Шпаргалка по "Литературе 19-20 век"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2015 в 20:09, шпаргалка

Описание работы

Историко-культурная ситуация в России рубежа 19-20 вв.
Это время характеризовалось напряженностью и трагичностью. Россия пережила русско-японскую войну 1944-1945гг. и революцию 1905г. За ними последовали 1 мировая война 1914-1918гг., февральская и октябрьская революции 1917г. и гражданская война 1918-1921гг.

Файлы: 1 файл

Litera_Gotovo.doc

— 643.50 Кб (Скачать файл)

  Первый раздел книги («Отсветы зарева»)  выражает пафос сокрушения устоев и торжества стихий: «Я хочу горящих зданий,// Я хочу кричащих бурь!..» (стихотворение «Кинжальные слова»).

  Русская историософская тема самобытно толкуется К.Д.Бальмонтом: ужасы опричнины и равнодушие «улыбающихся созвездий» приводят поэта к мысли о несправедливости мироустройства: «О, если мир – божественная тайна,–//  Он каждый миг клевещет на себя!» (стихотворение «Опричнина»).

  Лирический герой  стремится вырваться из «страны  неволи» (так назван один из разделов книги), где человек томится в плену отчуждения (стихотворение «В тюрьме»), оков «проклятой» наследственности (стихотворение «Избранный»), обречённости на смерть. «Мир должен быть оправдан весь,// Чтоб можно было жить»,  – так написал поэт в цикле «В душах есть всё», и эта идея оправдания ведёт к утверждению цельности мира (стихотворение «Путь правды»). Мир, пересозданный по законам красоты, – это дар людям (стихотворение «Оттуда»).

   В 1902 году вышла  книга «Будем как Солнце». Её первый раздел «Четверогласие стихий» погружает в огненную стихию света. По мнению К.Д.Бальмонта, огненное начало – это сущность жизни. Луна символизирует  «владычество великой  тишины»; изменчивая и загадочная царица снов и мечтаний знаменует собой оборотную сторону бытия, мир неявленный, сокровенный (стихотворение «Восхваление Луны. Псалом»). Поэт провозглашает единство солнечного и лунного начал и в своей душе.

  Океан, который «как жизнь: и правда и обман», являет собой «никем не скованную цельность» (стихотворение «Воззвание к Океану»). Стихии воды и огня в их извечности, свободе и неукротимости переплетаются в поэтическом мире К.Д.Бальмонта. Так возникает образ «пожара прибоя», пламенного моря в стихотворении «Белый пожар».

  Лирическому герою книги  наиболее созвучен символ ветра: «Ветер, вечный мой брат» (стихотворение «Ветер гор и морей…»). Нераздельное слияние в душе героя трёх стихий: ветра, моря и солнца, – провозглашено в стихотворении «Завет бытия».

 Четвёртая – земная – стихия становится для К.Д.Бальмонта почвой, живой возможностью осуществить безмерность мечтаний. Поэт прибегает к символике цветка, соединяющего в себе природное, органическое и – сотворённое (поскольку для поэта красота – всегда продукт творчества).

 Избранность поэта – главная тема раздела «Змеиный глаз». Среди стихов-«гимнов» поэтическому дару – выделяется стихотворение «Я – изысканность русской медлительной речи...». В нём говорится об универсальности поэзии, её индивидуальности и субъективности.  Для лирического героя «русская медлительная речь» – это и материал, и форма выражения, и «среда обитания».  Он  растворяется,  живёт в речи, а «другие поэты – предтечи» потому, что   в их творениях язык –  «пятая» стихия – преобразовался в стихию поэзии, полноту обладания которой и воспевает К.Д.Бальмонт. Он продолжает традиционную в русской литературе тему поэтического предназначения, вслед за А.С.Пушкиным и М.Ю.Лермонтовым прибегая к образу-символу кинжала. «Sin miedo» – будь бесстрашным – эта надпись на толедских клинках становится девизом поэта: «Чтоб твои мечты вовек не отблистали,// Чтоб твоя душа всегда была жива,//Разбросай в напевах золото по стали,// Влей огонь, застывший в звонкие слова».

