Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 22:13, дипломная работа
Цель дипломной работы – проследить истоки жанра басни, определить ее роль в формировании нравственного самосознания русского общества в конце XVIII – начале XIX веков, анализируя басенное творчество И.И. Дмитриева, И.А. Крылова, В.С. Филимонова.
Задачи:
- воссоздать истоки жанра русской басни, которые восходят к мировой басенной традиции и национальному фольклору;
- проанализировать важнейшие нравственные проблемы, поднимаемые в сентиментальных баснях И.И. Дмитриева и реалистическом басенном наследии И.А. Крылова и В.С. Филимонова.
1. Введение ___________________________________________ 5
2. Истоки русской басни _______________________________ 10
3. Художественные особенности и нравственные проблемы в баснях И.И. Дмитриева ______________________________ 18
4. Нравственные проблемы в басенном
наследии И.А. Крылова _____________________________ 40
5. Нравственные проблемы в баснях В.С. Филимонова ___ 60
6. Заключение ________________________________________ 71
7. Список использованной литературы __________________ 73
В этой басне Дмитриев употребил слово «пичужечка», по поводу которого Карамзин писал ему: «Пичужечки не переменяй – ради Бога не переменяй!… Имя пичужечка для меня отменно приятно, потому что я слыхал его в чистом поле от добрых поселян. Оно возбуждает в душе нашей две любезные идеи: о свободе и сельской простоте». И Карамзин резко отграничивает это народное, но «приятное», эстетизированное слово от грубого просторечия: «То, что не сообщает нам дурной идеи, не есть низко. Один мужик говорит пичужечка и парень: первое приятно, второе отвратительно»31.
В этом высказывании
Карамзина дано решительное
Как я несчастна!
И как завидна часть твоя!…
Ты у людей в чести, а я для них ужасна;
Тебе охотно кровь они свою дают;
Меня же все бегут и, если могут, бьют;
А кажется, равно мы с ними поступаем:
И ты и я людей кусаем. (199)
Критики отмечали,
что басенные персонажи
«Здорово, душенька! - влетя в окно
Пчела так Мухе говорила. –
Сказать ли весточку? Какой я сот слепила!
Мой мед прозрачнее стекла,
И как душист! Как сладок, вкусен!» -
«Поверю, - Муха ей ответствует, - ваш род
Природно в этом искусен;
А я хотела б знать, каков то будет плод,
Продлятся ли жары?» – «Да! Что-то будет с медом?»
- «Ах! Этот мед да мед, твоим всегдашним бредом!»
«Да, для того, что мед…» – «Опять? нет сил терпеть…
Какое малодушье!
Я, право, получу от слов твоих удушье».
«Удушье? ничего! Съесть меду да вспотеть,
И все пройдет; мой мед…» - «Чтоб быть тебе без жала! –
С досадой Муха ей сказала. –
Сокройся в улей свой, вралиха, иль молчи!». (212).
Басня у Дмитриева становится
сценкой из комедии, в которой
движение сюжета, превращение дружеского
визита Пчелы в ссору гостьи
с хозяйкой Мухой
Но такая «театрализация»
басни, превращение ее в
Остроумие авторского решения
басенного сюжета выдвигало на первый
план самого автора, ход его мысли, его
отношение к тем жизненным ситуациям,
в которых размещал басенных персонажей
сюжет.
В этих баснях Дмитриев
делает акцент на таких
Особенно ярко в этот
период (90-е годы) освещается тема
дружбы. Баснописец дает идиллическую
картину: дружба вечна, она
помогает избавиться от житейск
Впервые басня «Два Голубя»
была напечатана Дмитриевым в
сборнике «И мои безделки»
(1795). Эта басня – о силе
дружеских чувств. У Дмитриева
нет «возрастной» разницы
«Помилуй, братец, чем меня ты поразил?
Легко ль в разлуке быть? Тебе легко, жестокой!
Я знаю; ах! а мне… я, с горести глубокой,
И дня не проживу…»
Часто между любовью и дружбой нельзя провести границу. Баснописец дает читателям наставление: ради любви нужно забыть о личном интересе, надо пожертвовать своими желаниями и отдаться этому чувству, ответить на любовь дорогого вам существа, и тогда и вы, и он будете счастливы. Не живите собой, не ищите всюду свою корысть, как бы ни была она привлекательна и заманчива; постарайтесь проникнуться заботами о вашей возлюбленной, о вашем друге. Дмитриев не склонен морализировать и поучать, он отодвигает нравоучение на задний план. Басню он заканчивает следующими словами:
О вы, которых Бог любви соединил!
Хотите ль странствовать? Забудьте гордый Нил
И дале ближнего ручья не разлучайтесь.
Чем любоваться вам? Друг другом восхищайтесь!
Пускай один в другом находит каждый час
Прекрасный, новый мир, всегда разнообразный!
Бывает ли в любви хоть миг для сердца праздный?
Любовь, поверьте мне, все заменит для вас.
Я сам любил: тогда за луг уединенный,
Присутствием моей подруги озаренный,
Я не хотел бы взять ни мраморных палат,
Ни царства в небесах!… Придете ль вы назад,
Минуты радостей, минуты восхищений?
