Методика преподавания лирики в старших классах(Есенин)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 18:18, курсовая работа

Описание работы

Лирика обращается непосредственно к чувствам человека, его духовному миру, она имеет огромное воспитательное значение. Именно поэтому ее особенно важно изучать в школе. Читая лирические произведения, школьники учатся разбираться в человеческом характере, сокровенных движениях души, оценивать с точки зрения высоких нравственных критериев свои поступки. Поэзия особенно привлекает старшеклассников, что обусловлено их психологическими особенностями (тенденция к романтическому мировосприятию, к рефлексии). Более того, ученики старших классов часто начинают сами писать стихи, и важно поддерж

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Методика изучения лирического произведения в старших классах……………………………………………………………………………..6
Отличительные черты лирики как литературного рода…………..6
Методика изучения лирики в старших классах……………............8
Глава 2. Методические разработки по монографической теме «Жизнь и творчество С. А. Есенина»………………………………………………………13
2.1. Урок 1. «Пусть вся жизнь моя за песню продана!» (Жизнь и творчество С. А. Есенина)………………………………………………………13
2.2. Урок 2. «Нет поэта без родины» (Тема Родины в лирике С. А. Есенина)……………………………………………………………………40
2.3. Урок 3. Вечные темы в лирике С. А. Есенина……………………..57
2.4. Урок 4. Подготовка к сочинению по творчеству С. А. Есенина….74
Заключение……………………………………………………………………….81
Список использованной литературы…………………………………………...82
Приложение. Тематическое планирование по теме «Жизнь и творчество С. А. Есенина» в 11 классе……………………………………………………...85

Файлы: 1 файл

Курсовая_Есенин_Краева.docx

— 157.31 Кб (Скачать файл)

26 ноября 1925 - Есенин ложится в психиатрическую клинику профессора Ганнушкина. Он должен был пробыть там два месяца, но не выдержал и одного. Больница оказывала на него угнетающее воздействие.

Его план был таков: разойтись  с Толстой, которую не любил, и  сбежать из Москвы в Ленинград. Там  он собирался снять две-три комнаты, жить, творить, а также - издавать журнал.

 

Прибыв в Ленинград, поэт не остановился у своего друга  Вольфа Эрлиха, как собирался, а отправился в гостиницу «Англетер». Там он встретился со своими знакомыми - Устиновыми. Жорж Устинов был партийным работником и журналистом.

В последние дни Есенин ходил ко всем в гости. Посетил  Клюева и подарил ему живого петуха. За день до смерти Есенин стал жаловаться Эрлиху, что в гостинице засохли чернила, и ему пришлось порезать руку и писать кровью. Он дал листок Эрлиху, и сказал ему, чтобы он прочитал стихотворение позже. Потом Эрлих забыл о стихотворении и прочитал его лишь на следующий день после смерти Есенина.

Как-то раз Есенин разговаривал в номере «Англетера» с женой Устинова, Елизаветой Алексеевной. Он проронил тогда:

  • Жизнь штука дешевая, но необходимая. Я ведь «Божья дудка». Когда женщина спросила его, что это значит, он ответил:
  • Это когда человек тратит из своей сокровищницы и не пополняет. Пополнять ему нечем и неинтересно. И я такой же.

утро 28 декабря 1925 - Есенина находят мертвым в номере «Англетера». Вот что вспоминал по этому поводу Всеволод Рождественский:

«Я был одним из первых, узнавших о его смерти, и потому мне пришлось присутствовать при  составлении милицейского протокола, который выяснил мне все обстоятельства, очень скупо подобранные, при  которых и произошел Сережин  конец. Он вернулся к себе в номер  в воскресенье часов в шесть вечера, и последний его приятель ушел от него около восьми часов вечера. Утром в двенадцатом часу жена Устинова, остановившаяся в той же гостинице, вместе с петербургским имажинистом Вольфом Эрлихом постучались в есенинскую комнату. Ответа не было. Стучали, стучали и решили, наконец, вскрыть дверь вторым ключом. Есенин висел под самым потолком на трубе парового отопления. Веревка от валявшегося тут же чемодана глубоко врезалась ему в горло. Когда его сняли, он уже был мертв» [Гусляров, 2004: 551].