 Стихотворение «В домах», посвящённое М.Горькому, – это приговор «некрасивым бледным людям», которые «окованы памятью выцветших слов, забывши о творческом чуде». Поэт не только высокомерно отворачивается от людей-«гномов», проклинает «живущих впотьмах», но и говорит о бесчеловечности тихого обывателя, лишившего себя человеческого облика и мертвящего всё вокруг: «Вы к казни идёте от казни!» Пафос этого стихотворения созвучен идеям раннего творчества М.Горького.

Значительную часть книги составляют стихи о любви – «шестой» стихии – в  разделе «Зачарованный грот». Любовь и эрос глубоко символичны для поэта. Каждая влюблённость уподоблена звезде на небосклоне. Восторг слияния и несоединимость двоих как «цветка и воздуха» (стихотворение «Нарцисс и Эхо»); «нездешность» возлюбленной и обладание ею, как обладание миром запредельным (стихотворение «Ты здесь»); игривость чувства и демоническая мистика любви – этими настроениями насыщена интимная поэзия К.Д.Бальмонта. Поэта  влечёт сама стихия страсти, в то время как возлюбленная, будучи и желанной, и близкой, остаётся недоступной, как звезда.

Над  книгой «Только Любовь» поэт работал летом 1903 года. Её первый раздел («Цветные ткани») начинается с торжественности «Гимна Солнцу».

 Раздел  «Очертания снов»  открывается стихотворением «Возвращение», в котором лейтмотивом ставится тоска по детски-непосредственному видению мира, преображающему действительность в сказку.

  Стихи третьего раздела («Мгновенные  слияния»)  объединяет настроение «влюблённости в сказку», в призрачность «неясной страстной чары».

 Обманчивость, иллюзорность обладания полнотой бытия ведёт к «Проклятиям» – разделу, который предварён эпиграфом из Шелли: «Love  that  turns hate» (любовь, что оборачивается ненавистью). Тема отречения меняет эмоциональную окраску, знаменуя обретение стоической мудрости. Этому посвящён раздел «Безрадостность», в котором звучат стихи, наполненные «тютчевской» тоской невыразимости, «безглагольности»: «Есть в русской природе усталая нежность,// Безмолвная боль затаённой печали,// Безвыходность горя, безгласность, безбрежность,// Холодная высь, уходящие дали» (стихотворение «Безглагольность»). В стихотворениях «Отдать себя», «Тише, тише», «Болото»  К.Д. Бальмонт воспевает  самоотвержение, понимаемое как  путь обретения Бога в себе.

 В начале 1905 года вышла книга стихов «Литургия красоты». В стихотворении «Осень», названном В.Я.Брюсовым жемчужиной лирики К.Д.Бальмонта,  главной темой стала боль расставания поэта  с надеждами. В том же году  вышла книга «Фейные сказки» – «букетик из тонких былинок» – стихи о проделках и приключениях крошечной феи, её друзей и недругов, посвящённые четырехлетней дочке  поэта – Нинике.

1905 год стал переломным годом  в жизни К.Д.Бальмонта, когда начались  длительные скитания поэта, оторвавшие его надолго от родины. Он уехал  в эмиграцию на семь с половиной лет.

  В мае 1913 года К.Д.Бальмонт  возвратился в Москву. В мае 1914 года 
вышла книга стихов «Белый зодчий». Это произведение самопознания, самоопределения в мире, отсюда задушевный лиризм, автобиографичность многих стихотворений. Стихи о России наполнены ощущением просветлённости, а их драматизм подчёркивается мотивом «неразделенности» любви: «Страна великая, несчастная, родная,// Которую, как мать, жалею и люблю» (стихотворение «Страна, которая молчит»).

         В 1916 году появилась  книга «Ясень», в которой символика древа знаменовала собой единство мира земного и небесного. Основными в книге являются темы послания миру и грядущим поколениям и мысль о знаковом характере бытия (стихотворения  «Мёд веков», «Водоворот», «Звёздное число», «Знаки», «Закатная пирамида»).

