Методика преподавания лирики в старших классах(Есенин)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 18:18, курсовая работа

Описание работы

Лирика обращается непосредственно к чувствам человека, его духовному миру, она имеет огромное воспитательное значение. Именно поэтому ее особенно важно изучать в школе. Читая лирические произведения, школьники учатся разбираться в человеческом характере, сокровенных движениях души, оценивать с точки зрения высоких нравственных критериев свои поступки. Поэзия особенно привлекает старшеклассников, что обусловлено их психологическими особенностями (тенденция к романтическому мировосприятию, к рефлексии). Более того, ученики старших классов часто начинают сами писать стихи, и важно поддерж

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Методика изучения лирического произведения в старших классах……………………………………………………………………………..6
Отличительные черты лирики как литературного рода…………..6
Методика изучения лирики в старших классах……………............8
Глава 2. Методические разработки по монографической теме «Жизнь и творчество С. А. Есенина»………………………………………………………13
2.1. Урок 1. «Пусть вся жизнь моя за песню продана!» (Жизнь и творчество С. А. Есенина)………………………………………………………13
2.2. Урок 2. «Нет поэта без родины» (Тема Родины в лирике С. А. Есенина)……………………………………………………………………40
2.3. Урок 3. Вечные темы в лирике С. А. Есенина……………………..57
2.4. Урок 4. Подготовка к сочинению по творчеству С. А. Есенина….74
Заключение……………………………………………………………………….81
Список использованной литературы…………………………………………...82
Приложение. Тематическое планирование по теме «Жизнь и творчество С. А. Есенина» в 11 классе……………………………………………………...85

Файлы: 1 файл

Курсовая_Есенин_Краева.docx

— 157.31 Кб (Скачать файл)

Ученик: Есенин, с одной стороны, продолжает традиции русской пейзажной лирики, а с другой стороны, открывает в ней что-то свое.

Учитель: Спасибо. Теперь продолжим наш разговор о жизни поэта.

1913 - Посещает вольнослушателем историко-философский факультет Народного университета имени Шанявского. Устраиваеnся корректором в типографию Сытина. Тогда же он знакомится с Анной Изрядновой, тоже работавшей там. Есенин при первой же встрече взволновал ее сердце: «Он только что приехал из деревни, но по внешнему виду на деревенского парня похож не был... На нем был коричневый костюм, накрахмаленный воротник и зеленый галстук. С золотыми кудрями он был кукольно красив…» К Анне Сергей привязался, читал стихи. Они сняли комнату у серпуховской заставы и начали семейную жизнь. В декабре 1914 у них родился сын Юрий. Когда Анна вернулась домой, у Сергея был образцовый порядок: везде вымыто, печи истоплены и даже обед готов и куплено пирожное. На ребенка 19-летний Есенин смотрел с любопытством, все твердил: «Вот я и отец». Потом привык, полюбил его, качал, убаюкивая, пел над ним песни. Говорил Анне: «Ты пой ему больше песен». Но в марте уехал в Петербург. Анна не винила его в этом, потому что понимала, что его «нетронутая хорошая душа» предназначена была не для семейной жизни. Женщина осталась преданной Есенину до конца жизни, и сам поэт всегда относился к ней с теплотой. Он иногда навещал ее и сына, пришел к ней попрощаться перед отъездом в Ленинград в декабре 1925 года, просил беречь сына. Однако Юрий Есенин был расстрелян 13 августа 1937 года по обвинению в подготовке к покушению на Сталина. (Фотографии Есенина времен его службы в типографии Сытина, фото Анны Изрядновой).

Март 1915 – Есенин уезжает в Петербург для того, чтобы показать свои стихи Блоку и стать известным.

(Запись Есенина,  читающего «Разбуди меня завтра  рано»).

9 марта 1915 – Встреча с Блоком. Есенин послал поэту записку, потом нашел его адрес в какой-то книжной лавке и пришел к нему домой. Дверь ему открыл сам Александр Александрович. Есенин потом признавался, что когда он смотрел на Блока, с него капал пот, потому что в первый раз видел живого поэта.