Акт, составленный милицией, и вскрытие, сделанное в Обуховской больнице, констатировали факт самоубийства через повешение. Позже стали появляться слухи о том, что Есенина убили. До сих пор это неизвестно и, скорее всего, точно доказано никогда не будет. Смерть Есенина поразила всех. Качалов рассказывал:

«А вот и конец декабря  в Москве. Есенин в Ленинграде. Сидим  в «Кружке». Часа в два ночи вдруг  почему-то обращаюсь к Мариенгофу:

  • Расскажи, что и как Сергей.
  • Хорошо, молодцом, поправился, сейчас уехал в Ленинград, хочет там жить и работать, полон всяких планов, решений, надежд. Был у него неделю назад, навещал его в санатории, просил тебе кланяться. И Джиму - обязательно.
  • Ну, - говорю, - выпьем за его здоровье. Чокнулись.
  • Пьем, - говорю, - за Есенина.

Все подняли стаканы. Нас  было за столом человек десять. Это  было два - два с половиной часа ночи с 27 на 28 декабря. Не знаю, да, кажется, это и не установлено, жил ли, дышал  ли еще наш Сергей в ту минуту, когда мы пили за его здоровье» [Гусляров, 2004: 567].

После вскрытия тело Есенина, усыпанное цветами, лежало в маленькую  комнатке тогдашнего Союза писателей  на Фонтанке. Все кругом было строго, торжественно. Люди приходили попрощаться с поэтом. Потом гроб перенесли в первую, более просторную комнату.

С Октябрьского вокзала в  Москве тело было перенесено в Дом  печати, вход в который был открыт всем желающим проститься с покойным. И весь день, и всю ночь, до самого рассвета туда нескончаемым потоком шли люди.

Утром 31 декабря под звуки  траурного марша гроб с телом  Есенина был вынесен из Дома печати, установлен на катафалк, и многотысячная процессия направилась на Страстную площадь. Там гроб три раза обнесли вокруг памятника Пушкину. От памятника процессия направилась к Дому Герцена, где в то время были сосредоточены все литературные объединения Москвы. Там была вторая остановка.

Третья остановка была у Камерного театра. Струнный оркестр  исполнил траурный марш, а артист Церетелли возложил на колесницу венок.

От Камерного театра процессия  направилась к Ваганьковскому кладбищу. - Мы похоронили его под неумолчный плач осени. А на другой день после  похорон сразу ударил мороз. Осени было больше нечего делать... - вспоминал Вадим Шершеневич [Гусляров, 2004: 583]. (Кадры похорон Есенина)

Смерть Есенина была воспринята всеми как что-то личное. Возможно, потому, что его поэзия вступает в соприкосновение с самым  сокровенным, тайным уровнем русской  души, с тем уровнем, который коренным образом связывает русских с Россией и с собой.

О стихах Есенина потрясающе точно отозвался Георгий Иванов: «Конечно, стихи Есенина, как и  всякие стихи, состоят из разных «пеонов, пиррихиев, анакруз...» Конечно, и  их можно под этим углом взвесить и разобрать. Но это, вообще скучное  занятие, особенно скучное, когда в  ваших руках книжка Есенина. Химический состав весеннего воздуха можно  тоже исследовать и определить, но насколько естественней просто вдохнуть его полной грудью...» [Гусляров, 2004: 749].

Впоследствии Э. Герман писал: «Ничего, кроме России, не видел. Не реальной, всамделишной России, а своей - той, которая требовалась для его стихов. Это была традиционная литературная Россия.

Среди грузовиков с восставшими  солдатами Есенин невозмутимо правил гоголевской тройкой. Он был ее последний  ямщик».              [Гусляров, 2004: 751].

Скажите, пожалуйста, как вы понимаете последнее высказывание?

Ученик: Есенин продолжал литературную традицию XIX века, более того, тема Родины всегда была для него наиболее значимой. Он пытался найти связь между Россией прошлого, Россией будущего и его воображаемой Россией.

Учитель: Спасибо. Запишите домашнее задание:

  1. Прочитайте следующие стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная», «Я покинул родимый дом», «Русь советская», «Спит ковыль. Равнина дорогая», «Возвращение на родину» и другие.
  2. Индивидуальные задания:

Подготовьте выразительное чтение стихотворений «Я покинул родимый дом» и «Спит ковыль. Равнина дорогая» наизусть.

