Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 18:18, курсовая работа
Лирика обращается непосредственно к чувствам человека, его духовному миру, она имеет огромное воспитательное значение. Именно поэтому ее особенно важно изучать в школе. Читая лирические произведения, школьники учатся разбираться в человеческом характере, сокровенных движениях души, оценивать с точки зрения высоких нравственных критериев свои поступки. Поэзия особенно привлекает старшеклассников, что обусловлено их психологическими особенностями (тенденция к романтическому мировосприятию, к рефлексии). Более того, ученики старших классов часто начинают сами писать стихи, и важно поддерж
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Методика изучения лирического произведения в старших классах……………………………………………………………………………..6
Отличительные черты лирики как литературного рода…………..6
Методика изучения лирики в старших классах……………............8
Глава 2. Методические разработки по монографической теме «Жизнь и творчество С. А. Есенина»………………………………………………………13
2.1. Урок 1. «Пусть вся жизнь моя за песню продана!» (Жизнь и творчество С. А. Есенина)………………………………………………………13
2.2. Урок 2. «Нет поэта без родины» (Тема Родины в лирике С. А. Есенина)……………………………………………………………………40
2.3. Урок 3. Вечные темы в лирике С. А. Есенина……………………..57
2.4. Урок 4. Подготовка к сочинению по творчеству С. А. Есенина….74
Заключение……………………………………………………………………….81
Список использованной литературы…………………………………………...82
Приложение. Тематическое планирование по теме «Жизнь и творчество С. А. Есенина» в 11 классе……………………………………………………...85
Учитель: В чем особенности изображения возлюбленной лирического героя данного стихотворения?
Ученик: Она не просто исчезает, в понятии лирического героя она полностью сливается с природой, становится ее частью. Об этом свидетельствуют сравнение ее внешности с природными явлениями, растениями: «со снопом волос твоих овсяных», «с алым соком ягоды на коже», «На закат ты розовый похожа / И, как снег, лучиста и светла», «зерна глаз». Герой перестает видеть ее саму и потому не ищет ее следа «в кустах багряных».
Учитель: Как образ возлюбленной в данном стиховторении соотносится с другими образами женщин?
Ученик: Лирическая героиня представляется несколько нереальной, она - «песня и мечта» (что перекликается с уже упомянутым нами циклом), ее образ – это преобладание света, чистоты, невинности: «лучиста и светла», «запах меда от невинных рук», «к светлой тайне приложил уста».
Учитель: Итак, подведем итог. В ранней лирике поэта возлюбленная лирического героя – это «мечта», растворившаяся в природе, которая либо не может реально воплотиться, либо уже успела развоплотиться.
Вы уже немного упоминали об особенностях отражения любовной темы в последующих произведениях поэта (любовь служит для раскрытия личности героя – его трагедии, его отношении к разных вещам). Одним из наиболее специфических и наиболее известных стихотворений, которые можно рассматривать с подобной точки зрения можно назвать «Шаганэ ты моя, Шаганэ» (1924) из цикла «Персидские мотивы». Оно, как и многие другие из этого цикла, посвящены батумской знакомой Есенина армянской учительнице Шаганэ Нерсесовне Тальян, с которой, как мы уже сказали, у него не было фактического романа.
Прослушаем романс на эти стихи, автор музыки Елена Фролова.
Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Потому, что я с севера, что ли,
Я готов рассказать тебе поле,
Про волнистую рожь при луне.
Шаганэ ты моя, Шаганэ.
Потому, что я с севера, что ли,
Что луна там огромней в сто раз,
Как бы ни был красив Шираз,
Он не лучше рязанских раздолий.
Потому, что я с севера, что ли.
Я готов рассказать тебе поле,
Эти волосы взял я у ржи,
Если хочешь, на палец вяжи -
Я нисколько не чувствую боли.
Я готов рассказать тебе поле.
Про волнистую рожь при луне
По кудрям ты моим догадайся.
Дорогая, шути, улыбайся,
Не буди только память во мне
Про волнистую рожь при луне.
Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Там, на севере, девушка тоже,
На тебя она страшно похожа,
Может, думает обо мне...
Шаганэ ты моя, Шаганэ.
[Есенин, т. 3, 1967: 98]
Скажите, пожалуйста, что показалось вам необычным в этом стихотворении?
Ученик: По сути это не стандартное стихотворение о любви. Может быть, это вообще не любовная лирика.
Учитель: Почему вам так кажется? Как бы вы охарактеризовали отношение лирического героя к Шаганэ?
Ученик: В стихотворении нет указаний, даже косвенных, на любовь лирического героя и Шаганэ, однако их отношения можно охарактеризовать как доверительные, интимные, дружеские. Лирический герой поверяет ей все то, что его беспокоит. Стихотворение пронизано глубоким лиризмом, нежностью.
Учитель: Какой прием важен для построения данного стиховторения? С какой целью он используется?