Блок охарактеризовал  есенинские стихи как «свежие, чистые, голосистые» и направил его к  поэту Сергею Городецкому и журналисту Михаилу Мурашову, предварительно снабдив его рекомендательными записками. Обоим очень понравился Есенин, они с ним сошлись, оценили его талант и облегчили ему хождение по мытарствам записками во все знакомые им журналы. Благодаря этому, Есенин начал много печататься. Впоследствии, в 1926 году, Городецкий писал, что в Петербурге факт появления Есенина был осуществлением долгожданного чуда. На его вечерах в богатых буржуазных салонах за ним ухаживали, ему удивлялись, ахали, охали, угощали на инкрустированных столах, с тарелок коллекционного фарфора. Внутренне посмеиваясь над публикой, поэт читал:

Пахнет рыхлыми драченами;

У порога в дежке квас,

Над печурками точеными

Тараканы лезут в паз.

 

Вьется сажа над заслонкою,

В печке нитки попелиц,

А на лавке за солонкою -

Шелуха сырых яиц.

 

Мать с ухватами не сладится,

Нагибается низко,

Старый кот к махотке  крадется

На парное молоко.

 

Квохчут куры беспокойные

Над оглоблями сохи,

На дворе обедню стройную

Запевают петухи.

 

А в окне на сени скатые,

От пугливой шумоты,

Из углов щенки кудлатые

Заползают в хомуты.

(«В хате»,1914) [Есенин, т. 1, 1966: 112]

Дамы изнывали от восторга:

  • Как вы сказали? «Ухватами»? Прелестно!
  • Махотка? Ах, это замечательно! Вы слышали, милочка, как он произнес: «Махотка!» «Мо-ло-ко»! «Ко-ро-ва»! Ну конечно же он истинный поэт! И кудри, крупные какие, поглядите! Пастушок, истинный пастушок!..

Скажите, пожалуйста, как  вы думаете, почему «деревенские» стихи  Есенина производили такой фурор  в столичных салонах?

Ученик: Для публики шикарных салонов такие стихи были чем-то вроде экзотики, чем-то необычным, потому все были в восторге.

Учитель: Кажется ли это стихотворение необычным вам? Почему?

Ученик: Поэт использует много диалектизмов: «драчены», «дежка», «ухват», «махотка», «сени скатые» и другие.

Учитель: Как вы думаете, чем это обусловлено?

Ученик: Есенин  - выходец из деревни, поэтому он так активно использует привычные ему слова в своей поэзии.

Учитель: Да, это правильная мысль. Кроме того, очень важным фактором является принадлежность раннего Есенина к группе новокрестьянских поэтов, чья поэзия предполагала отражение народного, крестьянского быта, крестьянского пейзажа, характера.  Одним из основных новокрестьянских поэтов мы можем назвать Николая Алексеевича Клюева, с которым Есенин знакомится в октябре 1915. С тех пор они долгое время выступают вместе, Клюев овладевает молодым поэтом. Он увидел в Есенине то, чего не увидели ни сам Блок, ни Городецкий, ни все остальные. С первого же знакомства со стихами Есенина поэт понимает, что перед ним не «молодое многообещающее дарование» и не «сказочный херувим», а зрелый, яркий поэт со своим уникальным зрением и неповторимым поэтическим миром.

Есенин и Клюев образовывают группу «Краса», куда, кроме них, входят также Ремизов, Городецкий и другие. Эта группа проводит несколько литературных вечеров в Петербурге. Позднее она прекращает свою деятельность и входит в общество «Страда», учрежденное 7 октября того же года на квартире того же Городецкого. Позже оно тоже распадается.

январь 1916 – выходит в свет первый сборник Есенина «Радуница». Радуница, или Радоница, - в общеславянской (а впоследствии, и в православной) традиции, особый день поминовения усопших и посещения кладбищ, первый после праздника Пасхи, который совершается на девятый день от нее. Она подводит итог ранним стихотворным опытам поэта. По своему составу она неоднородна, в ней чувствуется и влияние христианских идей («Пойду в скуфье смиренным иноком», «»Шел Господь пытать людей в любови», «Микола» и другие), и картины реальной крестьянской жизни («Черная, потом пропахшая выть!», «Туча кружево в рощи связало», «В хате», «Край ты мой заброшенный» и другие), и судьба России («Русь»), и любовная лирика («Выткался на озере алый свет зари», «Хороша была Танюша и другие). Однако эта общая неоднородность составляет наиболее полную картину крестьянской Руси с ее реалиями и верованиями. Более того, в эту картину поэт вкладывает свое личное отношение – безграничной любви к Родине («Я скажу: не надо рая! / Дайте родину мою» [Есенин, т. 1, 1966: 117] ).