           К.Д.Бальмонт  был увлечён поиском гармонической  строгости и меры в поэзии. Этот путь привел его к жанру сонета. В 1917 году вышла  книга «Сонеты солнца, мёда и луны», вобравшая в себя более 200 стихотворений. «Классичность» формы сонета подвела К.Д.Бальмонта к классическим античным темам. Одним из образцов стал сонет «Она покоится», где автор утверждает сверхчеловеческую природу воспеваемых им художников: Микеланджело и Леонардо, Шекспира и Кальдерона, Шелли и По. Цикл из четырёх сонетов посвящён М.Ю.Лермонтову.

          Роковые  события 1917 года К.Д.Бальмонт принял  восторженно. Он выступал с лекциями  и стихами, посвящая их  «победившим»  рабочим и крестьянам. Однако Гражданская война вызвала у поэта серьёзное охлаждение к революции. 25 июня 1920 года К.Д.Бальмонт вместе с женой и дочерью навсегда покинул Россию.

Поэтические книги эмигрантского периода, начиная с "Марева" (1922 год, Париж)  и вплоть до "Светослужения" (1937 год, Харбин), будут подчёркивать верность Бальмонта стихии света, который станет теперь исходить из России - уже запредельной, недосягаемой. Бальмонт сменит Париж на север Франции и поселится в Бретани, на мысе Капбретон. Он читает, пишет, переводит. В конце 1920-х гг. он вновь упоённо погружается в изучение славянских и литовских культур. В 1927 году его приглашают в Польшу, через год - в Литву, а в 1929 году уедет в южнославянские страны - Югославию и Болгарию. В Белграде он выпустит свою "поэму о России" - книгу стихов "В раздвинутой дали" (1929 г.). Через два года издаст в Париже книгу стихов "Северное сияние", в которой соединится любовь поэта к России и "лесной царевне" Литве.

24 апреля 1935 года в Париже состоялся  вечер, посвящённый 50-летию литературной деятельности Бальмонта. Это был довольно скромный вечер, на котором сам поэт присутствовать не смог. Там со своим прекрасным "Словом о Бальмонте" выступила Марина Цветаева. В Америке стараниями писателя Георгия Гребенщикова в 1935 году вышла маленькая книжка Бальмонта "Голубая подкова" (из 16 стихотворений, среди которых новых не было). В 1937 году в Харбине вышла последняя поэтическая книга Бальмонта "Светослужение" о любви и верности Богом данному уделу. Наперекор болезни, поэт пишет поразительно просветлённые стихи. Его голос сливается с немолкнущим в веках поэтическим хором, которому "любо" "сквозь тишину до вышних звезд греметь!"

Бальмонт умер от воспаления лёгких в ночь на 24 декабря 1942 года. Немногие пришли сказать ему последнее "прости" (среди них были Б.Зайцев, Ю.Терапиано, Ю.Балтрушайтис). Бальмонт ушёл, благословив этот мир, над которым сияло и вечно будет сиять его солнце: "Я шепчу вослед благословенье, //Чувствую, как силы возросли, //Как, испив рассветное мгновенье, //Дали дрогнув, манят быть вдали...".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

32. Темат и худ особенн поэзии А.Белого «Золото в лазури», «Пепел»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

33. Пробл, своеобр обр  стр-ры, худ особенн романа А.Белого «Петербург»

Своеобразным было отношение А. Белого к Петербургу, который он определял как важнейшее звено в общей цепи исторических событий мировой истории.  Задуманный Петром I  в виде «окна в Европу»,  Петербург разделил прежде  единую Россию на западную и восточную части. Вот почему в прологе романа сказано о том, что если Петербург «не столица, то – нет Петербурга. Это только кажется, что он существует».

     Особенность «Петербурга» как символистского романа состоит в том, что его герои в такой же степени условные, как и художественно достоверные типы. Автор  специально заостряет символические черты в облике персонажей романа, благодаря чему типическое и символическое перекрещиваются. Петербург в романе – это и российская столица, и чей-то  сон, материализовавшаяся грёза, «душа некоего не данного в романе лица, переутомлённого мозговой работой». Этот город подавляет в героях всё живое, делая их карикатурами на самих себя.

