Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2015 в 20:09, шпаргалка
Историко-культурная ситуация в России рубежа 19-20 вв.
Это время характеризовалось напряженностью и трагичностью. Россия пережила русско-японскую войну 1944-1945гг. и революцию 1905г. За ними последовали 1 мировая война 1914-1918гг., февральская и октябрьская революции 1917г. и гражданская война 1918-1921гг.
Первый раздел книги («Отсветы зарева») выражает пафос сокрушения устоев и торжества стихий: «Я хочу горящих зданий,// Я хочу кричащих бурь!..» (стихотворение «Кинжальные слова»).
Русская историософская тема самобытно толкуется К.Д.Бальмонтом: ужасы опричнины и равнодушие «улыбающихся созвездий» приводят поэта к мысли о несправедливости мироустройства: «О, если мир – божественная тайна,–// Он каждый миг клевещет на себя!» (стихотворение «Опричнина»).
Лирический герой
стремится вырваться из «
В 1902 году вышла книга «Будем как Солнце». Её первый раздел «Четверогласие стихий» погружает в огненную стихию света. По мнению К.Д.Бальмонта, огненное начало – это сущность жизни. Луна символизирует «владычество великой тишины»; изменчивая и загадочная царица снов и мечтаний знаменует собой оборотную сторону бытия, мир неявленный, сокровенный (стихотворение «Восхваление Луны. Псалом»). Поэт провозглашает единство солнечного и лунного начал и в своей душе.
Океан, который «как жизнь: и правда и обман», являет собой «никем не скованную цельность» (стихотворение «Воззвание к Океану»). Стихии воды и огня в их извечности, свободе и неукротимости переплетаются в поэтическом мире К.Д.Бальмонта. Так возникает образ «пожара прибоя», пламенного моря в стихотворении «Белый пожар».
Лирическому герою книги наиболее созвучен символ ветра: «Ветер, вечный мой брат» (стихотворение «Ветер гор и морей…»). Нераздельное слияние в душе героя трёх стихий: ветра, моря и солнца, – провозглашено в стихотворении «Завет бытия».
Четвёртая – земная – стихия становится для К.Д.Бальмонта почвой, живой возможностью осуществить безмерность мечтаний. Поэт прибегает к символике цветка, соединяющего в себе природное, органическое и – сотворённое (поскольку для поэта красота – всегда продукт творчества).
Избранность поэта – главная тема раздела «Змеиный глаз». Среди стихов-«гимнов» поэтическому дару – выделяется стихотворение «Я – изысканность русской медлительной речи...». В нём говорится об универсальности поэзии, её индивидуальности и субъективности. Для лирического героя «русская медлительная речь» – это и материал, и форма выражения, и «среда обитания». Он растворяется, живёт в речи, а «другие поэты – предтечи» потому, что в их творениях язык – «пятая» стихия – преобразовался в стихию поэзии, полноту обладания которой и воспевает К.Д.Бальмонт. Он продолжает традиционную в русской литературе тему поэтического предназначения, вслед за А.С.Пушкиным и М.Ю.Лермонтовым прибегая к образу-символу кинжала. «Sin miedo» – будь бесстрашным – эта надпись на толедских клинках становится девизом поэта: «Чтоб твои мечты вовек не отблистали,// Чтоб твоя душа всегда была жива,//Разбросай в напевах золото по стали,// Влей огонь, застывший в звонкие слова».
Стихотворение «В домах», посвящённое М.Горькому, – это приговор «некрасивым бледным людям», которые «окованы памятью выцветших слов, забывши о творческом чуде». Поэт не только высокомерно отворачивается от людей-«гномов», проклинает «живущих впотьмах», но и говорит о бесчеловечности тихого обывателя, лишившего себя человеческого облика и мертвящего всё вокруг: «Вы к казни идёте от казни!» Пафос этого стихотворения созвучен идеям раннего творчества М.Горького.
Значительную часть книги составляют стихи о любви – «шестой» стихии – в разделе «Зачарованный грот». Любовь и эрос глубоко символичны для поэта. Каждая влюблённость уподоблена звезде на небосклоне. Восторг слияния и несоединимость двоих как «цветка и воздуха» (стихотворение «Нарцисс и Эхо»); «нездешность» возлюбленной и обладание ею, как обладание миром запредельным (стихотворение «Ты здесь»); игривость чувства и демоническая мистика любви – этими настроениями насыщена интимная поэзия К.Д.Бальмонта. Поэта влечёт сама стихия страсти, в то время как возлюбленная, будучи и желанной, и близкой, остаётся недоступной, как звезда.
