Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2015 в 20:09, шпаргалка
Историко-культурная ситуация в России рубежа 19-20 вв.
Это время характеризовалось напряженностью и трагичностью. Россия пережила русско-японскую войну 1944-1945гг. и революцию 1905г. За ними последовали 1 мировая война 1914-1918гг., февральская и октябрьская революции 1917г. и гражданская война 1918-1921гг.
Попыткой заглянуть в будущее своей дочери Ариадны является стихотворение М.И.Цветаевой «Але»(1914): «Ты будешь, как я – бесспорно –//И лучше – писать стихи» (в 1950-е гг. Ариадна Сергеевна была переводчиком стихов; стала членом Союза советских писателей); «Но будешь ли ты – кто знает? –//Смертельно виски сжимать…» (27 августа 1939 года Ариадна была арестована и до 1947года пробыла в тюрьмах и лагерях; 22 февраля 1949 года вновь была арестована и приговорена к пожизненной ссылке в Туруханск Красноярского края; в 1955 году реабилитирована).
Пророчески прозвучали строки стихотворения М.И.Цветаевой «Моим стихам, написанным так рано…», в котором она сказала о себе как о самобытном поэте (её стихи «как брызги из фонтана», «как искры из ракет», «как маленькие черти», ворвавшиеся «в святилище, где сон и фимиам»), чье творчество пока не востребовано («нечитанные стихи», «разбросанные в пыли по магазинам (где их никто не брал и не берет!)», но придет время, когда и её «стихам, как драгоценным винам, настанет свой черёд».
50. Темат и худ своеоб поэзии Цветаевой М.И. 1915-20гг
Кратковременная разлука М.И.Цветаевой с родным городом заставила её взглянуть на него новыми глазами, что послужило импульсом для создания цикла «Стихи о Москве» (1916), (состоящего из 9 стихотворений), который можно назвать величальной песней городу. Ощущая его частицей своей души, М.И.Цветаева готова вручить Москву, как и своё сердце тому, кто достоин такого дара. Как наследство завещает она Москву дочери в первом стихотворении («Облака – вокруг,//Купола – вокруг»; как дар дружбы – собрату по ремеслу во втором стихотворении («Из рук моих – нерукотворный град//Прими, мой странный, мой прекрасный брат»). Общение с городом, поклонение его святыням врачует душу. Любящее сердце Москвы открыто всем страждущим. Человек может быть грешен, но рано или поздно в нем проснется желание очистить свою душу, и тогда он сумеет расслышать зов «с колокольного семихолмия»: «Издалека – далече –//Ты всё же позовешь» (восьмое стихотворение – «Москва! Какой огромный//Странноприимный дом!»). Мотив святости и праведности звучит в шестом стихотворении («Над синевою подмосковных рощ…»). Он связан с образом странников, в душах которых вера, смирение, отрешенность от мира. Их образ напоминает о нескончаемости жизненных дорог, путей познания истины. Москва у М.И.Цветаевой – средоточие всех путей: «Всяк на Руси – бездомный.//Мы все к тебе придем». Поэтесса дорожит Москвой не только как родным городом, но и как святыней, неслучайно основным цветом в этом цикле является красный, который связан с красотой, любовью, жизнью сердца («червонные возблещут колокола»; «с багряных облаков уронит Богородица покров»; «как золотой ларчик, Иверская горит»; «во червонный день Иоанна родилась»; «красною кистью рябина зажглась»). М.И.Цветаева говорила, что своим петербургским приездом, «Стихами о Москве» была «обязана Ахматовой, своей любви к ней, своему желанию подарить ей что-то вечнее любви».
М.И.Цветаева обладала редким даром – умением восхищаться талантом, быть благодарной художнику, глубоко чувствовать душу в его творениях. Обращения М.И.Цветаевой к поэтам-современникам были не только данью восхищения, но и содержали тонкий анализ творческой личности. Героиня цикла «Ахматовой» (1916) названа «Царскосельской музой», «раненой Музой», «Музой плача, прекраснейшей из муз». В этом образе сочетаются два противоположных начала: «шальное исчадие ночи белой», которое насылает «черную… метель на Русь». Это вызывает двоякое чувство: восхищение, восторг и ужас: «И мы шарахаемся, и глухое: ох! – //Стотысячное – тебе присягает, Анна//Ахматова!» Приобщение к судьбе героини несет в себе и сладость, и угрозу: «вопли твои вонзаются в нас, как стрелы», но все же «мы коронованы тем, что одну с тобой//Мы землю топчем, что небо над нами – то же!» М.И.Цветаева осознает эту приобщённость как великий дар, принять который можно лишь целиком, со всей драгоценной тяжестью этой ноши: «И тот, кто ранен смертельно твоей судьбой,//Уже бессмертным на смертное сходит ложе». Само имя героини несет на себе мету «смертельной судьбы»: «Это имя – огромный вздох,//И в глубь он падает, которая безымянна». В глубь – это в самую сердцевину души, где хранятся самые дорогие впечатления. Чувство восхищения поэтом рождает стремление одарить в ответ, отдать в благодарность ему нечто столь же бесценное, как и его дар. Такой неразменной ценностью для М.И.Цветаевой является её родной город («я дарю тебе свой колокольный град») и самоотверженная готовность отдать «сердце свое в придачу».