Иль буду я одним воспоминаньем жить?
Ужель прошла пора столь милых обольщений
И полно мне любить? (197 – 198)
Место общезначимой басенной
морали у Дмитриева заняло
лирическое и довольно
Истинная дружба показана в басне «Два друга» (1795): один прибегает ночью к другому и будит его, так как ему приснилось, что друг его печален. Дмитриев заканчивает эту басню таким высказыванием уже от автора:
Какой бесценный дар – прямой сердечный друг!
Он всякие к твоей услуге ищет средства:
Отгадывает грусть, предупреждает бедства,
Его безделка, сон, ничто приводит в страх,
Друг в сердце, друг в уме – и он же на устах. (112)
Подобные стихи могли бы войти в состав послания или элегии без всяких изменений. «Уравняв» басню с этими жанрами, Дмитриев расширил ее возможности и сделал ее жанром универсальным по своим тематическим возможностям. Баснописец показал, что в басне, на ее условном языке, при помощи ее эмблематических фигур можно разработать любую тему. Сам Дмитриев нешироко использовал эту, открытую им универсальность басенного жанра; его основная тема – противопоставление преувеличенных эгоистических требований личности большим человеческим чувствам любви, дружбы и взаимопонимания.
К теме дружбы баснописец
обращается неоднократно, не только
в 90-е, но и в 1800-е годы.
В баснях «Слепец и
В басне «Слепец и расслабленный» двое калек приходят на помощь друг другу:
«Товарищ! – говорит. – Несчастных сводит Бог;
Нам должно побрататься,
Иметь одну суму
И вместе горевать. Не станем разлучаться!»
«Согласен, - отвечал расслабленный ему, -
Но, добрая душа! какою мы подмогой
Друг другу можем быть? Ты слеп, а я безногой!
Что ж будем делать мы? еще тебе скажу».
«Как! – подхватил слепец. – Ты зряч, а я хожу;
Так ты ссужай меня глазами,
А я с охотою ссужусь тебе ногами;
Ты за меня гляди, я за тобой пойду –
И будем каждый так служить в свою чреду». (133)
Баснописец утверждает: если помогать друг другу, то жить станет гораздо легче, даже в самых экстремальных жизненных обстоятельствах.
Проблема невежества, человеческой ограниченности также волнует баснописца, ее художественной разработке посвящены басни «Червонец и Полушка», «Истукан дружбы», «Пустынник и Фортуна», «Старик и трое молодых».
Например, в басне «Старик и
трое молодых» баснописец говорит о
довольно распространенных пороках
– легкомыслии и недальновиднос
«Работа же моя
Не мне, так детям пригодится…» (107)
Легкомыслие же молодых наказано самой судьбой: все трое вскоре расстались с жизнью. Здесь осмеивается невежество, глупость, зато высоко ставятся ум, ясное понимание жизни, здравый смысл.
Весьма интересны басни, написанные в 1800 – 1820-х годах. В них Дмитриев заострят свое внимание на таких нравственных проблемах, как: зависть («Пчела, Шмель и Я», «Лебедь и Гагары», «Верблюд и Носорог»), тщетность ропота на судьбу («Мудрец и Поселянин», «Летучая рыба», «Суп из костей»), глупость («Ласточка и Птички», «Шарлатан», «Дон Кишот», «Человек и конь»), ошибочность суждений («Каретные лошади», «Орел, Кит и Устрица», «Змея и Пиявица»), внешняя красота и красота внутренняя («Петух, Кот и Мышонок», «Нищий и Собака», «Сверчки»), лживость, лесть («Лиса – проповедница», «Две лисы»), гордыня («Лев и Комар»).
В первую очередь Дмитриев
обращает свое внимание на
такой довольно широко
Он в воду погрузился
И в прежней белизне
С величеством явился.
Мораль этой басни Дмитриев сформулировал кратко:
Гагары в прозе и стихах!
Возитесь как хотите,
Но, право, истинный талант не помрачите;
Удел его: сиять в веках. (195)
О несправедливо забытых
некоторых честных тружениках
говорит и в басне «Пчела, Шмель
и Я» (1792). Шмель жалуется автору
на пчелу, которая у людей
в почете, а он, тоже труженик,
«никем не знаемый досель».
Автор сочувствует ему, говорит
Лет десять как судьба лихая
Вложила страсть в меня к стихам.
Я, лучшим следуя певцам,
Пишу, пишу, тружусь, потею
И рифмы точно их кладу,
А все в чтецах не богатею
И к славе тропки не найду! (134)
Тема осуждения легкомыслия и хвастовства проходит через все творчество Дмитриева. Это отражается в таких баснях, как «Чижик и Зяблица» (1793), «Дуб и Трость» (1795), «Муха» (1805), «Осел и Кабан» (1805), «Часовая стрелка» (1805). В басне «Муха» Дмитриев довольно остро высмеивает хвастовство. Бездельнице Мухе он противопоставляет труженика Быка. Муха сидит на рогах быка и на вопрос другой Мухи: «Откуда ты, сестра?», она отвечает: «Откуда? – Мы пахали!». Баснописец заключает свою басню: