Методика преподавания лирики в старших классах(Есенин)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 18:18, курсовая работа

Описание работы

Лирика обращается непосредственно к чувствам человека, его духовному миру, она имеет огромное воспитательное значение. Именно поэтому ее особенно важно изучать в школе. Читая лирические произведения, школьники учатся разбираться в человеческом характере, сокровенных движениях души, оценивать с точки зрения высоких нравственных критериев свои поступки. Поэзия особенно привлекает старшеклассников, что обусловлено их психологическими особенностями (тенденция к романтическому мировосприятию, к рефлексии). Более того, ученики старших классов часто начинают сами писать стихи, и важно поддерж

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Методика изучения лирического произведения в старших классах……………………………………………………………………………..6
Отличительные черты лирики как литературного рода…………..6
Методика изучения лирики в старших классах……………............8
Глава 2. Методические разработки по монографической теме «Жизнь и творчество С. А. Есенина»………………………………………………………13
2.1. Урок 1. «Пусть вся жизнь моя за песню продана!» (Жизнь и творчество С. А. Есенина)………………………………………………………13
2.2. Урок 2. «Нет поэта без родины» (Тема Родины в лирике С. А. Есенина)……………………………………………………………………40
2.3. Урок 3. Вечные темы в лирике С. А. Есенина……………………..57
2.4. Урок 4. Подготовка к сочинению по творчеству С. А. Есенина….74
Заключение……………………………………………………………………….81
Список использованной литературы…………………………………………...82
Приложение. Тематическое планирование по теме «Жизнь и творчество С. А. Есенина» в 11 классе……………………………………………………...85

Файлы: 1 файл

Курсовая_Есенин_Краева.docx

— 157.31 Кб (Скачать файл)

Учитель: Спасибо за выступление. Перемена в творчестве Есенина происходит с Революциями 1917 года. Как мы уже проговорили в лекции, он пишет цикл религиозно-космических поэм, в которых Россия предстает в образе Богородицы, Приснодевы,  и несет в себе зачатки нового мира.

Однако  с наибольшим лиризмом тема Родины начинает звучать в творчестве поэта с 1918 года. Прослушаем стихотворение  «Я покинул родимый дом» в исполнении С. Безрукова.

Я покинул родимый дом,

Голубую оставил Русь.

В три звезды березняк над  прудом

Теплит матери старой грусть.

 

Золотою лягушкой луна

Распласталась на тихой воде.

Словно яблонный цвет, седина

У отца пролилась в бороде.

 

Я не скоро, не скоро вернусь!

Долго петь и звенеть пурге.

Стережет голубую Русь

Старый клен на одной ноге.

 

И я знаю, есть радость  в нем

Тем, кто листьев целует дождь,

Оттого, что тот старый клен

Головой на меня похож.

[Есенин, т. 2, 1966: 70]

Учитель: Какие эмоции возникли у вас при прослушивании этого стихотворения?

Ученик: Стихотворение вызывает чувство светлой грусти, умиротворенности, несмотря на то, что лирический герой «покинул родимый дом, / Голубую оставил Русь».

Учитель: Как вы понимаете смысл этих строк? Значит ли это, что поэт уехал из России? Обратите внимания на год создания стихотворения. О чем он можем нам рассказать?

Ученик: Стихотворение было написано в 1918 году. Есенин в то время еще ни разу не выезжал из страны, однако, он уже несколько лет не жил в родном селе, Константинове, жил в столицах, в Москве и Петербурге. Таким образом, мы можем сказать, что это стихотворение – это некое воспоминание о малой родине.

Учитель: На основе каких наблюдений мы делаем такой вывод? Какую роль играют здесь эпитеты?

Ученик: Поэт покидает не Россию, а «Русь» - это более древнее название, для него – это древняя рязанская земля. С этим топонимом используется эпитет «голубая» - с одной стороны, это цвет неба («синь сосет глаза»), поэт показывает ширь небес над просторами полей. С другой стороны, в христианской цветовой символике, это цвет Богородицы, святости. Таким образом, мы можем сказать, что при помощи данного эпитета поэт как бы расширяет определение: Русь и широкая, необъятная, и Святая. В качестве эпитета к слову «дом» поэт подбирает прилагательное «родимый», так как оно отражает чувство нежности и душевной близости («родной» - эмоционально нейтральное).

Учитель: Спасибо. Кроме этого нам важно понять, какие глобальные события произошли в жизни России до 1918 года? Повлияло ли это как-то на поэта?  Как это отражается в данном стихотворении?

Ученик: К 1918 году произошло множество событий, которые кардинально изменили жизнь страны, уклад жизни людей: 1914 год — начало Первой мировой войны. Есенин призван в армию, работает санитаром в военно-санитарном поезде. 1917 год — отречение от власти русского царя, две революции: Февральская и Октябрьская. 1918 год — гражданская война. Эти события, несомненно, оставили неизгладимый след в душе поэта, что не могло не отразиться на его творчестве. Так, на примере данного стихотворения мы видим, что мысли о малой родине давали Есенину силы, питали его энергией. В буре событий, захвативших поэта, малая родина стала восприниматься им как сказочная земля, где все осталось по-прежнему, где его ждут отец и мать.