Над книгой «Только Любовь» поэт работал летом 1903 года. Её первый раздел («Цветные ткани») начинается с торжественности «Гимна Солнцу».
Раздел «Очертания снов» открывается стихотворением «Возвращение», в котором лейтмотивом ставится тоска по детски-непосредственному видению мира, преображающему действительность в сказку.
Стихи третьего раздела («Мгновенные слияния») объединяет настроение «влюблённости в сказку», в призрачность «неясной страстной чары».
Обманчивость, иллюзорность обладания полнотой бытия ведёт к «Проклятиям» – разделу, который предварён эпиграфом из Шелли: «Love that turns hate» (любовь, что оборачивается ненавистью). Тема отречения меняет эмоциональную окраску, знаменуя обретение стоической мудрости. Этому посвящён раздел «Безрадостность», в котором звучат стихи, наполненные «тютчевской» тоской невыразимости, «безглагольности»: «Есть в русской природе усталая нежность,// Безмолвная боль затаённой печали,// Безвыходность горя, безгласность, безбрежность,// Холодная высь, уходящие дали» (стихотворение «Безглагольность»). В стихотворениях «Отдать себя», «Тише, тише», «Болото» К.Д. Бальмонт воспевает самоотвержение, понимаемое как путь обретения Бога в себе.
В начале 1905 года вышла книга стихов «Литургия красоты». В стихотворении «Осень», названном В.Я.Брюсовым жемчужиной лирики К.Д.Бальмонта, главной темой стала боль расставания поэта с надеждами. В том же году вышла книга «Фейные сказки» – «букетик из тонких былинок» – стихи о проделках и приключениях крошечной феи, её друзей и недругов, посвящённые четырехлетней дочке поэта – Нинике.
1905 год стал переломным годом в жизни К.Д.Бальмонта, когда начались длительные скитания поэта, оторвавшие его надолго от родины. Он уехал в эмиграцию на семь с половиной лет.
В мае 1913 года К.Д.Бальмонт
возвратился в Москву. В мае 1914
года
вышла книга стихов «Белый
зодчий». Это произведение
самопознания, самоопределения в мире,
отсюда задушевный лиризм, автобиографичность
многих стихотворений. Стихи о России наполнены ощущением
просветлённости, а их драматизм подчёркивается мотивом «неразделенности»
любви: «Страна великая, несчастная,
родная,// Которую, как мать, жалею и люблю»
(стихотворение «Страна, которая
молчит»).
В 1916 году появилась книга «Ясень», в которой символика древа знаменовала собой единство мира земного и небесного. Основными в книге являются темы послания миру и грядущим поколениям и мысль о знаковом характере бытия (стихотворения «Мёд веков», «Водоворот», «Звёздное число», «Знаки», «Закатная пирамида»).
К.Д.Бальмонт
был увлечён поиском
Роковые события 1917 года К.Д.Бальмонт принял восторженно. Он выступал с лекциями и стихами, посвящая их «победившим» рабочим и крестьянам. Однако Гражданская война вызвала у поэта серьёзное охлаждение к революции. 25 июня 1920 года К.Д.Бальмонт вместе с женой и дочерью навсегда покинул Россию.
Поэтические книги эмигрантского периода, начиная с "Марева" (1922 год, Париж) и вплоть до "Светослужения" (1937 год, Харбин), будут подчёркивать верность Бальмонта стихии света, который станет теперь исходить из России - уже запредельной, недосягаемой. Бальмонт сменит Париж на север Франции и поселится в Бретани, на мысе Капбретон. Он читает, пишет, переводит. В конце 1920-х гг. он вновь упоённо погружается в изучение славянских и литовских культур. В 1927 году его приглашают в Польшу, через год - в Литву, а в 1929 году уедет в южнославянские страны - Югославию и Болгарию. В Белграде он выпустит свою "поэму о России" - книгу стихов "В раздвинутой дали" (1929 г.). Через два года издаст в Париже книгу стихов "Северное сияние", в которой соединится любовь поэта к России и "лесной царевне" Литве.