(Фотографии Есенина  и Клюева, копии автографов стихотворений)

(Видео: Есенин на открытии памятника Кольцову)

25 марта 1916 - Есенина призывают в армию. Благодаря ходатайству Клюева, полковнику Ломану удается пристроить Есенина в Царскосельский военно-санитарный поезд № 143 Ея Императорского Величества

22 июля 1916 года читает стихи на встрече с императрицей и членами царской фамилии, организованной Ломаном. В феврале 1917 произошла революция, и Есенин самовольно покидает фронт. Как он сам писал в поэме «Анна Снегина»:

Явил я другую отвагу -

Был первый в стране дезертир[Есенин, т. 3, 1967: 276].

весна 1917 - Есенин знакомится с Зинаидой Райх, впоследствии известной актрисой. Тогда же она, по свидетельству Чернявского, она была вовсе не актрисой, «а просто молодой редакционной работницей, красивой, спокойной, мягким движением кутавшейся в теплый платок». Есенин зачастил в общество распространения эсеровской литературы, где Райх стояла председателем. Летом 1917 года Есенин с Райх едут на Соловки, На обратном пути они  венчаются в Кирико-Улитовской церкви возле Вологды.

Когда молодые Есенины  вернулись в Петербург, они поселились на Литейном в доме № 33. В их укладе тогда начала чувствоваться домовитость, несмотря на начинающуюся тогда «голодовку» оба они были приветливыми хлебосолами. Но вскоре стали ссориться. Их дочь Татьяна родилась 29 мая 1918 года в Орле. Вскоре ее родители расстались.                  3 февраля 1920 года Зинаида Николаевна родила сына Константина в Доме матери и ребенка.

Октябрьская революция 1917 полностью  меняет уклад жизни в России. В 1917-1918 Есенин пишет циклы религиозно-космических поэм о революции ( «Пришествие», «Преображение», «Октоих», «Отчарь»), в которых России предоставляется особая роль – Богородицы, Приснодевы.

1918 – Есенин переезжает в Москву, где знакомится с Анатолием Мариенгофом и Вадимом Шершеневичем, в содружестве с которыми он оформляет литературное течение «имажинизм» (от французского image  -образ). Имажинисты провозглашали победу самоценного образа над смыслом и идеей: стихотворение могло не иметь смысла, но должно было быть насыщено словесными образами.  Зачастую имажинисты старались эпатировать публику, и потому в их поэзии встречались нарочито антиэстетические, излишне натуралистические образы, ненормативная лексика. Читаем в «Кобыльих кораблях» (1918), поэме, образно отражающей русскую действительность тех лет (голод, социальные проблемы): «Рваные животы кобыл / Черные паруса воронов», «Даже солнце мерзнет, как лужа, / которую напрудил мерин», «Бог ребенка волчице дал / Человек съел дитя волчицы» [Есенин, т. 2, 1966: 84-85]. В «Инонии» (1918) мы видим ярко выраженные богоборческие мотивы: «Тело, Христово тело, / выплевываю изо рта», «Даже богу я выщиплю бороду / Оскалом моих зубов» [Есенин, т. 2, 1966: 33-34]. Есенин создает себе образ хулигана и в 1921 году выходит сборник «Исповедь хулигана». (Запись Есенина, читающего «Исповедь хулигана», 2 отрывка). Поведение имажинистов в обществе так же было нарочито шокирующим: то они расписывали стены Страстного монастыря, то ночью снимали таблички с домов и вешали таблички со своими именами.

Однако это литературное направление не смогло удержаться в  литературе в силу своей несостоятельности. В 1924 году Есенин и Иван Грузинов объявили о роспуске «Ордена имажинистов», однако, формально, Есенин перерос это направление еще раньше. Поэзия Есенина последних лет его жизни может быть отнесена к творчеству «вне рамок литературных направлений», как и у всех самых значительных поэтов Серебряного Века.

ноябрь 1921 – публикация драматической поэмы «Пугачев». Как вы думаете, на какую литературную традицию опирается Есенин при написании данной поэмы, какую литературную традицию трансформирует? Назовите писателя и произведение.

