Шпаргалка по дисциплине "Русский язык и культура речи"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2015 в 18:24, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Русский язык и культура речи".

Файлы: 1 файл

русский ок.docx

— 683.12 Кб (Скачать файл)

 

  

Если подлежащее представляет  собой количественно-именное сочетание типа:  двое детей, миллион безработных, двадцать студентов, то сказуемое при таких подлежащих может иметь форму  как множественного, так и единственного числа. Форма множественного числа связана с представлением об отдельности предметов, самостоятельности или даже разрозненности их действий, а  форма единственного числа сказуемого при таком подлежащем подчеркивает единство предметов, совместность и целостность их общего действия. Сравните: В области стоятся шесть новых школ (действие представлено как расчлененное) – В области строится  шесть новых школ (действие представлено как единое, нерасчлененное).

Много проблем в речевой культуре создает употребление деепричастных оборотов. Запомните  главное правило оформления деепричастного оборота: деепричастие и глагол-сказуемое должны обозначать действия одного и того же лица. Нарушение этого правила приводит к ошибкам.

 

 

Деепричастный оборот не употребляется в следующих случаях:

1) если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относится к разным лицам. Нельзя  сказать: «Подъезжая к театру, у меня  закружилась голова». Правильно: «Когда я подъехал к театру, у меня закружилась голова».

2) если предложение представляет  собой пассивную конструкцию. В  этом случае субъект действия  пассивной конструкции не совпадает  с субъектом действия, обозначенного  деепричастием. Нельзя сказать: «Убежав из дома, мальчик был найден родителями». Правильно: «Убежавший мальчик был найден родителями».

№ 33 Словесное оформление публичного выступления

Прежде чем говорить на эту тему, следует определиться, что такое слово, какими свойствами оно обладает, ведь это главное орудие говорящего, основной строительный материал речи. Слова служат названиями предметов, явлений, действий, т. е. всего, что окружает человека. Однако слово выполняет эстетическую функцию, оно способно не просто назвать предмет, действие, качество, но и создать образное представление о них. Образность как понятие связано с явлением многозначности. Известно, что слова, называющие только один предмет, называются однозначными, а слова, обозначающие несколько предметов, явлений действительности – многозначными.

Многозначность в какой-то мере отражает те сложные отношения, которые существуют в действительности. Первое значение, с которым слово появилось в языке, называется прямым, а последующие значения – переносными. Прямые значения непосредственно связаны с определенными предметами, названиями которых они являются. Переносные значения в отличие от прямых, обозначают факты действительности не непосредственно, а по отношению к ним окружающих. Слово – это внешняя оболочка внутреннего смысла. И в каждом языке слова отражают внутреннюю суть предмета. Оратор, произносящий публичную речь, должен мастерски владеть словом, понимать все свойства данного явления.

То, какой из смыслов какого-либо слова изберет автор, определит понятность его выступления, доходчивость его мысли. Нужно, чтобы представление о действительности, понимание слова самого оратора совпадало с представлениями аудитории. Из этого вытекает разъяснительная функция слова. Облекая свое выступление в то или иное словесное оформление, оратор должен учитывать, что, возможно, ему придется брать на себя функцию лектора и разъяснять очень ненавязчиво значение некоторых слов.

Не стоит применять многозначные слова, используя все их значения. Это создает путаницу.

Не стоит также использовать слова, значения которых вы не понимаете до конца. Во-первых, это затруднит вашу собственную работу; во-вторых, если кто-то задаст вам вопрос, относящийся к пониманию этого слова, то незнание ответа продемонстрирует ваш непрофессионализм. Словесное оформление должно быть четким и понятным обеим сторонам.

Подбор слов – это прежде всего отражение грамотности, подготовленности и логики мышления самого автора. Слова должны быть подобраны к месту. Даже не затрагивая моменты речевого этикета, слова с их значением, эмоциональной окраской должны отражать стиль доклада. В словесном оформлении публичного выступления немаловажно то, что это не письменная, а устная форма доклада. Поэтому оратор должен также рассчитывать на свою способность правильно и четко говорить на публике, т. е. произносить слова, чтобы они были понятны всем.

Следует до речи прорабатывать трудно выговариваемые слова, исключить из речи слова, которые, по вашему мнению, тяжело воспринимаются на слух. Словесное оформление подразумевает под собой разбор и внимательный анализ выступления, четкое представление о том, какое слово лучше применить в определенной коммуникативной ситуации. Публичная речь – это часть ораторского искусства. И она должна обладать определенным набором свойств, отличающих ее от просто разговорной речи. Самым главным фактором для любой публичной речи остается информативность. Вам нужно передать свою мысль, свою идею, поэтому при подготовке выступления не стоит распыляться, старайтесь уместить в него все только самое главное.

Информация, заключенная в вашем сообщении, должна быть интересной и важной для данной аудитории. Если после выступления вам задают вопросы по теме, то это может значить, что она заинтересовала слушателей. И ответы на данные вопросы также должны содержать дополнительную информацию. И последнее – это выразительность публичной речи. Она усиливает эффективность выступления. Яркая речь вызывает дополнительный интерес у слушателей, поддерживает внимание к предмету разговора, оказывает воздействие не только на разум, но и на чувства, и на воображение слушателей.

Сделать речь образной, эмоциональной говорящему помогают специфические художественные приемы, изобразительные и выразительные средства языка. К ним традиционно относят тропы, фигуры, а также пословицы, поговорки, фразеологические выражения, крылатые слова. Например, тропы – это обороты речи и слова, в переносном значении сохраняющие выразительность и образность.

Также ваше выступление могут украсить крылатые выражения. Это чаще всего известные высказывания мудрых людей. Как и пословицы, эти выражения могут подтвердить вашу мысль, могут быть эпитетом ко всему вашему докладу. Но не стоит забывать, что все эти средства должны быть уместны.

Не стоит злоупотреблять метафорами и сравнениями в строгом научном докладе, равно как нельзя применять крылатые латинские выражения или просто слова на иностранном языке в аудитории, которая заведомо их не поймет. Это лишь вспомогательные средства.

№ 34 Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи

 

Научный стиль принадлежит к книжным стилям литературного языка, которым присущ ряд общих условий функционирования и языковых особенностей: обдумывание высказывания, монологический его характер, строгий отбор языковых средств, тяготение к нормированной речи.

Научный стиль имеет ряд общих черт, проявляющихся независимо от характера науки (естественные, точные, гуманитарные) и различий между жанрами высказывания (монография, научная статья, доклад, учебник и т. д.), что дает возможность говорить о специфике стиля в целом. И понятно, что тексты по физике, математике заметно отличаются по характеру изложения от текстов по философии или истории.

Стиль научных работ определяется их содержанием и целями научного сообщения – по возможности точно и полно объяснить факты, показать причинно-следственные связи между явлениями, выяснить закономерности исторического развития и т. д. Научный стиль характеризуется логической последовательностью изложения, упорядоченной системой связей между частями высказывания, стремлением авторов к точности, однозначности, сжатости выражения при сохранении насыщенности содержания.

О языке ученых говорят, что он «сух», лишен элементов эмоциональности и образности. Такое мнение носит обобщенный характер: нередко в научных работах используются эмоционально-экспрессивные и изобразительные средства языка, которые, будучи, правда, дополнительным средством, заметно выделяются на фоне чисто научного изложения, придавая научной прозе большую убедительность.

Характерной чертой стиля научных работ является их насыщенность терминами. В среднем терминологическая лексика обычно составляет 15–25 % всей лексики, использованной в работе.

Большую роль в стиле научных работ играет абстрактная лексика. Русский язык служит главнейшим орудием культуры, основным фактором духовного развития нации, ее творчества, национального самосознания. Абстрактные существительные – фактор, развитие, творчество, самосознание.

Научный стиль имеет свою фразеологию, куда можно отнести составные термины (солнечное сплетение, звонкие согласные), различного рода клише (состоит из..., заключается в...). В научных работах часто употребляется форма единственного числа имени существительных в значении множественного: изучается форма уха, носа – слово «форма» употреблено вместо формы, так как она находится в одинаковом отношении к последующим существительным. Вещественные и отвлеченные существительные употребляются в форме множественного числа: шумы в радиоприемнике.

