой при живых родителях. Мать Есенина вышла замуж за его отца не по доброй воле, она его не любила. Тогда ей было всего лишь шестнадцать лет. Вскоре после свадьбы Александр Есенин вернулся в Москву, где работал, а Татьяна вошла работницей в чужую семью под начало властной свекрови Аграфены Панкратьевны. Жилось ей тогда очень тяжело, и в 1898 году с трехлетним Сергеем на руках она ушла из есенинского дома к своим родителям. Федор Андреевич и Наталья Евтеевна Титовы взяли внука к себе на воспитание, а дочь отправили в Рязань, зарабатывать на жизнь для себя и ребенка. Есенину хорошо жилось в доме бабушки и дедушки. Они любили его, а дед, сам полуграмотный, учил маленького Сережу читать. Сам поэт впоследствии говорил, что Федор Андреевич немало способствовал «пробуждению его творческих дум». Например: «Как-то раз Есенин с дедушкой спали на печке. Из окна на печку светила луна.
Дедушка все знал и, не задумываясь, отвечал:
Впоследствии этот случай
нашел отражение в маленькой
поэме Есенина «Сельский
Бабушка же, очень набожная и кроткая, является, по словам поэта, прототипом героини стихотворения «Письмо матери».
В 1904 году семья объединяется под одной крышей, в 1905 рождается сестра Есенина Екатерина, в 1911 – Александра.
(Раздаточный
материал по рядам: фотографии
Константинова, бабушки и
1904-1909 – Учеба Есенина в Константиновском земском училище. Окончил с похвальным листом. В тот год отмечается столетие со дня рождения Гоголя, в честь чего всем выпускникам дарят его книги. С той поры Гоголь становится для Есенина писателем, о котором в автобиографии 1922 года поэт записывает: «Любимый мой писатель». Из него поэт знал наизусть целые страницы прозы, более же всего любил лирические отступления в «Мертвых душах». Первые поэтические опыты Есенина.
1909 – 1912 – Учеба Есенина во второклассной церковно-учительской школе в Спас-Клепикове. Поэт никак не может подладиться к бурсацким правилам жизни, отличается от своих одноклассников повышенной чувствительностью, интеллигентностью, уязвимостью, хотя часто берет на себя роль предводителя. Учится он хорошо, и учителя поручают ему проверять уроки всех лодырей, которых оставляли без обеда готовить несделанные домашние задания. Именно в Спас-Клепиках Есенину открывается Пушкин, творчество которого он ценил всю свою последующую жизнь. В этот период жизни стихи поэта были крайне несамостоятельны, в них чувствовалось прямое влияние Надсона и молодого Лермонтова, подражание им: «Звезды», «Поэт», «И. Д. Рудинскому», «У могилы», «Что прошло – не вернуть» и другие.
Есенин чуждается домашних и оберегает от их насмешек свою личную жизнь, в особенности, отношения с молодой помещицей Лидией Ивановной Кашиной. К ней, несмотря на то, что она, мать двоих детей и замужняя женщина, на десять лет старше Есенина, он испытывает чувства более глубокие, нежели почтительные или уважительные. Каждое лето Лидия приезжала в деревню с детьми, но без мужа. Ее муж был важным генералом, но она не хотела с ним жить. Шестнадцатилетнего Сергея с помещицей знакомит его друг Тимоша Данилин, который учит ее детей. С тех пор поэт становится частым гостем в ее доме. Кашиной посвящено стихотворение «Зеленая прическа, девическая грудь...». Более того, она становится одним из прототипов Анны Снегиной в одноименной поэме.
1912 – После окончания Спас-Клепиковской школы Есенин переезжает в Москву Александр Есенин устроил сына в контору к своему хозяину с условием, что Сергей осенью поступит в учительский институт. Однако тот сразу же показал характер: ему не нравятся конторские порядки. Через неделю он взял расчет и заявил отцу, что ни в какой учительский институт не пойдет, и что сам будет искать себе место в жизни. Есенин пришел в Суриковский кружок литераторов, названный так по имени известного в то время поэта Ивана Сурикова. Члены этого кружка увлекались социально-народническими декларациями, и где-то год спустя Есенин порвал с этим кружком, поняв, что его это не привлекает.
1913 – в журнале «Мирок» под псевдонимом Аристон появляется первая публикация Есенина – стихотворение «Береза». Сейчас один из учеников прочитает его вслух.
Ученик:
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
обсыпает ветки
Новым серебром.
[Есенин, т. 1, 1966: 78]
Учитель: Спасибо. Скажите, пожалуйста, как чувства возникают у вас от прочтения этого стихотворения?
Ученик: Возникает чувство умиротворения, спокойствия, эстетического удовлетворения. Поэт воспроизводит очень яркую картину зимней природы.
Учитель: Каким образом поэт достигает такой визуальной четкости изображения?
Ученик: Поэт использует различные средства художественной выразительности: олицетворения («береза принакрылась снегом», «заря обсыпает ветки»), сравнения («принакрылась снегом, будто серебром»), метафоры («распустились ветки белой бахромой», «горят снежинки в золотом огне»), эпитеты («снежной каймой», «на пушистых ветках», «в сонной тишине»).
Учитель: Скажите пожалуйста, напоминает ли вам это стихотворение Есенина какое-нибудь стихотворение из поэзии XIX века?
Ученик: Да, вспоминается стихотворение А. А. Фета «Печальная береза…». В нем нашему взгляду представляется подобная картина заснеженной березы.
Печальная береза
У моего окна,
И прихотью мороза
Разубрана она.
Как гроздья винограда,
Ветвей концы висят,-
И радостен для взгляда
Весь траурный наряд.
Люблю игру денницы
Я замечать на ней,
И жаль мне, если птицы
Стряхнут красу ветвей.
[Фет, 1986: 137]
Учитель: Однако какие вы видите различия между двумя этими стихотворениями?
Ученик: Если в стихотворении Есенина создается спокойная и радостная атмосфера, то подобное стихотворение Фета звучит намного грустнее, хотя там тоже наблюдаются положительные эмоции: «печальная береза», «траурный наряд», «жаль мне».
Учитель: Как вы думаете, о чем может свидетельствовать сходство и различие стихотворений Есенина и Фета?
Информация о работе Методика преподавания лирики в старших классах(Есенин)