Ученик: Стихотворение построено на приеме противопоставления (антитезы): «Как бы ни был красив Шираз, / Он не лучше рязанских раздолий». Кроме этого случая антитезы можно назвать скрытой, однако она подразумевается. Лейтмотив произведения: тоска по родине, любовь к родине.
Учитель: Какую роль для маркирования темы Родины играют повторы?
Ученик: Поэт будто бы расставляет акценты, потому лирический герой постоянно повторяет Шаганэ о том, что в его сознании отождествляется с родиной: «Не буди только память во мне / Про волнистую рожь при луне», «Потому, что я с севера что ли».
Учитель: Что еще связывает лирического героя с родиной, кроме ржи и луны?
Ученик: Образ девушки с родины лирического героя, «страшно похожей» на Шаганэ. В предпоследнем стихе («может, думает обо мне...») мы видим некое умолчание, которое может трактоваться и как надежда, и как тоска, и как нечто другое. Шаганэ дорога лирическому герою как напоминание о другой девушке.
Учитель: Об этом образе очень интересно пишет Т. С. Есенина, дочь поэта. Она считает, что под образом девушки, похожей на Шаганэ зашифрована ее мать, Зинаида Райх. «На снимке анфас Шаганэ Нерсесовна удивительно похода на Зинаиду Николаевну. Любуясь эффектом, я несколько раз раскладывала четыре снимка, один Тальян и три матери: они были убеждены, что на всех четырех изображена одна и та же женщина.
Есенин, видимо, никому не говорил,
что Шаганэ Нерсесовна «страшно» похожа
на его бывшую жену. Не могла бы об этом
догадаться, читая стихотворение, и сама
Зинаида Николаевна»
Сделаем вывод: один из общепризнанных шедевров любовной лирики скорее можно отнести к лирике дружеской, в нем нет того стандартного чувства любви, но есть подлинные чувства, которые один доверяет другому.
Важно сказать о том, что в последний год в лирике поэта все больше проявляется тоска по «единственной», «которой в мире нет», ведь те женщины, которые попадаются, ему не подходят: «Что ищу в глазах я этих женщин - / Легкодумных, лживых и пустых?», «На мою охладевшую душу / Натыкались такие не раз», «Не тебя я люблю, дорогая, / Ты лишь отзвук, лишь только тень. / Мне в лице твоем мнится другая, / У которой глаза – голубень» [Есенин, т. 3, 1967: 219-225]. Специфика же отношения Есенина к любви заключается в следующей цитате: «За березовую Русь / с нелюбимой помирюсь» [Есенин, т. 3, 1966: 160]. Как вы думаете, что это доказывает?
Ученик: Это доказывает то, что любовь к России была для него первична, а земная любовь – вторична; доказывает высказывание Есенина о том, что тема родины - основная в его творчестве.
Ученик 2: В стихах о любви поэт больше пишет о себе, о своей душе, о своей собственной трагедии. У него нет чисто любовной лирики, она обязательно имеет выход в другую тему. В этом и заключается специфика темы любви в творчестве Есенина.
Учитель: Спасибо. Действительно, любовная лирика Есенина часто переходит в философскую, поэт задумывается о жизни и смерти (например, в стихотворении «Дорогая, сядем рядом»: «Месяц на простом погосте / На крестах лучами метит, / Что и мы придем к ним в гости, / Что и мы, отжив тревоги / Перейдем под эти кущи. / Все волнистые дороги / Только радость льют живущим» [Есенин, т. 2, 1966: 138]). Однако тема жизни и смерти появляется в творчестве поэта и вне любовной лирики и часто соединяется в одну: в тему скоротечности бытия. Так, в данном контексте важным является программное стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу». Прослушаем индивидуальное сообщение об истории его создания.
Ученик: По свидетельствам современников поэта, это стихотворение было написано под влиянием одного из лирических отступлений в «Мертвых душах» Гоголя. Иногда в разговорах Есенин полушутя добавлял: «Вот меня хвалят за эти стихи, а не знают, что это не я, а Гоголь». И наизусть читал самый любимый отрывок из «Мертвых душ» - начало шестой главы первой части: «прежде, давно, в лета моей юности, в лета невозвратно мелькнувшего моего детства, мне было весело подъезжать в первый раз к незнакомому месту: все равно, была ли то деревушка, бедный уездный городишко, село ли, слободка, - любопытного много открывал в нем детский любопытный взгляд. Всякое строение, все, что носило только на себе напечатление какой-нибудь заметной особенности, - все останавливало меня и поражало…
Теперь равнодушно подъезжаю ко всякой незнакомой деревне и равнодушно гляжу на ее пошлую наружность; моему охлажденному взору неприютно, мне не смешно, и то, что пробудило бы в прежние годы живое движение в лице, смех и немолчные речи, то скользит теперь мимо, и безучастное молчание хранят мои неподвижные уста. О моя юность! О моя свежесть!»
Учитель: Спасибо. А теперь прочитаем стихотворение вслух.
Ученик 2:
Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.
Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком,
И страна березового ситца
Не заманит шляться босиком.
Дух бродяжий! ты все реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст
О, моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств!
Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя, иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.
Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь...
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.
[Есенин, т. 2,1966: 111-112].
Учитель: Какие образы, какие строчки более всего вас затронули и почему?
Ученик: «Все пройдет, как с белых яблонь дым», «Словно я весенней гулкой ранью / Проскакал на розовом коне», «Будь же ты вовек благословенно / Что пришло процвесть и умереть». Они произвели на меня большое впечатление потому, что в них как бы соединяется грусть и радость, мне кажется, что именно они играют важную роль в стихотворении, придавая ему особое настроение.
Учитель: Итак, какой же настрой задают эти строки всему стихотворении? Для чего это необходимо?
Ученик: Общее настроение стихотворения – светлая грусть. От грустных размышлений о быстротечности жизни лирический герой переходит к философскому обобщению и радуется тому, что жизнь, хоть и короткая, есть.
Учитель: Верно. Посмотрим, как способствует воплощению этой мысли композиция стихотворения?
Ученик: Стихотворение можно условно разделить на три части. Первые три строфы - прощание лирического героя с молодостью. Он утрачивает свою «свежесть,/ Буйство глаз и половодье чувств», охвачен «увяданья золотом», его сердце тронуто «холодком». Четвертая строфа - кульминация (трагическое звучание вопроса «Жизнь моя, иль ты приснилась мне?» и «розовый конь» как символ несбывшихся желаний). Пятая строфа – заключительный аккорд, который звучит тихо и умиротворённо, смерти не избежит ничто живое и в этом поэт видит не трагедию, но закономерность: «Все мы…тленны», «Будь же то вовек благословенно, / Что пришло процвесть и умереть».
Учитель: Опираясь на особенность развития лирической темы, попробуйте определить жанр стихотворения, найдите в строфах ассоциативные цепочки.
Ученик: «Я не буду больше молодым» - сердце перестанет быстро биться; «Не заманит шляться…» - угасает «дух бродяжий»; утрачивается «…половодье чувств» - «скупее стал в желаньях». Выводом становится следующий стих «Все мы, все мы в этом мире тленны». Такое развитие темы характерно для элегического мировосприятия, жанр этого стихотворения – элегия. Элегия – жанр лирической поэзии, для которого характерно наличие следующих черт: интимности, мотивов разочарования, несчастливой любви, одиночества, бренности земного бытия. Как мы видим, многие из этих черт встречаются в анализируемом нами стихотворении Есенина, он приносит в элегию светлое звучание.
Учитель: Какие традиционные есенинские образы наполняют стихотворение? Как цветопись, одна из отличительных примет лирики Есенина, усиливает их?
Ученик: «Страна березового ситца», «розовый конь» (розовый — синоним юности, свежести чувств), клен с медью листьев (что ассоциируется с этой «медью»: остатки былого богатства, поминальный колокольный звон, ярчайший цветовой всплеск) — теплые, пестрые, даже игривые краски. Игривость, пожалуй, всего явнее звучит в тонком оксюмороне «увяданья золотом охваченный», создающем образ осени — постоянный, излюбленный есенинский образ.
Учитель: Какие ассоциации вызывает у вас этот образ? Можно ли провести какие-то параллели с русской поэзией XIX века?
Ученик: Здесь можно провести сравнение с «Осенью» Пушкина. Пушкинский оксюморон «пышное природы увяданье», по-своему откликнувшийся в есенинском стихотворении, не единственная параллель, вырастающая из этого сопоставления. Оба произведения созданы поэтами примерно на одинаковом временном расстоянии от гибели (около четырех лет), и оба отражают полную растворенность человека в мире природы, слияние с ним, неразрывную связь, ощущение подобия жизни человека и природы. Осень как время зрелости и подведения итогов, время удивительных, неповторимых сочетаний цветов, запахов, звуков становится любимой порой поэтов.
Учитель: В какой мере способствует созданию настроения в стихотворении звукопись?
Ученик: В стихотворении два звуковых комплекса: б – бл («как с белых яблонь дым») и ж – ш («дух бродяжий», «расшевеливаешь», «утраченная свежесть»), которые отражают в стихотворении ощущение весны и молодости, жизни и движения. В первой строке ассонанс (а – у – а – у – а – у; «Не жалею, не зову, не плачу») – три открытых и три закрытых гласных – передаёт взволнованность поэта, чувство безысходности, охватившее его. В последней строке (о – и – о – а – э – и – у – и – э; «Что пришло процвесть и умереть») открытость последнего гласного подчёркивает ощущение свободы поэта от угнетающих его мыслей о смерти. Повторение звука [л’] во втором стихе последней строфы («Тихо льется с кленов листьев медь») так же способствует созданию чувства умиротворенности, спокойствия, возникающего у лирического героя.
Информация о работе Методика преподавания лирики в старших классах(Есенин)