Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 22:13, дипломная работа
Цель дипломной работы – проследить истоки жанра басни, определить ее роль в формировании нравственного самосознания русского общества в конце XVIII – начале XIX веков, анализируя басенное творчество И.И. Дмитриева, И.А. Крылова, В.С. Филимонова.
Задачи:
- воссоздать истоки жанра русской басни, которые восходят к мировой басенной традиции и национальному фольклору;
- проанализировать важнейшие нравственные проблемы, поднимаемые в сентиментальных баснях И.И. Дмитриева и реалистическом басенном наследии И.А. Крылова и В.С. Филимонова.
1. Введение ___________________________________________ 5
2. Истоки русской басни _______________________________ 10
3. Художественные особенности и нравственные проблемы в баснях И.И. Дмитриева ______________________________ 18
4. Нравственные проблемы в басенном
наследии И.А. Крылова _____________________________ 40
5. Нравственные проблемы в баснях В.С. Филимонова ___ 60
6. Заключение ________________________________________ 71
7. Список использованной литературы __________________ 73
От басни завсегда
Нечаянно дойдешь до были.
Случалось ли подчас вам слышать, господа:
«Мы сбили! Мы решили!». (205).
Этой склонности переоценивать себя, преувеличивать собственные достоинства у героев басен Дмитриева противостоит другое свойство человеческой природы: способность человека во имя любви или дружбы забывать о себе и жить только заботой о другом. Такое естественное преодоление естественного же эгоизма личности наравне с изображением себялюбивых ложных стремлений занимает в баснях Дмитриева очень важное место.
Одной из характернейших
для Дмитриева-сентименталиста
Чиж свил себе гнездо и, сидя в нем поет:
«Ах! Скоро ль солнышко взойдет
И с домиком меня застанет?
Ах! Скоро ли оно проглянет?
Но вот уж и взошло! Как тихо и красно!
Какая в воздухе, в дыханье, в жизни сладость…
Ах! Я такого дня не видывал давно»…
И вдруг ужасный вихрь со свистом восшумел…
Потом прошла гроза, и солнце расцвело,
Все стало ярче и светлее,
Цветы душистее, деревья зеленее –
Лишь домик у Чижа куда-то занесло.
Завершает басню Дмитриев словами Чижика:
«Ах! всяк своей бедой ума себе прикупит:
Впредь утро похвалю, как вечер уж наступит».(158)
Басни Дмитриева
В своих баснях Дмитриев
иронизирует над житейской
Отказываясь от политической
сатиры, Дмитриев создает в своих
баснях образ доброго и
В басне «Мудрец и
Поселянин» эта жизненная
Я зависти не знаю:
Доволен тем, что есть, - богатый пусть богат.
А бедного всегда как брата обнимаю
И с ним делиться рад.(208)
Необразованный Поселянин
В своем творчестве Дмитриев обращает внимание на такую важную проблему, как наличие у людей двойной морали, как превосходство внутренней красоты над внешней, показной. Об этом он говорит в баснях «Петух, Кот и Мышонок», «Нищий и Собака», «Сверчки».
В басне «Сверчки» беседуют два сверчка, которые живут в судейском доме, но один из них поселился в прихожей, другой – в кабинете. Тот, что живет в прихожей хвалит хозяина дома:
Какая кротость в нем! какая добродетель!
И как трудолюбив! Я сам тому свидетель,
Какую кучу он записок отберет,
И что же? Ни одной из них не издерет,
А все за ним тащат!
Ему возражает Сверчок, который живет в кабинете:
В передней барин то, чем хочет он казаться,
А здесь – каким родился он в свет:
Вот нашего ханжи тут уложенье!
Мораль басни Дмитриев вкладывает в слова Сверчка, живущего в кабинете:
И в обществе людском,
Где многое тебе покажется превратным,
Умей ты различать двух человек в одном:
Парадного с приватным. (155)
Эта же мысль звучит в басне «Петух, Кот и Мышонок». Глупый маленький Мышонок повстречал на своем пути двух зверей:
Какие звери, сам не знал;
Один так смирен, добр, так плавно выступал,
Так миловиден был собою!
