В разговорном стиле широко употребляются
в прямом или переносном значении обиходно
– бытовые слова, например: «окошко» (окно),
«остряк» (остроумный человек), «увесистый»
(сильный), «мигом» (быстро). Распространены
в разговорном стиле и характерные фразеологические
обороты, например: «точить лясы» (болтать),
«со всех ног» (быстро), «маменькин сынок»
(изнеженный ребёнок) и т.д.
Употребляются в обиходной речи также
слова с уменьшительно – ласкательными
и увеличительными суффиксами, например:
«ручонка», «ручища»; «внучек», «внучонок».
Часты образования слов типа «столовка»
(столовая), «читалка» (читальня), «зачётка»
(зачётная книжка) и т.п.
В области синтаксиса разговорный стиль
характеризуется большим количеством
синтаксических конструкций, включающих
междометия, различные частицы, восклицательные
местоимения и наречия; часто употребляются
неполные предложения. Разговорной речи
свойственны и некоторые специфические
конструкции, совершенно ненормативные
для речи книжной, например: «У него нет,
чем чертить» (вместо «нет карандаша, рейсфедера»
и т.п.); «Он вернётся когда, скажите мне»
(вместо «Когда он вернётся, скажите мне»).
Разговорной речи свойственны эмоционально
– экспрессивные оценки субъективного
характера, поскольку говорящий выступает
как частное лицо и выражает своё личное
мнение и отношение. Порядок слов в разговорной
речи отличается от используемого в письменной.
Здесь главная информация концентрируется
в начале высказывания. Говорящий начинает
речь с главного, существенного элемента
сообщения. Чтобы акцентировать внимание
слушающих на главной информации, пользуются
интонационным выделением. Вообще же порядок
слов в разговорной речи обладает высокой
вариативностью.
2.3 Официально–деловой
стиль
Основной сферой, в которой функционирует
официально – деловой стиль русского
литературного языка, является административно
– правовая деятельность. Этот стиль удовлетворяет
потребность общества в документальном
оформлении разных актов государственной,
общественной, политической, экономической
жизни, деловых отношений между государством
и организациями, а также между членами
общества в официальной сфере их общения.
Основной формой реализации этого стиля
является письменная.
Официально – деловая речь имеет общие
стилевые черты: точность изложения, не
допускающую возможности различий в толковании;
детальность изложения; стереотипность,
стандартизованность изложения; долженствующе
– предписывающий характер изложения.
К этому можно добавить такие черты, как
официальность, строгость выражения мысли,
а также объективность и логичность.
Для лексики делового стиля характерно
употребление слов и словосочетаний литературного
языка, которые имеют ярко выраженную
функционально – стилистическую окраску:
«закон», «предъявить иск», «возбудить
ходатайство» и т.д.
Типичными для делового языка являются
сложные слова, образованные от двух и
более слов: «квартиросъёмщик», «работодатель»,
«вышеуказанный» и т.д. Образование таких
слов объясняется стремлением делового
языка к точности передачи смысла и однозначности
толкования.
Официально – деловая речь отражает
не индивидуальный, а социальный опыт,
вследствие чего её лексика предельно
обобщена в семантическом отношении, т.е.
устранено всё остросвоеобразное, конкретное,
неповторимое, а на передний план выдвинуто
типичное.
В области морфологии деловому стилю
свойственно употребление отвлечённых
существительных на –ние (часто с приставкой
не-), например: «в целях улучшения снабжения
населения надлежит …», «невыполнение
постановления ведёт …» и под.
Широко используются составные именные
предлоги (например: «за счёт сэкономленных
средств», «на предмет получения пособия»
и под.); конструкции с предлогом по + предл.п.
сущ. (например: «по истечении указанного
срока», «по предъявлении документа, удостоверяющего
личность»).
В деловом стиле довольно обычны сложные
предложения подчинительного типа и усложнённые
конструкции, включающие различные обособленные
обороты. Как уже упоминалось, деловой
речи свойственны безличность изложения
и отсутствие оценочности. Здесь имеют
место беспристрастная констатация, изложение
фактов в логической последовательности.
Поэтому первое лицо допустимо только
в ограниченном числе ситуаций, когда
устанавливаются правовые отношения между
частным лицом и организацией или государством,
например, при оформлении различных доверенностей,
при заключении трудового соглашения
и т.п.