Учитель: Как поэт обрисовывает образы отца и матери? Каким образом они связаны с природой? Какие средства художественной выразительности при этом используются?

Ученик: Образы отца и матери поэт обрисовывает буквально несколькими штрихами: «В три звезды березняк над прудом / Теплит матери старой грусть», «Словно яблонный цвет, седина / У отца пролилась в бороде». Родители лирического героя уже немолоды («матери старой», «седина»), однако, в этом нет ничего трагичного, в этом, скорее, заключается закономерное течение жизни. Грусть матери «теплится» в соприкосновении с природой (березняком, прудом и звездами), седая борода отца сравнивается с «яблонным цветом» (в этом видится связь старого и нового: увядание и цветение  одновременно). Состояние матери и отца созвучно состоянию природы (поздней весенней или летней), особенно ярко это выражается в развернутой метафоре: «Золотою лягушкой луна / Распласталась на тихой воде». Мы видим «тихую» воду, по которой спокойно растекается лунный свет. Эта метафора привносит особый оттенок спокойствия, умиротворенности, который усиливается использованием аллитерации и ассонанса ([л] - [л’], [а] в лексеме «распласталась»).

Учитель:  Как меняется эмоциональный оттенок в третьей строфе? Почему? Какие средства поэт при этом использует?

Ученик: Поэт прерывает картину спокойного ожидания лирического героя его родителями. В первых двух стихах третьей строфы происходит некий эмоциональный сдвиг, некое смятение, противоречие ожиданию: «Я не скоро, не скоро вернусь!» Эмоциональность противоречия усиливается за счет повтора и восклицательного знака в конце предложения, твердость решения героя выражается посредством аллитерации – повторения звука [р]. В противопоставление весенне-летним картинам природы малой родины появляется образ пурги, стихии, усиливающийся за счет ассонанса (повторения звука [е]).

Учитель: Что олицетворяет собой пурга? Откуда появляется ее образ, настолько контрастирующий с образами первых строф?

Ученик: Первая мировая война, две революции, гражданская война — события огромного масштаба будоражили Россию. Эти события, как пурга, как вьюга, закружили и поэта, завладели его сознанием и воображением, что отразилось и в его творчестве.

Учитель: Происходит ли возвращение к изначальной тональности стихотворения? Почему?

Ученик: Это обусловлено появлением в стихотворении нового образа  - «старого клена на одной ноге», который стережет «голубую Русь». Что бы ни происходило в мире, какая бы «пурга» ни звенела, у родины поэта есть защитник. Перед нами — метафора: старый клен предстает перед нами одноногим сторожем, охраняющим старинные традиции и особую атмосферу русской деревни.

Учитель: В чем заключается особенность образа клена?

Ученик: Клен отождествляется с лирическим героем («Головой на меня похож») и в этом заключен особый смысл: даже покинув свою малую родину, лирический герой незримо остается в ней в образе клена, ее защитника. В данном стихотворении поэт выражает мысль о неизменной принадлежности лирического героя к родине несмотря ни на что.

Учитель: Через несколько лет поэт опишет свое возвращение на родину в двух стихотворениях 1924 , которые будут кардинально отличаться от нами только что рассмотренного. После революции произошли коренные изменения в политической и бытовой жизни России, что обусловило и некоторое изменение творчества поэта. Для него очень остро встали вопросы конфликта города и деревни, советского и деревенского (русского), соотношения политического и творческого в поэзии. Это все отразилось в его стихах о России. Стихотворения «Возвращение на родину» [Есенин, т. 3, 1967: 13-16] и «Русь советская» [Есенин, т. 3, 1967: 21-24] написаны действительно в несколько ином ключе, чем «Я покинул родимый дом», в них намного меньше лиризма, зато ощущается тяготение поэта к эпическому: к размаху и повествовательному началу в лирике. Напомним, что в 1923 году Есенин вернулся в Россию после заграничного путешествия и только в 1924 побывал в Константинове после долгого перерыва. Есенин говорил о родных: «Мне тяжело с ними. Отец сядет под деревом, а я чувствую всю трагедию, которая произошла с Россией…» [Гусляров, 2004: 359].

Вы прочитали эти два  стихотворения дома: поскольку они  достаточно масштабны, мы не будем озвучивать их в классе. Скажите, чем они вас  заинтересовали?

Ученик: По сравнению с предыдущими стихотворениями в первую очередь в глаза бросается их объемность (непроста их иногда определяют как маленькие поэмы»), повествовательный характер и, соответственно, меньшая степень лиричности. Она, несомненно, присутствует, но не в столь концентрированном виде.

Учитель: Итак, как описывает лирический герой свое возвращение на родину? Что он видит?