     В роман  вторгается мифология. В истории возникновения и развития Петербурга  писатель склонен видеть некую мифологему.  Мифологичны

  • Петр I и его двойник –  Медный Всадник (Медный Гость, Металлический Всадник); 
  • бывший антагонист  – Евгений, ставший теперь террористом Дудкиным;
  • сон, увиденный Николаем Аполлоновичем, задремавшим над бомбой с заведённым часовым механизмом;
  • Аполлон Аполлонович, способный создавать и разрушать миры, превращать тени в людей, а людей – в теневые подобия.

         «Петербург» –  историко-философский роман. Автора в первую очередь интересует история, её смысл и характер, а человек выступает лишь как показатель определённого периода определённой эпохи.

          Роль личности в истории трактуется А. Белым как пассивная, определяемая действием непознаваемых «роковых» сил. В романе излагается сложная и разветвлённая философия русской истории за 200 лет существования России – от возникновения в 1703 году на одной из северных её окраин новой столицы русской империи до 1905 года.

          По мнению  А.Белого, безмерное укрепление единодержавной власти, проведённое Петром I, оказало губительное воздействие на дальнейшее развитие России. А.Белый «вслед за Ф.М.Достоевским утверждает, что с петровскими нововведениями Россия лишилась национального единства и национальной почвы; она оказалась расколотой на западную и восточную части, между которыми установились сложные взаимоотношения. Всё в России – от быта и психологии личности до характера государственной системы – лишилось цельной, разумной целеустремлённости. Запад и Восток взяли в плен страну, разложили, раздробили её», – пишет Л.К. Долгополов в книге «А.Белый и его роман «Петербург»» (Л., 1988). Об этом расколе национального и исторического единства и повествует А. Белый в своём романе, сжимая до полутора недель ход мировой истории.

          Действие в романе укладывается всего лишь в 10 дней – с 30 сентября по 9 октября 1905 года. Это был апогей революционных событий, когда в  движение пришла вся Россия. Октябрьская всероссийская стачка охватила свыше 2 млн. человек. 2 октября в Петербурге состоялись проводы внезапно скончавшегося ректора Московского университета князя С.Н.Трубецкого, который незадолго до этого произнёс перед царём речь, требуя конституционных реформ. Проводы гроба по Невскому проспекту на Николаевский вокзал и похороны в Москве 3 октября вылились в политическую демонстрацию.       

          А.Белый исследует в романе ход мировой истории, приводящий к смене одного периода в жизни человечества другим. Роман состоит из 8 глав, пролога и эпилога. Главы подразделяются на главки (их в романе 133), каждая из которых имеет своё наименование, состоящее из слов, словосочетаний или предложений, взятых из данной главы.

          В произведении  оживает российская самодержавная государственность во всём своём неприглядном виде. Прямизна петербургских проспектов, чёткость его строительных и архитектурных линий служили для А.Белого показателем сухой и мертвящей западной цивилизации – это «край земли», «конец бесконечности», ад и «геенское пекло». Как только автор сталкивается с необходимостью обозначить конкретное место действия, город сразу де расплывается, теряя свои подлинные очертания, и герои появляются словно из «ниоткуда».

          Топографическая  достоверность создаётся с помощью  Зимней канавки и прилегающего  к ней района реки Мойки, Сенатской площади и памятника Петру I («Медного всадника»), Летнего сада, Гагаринской и Английской набережных, Николаевского и Троицкого мостов, семнадцатой линии Васильевского острова. Это центр города, район дворцов и правительственных учреждений, классический Петербург, знаменитый своими архитектурными ансамблями. То, что именно он находится в центре внимания автора, не удивительно, т.к. главный персонаж романа – сенатор Аполлон Аполлонович Аблеухов, западник по взглядам, имеющий восточное происхождение (его предки «проживали в киргиз-кайсацкой орде, откуда в царствование императрицы Анны Иоанновны доблестно поступили на русскую службу»).

Информация о работе Шпаргалка по "Литературе 19-20 век"