Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 22:13, дипломная работа
Цель дипломной работы – проследить истоки жанра басни, определить ее роль в формировании нравственного самосознания русского общества в конце XVIII – начале XIX веков, анализируя басенное творчество И.И. Дмитриева, И.А. Крылова, В.С. Филимонова.
Задачи:
- воссоздать истоки жанра русской басни, которые восходят к мировой басенной традиции и национальному фольклору;
- проанализировать важнейшие нравственные проблемы, поднимаемые в сентиментальных баснях И.И. Дмитриева и реалистическом басенном наследии И.А. Крылова и В.С. Филимонова.
1. Введение ___________________________________________ 5
2. Истоки русской басни _______________________________ 10
3. Художественные особенности и нравственные проблемы в баснях И.И. Дмитриева ______________________________ 18
4. Нравственные проблемы в басенном
наследии И.А. Крылова _____________________________ 40
5. Нравственные проблемы в баснях В.С. Филимонова ___ 60
6. Заключение ________________________________________ 71
7. Список использованной литературы __________________ 73
Ты сер, а я, приятель, сед,
И волчью вашу я давно натуру знаю,
А потому обычай мой:
С волками иначе не делать мировой,
Как снявши шкуру с них долой».(162)
В образе Ловчего Крылов передал
свое понимание русского характера.
Ловчий-Кутузов силен своим
На всю систему
Крылов опирался
в своей практике на русскую
басенную традицию и дал
Крылов по-новому изображал в баснях персонажей из народа. Это были не фарсовые герои, как в баснях классицизма, и не идеализированные добродетельные герои сентиментализма, а персонажи, равные по глубине изображения с другими лицами. Русские баснописцы до Крылова (А.П. Сумароков, И.И. Дмитриев и другие) считали, что народная среда темна и непросвещенна, поэтому долг писателя поучать ее и просвещать. Крылов же видит в ней не только дурное, но и хорошее, говорит о высокой нравственности простых людей. Нравоучение его басен представляет собой не обобщение личного опыта автора, а житейскую мудрость всего народа. Поэтому часто мораль в баснях Крылова выражена пословицами и поговорками.
Велика роль
басен Крылова в воспитании
молодого поколения: они
Современники Крылова признавали его первым баснописцем в Европе. Мастер «истинной живописи» (Жуковский), «истинно народный поэт» (Пушкин), «поэт и мудрец» (Гоголь) – так отзывались о Крылове классики русской литературы.
Язык басен Крылова повлиял на развитие русского литературного языка. Его басни соединяли в себе литературную речь и разговорную, тем самым обогатив литературный язык. Крылов проложил дорогу Грибоедову, Пушкину, Гоголю, а потом и Некрасову.
Произведения
Крылова нашли доступ к самым
разным слоям населения, так,
как в них воссозданы характер,
нравы, мудрость русского народ
При жизни Крылова
его басни были переведены
на многие языки – немецкий,
французский, английский, итальянский.
Многовековая народная
IV. Нравственные проблемы в баснях В.С. Филимонова.
В области басенного
творчества Крылов достиг
В.С. Филимонов
родился в 1787 году в Москве
в семье отставного секунд-
События 1812 года
резко изменили судьбу
Все эти годы Филимонов
активно занимается
Активно печататься Филимонов начал с 1804 года, публикуя стихи, прозу, переводы в московских и петербургских журналах и альманахах. Это лирические стихотворения и прозаические отрывки («Из переписки Валерия с Реасом»), переводы («Смерть Адама» Клопштока, оды Горация). Басни поэт стал писать с 1809 года. Позднее Филимонов писал в стихотворении «Признание» (1821):
Признаться должен я с поникшей головою:
Вот проза и стихи, написанные мною.
В них слепок чувств моих: я не писать не мог.
За часть большую их любви обязан, дружбе;
Иными я мечтал святой исполнить долг;
За басни же обязан – службе…48
На службе Филимонов видел взяточничество, подхалимство, лицемерие. Все это поэт высмеивал в своих баснях. Его басни носят сатирический характер, в этом Филимонов продолжает традиции Крылова. Служебная деятельность дает баснописцу множество тем, поэтому у него практически нет переводных басен.
Филимонов думает о своем
собственном издании, где бы
он мог свободно публиковать
свои сатирические
В 1831 году Филимонов был привлечен к следствию, арестован и посажен в Петропавловскую крепость по подозрению к принадлежности к «злонамеренному» общества Н.И. Сунгурова, Ф.П. Гурова, Я.И. Костенецкого и других.49
Однако принадлежность
Всю свою жизнь,
Басни Филимонова, как и все басни, основаны на аллегории. Его иносказание лишь прикрывает истину, но раскрывает суть действительности. Аллегорический образ обнажает отрицательное явление. Автор всегда стремится к лаконизму, насыщая огромным содержанием каждый образ, каждую сценку. Филимонов создает в жанре басни широкую картину народной, национальной жизни – нравов, быта России, но рисует по преимуществу животных, птиц, рыб. Все его басни являются народными по содержанию и стилю. В них не только сюжеты все русские, но и персонажи.
Филимонов в своих баснях прежде всего правдиво изображает действительность, показывает конкретный характер тех недостатков общественной жизни, которые изображены в обобщенно типической форме условных басенных персонажей. Филимонов, следуя за Крыловым, широко охватывал основные, существенные явления действительности, разоблачал и высмеивал в своих баснях самые разные стороны современной ему жизни. Баснописец критикует подхалимство, процветающего при дворе «звериного владыки», взяточничество, несправедливый суд, зависть, ошибочность суждений, ложь и человеческую глупость.
Первые басни Филимонова появляются в 1809 году. Это такие басни, как «Медведь, Конь, Обезьяна и Змея» (1809), «Богатый наследник» (1810), «Шах и Мудрец» (1813), «Тень» (1814), «Орел и Улитка» (1814).
В своих первых баснях Филимонов делает акцент на таких нравственных проблемах, как: подхалимство, лицемерие, человеческая глупость, зависть. Особенно ярко в этот период проявляется тема подхалимства, лицемерия. Например, в басне «Медведь, Конь, Обезьяна и Змея», Медведь просил совета у друзей: «Как входят ко двору звериного владыки?» Конь предложил входить «прямым шагом и путем», Обезьяна – прыжком, а Змея ответила: «Верней ползком». В конце басни автор высказывает мысль о том, что «…кажется, змея советом доказала, / Что более всех она знакома со двором».
К этой теме
Филимонов возвращается
Скажи мне, отчего и как
Ты – праздно жизнь ведешь, а я – тружусь день каждый,
Но вот тебя – вскормили на убой,
Меня ж – так голодом морят?…
Барский кот, разоткровенничавшись, ему отвечает:
Ты от мышей весь дом господский стережешь,
А я так господину угождаю.
При нем всечасно нахожусь,
Все около него тружусь…
И научился здесь, когда мяукать должно,
Когда и поворчать возможно,
Когда сжать когти, распустить
И – кстати попросить!
Здесь очень выразительно показан подхалим, лодырь и бездельник, который благодаря своему угодничеству перед господами живет без забот, тогда как честный труженик голодает. Баснописец дает неутешительный вывод от имени кота – подхалима:
Ты прост, голубчик мой, ты знаешь лишь служить,
Но тайны успевать не знаешь,
То есть – искательным, а не полезным быть. (282)
Весьма интересны басни,
написанные в период 1819 – 1844 годов.
В них Филимонов заостряет
свое внимание на таких