Подготовьте индивидуальное сообщение на тему «Образ России в цикле «Русь»(1915)»  используя следующий источник:

Прокушев Ю. Л. Сергей Есенин. Очерк жизни и творчества.  – М.: Изд-во «Детская литература», 1976.  (Глава I. Поэтическое сердце России).

 

2.2. Урок 2.

«Нет поэта  без родины»

(Тема Родины  в лирике С. А. Есенина)

Цели:

1.Учебная: проследить эволюцию темы Родины в лирике Есенина, выявить основные особенности отражения этой темы.

2.Развивающая: развивать навыки целостного анализа лирического произведения на основе лирики С. А. Есенина, навыки устной речи; развивать логическое мышление учащихся

3.Воспитательная: воспитывать любовь к родине, патриотические чувства

Тип урока: урок совершенствования ЗУНов

Методы и приемы: репродуктивный метод (рассказ учителя о творчестве) эвристический метод (аналитическая беседа), творческое чтение (выразительное чтение), исследовательский метод (самостоятельное изучение литературы).

Оборудование: фотография Есенина на доске, записи стихотворений Есенина в исполнении русских актеров.

 

Ход урока

Учитель: Здравствуйте! На прошлом занятии мы с вами познакомились с жизненным и творческим путем С. А. Есенина. Наш сегодняшний урок посвящен детальному рассмотрению темы Родины на протяжении всего его творческого пути. Запишем с тетради эпиграф нашего урока: «Я – тоже за Советскую власть, но я люблю Русь. Я – по-своему. Намордник я не позволю надеть на себя и под дудочку петь не буду (Есенин)». Наше изучение темы родины в его лирике мы начинаем с первого сборника «Радуница»(1916). Прочтем стихотворение «Гой ты, Русь моя родная» и поработаем с ним.

Ученик:

Гой ты, Русь, моя родная,

Хаты — в ризах образа...

Не видать конца и края — 

Только синь сосет глаза.

 

Как захожий богомолец,

Я смотрю твои поля.

А у низеньких околиц

Звонно чахнут тополя.

 

Пахнет яблоком и медом 

По церквам твой кроткий  Спас.

И гудит за корогодом

На лугах веселый пляс.

 

Побегу по мятой стежке

На приволь зеленых лех,

Мне навстречу, как сережки,

Прозвенит девичий смех.

 

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!» 

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».

[Есенин, т. 1, 1966: 116]

Учитель: Что вы почувствовали, когда услышали это стихотворение?

Ученик: Ощущается приподнятое настроение стихотворения, радостный настрой поэта.

Учитель: Возникли ли у вас какие-то визуальные, аудиальные и другие ощущения? Какими строчками они были вызваны?

Ученик: Я увидел широкую картину русской природы: «не видать конца и края». В ней преобладают цвета синий («только синь сосет глаза») и зеленый («на приволь зеленых лех»).

Учитель: Верно. Известный есениновед Юрий Прокушев, например, отмечал, что такой образ как синь, которая «сосет глаза» действительно точно описывает небо над рязанскими просторами.

Ученик: В стихотворении поэт передает много звуков: «звонно чахнут тополя», «гудит…веселый пляс», «прозвенит девичий смех». Все эти характеристики придают картинам природы и крестьянской жизни некое приподнятое настроение, праздничность. Более того, поэт вводит в стихотворение вкусовые, обонятельные образы: «пахнет яблоком и медом».

Учитель: Какой вывод мы можем сделать на основе сделанных нами наблюдений? О чем они свидетельствуют?

Ученик: Звук, запах и цвет помогают поэту создать в стихотворении наиболее полный, объемный образ природы.

Учитель: Хорошо. А как вы думаете, для чего поэту необходимо создать такой полный образ? Напомню, это стихотворение написано в 1914 году, является ярким образцом ранней лирики Есенина и входит в его первый сборник «Радуница».

Ученик: Из сегодняшней лекции мы узнали, что в «Радунице» создается наиболее полная картина крестьянской жизни: как реальной, так и поэтизированной. В этом стихотворении поэт так же стремится создать образ деревни – в нескольких деталях.

