Русская басня, ее истоки и роль в формировании нравственного самосознания общества в конце XVIII – начале XIX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 22:13, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – проследить истоки жанра басни, определить ее роль в формировании нравственного самосознания русского общества в конце XVIII – начале XIX веков, анализируя басенное творчество И.И. Дмитриева, И.А. Крылова, В.С. Филимонова.
Задачи:
- воссоздать истоки жанра русской басни, которые восходят к мировой басенной традиции и национальному фольклору;
- проанализировать важнейшие нравственные проблемы, поднимаемые в сентиментальных баснях И.И. Дмитриева и реалистическом басенном наследии И.А. Крылова и В.С. Филимонова.

Содержание работы

1. Введение ___________________________________________ 5
2. Истоки русской басни _______________________________ 10
3. Художественные особенности и нравственные проблемы в баснях И.И. Дмитриева ______________________________ 18
4. Нравственные проблемы в басенном
наследии И.А. Крылова _____________________________ 40
5. Нравственные проблемы в баснях В.С. Филимонова ___ 60
6. Заключение ________________________________________ 71
7. Список использованной литературы __________________ 73

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 314.00 Кб (Скачать файл)

Ты сер, а я, приятель, сед,

И волчью вашу я давно  натуру знаю,

А потому обычай мой:

С волками иначе не делать мировой,

Как снявши шкуру с  них долой».(162)

В образе Ловчего Крылов передал  свое понимание русского характера. Ловчий-Кутузов силен своим здравым  смыслом, спокойной уверенностью в  победе и мудростью русского человека. Он прочно связан с народом общностью  патриотического чувства, своей  непримиримостью к врагу.

   На всю систему государственного  устройства, на все события и  общественные порядки Крылов  смотрел глазами народа. Крылов  не делал политических выводов,  предоставляя делать их своим  читателям. Всенародная известность  и популярность крыловских басен превращали его сатиру в могущественное средство воспитания гражданских чувств и подлинного патриотизма.

 

   Крылов опирался  в своей практике на русскую  басенную традицию и дал классические  образцы национальной басенной  формы.

   Крылов по-новому изображал в баснях персонажей из народа. Это были не фарсовые герои, как в баснях классицизма, и не идеализированные добродетельные герои сентиментализма, а персонажи, равные по глубине изображения с другими лицами. Русские баснописцы до Крылова (А.П. Сумароков, И.И. Дмитриев и другие) считали, что народная среда темна и непросвещенна, поэтому долг писателя поучать ее и просвещать. Крылов же видит в ней не только дурное, но и хорошее, говорит о высокой нравственности простых людей. Нравоучение его басен представляет собой не обобщение личного опыта автора, а житейскую мудрость всего народа. Поэтому часто мораль в баснях Крылова выражена пословицами и поговорками.

    Велика роль  басен Крылова в воспитании  молодого поколения: они формируют  гражданина общества, патриота, демократа. Крылов разоблачил миф о добром царе, раскрыл весь механизм крепостнической системы, снял покровы с неправедного законодательства, осмеял установления Государственного совета, показал губительную власть денег. Басни Крылова не потеряли злободневности и в наши дни: они помогают изживать недостатки людей – такие, как зависть, невежество, неблагодарность, холуйство, предательство, лень, лицемерие.   

   Современники  Крылова признавали его первым  баснописцем в Европе. Мастер  «истинной живописи» (Жуковский), «истинно народный поэт» (Пушкин), «поэт и мудрец» (Гоголь) – так отзывались о Крылове классики русской литературы.

   Язык басен  Крылова повлиял на развитие  русского литературного языка.  Его басни соединяли в себе  литературную речь и разговорную, тем самым обогатив литературный язык. Крылов проложил дорогу Грибоедову, Пушкину, Гоголю, а потом и Некрасову.

   Произведения  Крылова нашли доступ к самым  разным слоям населения, так,  как в них воссозданы характер, нравы, мудрость русского народа.

   При жизни Крылова  его басни были переведены  на многие языки – немецкий, французский, английский, итальянский.  Многовековая народная мудрость, лежащая в основе его басен,  их идейно-нравственная актуальность  поучительны для всех наций  и народов. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV. Нравственные проблемы в баснях В.С. Филимонова.

