Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 18:18, курсовая работа
Лирика обращается непосредственно к чувствам человека, его духовному миру, она имеет огромное воспитательное значение. Именно поэтому ее особенно важно изучать в школе. Читая лирические произведения, школьники учатся разбираться в человеческом характере, сокровенных движениях души, оценивать с точки зрения высоких нравственных критериев свои поступки. Поэзия особенно привлекает старшеклассников, что обусловлено их психологическими особенностями (тенденция к романтическому мировосприятию, к рефлексии). Более того, ученики старших классов часто начинают сами писать стихи, и важно поддерж
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Методика изучения лирического произведения в старших классах……………………………………………………………………………..6
Отличительные черты лирики как литературного рода…………..6
Методика изучения лирики в старших классах……………............8
Глава 2. Методические разработки по монографической теме «Жизнь и творчество С. А. Есенина»………………………………………………………13
2.1. Урок 1. «Пусть вся жизнь моя за песню продана!» (Жизнь и творчество С. А. Есенина)………………………………………………………13
2.2. Урок 2. «Нет поэта без родины» (Тема Родины в лирике С. А. Есенина)……………………………………………………………………40
2.3. Урок 3. Вечные темы в лирике С. А. Есенина……………………..57
2.4. Урок 4. Подготовка к сочинению по творчеству С. А. Есенина….74
Заключение……………………………………………………………………….81
Список использованной литературы…………………………………………...82
Приложение. Тематическое планирование по теме «Жизнь и творчество С. А. Есенина» в 11 классе……………………………………………………...85
Учитель: Таким образом, мы можем сказать, что все в данном стихотворении подчинено формированию философской мысли о бренности бытия. Лирический герой говорит о том, что он «не жалеет». Однако правда ли это? Для того, более точно чтобы определить отношение поэта к жизни и смерти, обратимся к стихотворению «Мы теперь уходим понемногу». В 1924 году умирает его друг, крестьянский поэт Александр Ширяевец, и Есенин пишет стихотворение на его смерть, отражающее философскую позицию автора. Прочтем его вслух.
Ученик:
Мы теперь уходим понемногу
В ту страну, где тишь и благодать.
Может быть, и скоро мне в дорогу
Бренные пожитки собирать.
Милые березовые чащи!
Ты, земля! И вы, равнин пески!
Перед этим сонмом уходящим
Я не в силах скрыть своей тоски.
Слишком я любил на этом свете
Все, что душу облекает в плоть.
Мир осинам, что, раскинув ветви,
Загляделись в розовую водь.
Много дум я в тишине продумал,
Много песен про себя сложил,
И на этой на земле угрюмой
Счастлив тем, что я дышал и жил.
Счастлив тем, что целовал я женщин,
Мял цветы, валялся на траве,
И зверье, как братьев наших меньших,
Никогда не бил по голове.
Знаю я, что не цветут там чащи,
Не звенит лебяжьей шеей рожь.
Оттого пред сонмом уходящим
Я всегда испытываю дрожь.
Знаю я, что в той стране не будет
Этих нив, златящихся во мгле.
Оттого и дороги мне люди,
Что живут со мною на земле.
[Есенин, т. 3, 1967: 11-12]
Учитель: Это стихотворение показалось вам похожим на «Не жалею, не зову, не плачу»?
Ученик: В какой-то мере. Их объединяет тема быстротечности бытия, в обоих чувствуется светлая грусть, однако только что прочитанное нами стихотворение более мрачное, более соотнесенное с жизнью. В нем лирическому герою поэта земная жизнь представляется более ценной, чем в «Не жалею, не зову, не плачу».
Учитель: Какие два условных пространства мы можем выделить в стихотворении, и как они соотносятся между собой?
Ученик: «Этот свет» (земной мир), который так дорог лирическому герою, и «та страна» (загробный), которая страшна для него, незнакома ему.
Учитель: Поэт описывает загробный мир как место, «где тишь и благодать», а землю называет угрюмой. Почему же лирический ге<span
class="dash041e_0441_043d_
Информация о работе Методика преподавания лирики в старших классах(Есенин)