Учитель: Как вы думаете, в данном стихотворении образ деревни сильно поэтизируется? И если да, то почему?

Ученик: Да, потому что в стихотворении не отражены картины крестьянского труда, тяжести жизни, трагедий, которые случаются в жизни крестьян.

Учитель: А для чего в данном стихотворении используются диалектизмы: «хаты», «корогод», «Побегу по мятой стежке / На приволь зеленых лех»? Разве это не относится к реальной деревенской жизни?

Ученик: Диалектизмы, конечно, взяты из реальной жизни, но в данном стихотворению они так же служат поэтизации деревни в частности и Руси в целом, они придают стихотворению необходимый колорит. В стихотворении то место, которое описывает поэт, идеально.

Учитель: В «Радунице» важное значение имеет религиозная символика. Как это находит отражение в данном стихотворении? Какое это имеет значение для его понимания в целом?

Ученик: Бытовые реалии приобретают более возвышенный оттенок. Так, хаты – это «в ризах образа», лирический герой – «захожий богомолец», «Пахнет яблоком и медом / По церквам твой кроткий Спас». Картины родной природы для лирического героя ничуть не хуже, чем тот «рай», который предлагает ему «рать святая». Религиозные определения связанные с бытовыми реалиями свидетельствую о том, что Русь для лирического героя – это земной рай.

Учитель: Итак, сделаем выводы. В данном стихотворении Есенина Русь представляется поэтом как рай на земле, о чем свидетельствует его глубокая образность и использование религиозной лексики.

Учитель: Спасибо. Да, действительно, в ранней лирике Есенина образ России именно таков: это рай на земле, это прекрасная природа, яркий пейзаж, наполненный внутренней «сакральностью». Хотя уже в «Радунице» намечается  тенденция к изображению реальности. Так, выслушаем сообщение об изображении родины в цикле 1915 года «Русь».

Ученик: Цикл «Русь» [Есенин, т. 1, 1966: 131] был написан в 1915 году. В нем поэт изображает Родину многогранной: это и мифологическое пространство, отчасти напоминающее блоковское («Запугала нас сила нечистая, / что ни прорубь – везде колдуны» – «Там ведуны с ворожеями / Чаруют злаки на полях» [Блок, т. 1, 1980: 397]), это и Россия «странной любви» Лермонтова («Но люблю тебя, родина кроткая! / а за что – разгадать не могу» –  «Но я люблю – за что, не знаю сам  –  / Ее степей холодное молчанье…», «Я люблю над покосной стоянкою / слушать вечером гуд комаров. / А как гаркнут ребята тальянкою, / Выйдут девки плясать у костров» – «и в праздник, вечером росистым, / Смотреть до полночи готов / На пляску с топаньем и свистом / под говор пьяных мужичков» [Лермонтов, т. 1, 164: 102]). Есенин описывает Русь, используя характерные для его ранней лирики элементы религиозного, ритуального: «лампадки небес», «В роще чудились запахи ладана». Однако основную тональность данного стихотворения можно охарактеризовать как тревожную, потому что поэт ведет рассказ о Родине, о деревне в годы военных невзгод. Атмосфера тревожного предчувствия надвигающейся беды ощутима уже в первом стихотворении цикла («Потонула деревня в ухабинах») к третьему достигает своего апогея: «Повестили под окнами сотские / Ополченцам идти на войну / Загыгыкали бабы слободские, / плач прорезал кругом тишину». Поэт разворачивает грустные картины деревенской жизни во время войны, всем сердцем сопереживает народу. В последнем стихотворении цикла поэт как бы соединяет реальность и идеальную Россию, он характеризует русский народ как склонный верить в лучшее («Я хочу верить в лучшее с бабами / Тепля свечку вечерней звезды»). Война хоть и воспринимается как трагедия, но она представляется «бабам», «пахарям»-ополченцам чем-то временным, им мерещится «над лугами веселый покос». Таким образом, русский народ в данном стихотворении  - это сильный народ-оптимист, а Русь – как «родина кроткая», которой не страшны невзгоды, потому что ее народ имеет силы их преодолеть.

Информация о работе Методика преподавания лирики в старших классах(Есенин)