2.4 Научный стиль
Основная функция научного стиля – сообщение,
информация о разнообразных явлениях
окружающего нас мира. Сфера общественной
деятельности, в которой функционирует
научный стиль – это наука. Ведущее положение
в научном стиле занимает монологическая
речь. Этот стиль современного русского
языка обладает большим разнообразием
речевых жанров; среди них основными являются:
научная монография и научная статья,
диссертационные работы, научно – учебная
проза, научно – технические произведения,
аннотации, рефераты, научные доклады,
лекции, научные дискуссии, а также жанры
научно – популярной литературы. Научный
стиль реализуется преимущественно в
письменной форме речи. Однако с развитием
средств массовой коммуникации, с ростом
значимости науки в современном обществе,
увеличением числа различного рода научных
контактов, таких, как конференции, симпозиумы,
научные семинары, возрастает роль устной
научной речи.
Основные черты научного стиля – точность,
абстрактность, логичность и объективность
изложения. Именно они организуют в систему
все языковые средства, формирующие этот
функциональный стиль, и определяют выбор
лексики в произведениях научного стиля.
Для научного стиля характерно прежде
всего использование терминов – специальных
слов или словосочетаний, точно обозначающих
понятия, имеющиеся в той или иной области
науки. При этом в разных отраслях науки
существует своя терминология. В научном
стиле общеупотребительные слова используются
главным образом в их прямом значении.
Например, глагол «считать», имеющий четыре
значения, в научном стиле реализует преимущественно
значение «делать какое – нибудь заключение
или чем–нибудь, признавать, полагать».
В научной речи по сравнению с другими
стилями наблюдается более широкое использование
абстрактной лексики по сравнению с конкретной.
В функциональном научном стиле отсутствует
лексика с разговорной и разговорно-просторечной
окраской. Этому стилю в меньшей степени,
чем публицистическому и художественному,
свойствена оценочность. Оценки используются,
чтобы выразить точку зрения автора, сделать
её более понятной и доступной, пояснить
мысль, привлечь внимание и в основном
имеют рациональный, а не эмоционально
– экспрессивный характер. Научная речь
отличается точностью и логичностью мысли,
её последовательным представлением и
объективностью изложения.
В синтаксических структурах в научном
стиле речи максимально демонстрируется
отстранённость автора, объективность
излагаемой информации. Это выражается
в использовании вместо первого лица обобщённо
– личных и безличных конструкций. Для
синтаксиса научных работ также характерно
широкое употребление сложноподчинённых
предложений, обособленных второстепенных
членов предложения, вводных слов, указывающих
на последовательность и связь мыслей.
Практически любой научный текст может
содержать графическую информацию; это
одна из черт научного стиля.
2.5 Газетно-публицистический
стиль
Газетно-публицистический стиль – это
стиль произведений и выступлений на актуальные
общественно – политические темы. Он реализуется
как в письменной, так и в устной форме.
Одной из характерных основных черт газетно-публицистического
стиля является сочетание двух тенденций
– тенденции к экспрессивности и тенденции
к стандарту. Это обусловлено функциями,
которые выполняет публицистика: функцию
сообщения, информации об определённых
социальных явлениях, фактах и функцию
воздействия, т.е. открытой оценки изложенных
проблем, для того, чтобы повлиять и на
мысли, и на чувства читателей (слушателей),
привлечь их к поддержке той позиции, которую
занимает и отстаивает автор.
Таким образом, с функцией воздействия
на массового читателя или слушателя связана
такая черта газетно-публицистического
стиля, как его эмоционально – экспрессивный
характер, а с быстротой передачи общественно
значимой информации связан стандарт
этого стиля. Тенденция к стандарту означает
стремление публицистики к строгости
и информативности, которые свойственны
научному и официально – деловому стилям.
Тенденция к экспрессивности выражается
в стремлении к доступности и образности
формы выражения, что характерно для художественного
стиля и разговорной речи – в публицистической
речи переплетаются черты этих стилей.
Газетно-публицистический стиль обладает
одновременно консервативностью и подвижностью.
С одной стороны, в публицистической речи
присутствует достаточное количество
штампов, общественно– олитических и
иных терминов. С другой стороны, стремление
к убеждению требует всё новых языковых
средств, чтобы оказывать на них воздействие.
Именно этой цели служат все богатства
художественной и разговорной речи.
Стремление к выразительности, образности
и в то же время к краткости реализуется
также с помощью прецедентных текстов
(текстов, знакомых любому среднему члену
какого–то общества), что сегодня является
неотъемлемой частью публицистической
речи.
В области синтаксиса нередко встречаются
инверсии (необычный порядок слов), например:
«Гнездо наше, Родина возобладала над
всеми нашими чувствами» (А.Н. Толстой).
