Методика преподавания лирики в старших классах(Есенин)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 18:18, курсовая работа

Описание работы

Лирика обращается непосредственно к чувствам человека, его духовному миру, она имеет огромное воспитательное значение. Именно поэтому ее особенно важно изучать в школе. Читая лирические произведения, школьники учатся разбираться в человеческом характере, сокровенных движениях души, оценивать с точки зрения высоких нравственных критериев свои поступки. Поэзия особенно привлекает старшеклассников, что обусловлено их психологическими особенностями (тенденция к романтическому мировосприятию, к рефлексии). Более того, ученики старших классов часто начинают сами писать стихи, и важно поддерж

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Методика изучения лирического произведения в старших классах……………………………………………………………………………..6
Отличительные черты лирики как литературного рода…………..6
Методика изучения лирики в старших классах……………............8
Глава 2. Методические разработки по монографической теме «Жизнь и творчество С. А. Есенина»………………………………………………………13
2.1. Урок 1. «Пусть вся жизнь моя за песню продана!» (Жизнь и творчество С. А. Есенина)………………………………………………………13
2.2. Урок 2. «Нет поэта без родины» (Тема Родины в лирике С. А. Есенина)……………………………………………………………………40
2.3. Урок 3. Вечные темы в лирике С. А. Есенина……………………..57
2.4. Урок 4. Подготовка к сочинению по творчеству С. А. Есенина….74
Заключение……………………………………………………………………….81
Список использованной литературы…………………………………………...82
Приложение. Тематическое планирование по теме «Жизнь и творчество С. А. Есенина» в 11 классе……………………………………………………...85

Файлы: 1 файл

Курсовая_Есенин_Краева.docx

— 157.31 Кб (Скачать файл)

Плачут вербы, шепчут тополя.

Но никто под окрик  журавлиный

Не разлюбит отчие поля.

 

И теперь, когда вот новым  светом

И моей коснулась жизнь судьбы,

Все равно остался я  поэтом

Золотой бревенчатой избы.

 

По ночам, прижавшись к  изголовью,

Вижу я, как сильного врага,

Как чужая юность брызжет  новью

На мои поляны и луга.

 

Но и все же, новью  той теснимый,

Я могу прочувственно пропеть:

Дайте мне на родине любимой,

Все любя, спокойно умереть!

[Есенин, т. 3, 1967: 167]

Учитель: Скажите, как вы объясните тот факт, что это стихотворение - квинтэссенция гражданской лирики Есенина?

Ученик: В нем преобладает лирическое начало, в отличие от, например, «Возвращения на родину», оно очень напряженно в эмоциональном плане. С другой стороны, в нем присутствует и проблема соотношения старого и нового.

Учитель: Верно. Какие картины русской природы создает поэт в этом произведении?  Каким образом пейзаж приобретает цельность?

Ученик: Это ночной пейзаж: «Спит ковыль. Равнина дорогая, / И свинцовой свежести полынь», «Свет луны, таинственный и длинный, / Плачут вербы, шепчут тополя. / Но никто под окрик журавлиный / Не разлюбит отчие поля». Его цельность достигается за счет определения общего пространства: это «равнина дорогая», «отчие поля», которые как бы охватываются светом луны и журавлиным окриком. Более того, большое количество олицетворений («спит ковыль», «плачут вербы», «шепчут тополя») указывает на то, что родная природа в представлении поэта одухотворена, наполнена.

Учитель: Перечитаем вторую строфу.

          Знать, у всех у нас такая участь,

И, пожалуй, всякого спроси -

Радуясь, свирепствуя и  мучась,

Хорошо живется на Руси.

Традиции какого классика XIX века продолжает в ней Есенин? Имеет ли в данном случае место полемика?

Ученик: Есенин, несомненно, полемизирует с Некрасовым, обращаясь к его вопросу о том, «кому живется весело, вольготно на Руси». Если герои поэмы Некрасова так и не находят ответ на свой вопрос, то в понимании Есенина  «всякому» на Руси жить хорошо, как бы кто ни «мучался». Возможно, это связано именно со своеобразием русской природы, возможно – со своеобразием русского характера, менталитета.

Учитель: Спасибо. Скажите, пожалуйста,  как проявляется в лирическом герое «поэте» стихотворения тяга к прошлому укладу жизни? можно ли провести параллель между этим стихотворением и «Русью Советской»

Ученик: На мой взгляд, позиция лирического героя данного стихотворения практически полностью совпадает с позицией лирического героя «Руси советской». Новое для него так же враждебно, хотя оно не может миновать и его. Лирический герой позиционирует себя как «поэта / Золотой бревёнчатой избы», для него не существует «новь», которой угрожает ему «чужая юность», для него существует только вечное, непреходящее: «Никакая родина другая / Не вольет мне в грудь мою теплынь». Однако, в отличие  от героя «Руси Советской», он не остается на вневременном уровне.

Учитель: Как вы понимаете заключительные строки стихотворения(«Дайте мне на родине любимой / Все любя, спокойно умереть!»)?