Другой нахал, крикун, теперь лишь будто с бою;
Весь в перьях; у него косматый крюком хвост;
Над самым лбом дрожит нарост
Какой-то огненного цвета…
…Без него я, верно, бы в другом
Нашел наставника и друга!
В глазах его была написана услуга;
Как тихо шевелил пушистым он хвостом!…
На что мать Мышонка отвечает:
А я тебе на то скажу, -
Мышонка мать остановила, -
Что этот доброхот,
Которого тебя наружность так прельстила,
Смиренник этот… Кот!
Под видом кротости он враг наш, злой губитель;
Другой же был Петух, миролюбивый житель.
Не только от него не видим мы вреда
Иль огорченья,
Но сам он пищей нам бывает иногда.
Вперед по виду ты не делай заключенья. (201)
Дмитриев усвоил заветы
просветительства 18 века – о ценности
человеческой личности, о необходимости
справедливого
И Львенок в первый раз узнал насильство власти,
Народов нищету, зверей худые страсти:
Лиса ест кроликов, а Волк душит овец,
Оленя давит Барс; повсюду, наконец,
Могучие богаты,
Бессильные от них кряхтят,
Быки работают без платы,
А Обезьяну золотят. (118)
Но Дмитриев далек от радикальных выводов: львенок, воспитанный добродетельной собакой, получил «рассудок» и «мудрость», вполне достаточные для того, чтобы править государством. Боязнь социальных потрясений, признание желательности перемен путем мирного, постепенного совершенствования нравов определяют жизненную философию Дмитриева, перенесение им социальных проблем в круг моральных вопросов, личного самоанализа, лирического переживания.
В баснях Дмитриева сатирические мотивы занимают весьма скромное место, а сама сатира ограничена бытовыми темами.
Собственно, практика
Дмитриева уже знаменовала
П.А. Вяземский в своей статье «Известие о жизни и стихотворениях И.И. Дмитриева», помещенной в качестве предисловия к изданию стихотворений Дмитриева 1823 года, высоко оценил басни Дмитриева, преуменьшая значение басен Крылова. Не выступая прямо против Крылова, он отводит ему место среди продолжателей Дмитриева. В 1823 году, когда были уже напечатаны шесть книг басен Крылова, это утверждение приобретало явно полемический характер.
Вяземский принципиально
возражал против того демократи
Иным было отношение
Пушкина, увидевшего в
Пушкин не выступал в печати с прямой защитой Крылова против Вяземского, но он воспользовался появлением русского перевода вступительной статьи Лемонте к французскому изданию басен Крылова (напечатанной в 1825 году в «Сыне отечества»), чтобы высказать свое мнение о народности и национальном характере русской литературы. «В заключение скажу, - писал Пушкин, - что мы должны благодарить графа Орлова, избравшего истинно-народного поэта, дабы познакомить Европу с литературою Севера. Конечно, ни один француз не осмелится кого бы то ни было поставить выше Лафонтена, но мы, кажется, можем предпочитать ему Крылова» (VII, 32).
Всем своим
содержанием статья Пушкина
Белинский впоследствии писал о баснях Дмитриева: «В них блистает салонный ум 18 века; в них язык наш сделал значительный шаг вперед. Конечно, мы не можем восхищаться баснями Дмитриева… но с ними связаны самые сладостные воспоминания о золотой поре нашего детства…» (IV, 148).
Басни И.И. Дмитриева
ознаменовали собой новый этап
в развитии этого жанра.
При этом сентиментализм
стремился выявить
III. Нравственные проблемы в басенном наследии И.А. Крылова.
И. А. Крылов начал свою литературную деятельность в начале 80-х годов 18 века. Молодой Крылов писал комедии, трагедии, фельетоны, лирические стихи, эпиграммы. Первым, написанным им еще в четырнадцатилетнем возрасте, произведением была антикрепостническая комедия «Кофейница» (1789, опубликована в 1869). За нею последовал ряд острых сатирических комедий – «Бешеная семья» (1793), «Проказники» (1788, опубликована в 1793) и ряд других, которые зло высмеивали нравы дворянского общества.
От драматургии Крылов перешел к журналистике, к смелой публицистической сатире; он издавал в 1789 году в Петербурге один из лучших сатирических журналов XVIII века – «Почту духов».
Новый и зрелый
этап творческого пути Крылова,