При построении предложений чаше употребляются существительные, чем глаголы, т. е. в основном даются названия понятий, реже – названия действий. Используются имена прилагательные, уточняющие содержание понятия указанием на различные его признаки и выполняющие терминологическую функцию.

В научных работах заметно тяготение к сложным построениям. Часто предложения строятся с однородными членами и обобщающими словом: более широкое понятие раскрывается при помощи перечисления более узких. Для объединения абзацев используются слова, указывающие на связь между ними: таким образом. Средний размер предложения в авторском повествовании в романах – 17,2 слова, в научных исследованиях – 28,5 слова.

№ 35 Способы изложения материала

Структура выступления зависит прежде всего от метода преподнесения материала, избранного оратором. Эти методы сформировались на базе многовековой ораторской практики, описаны в различных риторических пособиях, активно используются современными ораторами.

1. Индуктивный метод— изложение материала от частного к общему. Выступающий начинает речь с частного случая, а затем подводит слушателей к обобщениям и выводам. Этот метод нередко используется в агитационных выступлениях.

2. Дедуктивный метод— изложение материала от общего к частному. Оратор в начале речи выдвигает какие-то положения, а потом разъясняет их смысл на конкретных примерах, фактах. Широкое распространение этот метод получил в выступлениях пропагандистского характера.

3. Метод аналогии — сопоставление различных явлений; событий, фактов. Обычно параллель проводится с тем, что хорошо известно слушателям. Это способствует лучшему пониманию излагаемого материала, помогает восприятию основных идей, усиливает эмоциональное воздействие на аудиторию.

4. Концентрический  метод— расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой оратором. Выступающий переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному и углубленному его анализу.

5. Ступенчатый метод— последовательное изложение одного вопроса за другим. Рассмотрев какую-либо проблему, оратор уже больше не возвращается к ней.

6. Исторический  метод — изложение материала в хронологической последовательности, описание и анализ изменений, которые произошли в том или ином лице, предмете с течением времени.

Использование различных методов изложения материала в одном и том же выступлении позволяет сделать структуру главной части речи более оригинальной, нестандартной.

Каким бы методом ни пользовался оратор в выступлении, его речь должна быть доказательной, суждения и положения убедительными.

Оратору необходимо не только убедить в чем-то аудиторию, но и соответствующим образом повлиять на нее, вызвать ответную реакцию, желание действовать в определенном направлении. Поэтому при работе над композицией следует продумать систему логических и психологических доводов, используемых для подтверждения выдвинутых положений и воздействия на аудиторию.

 

№36 средства выразительности речи

Некоторые художественные средства неразрывно связаны с переносным значением слов. К их числу относится метафора, метонимия, синекдоха, которые часто применяются не только в ораторских выступлениях, но и в повседневном общении.

1. Метафора использует  сравнительное сходство для переноса  значения. Есть метафоры, которые  олицетворяют предметы и явления (бегущая вода), овеществляют их (нервы  из стали), используют отвлечение (поле деятельности). Метафорой могут  быть практически все части  речи. Метафоры весьма распространены  и в повседневном общении. Сами  вспомните: дождь идет, часы стоят  или идут. Но такие образные  выражения настолько прочно вплелись  в нашу жизнь, что уже не  воспринимаются как нечто необычное.

Но не следует думать, будто использование большого количества метафор сделает речь оратора лучше. Еще Аристотель говорил о том, что излишне пафосный стиль изложения отвлекает от основного смысла изложения, из-за этого и сам оратор теряется в тени своих громких фраз. Нельзя сказать, что средства выразительности деловой речи вообще не допускают использование метафор, но с ними следует быть поаккуратнее.

2. Метонимия использует  смежность слов, чем и отличается  от метафоры. В этом случае  два предмета или же явления  вовсе не должны быть похожими, они должны быть смежными. Причем  «смежные» тут означает не  просто близкие друг к другу, а тесно между собой связанные. Отличным примером могут быть  слова школа, класс и им подобные, которыми обозначают и группы  людей.

Сюда же входят и понятия «золото, серебро, бронза», которыми обозначают не только металлы, но и изделия из них.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Русский язык и культура речи"