   В области басенного  творчества Крылов достиг непревзойденного  совершенства. Это послужило поводом  к категорическим суждениям об  исчезновении басенного жанра  в русской литературе «на долгий период времени» и о возрождении «традиций классической басни Крылова» лишь «в политической агитационной басне Демьяна Бедного (1883 – 1945)».42 Однако, необходимо отметить, что крыловская традиция не прервалась в первой половине XIX века, ее пытались в силу своего дарования продолжить писатели второго ряда, среди которых наибольший интерес вызывает творчество Владимира Сергеевича Филимонова (1787 – 1858), писателя со сложной биографией, начавшего свое басенное творчество с 1809 года (почти параллельно с Крыловым), но в силу сложных личных обстоятельств, сумевший обобщить и издать свое басенное наследие лишь в 1843 году. Тем не менее оно осталось свидетельством продолжения крыловских басенных традиций и после смерти великого баснописца. Но возникает вопрос: почему так поздно вышел в свет сборник басен Филимонова, которым он уделял внимание с 1809 года? Ведь о творчестве В.С. Филимонова положительно отзывались его современники А.А. Бестужев,43 В.А. Жуковский,44 И.И. Дмитриев,45 П.А. Вяземский,46 В.Г. Белинский, видевший в поэзии Филимонова «много истинного чувства, игры ума», и «сердечной иронии», ценивший его оригинальность и остроумие, верность поэтического изображения, а также «легкий, плавный, бойкий стих» (III, 34). К творческому наследию В.С. Филимонова, привлекавшему внимание современников, не утрачен интерес и в наше время, так как оно имеет свое определенное историко-литературное и эстетическое значение.47 Позднюю публикацию ранее написанных Филимоновым басен, отличающихся сатирической направленностью, возможно объяснить лишь кратко ознакомившись с биографией Филимонова, жизнь которого, «была полна нешуточных треволнений».

   В.С. Филимонов  родился в 1787 году в Москве  в семье отставного секунд-майора. В Москве прошли его детские  и юношеские годы, здесь же началась его деятельность в Государственной коллегии иностранных дел, где он служил в комитете, «особо учрежденном для разбора переписки Екатерины II с ее полководцами». В 1805 году Филимонов поступил в Московский университет, в 1809 году получил свидетельство о том, что прослушал курс университетских лекций по одиннадцати предметам, в том числе по российской словесности, философии практической и истории философии, теории законов и истории законодательств, естественному праву и антропологии. Именно Московский университет воспитал интерес Филимонова к литературе, философским и нравственным проблемам. После университета Филимонов служил в различных министерствах, занимался статистическим описанием Московской губернии. На эти годы приходится его знакомство с В.А. Жуковским, К.Н. Батюшковым, Н. И. Гнедичем, П.А. Вяземским. Об этом свидетельствуют письма К.Н. Батюшкова к Н.И. Гнедичу и П.А. Вяземскому.

   События 1812 года  резко изменили судьбу Филимонова. Он оставляет службу и поступает  в ополчение III округа управляющим канцелярией и адъютантом главнокомандующего графа П.А. Толстого. После окончания Отечественной войны Филимонов вновь возвращается к служебной деятельности. В 1817 году он получает назначение не должность новгородского вице-губернатора. Он оставляет через два года «по собственному прошению». В 1822 году он вообще уходит в отставку и некоторое время живет в Москве.

   Все эти годы Филимонов  активно занимается литературной  деятельностью. В 1811 году он  становится членом Московского  общества любителей российской словесности при Московском университете, а затем – петербургского Вольного общества любителей словесности, наук и художеств.

   Активно печататься Филимонов  начал с 1804 года, публикуя стихи,  прозу, переводы в московских  и петербургских журналах и альманахах. Это лирические стихотворения и прозаические отрывки («Из переписки Валерия с Реасом»), переводы («Смерть Адама» Клопштока, оды Горация). Басни поэт стал писать с 1809 года. Позднее Филимонов писал в стихотворении «Признание» (1821):

Признаться должен я с поникшей головою:

Вот проза и стихи, написанные мною.

В них слепок чувств моих: я не писать не мог.

За часть большую  их любви обязан, дружбе;

Иными я мечтал святой исполнить долг;

За басни же обязан – службе…48

   На службе Филимонов видел взяточничество, подхалимство, лицемерие. Все это поэт высмеивал в своих баснях. Его басни носят сатирический характер, в этом Филимонов продолжает традиции Крылова. Служебная деятельность дает баснописцу множество тем, поэтому у него практически нет переводных басен.

   Филимонов думает о своем  собственном издании, где бы  он мог свободно публиковать  свои сатирические произведения. В 1827 году Филимонов предпринимает  безуспешную попытку получить  разрешение на издание журналов  «Время» и «Надежда», а также газеты «Отголосок мира». Лишь в 1829 году он с большим трудом получил право издавать литературную газету «Бабочка», которая выходила с 1829 по 1831 год и не раз вызывала «неудовольствие» цензуры. В 1829 году Филимонов возвращается на службу, получает  назначение на должность губернатора в Архангельске. Как человек честный и справедливый, он начинает решительную борьбу с злоупотреблениями, которые допускались во время рекрутского набора и при оформлении различных поставок. Мечтая о реорганизации государственных учреждений, Филимонов собирает в своем личном архиве материалы, так или иначе связанные с этим вопросом  - конституция Н. Муравьева, вольнолюбивые стихи Пушкина, собственные начертания преобразования государства Российского.

   В 1831 году Филимонов  был привлечен к следствию, арестован и посажен в Петропавловскую крепость по подозрению к принадлежности к «злонамеренному» общества Н.И. Сунгурова, Ф.П. Гурова, Я.И. Костенецкого и других.49

   Однако принадлежность Филимонова  к сунгуровскому обществу осталось формально не доказанной, несмотря на его близкое знакомство с сунгуровцами Гуровым и Козловым. В результате 25 октября 1831 года последовал указ об отстранении Филимонова от должности губернатора, а вскоре еще один – о высылке его под надзор полиции в Нарву, где он в нищете и одиночестве прожил до конца своих дней.

