Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 19:45, магистерская работа
Целью работы является изучение функционирования ономастической лексики в романе М. Шолохова «Тихий Дон».
В соответствии с поставленной целью в работе необходимо решить следующие задачи:
изучить научную литературу по заданной теме;
установить состав ономастической лексики произведения и дать ее предметную классификацию;
выявить способы номинации и описать модели образования антропонимов и топонимов в романе Михаила Шолохова «Тихий Дон»;
Введение……………………………………………………………….
Раздел 1. Ономастика как раздел языкознания……………………..
Понятие об ономастике……………………………….
Ономастика в художественном тексте……………….
Выводы к разделу 1…………………………………………………..
Раздел 2. Классификация ономастической лексики в романе М.Шолохова «Тихий Дон» …………………………………………………
2.1. Антропонимическая лексика в романе-эпопее ................
2.1.1. Номинация женских персонажей………………………..
2.1.2. Номинация мужских персонажей……………………
2.1.3. Антропонимические формулы и модели………………..
2.1.4. Клички и прозвища………………………………………..
2.2. Топонимическая лексика произведения……………………
Выводы к разделу 2………………………………………………………
Раздел 3. Стилистическая роль ономастической лексики в романе М.Шолохова «Тихий Дон» …………………………………………………
3.1. Роль антропонимов………………………………………..
3.2. Роль топонимов………………………………………………
Выводы к разделу 3…………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………..
Список литературы…………………………………………………………
Раздел 1. Ономастика как раздел языкознания……………………..
Выводы к разделу 1…………………………………………………..
Раздел 2. Классификация ономастической лексики в романе М.Шолохова «Тихий Дон» …………………………………………………
2.1. Антропонимическая лексика в романе-эпопее ................
2.1.1. Номинация женских персонажей………………………..
2.1.2. Номинация мужских персонажей……………………
2.1.3. Антропонимические формулы и модели………………..
2.1.4. Клички и прозвища………………………………………..
2.2. Топонимическая лексика произведения……………………
Выводы к разделу 2………………………………………………………
Раздел 3. Стилистическая роль ономастической лексики в романе М.Шолохова «Тихий Дон» …………………………………………………
3.1. Роль антропонимов…………………………………
3.2. Роль топонимов…………………………………………
Выводы к разделу 3…………………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Разработками в этой области занимались многие ученые (Г. Алексушин, А. Гардинер, Э. Гуссерль, К. Зайцева, С. Зинин, Ю. Карпенко, А. Матвеев, В. Никонов, М. Рут, А. Суперанская, А.Суслова, П. Флоренский ).
Темой магистерской работы выбрано изучение функционирования ономастической лексики в романе Шолохова «Тихий Дон».
Актуальность исследования определяется тем, что современная лингвистика концентрирует внимание на трактовке идиостиля автора художественного произведения, одним из аспектов которого является раскрытие смыслового и символического значения антропонимических и топонимических единиц, функционирующих в тексте.
Настоящая работа является попыткой исследования стилистических возможностей и структурно-семантических особенностей ономастической лексики в романе, в чем и состоит ее новизна.
Объект исследования – ономастическая лексика романа Михаила Шолохова «Тихий Дон».
Предмет – функционирование ономастической лексики в произведении.
Целью работы является изучение функционирования ономастической лексики в романе М. Шолохова «Тихий Дон».
В соответствии с поставленной целью в работе необходимо решить следующие задачи:
Методы исследования. Для решения поставленных задач применяется описательный метод исследования как основной, включающий методику сплошной выборки ономастической лексики и семантический и стилистический анализы единиц.
Источники материала исследования: Шолохов М.А. «Тихий Дон»/ Библиотека всемирной литературы// Том 129-131.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что собранный материал и сделанные выводы позволят внести вклад в развитие русской ономастики.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его материалы и выводы могут быть использованы в практической деятельности при изучении творчества Михаила Шолохова в средней и высшей школе.
Структура работы. Магистерская работа состоит из введения, трех разделов, заключения и списка использованной литературы. Объем работы составляет ,,,,,,,,,,, страниц.
Апробация работы. По основным положениям дипломной работы были прочитаны доклады на заседании проблемной группы (март 2013), на отчетной научной конференции студентов институт иностранных языков (апрель 2013). По материалам дипломной работы опубликованы тезисы.
РАЗДЕЛ 1. ОНОМАСТИКА КАК РАЗДЕЛ ЯЗЫКОЗНАНИЯ
Формирование ономастики как самостоятельной научной дисциплины о собственных именах активизировалось во второй половине ХХ века. Были намечены основные закономерности истории развития и функционирования собственных имен, обоснованы принципы их классификации, определена роль языковых и социальных факторов при формировании ономастической системы, уточнены методы ономастических исследований, обоснованы прикладные проблемы ономастики и т.д.
Теоретический
и практический интерес представляет
изучение функций собственных имен
в художественной литературе. Раздел
ономастики, который занимается изучением
специфики онимов в художественных
текстах, выделился в самостоятельную на
Раздел лингвостилистики, изучающий собственные имена в художественной литературе, К.Б.Зайцева предложила называть «стилистической ономастикой», а ее подвиды соответственно «стилистической антропонимией», «стилистической топонимией» и т.д. М.В.Карпенко использует термин «литературная антропонимика» [ 23,с.26].
Если до 1960 года библиография по поэтической ономастике исчислялась десятком научных исследований и многочисленными фрагментарными заметками о поэтике собственных имен, в основном на страницах литературоведческих работ, то в настоящее время только на русском языке опубликовано свыше 1700 специальных книг, сборников, журнальных статей, защищены десятки кандидатских и докторских диссертаций.