Ученик: Главное «открытие» для героя – все изменилось. В обоих стихотворениях прослеживается мотив неузнавания и не-знания никого вокруг. В «Возвращении на родину»: «Отцовский дом не мог я распознать», дед и внук не узнают друг друга, «уже никто меня не узнает». В «Руси советской»: «я никому здесь не знаком. / А те, что помнили, давно забыли», «но некому мне шляпой поклониться, / ни в чьих глазах не нахожу приют». Важным моментом является исчезновение клена, того самого, который ассоциируется с самим лирическим героем и «стережет голубую Русь»: «Приметный клен уж под окном не машет». С исчезновением клена из пространства деревни будто бы пропадает сам лирический герой.

Учитель: Как вы думаете, почему лирический герой ничего не узнает? Почему его «родимые места» так кардинально меняют свой облик?

Ученик: В первую очередь все обусловлено коренными изменениями в политической жизни России. К 1924 году гражданская война уже окончена, большевики полностью установили свое господство, жизнь деревни полностью подчиняется новому государственному строю. Так, «сестры стали комсомолки», «на церкви комиссар снял крест», «На стенке календарный Ленин», в селе появляется «крестьянский комсомол», для которого главным поэтом является Демьян Бедный (инверсией его имени – «Бедного Демьяна» - Есенин показывает его несостоятельность как поэта).

Учитель: Как все происходящее воспринимает лирический герой? Почему? В чем заключается его трагедия?

Ученик: Для лирического героя все происходящее представляется трагичным, так как он ощущает себя непричастным к этой жизни, он «не коммунист», но «гражданин села», для которого совершенно неприемлемым является и новый уклад жизни, и разговоры его односельчан («язык сограждан стал мне как чужой»). А сам он – так же чужой для всех них: «Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен». Самым трагичным для него является то, что с одной стороны, его мучает обоюдная отчужденность, он осознает, что он «почти для всех здесь пилигрим угрюмый / Бог весть с какой далекой стороны», что в своей стране он «будто иностранец»; но, с другой стороны, он в то же время всем сердцем любит свою родину, не может жить без нее и рад встрече с деревней, с природой («Я улыбаюсь пашням и лесам», «Но все ж готов упасть я на колени, / Увидев вас, любимые края», «но отчего-то все-таки с поклоном сажусь за деревянную скамью», «Прости, родной приют. / Чем сослужил тебе, и тем уж я доволен, / Пускай меня сегодня не поют – / Я пел тогда, когда был край мой болен»).

Учитель: Какие новые грани темы Родины открываются в «Руси советской»?

Ученик: В «Руси Советской» в некоторой мере проявляется бунт лирического героя против новых устоев, однако, важной чертой является то, что лирический герой не просто русский человек, но именно русский «пиит» того поколения, которое стало «отцветать». Во внутреннем монологе лирического героя показана борьба его «голоса мысли» с «сердцем», что характеризует некую его раздвоенность: с одной стороны, оно осознает, что необходимо дать дорогу молодым, с другой стороны, он не хочет отступать.

Учитель: В данном стихотворении заключены стихи, которые являются одними из самых важных для характеристики творчества Есенина в целом: «Отдам всю душу октябрю и маю / но только лиры милой не отдам».В этом заявлении сталкивается уже не просто голос мысли и голос сердца, но раздвоенность души поэта/лирического героя: он в своем сознании будто бы раъзъединяет творчество и душу. Как в стихотворении решается данная проблема разобщения?

Ученик: Лирический герой смиряется «бунтующей душой», предоставляя место «юным», однако, но личная позиция определяется уже не принадлежностью к «октябрю и маю». Когда он уходит к «неведомым пределам», он остается наедине с вечностью и выбирает для себя тему. В вечности политическое деление перестает существовать, остается один глобальный, вселенский уровень, на котором нет «Руси Советской» (само это сочетание по сути своей абсурдно), но есть просто «Русь». Так поэт, отображая свои взгляды в данном стихотворении, уходит от вопроса политической принадлежности и политической неопределенности – к вечности.

Учитель:

Но и тогда,

Когда во всей планете

Пройдет вражда племен,

Исчезнет боль и грусть, -

Я буду воспевать

Всем существом  в поэте

Шестую часть  земли

С названьем кратким  «Русь».

Недаром Есенин говорил: ««Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине» [Гусляров, 2004: 603].

В 1925 году поэт пишет стихотворение  «Спит ковыль. Равнина дорогая», которое представляет собой квинтэссенцию всей поэзии Есенина о Родине. Прочтем его вслух.

Ученик:

Спит ковыль. Равнина дорогая,

И свинцовой свежести полынь.

Никакая родина другая

Не вольет мне в грудь  мою теплынь.

 

Знать, у всех у нас  такая участь,

И, пожалуй, всякого спроси -

Радуясь, свирепствуя и  мучась,

Хорошо живется на Руси.

 

Свет луны, таинственный и длинный,

Информация о работе Методика преподавания лирики в старших классах(Есенин)