   Всю свою жизнь, перемежающуюся  различными «треволнениями», потрясениями  Филимонов не оставлял литературную  деятельность. Как писатель и  поэт В.С. Филимонов был замечен  современниками с выходом в Москве, в типографии Августа Семена, сборника «Проза и стихи» (1822). В этот сборник включены и басни. В них нет насмешливой иронии басен И.И. Дмитриева, носивших ярко выраженный светский характер, нет натурализма басен А.Е. Измайлова, зато явственно ощущаются басенные традиции И.А. Крылова. В баснях Филимонова отразился народный взгляд на жизнь, они отличались демократизмом. В них своим языком заговорили все сословия, состояния, профессии. Басни Филимонова носили подчас настолько острый сатирический характер, касались столь существенных пороков чиновничье-бюрократического аппарата России, что далеко не все они увидели свет при издании сборника басен. В 1857 году из представленных в Санкт-Петербургский цензурный комитет 130 басен Филимонова 34 не были одобрены цензурой: одни из них после исправлений были опубликованы, а другие «по содержанию своему, резким выражениям и неблаговидным намекам» так и не были допущены к печати.

   Басни Филимонова, как и все басни, основаны  на аллегории. Его иносказание  лишь прикрывает истину, но раскрывает суть действительности. Аллегорический образ обнажает отрицательное явление. Автор всегда стремится к лаконизму, насыщая огромным содержанием каждый образ, каждую сценку. Филимонов создает в жанре басни широкую картину народной, национальной жизни – нравов, быта России, но рисует по преимуществу животных, птиц, рыб. Все его басни являются народными по содержанию и стилю. В них не только сюжеты все русские, но и персонажи.

   Филимонов в  своих баснях прежде всего  правдиво изображает действительность, показывает конкретный характер тех недостатков общественной жизни, которые изображены в обобщенно типической форме условных басенных персонажей. Филимонов, следуя за Крыловым, широко охватывал основные, существенные явления действительности, разоблачал и высмеивал в своих баснях самые разные стороны современной ему жизни. Баснописец критикует подхалимство, процветающего при дворе «звериного владыки», взяточничество, несправедливый суд, зависть, ошибочность суждений, ложь и человеческую глупость.

   Первые басни  Филимонова появляются в 1809 году. Это такие басни, как «Медведь, Конь, Обезьяна и Змея» (1809), «Богатый  наследник» (1810), «Шах и Мудрец»  (1813), «Тень» (1814), «Орел и Улитка»  (1814).

В своих первых баснях Филимонов делает акцент на таких нравственных проблемах, как: подхалимство, лицемерие, человеческая глупость, зависть. Особенно ярко в этот период проявляется тема подхалимства, лицемерия. Например, в басне «Медведь, Конь, Обезьяна и Змея», Медведь просил совета у друзей: «Как входят ко двору звериного владыки?» Конь предложил входить «прямым шагом и путем», Обезьяна – прыжком, а Змея ответила: «Верней ползком». В конце басни автор высказывает мысль о том, что «…кажется, змея советом доказала, / Что более всех она знакома со двором».

   К этой теме  Филимонов возвращается неоднократно. В басне «Два кота» (1819), звучит  диалог между котом, который  честно, несмотря на лишения, занимался  делом – ловил мышей, и котом  – барским любимцем. Первый спрашивает  второго:

Скажи мне, отчего и как

Ты – праздно  жизнь ведешь, а я – тружусь  день каждый,

Но вот тебя – вскормили на убой,

Меня ж –  так голодом морят?…

Барский кот, разоткровенничавшись, ему отвечает:

Ты от мышей  весь дом господский стережешь,

А я так  господину угождаю.

При нем всечасно нахожусь,

Все около  него тружусь…

И научился здесь, когда мяукать должно,

Когда и поворчать  возможно,

Когда сжать  когти, распустить

И – кстати попросить!

Здесь очень выразительно показан  подхалим, лодырь и бездельник, который  благодаря своему угодничеству перед господами живет без забот, тогда как честный труженик голодает. Баснописец дает неутешительный вывод от имени кота – подхалима:

Ты прост, голубчик мой, ты знаешь лишь служить,

Но тайны  успевать не знаешь,

То есть –  искательным, а не полезным быть. (282)

    Весьма интересны басни,  написанные в период 1819 – 1844 годов.  В них Филимонов заостряет  свое внимание на таких нравственных  проблемах, как: дружба и любовь  к ближнему («Кум и Кума» (1843), «Вдовец» (1843)), невежество, ограниченность и ошибочность суждений («Ценитель искусства» (1820), «Оценка розы» (1843)), беззаконие чиновников и несправедливость суда («Судья и два просителя» (1819), «Смена воеводы» (1819), «Соловей и Курица» (1828), «Судья и Врач» (1843), «Птичий суд» (1843), «Звериное правосудие» (1843), «Волк и Петух» (1843)).

Информация о работе Русская басня, ее истоки и роль в формировании нравственного самосознания общества в конце XVIII – начале XIX века