Возросший интерес к
изучению собственных имен в художественных
текстах объясняется
Академик В.В. Виноградов в свое время справедливо отмечал, что вопрос о подборе имен, фамилий, прозвищ в художественной литературе, о структурных их своеобразиях в разных жанрах и стилях, об их образцах, характеристических функциях и т.п. может быть иллюстрирован немногими примерами. Это очень большая и сложная тема стилистики художественной литературы [7, с.45].
В коллективной монографии «Теория и методика ономастических исследований» (М.,1986) без каких-либо уточнений синонимично используются термины «литературная ономастика», «поэтическая ономастика», «ономастика художественного текста» [22].
Известны случаи использования термина «литературная ономастика» с учетом жанрового распределения, например, «поэтическая ономастика» или «ономастика поэзии» – лирика, баллады, поэмы, « художественная ономастика», или «ономастика художественной прозы» – рассказ, повесть, роман, «драматургическая ономастика» или «ономастика драматургии» – комедии, трагедии, драмы»[27].
На современном этапе поэтическая ономастика рассматривается как самостоятельная научная дисциплина со своим объектом исследования и собственными методами анализа, которая развивается в тесной связи с общей лексикологией, семиотикой, стилистикой, поэтикой и лингвистикой текста в широком аспекте.
Номинативная система авторского языка может многое рассказать об авторе, его стиле, современных ему реалиях, исторических событиях и их влиянии на творчество конкретного писателя.
В обзорах С.И. Зинина и М.В. Карпенко зафиксировано более 400 работ по ономастике художественного текста. Среди них можно отметить и основополагающие исследования, формирующие базу ономастической теории (труды В.А. Никонова, A.B. Суперанской, С.И. Зинина, М.В. Карпенко, Ю.А. Карпенко, В.Н. Михайлова, Г. Гафурова и других), и работы, посвященные ономастическому творчеству отдельных писателей.
Достаточно хорошо изучено, в частности, ономастическое творчество Л. Н. Толстого. Рассмотрены антропонимы в дневниковых записях писателя (В.Д. Бондалетов, Г.А. Силаева), фамилии в романе "Война и мир", сопоставлены имена персонажей и прототипов, освещены проблемы стилистики полных и неполных имен (Г.А. Силаева), взаимодействия антропонимической лексики в художественной прозе Л.Н. Толстого и народной антропонимии, рассмотрены литературно-ономастические реминисценции в антропонимиконе писателя. Можно отметить интересные работы, посвященные антропонимии A.C. Пушкина. В них раскрывается процесс трансформации, обработки "сырого материала" на примере антропонимов, используемых A.C. Пушкиным в романе "Евгений Онегин", их функции в осуществлении авторских замыслов" (В.Н. Михайлов); рассматриваются стилистические функции мифологических именований (Ю.П. Суздальский).
Достаточно полно изучена ономастика Ф.М. Достоевского (Э.Б. Магазиник, С.В. Белова, М.С. Альтман), причем последнему принадлежат и исследования в такой малоизученной на данный момент области, как стилистическая топонимия художественного текста.
Рассмотрены проблемы стилистики личных имен в поэзии H.A. Некрасова (В.М. Никитин, З.И. Николаева), стилистических функций отчеств, динамики собственных и нарицательных именований. Говоря об антропонимическом изучении творчества А.Н. Островского, надо сказать, что наряду с традиционными исследованиями выразительности антропонимов анализируются замечания персонажей А.Н. Островского о собственных именах (Л.И. Андреева); рассмотрены факты фонетической коннотации (Е.П. Шейнина).
Достаточно разносторонне изучен ономастикон М. Горького (H.A. Борцова и Н.П. Гусарова; О.И. Фонякова, A.B. Федоров), создан ономастический словарь писателя, который охватывает материал автобиографической трилогии. В работах, посвященных ономастическому творчеству И. Ильфа, Е. Петрова, анализируются такие вопросы, как соотношение антропонимов, зафиксированных в записных книжках, и антропонимов художественных произведений.
Исследователи ономастики М. Булгакова рассматривают стилистические функции онимов в романе "Мастер и Маргарита" (В.Д. Кулешова), стилистику антропонимических формул, художественную целесообразность вариантов именования (А.Ц. Шильникова, Э.Д. Панасенко).
Таким образом, в настоящее время создан целый комплекс исследований, посвященных практическому анализу ономастиконов русских писателей и поэтов.
В научной литературе под ономастическим пространством понимается сумма собственных имен, которые употребляются в языке данного народа для наименования реальных, гипотетических и фантастических объектов. Соответственно ономастическим пространством художественного произведения (ОПХП) следует считать совокупность всех поэтонимов, которые встречаются в художественном произведении.
Границы ономастического пространства в поэтической ономастике могут быть расширены за счет объединения художественных произведений по определенному жанру или временному срезу. Можно очертить ономастическое пространство художественных произведений одного писателя или группы авторов.
По мнению исследователей, более широкое представление о границах ономастического пространства дает анализ совокупности поэтонимов конкретной национальной художественной литературы. Пределом считается описание ОПХП всей мировой художественной литературы, что допустимо, скорее всего, как теоретическое предположение. Но в любом случае ономастическое пространство художественной литературы сохраняет признак вторичности по отношению к национальным ономастическим пространствам, что отражается в наличии у них различительных признаков при определенном сходстве.
Границы ОПХП определяются
характером и объектом проводимых ономастических
исследований. Важно не только выявление
отдельных поэтонимов, раскрытие
их характеристик и роли в создании
образности, но и определение их
взаимосвязи в контексте
Информация о работе Ономастическая лексика романа Шолохова "Тихий Дон"