24 апреля 1935 года в Париже состоялся вечер, посвящённый 50-летию литературной деятельности Бальмонта. Это был довольно скромный вечер, на котором сам поэт присутствовать не смог. Там со своим прекрасным "Словом о Бальмонте" выступила Марина Цветаева. В Америке стараниями писателя Георгия Гребенщикова в 1935 году вышла маленькая книжка Бальмонта "Голубая подкова" (из 16 стихотворений, среди которых новых не было). В 1937 году в Харбине вышла последняя поэтическая книга Бальмонта "Светослужение" о любви и верности Богом данному уделу. Наперекор болезни, поэт пишет поразительно просветлённые стихи. Его голос сливается с немолкнущим в веках поэтическим хором, которому "любо" "сквозь тишину до вышних звезд греметь!"
Бальмонт умер от воспаления лёгких в ночь на 24 декабря 1942 года. Немногие пришли сказать ему последнее "прости" (среди них были Б.Зайцев, Ю.Терапиано, Ю.Балтрушайтис). Бальмонт ушёл, благословив этот мир, над которым сияло и вечно будет сиять его солнце: "Я шепчу вослед благословенье, //Чувствую, как силы возросли, //Как, испив рассветное мгновенье, //Дали дрогнув, манят быть вдали...".
32. Темат и худ особенн поэзии А.Белого «Золото в лазури», «Пепел»
33. Пробл, своеобр обр стр-ры, худ особенн романа А.Белого «Петербург»
Своеобразным было отношение А. Белого к Петербургу, который он определял как важнейшее звено в общей цепи исторических событий мировой истории. Задуманный Петром I в виде «окна в Европу», Петербург разделил прежде единую Россию на западную и восточную части. Вот почему в прологе романа сказано о том, что если Петербург «не столица, то – нет Петербурга. Это только кажется, что он существует».
Особенность «Петербурга» как символистского романа состоит в том, что его герои в такой же степени условные, как и художественно достоверные типы. Автор специально заостряет символические черты в облике персонажей романа, благодаря чему типическое и символическое перекрещиваются. Петербург в романе – это и российская столица, и чей-то сон, материализовавшаяся грёза, «душа некоего не данного в романе лица, переутомлённого мозговой работой». Этот город подавляет в героях всё живое, делая их карикатурами на самих себя.
В роман вторгается мифология. В истории возникновения и развития Петербурга писатель склонен видеть некую мифологему. Мифологичны
«Петербург» – историко-философский роман. Автора в первую очередь интересует история, её смысл и характер, а человек выступает лишь как показатель определённого периода определённой эпохи.
Роль личности в истории трактуется А. Белым как пассивная, определяемая действием непознаваемых «роковых» сил. В романе излагается сложная и разветвлённая философия русской истории за 200 лет существования России – от возникновения в 1703 году на одной из северных её окраин новой столицы русской империи до 1905 года.
По мнению
А.Белого, безмерное укрепление
Действие в романе укладывается всего лишь в 10 дней – с 30 сентября по 9 октября 1905 года. Это был апогей революционных событий, когда в движение пришла вся Россия. Октябрьская всероссийская стачка охватила свыше 2 млн. человек. 2 октября в Петербурге состоялись проводы внезапно скончавшегося ректора Московского университета князя С.Н.Трубецкого, который незадолго до этого произнёс перед царём речь, требуя конституционных реформ. Проводы гроба по Невскому проспекту на Николаевский вокзал и похороны в Москве 3 октября вылились в политическую демонстрацию.
А.Белый исследует в романе ход мировой истории, приводящий к смене одного периода в жизни человечества другим. Роман состоит из 8 глав, пролога и эпилога. Главы подразделяются на главки (их в романе 133), каждая из которых имеет своё наименование, состоящее из слов, словосочетаний или предложений, взятых из данной главы.
В произведении оживает российская самодержавная государственность во всём своём неприглядном виде. Прямизна петербургских проспектов, чёткость его строительных и архитектурных линий служили для А.Белого показателем сухой и мертвящей западной цивилизации – это «край земли», «конец бесконечности», ад и «геенское пекло». Как только автор сталкивается с необходимостью обозначить конкретное место действия, город сразу де расплывается, теряя свои подлинные очертания, и герои появляются словно из «ниоткуда».
Топографическая
достоверность создаётся с