Александра Блока М.И.Цветаева чтила не как собрата по «струнному ремеслу», а как божество от поэзии и поклонялась ему как божеству, не смея помыслить ни о какой сопричастности этой творческой высоте.
Цикл «Стихи к Блоку» (1916, 1920-1921 гг.) – страстный монолог любви М.И.Цветаевой к «рыцарю без укоризны», «божьему праведнику», «ангелу», «снежному лебедю». Его благородство, душевную чистоту и «святость сердца» она подчеркнула с помощью цветовой символики: «Во мгле – сизой//Стоишь, ризой//Снеговой одет». Трепетно воспринимается М.И.Цветаевой даже звук самого имени поэта: «Имя твоё – птица в руке,//Имя твоё – льдинка на языке.//Одно-единственное движенье губ». Чувство восхищения им усиливается с помощью анафоры («имя твоё…»). В первом стихотворении очень важен мотив удивления чуду – это приручённая певчая стихия («имя твоё – птица в руке»); щекочущий холодок тайны, прикосновение к сокровенным глубинам души («имя твоё – льдинка на языке»); огромный поэтический мир, который рождается из «одного-единственного движенья губ». В стихотворении появляется и сквозной для всего цикла мотив полета («мячик, пойманный на лету»), бега («в легком щёлканье ночных копыт//Громкое имя твое гремит»). Бесстрашна душа поэта, принимающего на себя все беды мира, но рядом всегда томится опасность: «И назовет его нам в висок//Звонко щёлкающий курок». Поэт всегда на краю, ближе всех к зияющей бездне, потому что его предназначение – противостоять злу. Имя поэта для М.И.Цветаевой – святое (в третьем стихотворении: «И во имя твое святое//Поцелую вечерний снег»). Приобщение к творческому миру «взыскательного художника» способно одарить любящее сердце неповторимым ощущением внутренней гармонии, дать возможность обрести душевный покой и умиротворение: «С именем твоим – сон глубок».
Одной из ключевых в творчестве М.И.Цветаевой становится тема бессонности, «растревоженности» духа, вечного вызова всему застывшему в своем развитии. В цикле «Бессонница» (1916) она дает героине возможность отрешиться от обыденности, уйти в свой особый мир и обрести новый взгляд на бытие. Бессонница обязывает героиню быть личностью. В стихотворении «Сегодня ночью я одна в ночи…» героиня одинока (без спутника), бездомна, бессонна, но не ощущает себя обделенной. Ей ведома особая радость: «Сегодня ночью у меня ключи//От всех ворот единственной столицы». «Ключи от всех ворот» – символ доступа к тайнам не только «единственной столицы», но и сокровенной жизни человеческой души. «Бессонница… толкнула в путь» героиню, пробудила в её душе самые высокие и светлые чувства: от восхищения красотой Кремля («О, как же ты прекрасен, тусклый Кремль мой») до нежности и любви ко всей земле («Сегодня ночью я целую в грудь – //Всю круглую воющую землю»). М.И.Цветаева считала, что душа в ночи вырастает, и героиня стихотворения находит в себе силы подняться над всем и всех пожалеть («Сегодня ночью я жалею всех,//Кого жалеют и кого целуют»). Таким образом, благодаря бессоннице душа героини проходит путь от примиряющего поцелуя любви ко всей земле до нежности ко всем людям – разным по судьбе, но единым в своей земной доле.
В 1917-1920 гг. М.И.Цветаева пишет стихи, вошедшие в книгу «Лебединый стан». Не вдаваясь ни в какую политику, она воспевает белое движение лишь за то, что в его рядах был её любимый, но это песня глубочайшей скорби и траура, выражавшая страх и отчаяние не только за судьбу мужа, но и всех тех, кто воевал: «Каждый вечер, каждый вечер//Руки вам тяну навстречу.//Там, в просторах голубиных – //Сколько у меня любимых!» (стихотворение «Об ушедших – отошедших…»). Тема враждующих братьев, восходящая к библейскому мотиву братоубийства (об Авеле и Каине), и человеческого единения воинов в горький смертный час – в стихотворении «Ох, грибок ты мой, грибочек»: «Все рядком лежат –//Не развесть межой.//Поглядеть: солдат,//Где свой, где чужой?//Белый был – красным стал://Кровь обагрила.//Красным был – белый стал://Смерть побелила».