Ученик: А. С. Пушкин «Капитанская дочка», потому что в русской литературе именно в этом произведении впервые отражается тема пугачевского восстания, которую потом продолжит Есенин. Более того, Есенин, как и Пушкин, исследовал исторический материал, связанный с этим периодом.

Учитель: Это верный ответ. Спасибо.

Теперь обратимся к дальнейшим событиям жизни поэта. В 1921 году в столицу по приглашению Советского правительства приезжает известная американская танцовщица Айседора Дункан. Ей обещали предоставить помещение для танцевальной школы и поселили в бывшем особняке балерины Балашовой на Пречистенке. А примерно в это время народный суд города Орла вынес решение о расторжении брака Есенина с Зинаидой Райх.

Встреча Айседоры Дункан и  Сергея Есенина переворачивает жизнь обоих. Они знакомятся в студии художника Якулова, друга Есенина. Айседора появилась там в сопровождении Шнейдера, облаченная в танцевальную тунику.Когда в гостиной появился Есенин, представлять их было не надо. Они с первой секунды не могли отвести глаз друг от друга. Айседора погрузила пальцы в есенинскую шевелюру и, смешно коверкая слова, громко проговорила:

- За-ла-та-я га-ла-ва...

Больше никто и ничто  вокруг их не интересовало. Есенин читал  ей стихи, и они пытались разговаривать. Разговаривали они больше жестами и взглядами, оба уверенные в том, что прекрасно друг друга поняли.

Под утро Айседора отправилась  домой на Пречистенку. Есенин поехал вместе с ней. С той ночи этот особняк стал есенинским пристанищем.

Ей было - 44. Ему - 26. И это  была любовь с первого взгляда. Кстати, впоследствии выяснилось, что Айседора увидела в Есенине сходство со своим погибшим маленьким сыном.

Их отношения были достаточно тяжелыми. Уже тогда он начинал  ее сторониться, порой сбегал ночевать к друзьям, Но порвать с ней  он не мог: «Любит меня.. .Чудная какая-то.. .Добрая...Славная...Да все у нее как-то...не по-русски...».

2 мая 1922 года - Сергей и Айседора регистрируют свой брак, чтобы за границей не возникло никаких проблем, и собираются в путешествие.

10 мая 1922 года была открыта  первая международная линия Аэрофлота.  Об этом примечательном событии в газетах писали так: «Аппарат с виду точно игрушечка. Каюта, в которую ведет дверь с каретным окном, похожа на вместилище старых дилижансов: друг против друга два мягких дивана на шесть мест. Вес аппарата 92 пуда. Грузоподъемность 56 пудов...Путь от Москвы до Кенигсберга приходится в 11 часов с остановками в Смоленске и Полоцке» [Куняевы, 2002: 281]. В тот же день Айседора и Есенин улетели в Кенигсберг, чтобы оттуда начать свое заграничное путешествие. В тот же день вечером молодожены выехали поездом из Кенигсберга в Берлин, а утром 11 мая поселились в одном из лучших отелей Берлина «Адлоне». Там поэт встретился со своим другом, имажинистом Кусиковым. На следующий день Есенин участвовал в литературном вечере в Доме Искусств. Он устроил скандал, закричав: «Да здравствует Интернационал!» Половина зала вразнобой запела интернационал, другая же - начала свистеть и гнать поэта со сцены. Тогда Есенин вскочил на стул и закричал что-то об Интернационале, о России, что он, русский поэт, не позволит смеяться над собой, что он умеет свистать похлеще всех эмигрантов, вместе взятых: заложил в рот три пальца и действительно засвистел, перекрыв весь шум. Аплодисменты усилились. Тогда организаторы вечера стали просить Есенина прочитать стихи. Есенин спрыгнул со стула и подождал, пока зал успокоится. Затем начал читать. От стихотворения к стихотворению он овладевал залом. А когда он закончил: «Не жалею, не зову, не плачу, все пройдет, как с белых яблонь дым...», весь зал уже лежал у его ног. На «бис» он прочитал «Песнь о собаке», а в конце выступления, после строк «Говорят, что я скоро стану знаменитый русский поэт», зал окончательно взорвался несмолкающими аплодисментами, и всем стало ясно, что Есенин, взявший чуть ли не приступом Дом Искусств, обречен во всех своих дальнейших выступлениях на абсолютный успех.

Информация о работе Методика преподавания лирики в старших классах(Есенин)