Ученик: Мне кажется, в данном случае это стихотворение надо рассматривать в контексте всего творчества Есенина 1924-1925 годов, так как в этот период тема смерти является сквозной в его поэзии. Поэтому можно сказать, что в этом стихотворении смерть представляется лирическому герою благом, если она случится с ним на «родине любимой», и он примет ее «спокойно», «все любя». Это представляется логичным, верным. Лирический герой после смерти как бы соединяется с родиной.

Учитель: Спасибо. Итак, подведем итоги данного урока. Тема Родины – это основная тема в лирике Есенина, по его же словам. Она эволюционировала в течение всего его творчества:  от позиционирования родины как земного рая – к родине-сплаву реального, мифологического, религиозного  –  к образу родины как Богородицы, купели новой жизни – к  лирическому образу малой родины – к отображению родины, с одной стороны, как чего-то изменившегося под действием социальных сил, с другой стороны, как чего-то вечного, вневременного – к образу родины как вечного, но принимающего своих мертвых  как часть себя.

Спасибо за работу.

Запишите домашнее задание:

  1. Опираясь на поэзию Есенина и книги о его жизни и творчестве, составьте краткую таблицу об основных адресатах любовной лирики:

Адресат любовной лирики

Стихотворения, посвященные  этой женщине


Книги:

Куняевы, С. Ю. и С.С. Жизнь Есенина. Снова выплыли годы из мрака… - «Бессмертные имена». – М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2002.

Марченко А. М. Сергей Есенин: Русская душа. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2005.

Грибанов Б. Т. Женщины, которые любили Есенина. – М.: Вече, 2006.

Есенин глазами женщин: Антология. – СПб.: Амфора. ТИД Амфора, 2006.

  1. Прочитайте стихотворения «Не бродить, не мять в кустах багряных», «Шаганэ ты моя, Шаганэ», «Не жалею, не зову, не плачу», «Мы теперь уходим понемногу» и другие.
  2. Индивидуальные задания:

Подготовьте выразительное  чтение стихотворений наизусть;

Подготовьте индивидуальное сообщение на тему: «История создания стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу»», используя следующий источник:

Гусляров Е. Н. Есенин в жизни. систематизированный свод воспоминаний современников. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Звездный мир, 2004. (Часть вторая. Глава «Личность. Свидетельства без купюр»).

 

2.3. Урок 3.

Вечные темы в  лирике С. А. Есенина

Цели:

1.Учебная: проследить эволюцию тем любви и скоротечности бытия в лирике С. А. Есенина, выявить их основные особенности; выявить особенности мировоззрения автора, связанные с отношением к жизни и смерти;

2. Развивающая: развивать навыки целостного анализа лирического произведения, навыки устной речи; развивать умение сравнивать, сопоставлять; развивать логическое мышление  учащихся;

3.Воспитательная: способствовать формированию у учащихся их собственного мировоззрения путем обсуждения вечных тем тем(любви, жизни, смерти);

Тип урока: урок совершенствования ЗУНов

Методы и приемы: репродуктивный метод (рассказ учителя о творчестве), эвристический метод (аналитическая беседа), творческое чтение (выразительное чтение), исследовательский метод (самостоятельное изучение литературы).

Оборудование: фотографии женщин, которые стали адресатами любовной лирики поэта, записи песен.

 

Ход урока

Учитель: Здравствуйте! Мы с вами продолжаем изучение творчества С. А. Есенина. На прошлом уроке мы выяснили, что тема России – основная тема его творчества. Сегодня же мы с вами поговорим о том, как воплощаются в лирике поэта вечные темы: любви и скоротечности бытия (жизни и смерти).

Один из современников  Есенина, И. С. Рахилло, писал, что три любви двигали им в жизни: это любовь к родине, стихам и славе.  Сразу возникает вопрос: а где же было место обычной, земной любви в его творчестве? Попробуем в этом разобраться.

Дома вы должны были заполнить  таблицу об основных адресатах его  любовной лирики. Посмотрим, что у  вас получилось.

Ученик:

Адресат

Стихотворения

Лидия Кашина

«Зеленая прическа, девическая грудь»

Анна Изряднова

«Гаснут красные крылья заката»

Зинаида Райх

«Письмо к женщине»

Айседора Дункан

«Сыпь, гармоника…Скука…Скука…», «Пой же,пой»

Августа Миклашевская

Цикл «Любовь хулигана»

Шаганэ Тальян

«Шаганэ ты моя, Шаганэ» и  другие стихотворения из цикла «Персидские  мотивы»

Софья Толстая

«Видно, так заведено навеки»


 

Учитель: Спасибо. Скажите, пожалуйста, что вы прочитали что-нибудь в книгах о Есенине о его любви? Что показалось вам неожиданным, интересным?

Ученик: Меня удивило, что возможно, самые проникновенные его стихотворения о любви посвящены тем, с кем у него не было фактического романа: Августе Миклашевской, Шаганэ Тальян. Напротив, те женщины, которые стали действительно важными фигурами в его жизни не нашли такого отражения в его поэзии. Так, и Райх, и Дункан присутствуют в ней достаточно косвенно.