Активно употребляются эмоциональные
и экспрессивно – окрашенные конструкции:
восклицательные предложения различного
значения, предложения с обращением, риторические
вопросы, повторы, расчленённые конструкции
и др. Стремление к экспресссии обусловливает
использование конструкций с разговорной
окраской: построений с частицами, междометиями,
построений фразеологического характера,
эллипсов (пропуск того или иного члена
предложения, структурная неполнота конструкции)
и др.
2.6 Художественный стиль
Стиль художественной литературы занимает
особое место среди стилей русского литературного
языка. Повествуя, писатель стремится
воздействовать на мысли и чувства читателей
художественно убедительно, путём создания
правдивых образов: характеров людей во
всей их сложности, противоречивости отношений,
картин человеческой жизни. Поэтому в
стиле художественной литературы функция
сообщения соединяется с функцией эстетического
воздействия. Для успешного выполнения
такой задачи, для реалистического отображения
действительности в художественном произведении
могут быть использованы самые различные
средства языка.
Художественной литературе, как и другим
видам искусства, присуще конкретно –
образное представление жизни в отличие
от абстрагированного, логико-понятийного,
объективного отражения действительности
в научной речи. Для художественного произведения
характерны восприятие посредством чувств
и перевоссозданние действительности,
автор стремится передать, прежде всего,
свой личный опыт, своё понимание и осмысление
того или иного явления. Для художественного
стиля типично внимание к частному и случайному,
за которым прослеживается типичное и
общее. Вся окружающая действительность
представлена через видение автора. Но
в художественном тексте виден не только
мир писателя, но и писатель в этом мире:
его предпочтения, осуждения, восхищения,
неприятие и т.д. Как средство общения
художественная речь имеет свой язык –
систему образных форм, выражаемую языковыми
и экстралингвистическими средствами.
Художественную речь наряду с нехудожественной
составляют два уровня национального
языка. Основой художественного стиля
речи является литературный русский язык.
Слово в этом функциональном стиле выполняет
номинантно–изобразительную функцию.
Лексический состав и функционирование
слов в художественном стиле речи имеют
свои особенности. В число слов, составляющих
основу и создающих образность этого стиля,
прежде всего, входят образные средства
русского литературного языка, а также
слова, реализующие в контексте своё значение.
Узкоспециальные слова используются в
незначительной степени, только для создания
художественной достоверности при описании
определённых сторон жизни. Широко используется
авторами художественных произведений
речевая многозначность слова, что открывает
в нём дополнительные смыслы и смысловые
оттенки, а также синонимия на всех языковых
уровнях, благодаря чему появляется возможность
подчеркнуть тончайшие оттенки значений.
На первый план в художественном тексте
выходят эмоциональность и экспрессивность
изображения. Многие слова, которые в научной
речи выступают как чётко определённые
абстрактные понятия, в газетно-публицистической
речи – как социально – обобщённые понятия,
в художественной речи несут конкретно
– чувственные представления. Для художественной
речи, особенно поэтической, характерна
инверсия с целью усилить смысловую значимость
какого – либо слова или придать всей
фразе особую стилистическую окраску.
Также в стиле художественной литературы
широко используются изобразительно –
выразительные средства языка, как общеязыковые,
так и индивидуально – авторские, несущие
неповторимый отпечаток личности, писателя,
поэта.
В художественной речи возможны и отклонения
от структурных норм, обусловленные художественной
актуализацией, т.е. выделением автором
какой – то мысли, идеи, черты, важной для
смысла произведения. Они могут выражаться
в нарушении фонетических, лексических,
морфологических и других норм. Но все
эти отклонения в тексте служат закону
художественной необходимости.
2.7 Использование в речи
стилистически окрашенных средств
языка
Стилистическая окраска используемых
языковых средств указывает на возможность
их использования в том или ином функциональном
стиле.
№ 39 стилистика и риторика.
Фигуры речи
Стили́стика — филологическая
дисциплина, раздел языкознания, изучающая неодинаковые
для разных условий языкового общения
принципы выбора и способы организации
языковых единиц в единое смысловое и
композиционное целое (текст), а также
определяемые различиями в этих принципах
и способах разновидности употребления
языка (стили) и их систему.
До сих пор предмет
и задачи стилистики остаются спорным
вопросом.
Существует, но не является
полностью общепринятым разделение стилистики
на литературоведческую и языковедческую
(см. ниже). Языковедческая рассматривает функциональные стили
речи, литературоведческая
изучает систему образов, сюжет, фабулу (фактическая сторона
повествования, те события, случаи, действия,
состояния в их причинно-следственной,
хронологической последовательности,
которые компонуются и оформляются автором в сюжете на основе закономерностей,
усматриваемых автором в развитии изображаемых
явлений) и т.д. в отдельном произведении.