Ученик 2: А мне показалось интересным то, что практически любые его стихи о любви в то же время имеют выход и на другую тему: о поэзии, о себе. Есенин в большей степени задумывается о том, что мучает конкретно его, чем рефлексирует на тему любовного чувства. Даже, например, в «Любви хулигана», лирическая героиня в первую очередь показывает, что она явилась фактором изменения характера лирического героя («В первый раз я запел про любовь / В первый раз отрекаюсь скандалить»).

Ученик: В «Письме к женщине» Есенину по сути нужен только адресат, любовная линия в нем связывается в первую очередь с личными переживаниями лирического героя, его мыслями о его собственной трагедии, о «роке событий».

Учитель: Ваши наблюдения, без сомнения, верны. Мы поговорим о некоторых произведениях более подробно, а в конце нашего обсуждения сделаем общий вывод по всей теме любви в творчестве Есенина.

Исследователи творчества Есенина  отмечают, что в его ранних стихах сложно встретить женщину, в них, скорее, чувствуется «бесполая отроческая духовность». Так, почти на каждой странице «Радуницы» и «Голубени» мы встречаем «девушек-елей», березку, «что загляделась в пруд», сосну-старушку, «кротких» монашек-ив.  Однако у него есть цикл стихотворения 1916 года «Мечта» (из книги «стихи о любви»), в котором лирический герой думает о девушке-мечте, незнакомке, которая должна быть рядом  с ним. Ему кажется, что она рядом, слышит ее голос («Но опять пришла ты из тумана, / и была красива и светла», «Эта жизнь тебя пугала мною, / я же вся как воздух и вода» [Есенин, т. 1, 1966: 221-223]). Этот цикл важен тем, что именно в нем складывается образ девушки-мечты, несуществующей, который будет появляться его лирике, особенно в стихах последних лет последних лет: образ «единственной / Той, в которой тот же свет / и которой  в мире нет». Так же 1916 годом датируется и стихотворение «Не бродить, не мять в кустах багряных». Прочтем его.

Ученик:

Не бродить, не мять в кустах багряных

Лебеды и не искать следа.

Со снопом волос твоих  овсяных

Отоснилась ты мне навсегда.

          

С алым соком ягоды на коже,

Нежная, красивая, была

На закат ты розовый  похожа

И, как снег, лучиста и светла.

          

Зерна глаз твоих осыпались, завяли,

Имя тонкое растаяло, как  звук,

Но остался в складках смятой шали

Запах меда от невинных рук.

         

В тихий час, когда заря на крыше,

Как котенок, моет лапкой рот,

Говор кроткий о тебе я  слышу

Водяных поющих с ветром сот.

          

Пусть порой мне шепчет синий вечер,

Что была ты песня и мечта,

Все ж, кто выдумал твой гибкий стан и плечи -

К светлой тайне приложил уста.

         

Не бродить, не мять в кустах багряных

Лебеды и не искать следа.

Со снопом волос твоих  овсяных

Отоснилась ты мне навсегда.

[Есенин, т. 1, 1966: 185-186]

Учитель: Последняя жена поэта, Софья Андреевна Толстая комментировала это стихотворение так: «Можно предположить, что стихотворение было навеяно смертью девушки, которую Есенин любил в годы молодости в своем родном селе». Однако исследователи склонны считать несколько иначе. Так, Алла Марченко связывает это стихотворение с именем Анны Сардановской, действительно, юношеской любви Есенина, но говорит, что она умерла в 1921 году, поэтому данное стихотворение не может быть вызвано ее смертью. Но, по мнению исследователя, речь здесь идет не о умирании как таковом, а об умирании чувства лирического героя к его возлюбленной. Ответьте на вопрос: какие чувства вызывает у героя воспоминание о былой любви? Каково настроение стихотворения?

Ученик: Можно сказать, что стихотворение пронизано чувствами умиротворения, спокойствия, герой грустит об утрате, но воспринимает ее как данность, это светлая грусть. Стихотворение звучит тихо, приглушенно, плавно.

Учитель: Каким образом поэт создает это ощущение тишины в стихотворении?

Ученик: Это можно проследить на лексическом уровне. Так, поэт использует следующие слова и выражения: «В тихий час», «говор кроткий», «шепчет ветер».

Учитель: Для чего необходимо это ощущение тишины?

Ученик: Чувство лирического героя умирает, как бы засыпает, лирическая героиня «отоснилась» ему,  он ощущает погруженность в будто бы сон. Именно поэтому в данном стихотворении встречаются такие части суток, которые непосредственно связаны со сном или пробуждением: «закат», «заря». Подобным обусловлена и кольцевая композиция стихотворения: последняя строфа повторяет первую, тем самым создавая ощущение погруженности в сон, полного абстрагирования от лирической героини.

Информация о работе Методика преподавания лирики в старших классах(Есенин)